Этапы формирования Артуровских легенд
Артуровские легенды представляют собой лиро-эпические предания, сказания кельтского народа, которые описывают героические подвиги, жестокие сражения короля Артура, его огромное царство, жизнь его приближенных, таких как его жена Гвиневра, доблестный рыцарь Ланселот, и не менее доблестный Гавейн и, конечно же, волшебник Мерлин. Как пишет Р.М. Самарин: " В кельтской среде Бретании и Уэльса возник цикл сказаний, который был связан с памятью о герое борьбы против англов и саксов - вожде одного из британских племен Арториусе, который позже превратился в Артура". [14, с.550] По легенде, Артур утвердил свою власть над Британией, сумев вытащить из лежащего на алтаре камня волшебный меч или добыв при помощи мага Мерлина, меч владычицы озера, который держала над водами таинственная рука (название меча "Экскалибур"). Во дворце Артура (Камелоте) был создан знаменитый Круглый стол (сведения о нём впервые появляются у авторов на рубеже 12 и 13 вв.), вокруг которого восседают храбрейшие рыцари короля. Центром пиршественного зала был добытый Артуром при путешествии в Аннон (потусторонний мир) магический котёл. Кульминация многочисленных подвигов рыцарей короля - поиски Грааля, героями которых были прежде всего Персевал и Галахад (рыцари Круглого Стола). Закат королевства и гибель храбрейших рыцарей знаменует битва при Камлане, где Артур вступает в битву со своим племянником Мордредом, который в отсутствие короля посягнул на его супругу Гвиневру. Мордред был убит, а смертельно раненный Артур перенесён своей сестрой феей Морганой на остров Аваллон, где он и возлежит в чудесном дворце на вершине горы. [11, с.90] В развитии Артуровские легенд можно выделить несколько этапов их формирования.
Первый этап - это этап самого начала формирования легенд в кельтской литературе. Как отмечает, А.Д. Михайлов "…первый этап - это как бы Артур до Артура. Нет ни имени, ни героических деяний, ни привычного нам окружения. Есть лишь "мотивы", которые очень скоро найдут отклик в ранних памятниках кельтской (валлийской) литературы и фольклора, где будет фигурировать и Артур". [10, с.70] Фигура Артура формируется на общих моделях, которые можно найти в кельтском, валлийском и ирландском эпосе. В основе Артуровских легенд лежат кельтские эпические предания, которые известны по ирландской вариации. Поэтому ирландские саги - не источник Артуровских легенд, а параллель, в известной мере даже модель легенд о короле Артуре. Из ранних валлийских саг в сюжетном плане не было внесено ничего. Эпические мотивы отражают общую модель, по которой строятся легенды. Но все же валлийский эпос отозвался в сказаниях об Артуре своей стилистикой. [10, с.34] Второй этап - это формирование Артуровских легенд в период христианизации кельтских народов. Христианство у кельтов Британских островов появляется во IV веке. [16, с.34] Процесс христианизации прошел мирно без особых сопротивлений. Именно благодаря сохранившимся языческим верованиям Артуровские легенды оказались так сильно насыщенны фантастическими, чудесными образами и элементами. [7, с. 19] Монастыри становились центром светской и духовной жизни. К ним тяготели также барды, со своим устным творчеством на основе кельтской традиции, которая развивалась параллельно с латинской письменной традицией церкви. Поэтому воздействие библейских мотивов было ощутимым. Новая религия, пришедшая с континента, не уничтожила язычество кельтов, а лишь сделала ее богаче, принеся новые традиции римских и греческих текстов. На Британских островах благодаря христианизации было популярно не только монашество, но и отшельничество. Отшельническим духом овеяна и поэзия валлийских бардов, например Анейрина. В его поэме "Годдодин" Артур предстает зловещей фигурой. К тем местам, где поработал его меч, слетаются черные вороны, так как там для этих птиц есть добыча - покоренные враги Артура. На этом этапе Артур все еще является узко племенным героем. Идеологического наполнения, которое является сутью известных нам Артуровских легенд, еще не прослеживается. [10, с.47]
Третий этап формирования Артуровских легенд - это этап складывания Артуровских легенд в период сопротивления кельтских народов англосаксонским отрядам. С середины V в. отряды саксов начинают овладевать восточной и центральной Англией. [16, с.58] С продвижением англосаксонских воинов на территорию кельтов, в Артуровских легендах сам Артур превращается в доблестного рыцаря, защитника, легенды приобретают патриотический смысл. [10, с.28] На этом этапе Артур, как вождь северных бриттов, герой местных сражений, приобретает черты героя, его образ начинает нести в себе патриотический характер, целью которого является поднять боевой дух кельтского народа. Первым, кто упоминает Артура как доблестного героя, был Ненний. Ненний, валлийский священник, составил латинскую хронику "История Бриттов" около 800 г. [1, с.35], где Артур изображен в качестве знаменитого военачальника бриттов, одержавшего над англо-саксами 12 побед. [2, с.52] Согласно Неннию, Артур не был королем; он не имел столь благородного происхождения, как другие вожди бриттов, но, тем не менее, за свои военные таланты был избран предводителем. Так же как замечает А.Д. Михайлов "произведение Ненния, - это свидетельство поворотного пункта в развитии легенды: частный эпизод, частный незначительный герой (как уже говорилось) в результате своего появления в момент особого напряжения сил и личной удачливости оказывается в центре творимой национальной легенды, аккумулируя все наиболее значительные события национальной истории". [10, с.68] Четвертый этап - формирование Артуровских легенд накануне норманнского завоевания. Патриотическое настроение уходит на задний план авантюрно-фантастическим элементом, а Артур теперь выступает не столько удачливым военачальником, сколько мудрым правителем с сединой в волосах, восседающий на троне, окруженный своими верными рыцарями. [10, с.71] Такое перевоплощение Артура можно увидеть в валлийской саге "Куллох и Олуэн", созданная в XI в. Во всех подвигах и препятствиях юноше Куллоху помогают не только Артур своими мудрыми советами, но и его доблестные рыцари. [15, с.54]
Пятый этап формирования - это этап формирования Артуровских легенд в период норманнского вторжения 1066г. В этом этапе Артуровские легенды получают новый облик под пером Гальфрида Монмутского в "Истории бриттов", которые после обойдут все европейские литературы. Гальфрид Монмутский был, вероятно, валлиец и знал уэльский язык. Он был архидьяконом в Монмауте, откуда и появляется его прозвище Монмаутский. Его "История бриттов" написана между 1132-1137 гг. Появление этой своеобразной книги среди других исторических произведений периода норманнского завоевания, посвященных англо-саксонской и нормандской истории, нельзя назвать случайностью. Уэльсцы считали нормандских завоевателей победителями их давних исторических врагов, англо-саксов. Они мечтали о национально-политическом объединении с бретонцами, потомками тех уэльсцев, которые эмигрировали на континент в V-VI вв. Этим можно объяснить возрождение кельтских исторических преданий и легенд, так как при дворах английских королей нормандской и анжуйской династий появляются уэльсцы, которые возрождают кельтскую традицию. [2, с.47] В "Истории бриттов" образ Артура превращен в могущественного правителя не только Британии, но и большей части Европы - Галии, Скандинавии; он побеждает даже самого римского императора. [2, с.59] В "Истории бриттов" перед читателем проходит вся жизнь героя. Наибольшее внимание уделяется его многочисленным победоносным походам, тому, как он старательно и мудро "собирает земли" и создает обширнейшую и могущественнейшую империю. И гибнет эта империя не из-за удачливости или отваги ее врагов, а из-за человеческой доверчивости, с одной стороны, и вероломства - с другой.
Впервые наряду с военными достижениями Артура, Гальфрид описывает нам основные черты его характера, тем самым закладывая основу мифа о "справедливейшем из королей". [7, с.22] Как пишет Е. М Мелетинский: "Гальфрид чрезвычайно гиперболизировал образ короля Артура, сделав его центральной фигурой "Британской" истории, верховным королем Британии, завоевателем большей части Европы, представив его двор как средоточие самых смелых воинов, высшей доблести и куртуазности". [8, с.466] Так же Гальфриду приписывается создание волшебника Мерлина. Именно в "Истории бриттов" впервые появляется этот герой, в образе прорицателя и мудрого советника короля Артура. Таким образом, пройдя пять этапов формирования образ Артура проходит трансформацию от племенного вождя до правителя Британии. На всех этапах образ Артура носит эпический характер, и призван вызвать патриотические чувства у читателя. В итоге после окончания становления легенд было положено начало литературным обработкам Артуровских легенд. Фантастические предания кельтов, которые прославляли деяния Артура, становятся центром творчества французских поэтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|