Общая характеристика классической Артурианы
Классическая Артуриана представляет собой легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола в художественной обработке средневековых поэтов. Теперь вместо "Истории Британии" Гальфрида Монмутского, которая была источником сюжетов и героев для средневековых поэтов, таких как Вас, Кретьен дэ Труа, Лайамон и Томас Мэлори, средневековая интерпретация артуровских легенд тех же самых авторов становится своеобразным образцом, стандартной моделью для современного читателя. Именно по этим романам нам знакомы героические подвиги Артура, несчастная любовь Ланселота и Гвиневры, не оставляющая равнодушным любого человека, и мудрость Мерлина. [1, с.63] Литературная обработка артуровских легенд, а значит, собственно и становление классической Артурианы начинается с конца XII начала XIII века. В Артуровских легендах, которые позже стали содержанием куртуазных романов, наполнявшие эти легенды фольклорные кельтские мотивы и темы, особенности стилистики и сюжетные "ходы" не исчезают бесследно. Они коренным образом меняют свой смысл. Они утрачивали живую непосредственность и во многом переходили в разряд сюжетообразующего фактора, становясь в романах элементом фантастики. Сами герои и образы, используемые в романах, становятся своеобразными отдаленными от реальностями символами, они теряют свой историзм, который имели ранее до литературной обработки. Ведь ранее для читателя Артур представлялся великим вождем, который на самом деле защищал свой народ от нападений. Теперь же он изображается как мудрый правитель своего утопического царства, у которого нет определенных пространственных границ. [9, с.33] Помимо того, что образ Артура начинает носить новые качества, появляются такие произведения, которые формируют новые тексты, новых героев. В цикле об Артуровских легендах появляются так герои, которые раньше никогда не фигурировали, например Ланселот, или образы, которые никогда не появлялись среди текстов до литературной обработки, такие как Круглый Стол и Грааль.
Во многом все это происходило из-за изменения политической и социальной ситуаций на территории Британских островов, ослабевала власть норманнских завоевателей, которые принесли с континента свои новые порядки. Вопреки этим новым нормам начинало формироваться сознание англосаксонского народа, позже англичан, которое стремилось показать в своей литературе гордость за свой народ. С расширением земель поселения нового этноса и с возникновением осознания территориального единства народа "внутри разграничивалось по социальному признаку, противопоставляя себя лишь внешним иноэтническим группам". [17, с.112] Таким образом, одновременно с формированием и развитием территориального и этнического самосознания у англосаксов шло становление и усложнение социальной структуры общества. И далее, как замечает Е.А. Шервуд: "Несмотря на. завоевание Англии выходцами из Франции, несмотря на попытки ввести в Англии те же порядки, которые господствовали на континенте и затормозили из-за возникновения там классического феодализма формирование народов, в Англии. очень быстро возник английский народ. Раннее отмирание феодальной основы с сохранением лишь форм феодального строя, раннее привлечение основной массы свободного населения к общественной жизни привели к быстрому сложению условий для формирования английской нации.". [17, с.232] Все эти аспекты, безусловно, оставили определенный отпечаток на дальнейшем развитии легенд о короле Артуре. Артуровские легенды начинают обогащаться не только в смысловом формате, но и количественно. Это самый богатый период развития артуровских легенд. Именно в это время создается наибольшее количество произведений, посвященных жизни короля Артура и его доблестным рыцарям, что подтверждает их популярность среди людей средневекового куртуазного общества. [1, с.75]
Саму литературную обработку артуровских легенд можно разделить по территориальному или национальному признаку. Художественная интепретация была популярна во множестве стран Европы, например в Англии, Франции, Германии и Испании. Но все же самыми выдающимися и более значительными в развитии артуровского цикла будут Английская и Французская обработка, которые с самого начала резко отличались друг от друга. Это так же зависело и от политических, и от социальных факторов, которые выше уже упоминались. В связи с этими различиями в устройстве общества в Англии и Франции, образам артуровских легенд будут придаваться разные смыслы и функции, которые будут рассмотрены более подробно в следующих двух параграфах. [7, с.27] Таким образом, можно сделать вывод, что сами легенды становятся отражением средневековой действительности, воплощая в себе почитаемые тогда идеалы и нормы куртуазного общества, в связи, с чем происходит кардинальное переосмысление образов героев артуровского цикла. Из воинственно вождя, который ранее носил патриотических характер, и должен был вызывать гордость и уважение к своим предкам у читателей, Артур превращается в доблестного рыцаря и мудрого правителя с сединой в волосах, который восседает на своем троне в окружении своих верных рыцарей. Теперь он должен выполнять функцию образца идеального рыцаря. И такое перевоплощение не случайно. Ведь понятие рыцарства является неотъемлемой частью средневекового общества. Образ доблестного рыцаря, ярого защитника христианства, неуклонно следующего рыцарскому кодексу чести является идеальным образом, поэтому он, безусловно, находит отражение в романах Васа, Кретьен дэ Труа, Лайамона и Томаса Мэлори.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|