Разбивочные работы при возведении земляного полотна дорог
Полотно автомобильной дороги (рис. 132, а] состоит из проезжей части 4, обочин 3, откосов 7 и кюветов /. Ширина проезжей части колеблется от 6 м и более в зависимости от категории дороги. Для укрепления проезжей части с обеих сторон ее устраивают обочины шириной от 2 до 3,75 м. К обочинам примыкают откосы. Линия, отделяющая обочины от откосов, называется бровкой дорожного полотна. Проектные отметки в продольном профиле дают по бровке. Рис. 132. Поперечный профиль полотна дороги: а — автомобильной, б — железной; 1 — кювет, 2 — бровка полотна, 3 — обочины, 4 — проезжая часть, 5 — ось, 6 — кромка, 7 — откос, 8 — резерв, д — воронка, 10 — шпала, 11 — рельс, 12 — балластный слой, 13 —сливная призма составляет 1,5... 2,0%, щебеночных и гравийных — 2,0...3,0%, на мостовых — 3,0...4,0%. Поперечный уклон обочин на 2,0% больше уклона проезжей части. Поперечный уклон дна корыта, как правило, равен уклону проезжей части. Основной частью железнодорожного полотна (рис. 132,6) служит верхнее строение — рельсы со шпалами, уложенные на балластный слой. Для лучшего стока воды земляное основание под балластным слоем устраивают в виде сливной призмы. На однопутных железных дорогах, ширина земляного полотна которых равна 5,8 м, сливная призма в сечении имеет трапецеидальную форму с верхним основанием 2,3 м и высотой 0,15 м. На двупутных дорогах шириной 10 м сливную призму строят с треугольным основанием, высотой 0,2 м. Вдоль дорожного полотна устраивают боковые водоотводные канавы — кюветы, средняя глубина которых составляет 0,0 м. Продольный уклон дна кювета должен быть не менее 2...3%. Для выполнения земляных работ производят детальную разбивку земляного полотна, которая состоит в обозначении на местности в плане и по высоте всех характерных точек поперечного профиля полотна: оси, бровок, кюветов, подошвы насыпей и т. д.
На прямолинейных участках трассы поперечники разбивают через 20... 40 м и на всех переломах продольного профиля. Для этого с помощью теодолита и ленты в створе оси трассы разбивают плюсовые точки между пикетами, например + 20, +40, +60, +80 м, которые будут осевыми точками поперечников. Сами же поперечники разбивают вправо и влево от этих точек перпендикулярно оси трассы. Прямой угол строят с помощью теодолита или эккера, а необходимые по проекту расстояния до характерных точек поперечного профиля откладывают лентой или рулеткой. На закруглениях трассы поперечники разбивают через 10...20м в зависимости от радиуса кривой. На этих участках поперечники должны располагаться по направлению к центру кривой, т. е. перпендикулярно касательной к кривой в точке разбивки поперечника. Одновременно с разбивкой поперечников в натуру выносят проектные отметки, которые соответствуют отметке бровки дорожного полотна в законченном виде. Рабочие отметки, т. е. высоты насыпей или глубины выемок, равны разности проектных отметок по бровке и фактических отметок местности по оси. При этом если проектная отметка больше фактической, то дорога идет по насыпи, если же меньше — то в выемке. Для удобства выноса в натуру проектных отметок и уклонов перед выходом в поле составляют так называемый писаный профиль, в котором на основании продольного профиля дороги (рабочего проекта) вычисляют для каждого разбиваемого в натуре поперечника проектные и рабочие отметки, глубины кюветов и другие данные. При разбивке поперечных профилей для устройства земляного полотна в насыпи (рис. 133, а) на местности закрепляют положение проекции осевой точки О', проекции бровок А', А\, точек подошвы насыпи К, К] и проекции точек кюветов Д, С, Е, Р.
После отсыпки насыпи вчерне для окончательной отделки полотна восстанавливают ось и выносят в натуру проектные отметки с учетом запаса на последующую осадку грунта. При устройстве полотна автомобильной дороги производят разбивку для устройства корыта. При разбивке поперечников для устройства земляного полотна в выемке (рис. 133, б) на поверхности земли фиксируют осевую точку трассы О', точки А', А\ и точки бровки выемки С, С[. После выемки грунта вчерне при отделке земляного полотна производят разбивку под кюветы, корыто и обочины (сливную призму на железнодорожном полотне). Проектные отметки характерных точек земляного полотна вычисляют от отметки бровки по конструктивным размерам, проектным уклонам и ширине отдельных частей дороги. Проектные отметки земляного полотна выносят в натуру с погрешностью не более 10 мм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|