Геодезическое обеспечение строительства мостовых переходов
Для строительства мостового перехода на местности определяют и закрепляют положение центров мостовых опор и осей подходов, а также производят детальную разбивку этих сооружений при их возведении и монтаже пролетных строений. Перед началом разбивочных работ восстанавливают трассу: уточняют пикетаж на участке перехода, проверяют сопряжение перехода с подходами, контролируют положение пунктов разбивочной сети, если она была создана во время изысканий, или создают эту сеть, проверяют или определяют отметки исходных реперов. Плановую разбивочную сеть создают в виде мостовой триангуляции или линейно-угловой сети. Последняя отличается от триангуляции дополнительным измерением длины всех или части сторон. Форма сетей может быть различной в зависимости от топографии местности и размера мостового перехода. Часто форма сети представляет собой простой или сдвоенный геодезический четырехугольник (рис. 140, а, б), а при наличии острова — центральную систему (рис. 140, в). Пункты сети располагают в незатопляемых и геологически устойчивых местах с таким расчетом, чтобы с них было удобно вести разбивку центров опор и других сооружений мосто- вого перехода. Координаты пунктов сети определяют в условной системе, принимая ось мостового перехода за ось абсцисс, а одну из исходных точек за начало координат. Точность разбивочной сети должна быть такой, чтобы средняя квадратическая погрешность положения любого пункта по отношению к исходному не превышала 1 см. Для обеспечения разбивки мостовых сооружений по высоте для мостов длиной до 300 м на каждом берегу устанавливают не менее чем по одному реперу, для более длинных мостов — не менее чем
Рис. 140. Схема мостовой триангуляции: а, б — четырехугольники соответственно простой и сдвоенный, в — центральная система по два репера. Если в районе строительства имеется остров, то на нем дополнительно размещают 1... 2 репера. Отметки реперов определяют со взаимной средней квадратической погрешностью не более 5 мм. Отметки через реку передают точным геометрическим или тригонометрическим нивелированием по специальной программе. Для разбивки опор моста прежде всего выносят в натуру положение их центров. При разбивке на сухом месте (суходоле) или в зимнее время по льду положение центров опор определяют непосредственным откладыванием проектных расстояний вдоль продольной оси моста от точек, закрепляющих эту ось. Проектные расстояния откладывают с помощью шкаловых лент или рулеток. Натяжение при этом задают динамометром и учитывают поправки за температуру и компарирование мерного прибора. При использовании светодальномера вначале разбивку выполняют приближенно. Затем светодальномером измеряют расстояния до полученных точек, сравнивают их с проектными значениями и смещают предварительно найденные точки по оси моста в проектное положение. Вынесенные в натуру центры мостовых опор закрепляют створными плоскостями, перпендикулярными продольной оси моста,
Знаки, закрепляющие створные плоскости, устанавливают вне зоны предстоящих строительных работ. На мостовых переходах через большие судоходные реки разбивку центров мостовых опор, как правило, производят методом Прямой угловой засечки с пунктов мостовой разбивочной сети. Центр каждой опоры определяют не менее чем с трех пунктов, причем одно из направлений должно совпадать с осью моста. На рис. низирных лучей двух теодолитов, проектируют с помощью оптического отвеса на землю и закрепляют. Аналогично находят точку при л тором положении круга теодолита. Точку, расположенную посередине между этими двумя точками, принимают за центр опоры.
Для контроля и повышения точности по теодолиту, установленному на пункте А и ориентированному на пункт В, проверяют положение найденного центра опоры относительно продольной оси моста. Если центр опоры смещен от оси не более чем на 20 мм, то его смещают на ось перехода. Контролем разбивочных работ служит измерение расстояний между вынесенными центрами нескольких опор. В процессе строительства центры опор восстанавливают несколько раз: для возведения фундаментов, установки опалубки при бетонировании опор, перед установкой конструкций пролетных строений и т. п. Поэтому для опор, расположенных в воде, направления засечек с пунктов разбивочной сети закрепляют на противоположном берегу специальными визирными знаками. Детальную разбивку опор производят от закрепленных в па-туре их центров. При этом из центра опоры теодолитом выносят ось мостового перехода и перпендикулярную ей ось опоры. От этих осей разбивают отдельные элементы опоры, как это делают при строительстве промышленных сооружений. По окончании строительства мостовых переходов производят исполнительную съемку опор. При монтаже пролетного строения в зависимости от схемы монтажа (непосредственно в пролете, сборка на берегу и т. п.) геодезические работы обеспечивают детальную разбивку мест установки пролета, периодическую выверку сборки пролета, его плановую и иместную установку, нивелирование профилей пролета (определение строительного подъема). По окончании монтажа проводят исполнительную съемку мостового перехода, в результате которой «•оставляют план пролетного строения, профили строительного подъема и продольный профиль пути.
Рис. 141. Разбивочный чертеж для вынесения в натуру центров опор моста прямой угловой засечкой 141 представлен разбивочный чертеж, который составляют перед разбивкой опор. Положение центров мостовых опор МО-1 и МО-.? определяют засечкой с пунктов С и В разбивочной сети. Разбивоч-ные углы рь..., [34 определены через дирекционные углы по координатам пунктов сети путем решения обратных геодезических задач. Для разбивки на пунктах С и О помещают точные оптические теодолиты. На определяемой опоре устанавливают визирную марку с оптическим центриром. По указанию наблюдателя визирную марку перемещают, добиваясь совмещения оси марки с коллимационной плоскостью теодолита, задающего разбивочный угол. Положение оси мишени визирной марки, находящейся на пересечении ГЛАВА XXI
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|