Конкуренция на рынке услуг по предоставлению высшего образования г. Сыктывкара
В настоящее время общероссийский рынок услуг по получению высшего образования быстро развивается и уже достаточно насыщен как государственными, так и негосударственными вузами. Борьба на нем фактически идет за те 15-25, по разным оценкам, процентов студентов, которые в состоянии оплатить сами или при помощи спонсоров собственное обучение. Ведь спрос на образование - это прежде всего, платежеспособная потребность в образовательных услугах. Доля негосударственных вузов не так уж велика (около 7 процентов обучающихся от общего количества студентов), но если брать в расчет, что большинство студентов государственных вузов обучаются за счет бюджета, то получится, что частные вузы, как правило, переигрывают государственные на маркетинговом поле, поскольку другого выхода у них просто нет. Кроме того, негосударственные вузы сознательно позиционируют себя в нишу гуманитарного образования, в которой их доля составляет почти 15% от общего количества студентов. А по некоторым специальностям, например, "Юриспруденция" даже достигает 40%. Главная причина выбора этой ниши на рынке будет раскрыта ниже. В расчет необходимо принять и то, что негосударственное образование в России существует всего восемь лет, причем только недавно вузы стали в массовом порядке выдавать дипломы государственного образца, поскольку для получения государственной аккредитации необходимо осуществить первый выпуск обучавшихся, к тому же не ранее, чем через три года после получения лицензии (п.20 ст.33 Закона "Об образовании"). Учитывая длительность процесса получения высшего образования, мы не можем согласиться с высказываемыми другими исследователями предположениями, что рост негосударственных вузов стабилизировался и количество студентов в них вряд ли превысит 10%. Строя новое общество, Россия неизбежно придет и к тем определенным пропорциям в системе высшего образования, которые существуют в странах с рыночной экономикой, где, как известно, доля студентов в негосударственных учреждениях значительно выше. Например, в Латинской Америке, которая ближе к нам по уровню жизни, чем страны Западной Европы и США, она сильно выросла за последние двадцать лет и составляет в среднем 38%.
Разумеется, ведущая роль в возможном приросте доли студентов государственных вузов будет зависеть от правильно выбранной маркетинговой политики и стратегии ведения конкурентной борьбы. Те вузы, которые не смогут найти свою нишу и правильно позиционировать свои услуги прекратят существование вообще либо станут филиалами государственными вузов. Пока же с обеих сторон нередко раздаются упреки в некорректной конкуренции. С другой стороны, несмотря на формальное равенство учебных заведений, вне зависимости от формы собственности, не секрет, что государственные вузы имеют массу преимуществ. К ним можно отнести: во-первых, гарантированную выдачу диплома государственного образца, который ценится и признается везде в России, во-вторых, бесплатность обучения, в-третьих, финансовую, моральную и иную поддержку местных властей, в-четвертых, значительно большое количество так называемых PR-публикаций в местной, центральной и специализированной прессе. Поправки к Закону "Об образовании" 1996 года (п.10 ст.41) ограничили для государственных вузов долю студентов по некоторым специальностям, обучающихся на договорной основе до 25% (в основном, юридические и экономические специальности) и теперь, нередко, создаются учебные заведения, учредителями которых выступают государственные вузы.
Законодательные ограничения на набор студентов на договорной основе преследуют цель обеспечить гражданам возможность получить образование на бесплатной основе, закрепленную в ч.3 ст.43 Конституции РФ. В тоже время они создают хорошие условия для роста негосударственных вузов, которые, как отмечалось выше, стремятся обучать именно тем специальностям, платный набор на которые и ограничен в государственных вузах. Кроме Лесного института в городе Сыктывкаре есть еще несколько учебных заведений, которые готовят специалистов с высшим образованием, и некоторые по тому же профилю, что и СЛИ. К наиболее известным относятся: Сыктывкарский государственный университет - специальность "Менеджмент"; Колледж экономики и права - специальность "Экономика, бухгалтерский учёт"; Сыктывкарский филиал Ухтинского государственного технического университета - "Промышленное и гражданское строительство", Коми региональная академия государственной службы и управления - "Менеджмент". И всё же основным конкурентом Сыктывкарского Лесного института в предоставлении образовательных услуг является Сыктывкарский государственный университет. Сыктывкарский государственный университет создан в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 698 от 24 сентября 1971 г. и Совета Министров РСФСР № 580 от 25 октября 1971 г. Структура СыктГУ утверждена приказом МВ и ССО РСФСР № 49 от 10 февраля 1972 г. Первым ректором СыктГУ в течение 15 лет была доктор географических наук, профессор В.А. Витязева. На этом посту ее сменил доктор физико-математических наук, профессор А.Е. Грищенко (1987 - 1990 гг.) С 1990 по 1995 гг. университет возглавлял доктор физико-математических наук, профессор С.И. Худяев. В 1995 году ректором был избран доктор экономических наук, профессор В.Н. Задорожный. Дважды, в 2000 и 2005 годах, коллектив университета вновь избирал В.Н. Задорожного на должность ректора на пятилетний срок. За прошедшие годы Сыктывкарский университет превратился в университетский комплекс, включающий в себя все уровни профессионального образования (общее среднее, среднее специальное, высшее, послевузовское, дополнительное). В структуре университета 15 факультетов, 56 кафедр, музей истории просвещения Коми края, зоологический музей, 2 колледжа, лицей, аспирантура, институт дополнительного профессионального образования, Региональный учебно-методический центр РК по проблемам информационной безопасности, центр довузовского образования, санаторий-профилакторий, современный спортивный комплекс, центр художественного творчества, гостиница, три общежития, филиал в г. Воркуте и три представительства в городах Республики Коми.
На факультетах университета обучается более 7500 студентов. С 1972 года СыктГУ подготовил более 17 тыс. специалистов. В штате университета 330 преподавателей, в т. ч.36 докторов наук, профессоров и 167 кандидатов наук. Университет располагает современным учебным и научным оборудованием, Корпоративной вычислительной сетью с сертифицированным узлом связи, WEB-сайтом, компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, всем необходимым для организации труда и отдыха преподавателей, сотрудников и студентов. В СыктГУ проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования по гуманитарным, естественным, техническим направлениям. На базе университета организуются международные и всероссийские научные конференции преподавателей и студентов. В СыктГУ в разные годы работали и продолжают работать известные ученые, создатели научных школ, доктора наук, профессора: В.Ф. Демьянов, В.Н. Малоземов, Н.А. Фролов, Е.И. Михайловский, А.Н. Тихомиров, В.Л. Бианки, Б.Я. Брач, Л.И. Иржак, В.И. Лыткин, А.К. Микушев, А.И. Туркин, Е.А. Игушев, В.А. Латышева, В.В. Пахорукова, Т.Я. Гринфельд, А.В. Власов, В.П. Золотарев, Ю.Д. Марголис, Л.П. Рощевская, Э.А. Савельева, Н.А. Архипов, М.Л. Портянко, Л.Д. Широкорад и др. Кроме этого, большой популярностью среди абитуриентов пользуется Коми государственный педагогический институт. Коми государственный педагогический институт (далее КГПИ) является государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования. Полномочия учредителя КГПИ осуществляет Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации.
КГПИ был основан в 1932 году в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 18 ноября 1931 года. В соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности от 09.02.2005 г. A № 164175 КГПИ осуществляет подготовку специалистов по основным образовательным программам педагогических специальностей. Кроме того, институт ведет подготовку по программам дополнительного образования. Осуществляет послевузовскую подготовку кандидатов наук в рамках аспирантуры. В структуру института входят: ректорат, восемь факультетов, 26 кафедр, аспирантура, библиотека, Центр дополнительного образования, 7 отделов (отдел кадров, учебно-аналитический отдел, бухгалтерия, отдел информационно-технического обеспечения, отдел документации, хозяйственный, по государственным закупкам), комбинат питания "Студенческий", биологическая станция, Центр досуга, спортивный клуб и административно-хозяйственная часть. Подготовка специалистов осуществляется по двум формам обучения - очной и заочной, на русском и коми языках. За 1932-2006 годы подготовлено около 30 тысяч специалистов. Многие из них стали видными государственными и общественными деятелями, писателями, поэтами, журналистами. Выпускники института успешно работают в вузах, научных учреждениях, основная же часть питомцев - учителя. Среди них немало подлинных мастеров педагогического труда. В разное время закончили КГПИ более 1200 заслуженных учителей, отличников просвещения, свыше 600 выпускников награждены орденами и медалями, за достигнутые успехи в подготовке кадров в 1981, институт награжден орденом "Знак Почета". В составе института 6 основных факультетов: физико-математический, географо-биологический, филологический, иностранных языков, технологии и предпринимательства, педагогики и методики начального образования. На дневном и заочном отделении обучаются 3,9 тысячи студентов и 26 аспирантов. Подготовка специалистов на дневном отделении ведётся по следующим специальностям широкого профиля: математика и физика, математика и информатика, физика и информатика, география и биология, технология и предпринимательство с четырьмя специализациями по выбору, русский язык, литература и культурология, английский и немецкий языки, английский и французский языки, немецкий и английский языки, немецкий и французский языки, французский и английский языки, педагогика и методика начального образования с педагогикой и психологией; педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью “Коми язык и литература", дошкольная педагогика и психология.
На заочном отделении - по специальностям: русский язык и литература, технология и предпринимательство, педагогика и методика начального образования, педагогика и психология, дошкольная педагогика и психология, информатика, иностранный язык (английский). В 2005 году институте образован новый факультет - дополнительного профессионального образования, на базе которого в вечернее время на платной основе проводятся занятия по освоению дополнительных профессиональных программ, повышение квалификации, различные обучающие курсы. Общая численность профессорско-преподавательского состава около 280 человек. Из них докторов и профессоров - 26 человек; кандидатов наук и доцентов - 130 человек. Также в институте работают 3 академика и один член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования; 1 академик Академии социальных наук РФ; 4 - Заслуженных учителей школы Республики Коми, 1 - Заслуженный учитель школы РФ, 5 - Заслуженных работников высшей школы РФ; 11 - Почетных работников высшего профессионального образования России; 5 - Почетных работников общего образования, 5 - Заслуженных деятелей науки Республики Коми, 13 - Заслуженных работников Республики Коми, более 40 - Отличников народного просвещения РСФСР, 1 - Почетный работник кинематографии РФ, 1 - Отличник здравохранения и Заслуженный врач РСФСР. Институт располагает тремя учебными корпусами, столовой на 400 посадочных мест и пятью общежитиями. Обеспеченность общежитиями иногородних студентов - 100%. Учебно-материальная база и информационное обеспечение достаточны для качественного учебного процесса. Имеются учебные мастерские, 13 компьютерных классов, функционируют система спутникового телевидения, внутривузовская информационная сеть, INTERNET, электронная почта. Библиотека института является одной из крупнейших в г. Сыктывкаре. На самой территории института, находящегося в центральной части города, имеется ботанический сад, общей площадью 208,6 тысяч кв. метров, а в пригороде в 38 км от него - на берегу реки Вычегда в местечке Коччой-Яг, биологическая станция, на которых проводятся учебно-полевая практика студентов и экскурсии с учителями города и республики. В марте 2006 года институт совместно с Государственным Русским Музеем открыл на своей базе информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал", позволяющий активно использовать в учебно-воспитательной, научной и эстетически-просветительской работе института уникальные богатства Русского музея в Санкт-Петербурге и современные информационные технологии. Институт имеет большой спортивный и тренажерный залы, лыжную базу, летние спортивные площадки, арендует для занятий по плаванию городской бассейн. Для организации досуга имеются два актовых зала, традиционными стали ежегодные институтские спартакиады, успешно функционирует организованный в 2002 году Центр Досуга. При КГПИ с 1991 г. работает Коми республиканский очно-заочный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности, в котором обучаются более 500 учащихся 9-11 классов из 16 районов Республики Коми. Свыше 92% выпускников лицея ежегодно становятся студентами высших учебных заведений. Международное сотрудничество осуществляется в различных формах: проведение совместных научных исследований, участие в международных научных конференциях, стажировки, обмен преподавателями, аспирантами и студентами, литературой. Успешно развиваются творческие связи (на основе заключенного договора о сотрудничестве) с Фармингтонским университетом штата Мен, продолжается сотрудничество с университетами Западной Европы (в Гранаде (Испания), Сегеже (Венгрия), с немецким ДААД-центром). С 1991 года институт самостоятельно осуществляет издательскую деятельность. Основным видом печатной продукции является учебно-методическая и научная литература. Вуз располагает копировально-множительным центром, имеется собственная полиграфическая база. Таким образом, в Сыктывкарском Лесном институте нет ни одной специальности по которой вуз занимал бы монопольное или лидирующее положение на рынке. С одной стороны, это понятно и объяснимо - как только маркетинговые службы различных вузов выясняют, что в той или иной области человеческой деятельности не хватает специалистов, начинается их подготовка. И положения, когда есть спрос на получение образовательных услуг, но нет их предложения в нормальной рыночной экономике не должно существовать. Другое дело, что даже в таких развитых странах, как США, длительное время ощущается нехватка тех или иных специальностей, например, программистов (несколько десятков тысяч ежегодно). Но это, скорее, объясняется быстрыми и практически непредсказуемыми темпами развития информационных технологий и недостаток специалистов компенсируется, с одной стороны, "экспортом" задач в другие страны, а с другой, "импортом" специалистов из этих стран, в том числе и России. С другой стороны, подготовка специалистов по редким специальностям, занятие своей ниши, является одним из резервов усиления своей позиции на рынке, о чем неоднократно упоминал и директор Сыктывкарского Лесного института Жиделева В.В. В целом же, рынок образовательных услуг города Сыктывкара достаточно привлекателен, хотя и весьма насыщен и пробиться на него новичкам теперь уже будет очень непросто. Закрепиться же и увеличить свою долю на рынке можно, но только при использовании нестандартных маркетинговых приемов. Для того, чтобы предложить такие приемы, нам необходимо изучить каким образом осуществляется маркетинговая политика в Сыктывкарском Лесном институте вообще.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|