Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая помощь в структуре работы практического психолога




Глава 1. Изучение психологических особенностей личности психолога и психотерапевта

Психологическая помощь в структуре работы практического психолога

 

Профессия психолог относится к профессиям типа "Человек-человек". Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться, коммуницировать. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

Практический психолог специализируются практически на всех направлениях человеческой деятельности: существует педагогическая, юридическая, спортивная, инженерная и многие другие "ответвления" психологии. В зависимости от возникшей проблемы, можно обратиться к специалисту по межличностному общению, детскому или семейному психологу. Профессиональный арсенал его приемов достаточно богат: это общение с глазу на глаз, групповая терапия, различные тестирования и многое другое.

Профессиональная деятельность, распространяясь на личностно значимые сферы жизни, представляет собой рефлексию системы отношений, реализуемых личностью в различных ситуациях и сферах жизнедеятельности. Поэтому содержание профессии психолога может быть раскрыто с помощью категории отношений. В качестве основной теоретической модели рассматриваем концепцию отношений, развиваемую отечественной психологией. Отмечается, что система отношений выступает наиболее существенной характеристикой личности. А..Ф. Лазурский рассматривает отношение как психическое проявление, интенцию личности к различным сторонам жизни, к другому человеку и к самому себе [19].

Мясищев В.Н. под отношениями понимает целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Согласно мнению автора, категория отношений подразумевает целостно-личностное исследование человека, основанное на объединении внешних и внутренних факторов[27].

Ломов Б.Ф. под термином "отношение" подразумевает не столько объективную связь личности с окружением, сколько ее субъективную позицию в этом окружении, обеспечивающую включение личности в деятельность и жизнь общества. Авторами предложено различать отношение личности к трем обобщающим категориям деятельности - к миру вещей, к другим людям, к самому себе [23].

Согласно В.Н. Мясищеву, понятие отношения возникает там, где есть субъект, объект отношения и своеобразная связь между ними. Б.Ф. Ломов считает, что каждая личность выступает в качестве члена или одной стороны отношений, переживая его как свое отношение или как отношение к себе. В.И. Свидерский предлагает в структуре отношений выделять стороны отношения, собственно отношения, основу, материальный фон и результат отношения[35].

Профессия представляет собой сферу проявления разнообразных отношений человека, оказываясь, той визитной карточкой, которую человек предъявляет, чтобы охарактеризовать себя другому или самому себе. Многоаспектность представлений о профессии, имеющихся как у овладевающего профессией, так и у опытного профессионала, отражается в многоаспектности отношений личности. Профессия и карьера - это не только деятельность. Проявлением отношений личности к профессии обусловлено различными конкретными отношениями, определяемых значением для личности отдельных сторон профессии, в качестве которых могут выступать предметная, целевая, орудийная, средовая сторона.

Здесь необходимо рассмотреть аспекты профессии, которые могут выступать в качестве сторон отношений личности, представленных в ее профессиональной деятельности психолога.

Во-первых, профессиональная деятельность для личности это предметная область профессионального труда, соответственно отражаются отношения к "объектам, которые существенны для ее деятельности": к "формам деятельности профессиональных групп, которые порождают специфические особенности ее сознания"; к средствам и условиям профессиональной деятельности; к системе профессиональных обязанностей.

Во-вторых, профессиональная деятельность может выступать как различного рода достижения: социальные, материальные, профессиональные. В данном случае отношение к профессии психолога будет определяться представлениями о себе в отношении профессиональной результативности, успеха, профессионального развития.

В-третьих, профессиональная деятельность психолога может быть рассмотрена как условие и средство развития личности. Поэтому отношения к собственным характеристикам осмысливаются и составляют содержание личности в профессии психолога.

Таким образом, можно отметить потенциально в самосознании сосуществуют различные "Я" человека, соответствующие его различным ситуациям. Самосознание едино в силу того, что одни и те же представления о себе могут входить в соединение его различных "Я", исключая возможность проведения между ними четкой границы.

Очевидно, чем больше смысл для человека имеет профессия, тем в большей степени вероятность успешности в деятельности.

В литературе указывают, что, решая этот вопрос, следует учитывать такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности.

Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентаций возможна остановка личностного развития и расщепление сознания "для работы" и "для себя".

Содержание представлений о себе составляет личностные черты, ценности, интересы, способности. Э. Эриксоном отмечается роль мнений и представлений о себе в процессе самопознания и в регуляции поведения [43].

В типологической теории Д. Холланда формирование представлений человека о себе, выражающих его личностные характеристики, объясняется усвоением профессиональных стереотипов с позиций деятельностного подхода, развиваемого в отечественной психологии, формирование, функционирование и структура профессионального самосознания рассматривается как результат осмысления опыта практической деятельности в профессиональной сфере и социального взаимодействия [3].

Основываясь на представлениях С.Л. Выготского и П.Я. Гальперина о генезисе высших психических функций как интеграции внешних действий [11], В.Ф. Петренко приходит к выводу, что структура профессионального самосознания включает оценку степени выраженности у себя профессионально важных качеств, цели, мотивы деятельности, соотнесение жизненных и профессиональных планов.

В рамках общей психологии изучаются продукты самосознания, содержанием которых, в зависимости от степени их обобщенности, признаются образы, представления и понятия. Структура самосознания раскрывается через структуру образа, в которой может преобладать один из трех основных компонентов сознания, выделенных А.Н. Леонтьевым [22]: личностный смысл, значение и чувственная ткань. С позиций личностного подхода представления о себе рассматриваются как часть образа мира, как особое квазиизмерение, в котором раскрывается человеку объективный мир, как часть субъективной картины жизненного пути, как фактор, способствующий выбору оптимальной стратегии жизни.

Структура самосознания также рассматривается в процессуальных терминах самопознания, самоотношения и саморегуляции. Процессы самопознания и самоотношения взаимосвязаны в целостном акте самосознания и определяются общими факторами формирования и функционирования человека - условиями деятельности и общения. М.Р. Гинзбург считает, что самопознание представляет собой ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Под саморегуляцией понимается также форма регуляции поведения, которая осуществляется на основе результатов самопознания и самоотношения в пространственно-временной плоскости жизнедеятельности человека.

Личностное самосознание можно классифицировать по следующим критериям: Я среди других, Я как представитель профессиональной общности [18]; в связи с опорой на собственную оценку или оценку другого человека - зеркальное Я; Я-отраженное; по их соответствию реальности и идеалу; идеализированное, желаемое Я; наличное и динамическое Я; по уровню организации - физическое, социальное, духовное Я.

Особое внимание в ряде работ уделяется исследованию соотношений идеального и реального Я личности. Противоречие между ними является существенным для развития личности и ее успешного самоопределения в жизнедеятельности. Высокая степень соответствия реального идеальному представлению о себе рассматривается как важный показатель психического здоровья. Однако отсутствие дистанции между реальным и идеальным снимает внутриличностное смысловое противоречие и приводит к потере смысла жизни, стагнации личности.

В контексте профессионального становления представление о себе, как идеального Я, представлено эталоном личности профессионала, который содержит в себе характеристики общего, связанного с представлениями о человеке, достигающего успехов в данной профессии, особенно, связанного в более тонкой спецификой предмета профессиональной деятельности и единичного, связанного со своеобразием личности конкретного субъекта и неповторимостью процесса его профессионального становления.

Ряд авторов утверждает, что собственное "Я" предстает человеку, прежде всего как объект познания и как точка отсчета в процессе социальной перцепции.

Взаимосвязь процессов самопознания и познания других подтверждается рядом факторов: процессом двойного опосредования самопознания [37]; общностью оценочных структур в процессах самопознания и познания других; положительной связью между социально-перцептивной компетентностью и личностной глубиной. Проанализировав ряд работ В.М. Розин [33], приходит к выводу, что основные процессы, характерные для самопознания: стереотипизация, эффект "ореола", самоатрибуция, инертность представления о себе, предвзятые мнения, проекция (с обратным знаком), имплицитная теория личности.

Детерминантами самосознания человека выступают: контакты со значимыми другими, освоение ролевого поведения; богатство социальных связей индивида; необходимость самоопределения через деятельность и общение в социальном мире [36]. Выделяют основные механизмы формирования самосознания в целом: интериоризация, социальное сравнение, самоатрибуция, идентификация.

Выступая субъектом различных видов деятельности, действующим лицом, человек демонстрирует отношений, как к объектам, так и к субъектам (в том числе и к себе самому) своего мира в форме воздействия на них. Активность личности в форме конкретных действий, практической деятельности, рассматривался как фактор ее развития. В контексте исследования профессиональной деятельности действия - способы выполнения профессиональной деятельности включаются в понятие профессиональной компетентности.

Отношение человека к тем или иным аспектам жизнедеятельности может выражаться в форме интенции, в основе которой могут лежать как относительно устойчивые (например, базисные потребности в понимании психологов гуманистического направления), так и относительно изменчивые элементы мотивации (например, ценности, планы, конкретные цели).

Отношение человека может также выражаться в когнитивной и эмоциональной форме, как одной из специфических человеческих форм активности. Появление эмоционального отношения к окружающему миру рассматривалось В.Н. Мясищевым как момент возникновения самосознания. Отношения могут выступать в форме тех или иных чувств. Основываясь на том, что "категорией отношение" в психологии обозначается личностное образование, которое психологически проявляется в форме чувства, стремления, оценочного суждения, обозначили воздействия, интенции, чувства как формы отношения [26]. Итак, описаны четыре аспекта поведения: мотивационный, когнитивный, аффективный, поведенческий для самопознания, саморегуляции, самоотношения, которые представляют собой различные стороны самосознания; характеристики самоопределяющейся личности: осознание и соотнесение ей того, чем она является, чего она хочет и чего от нее ждет общество.

Субъект деятельности представляет собой сплав свойств индивида и личности, реализуемый в профессиональной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...