Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности личности субъектов практической психологической деятельности




 

особенности направленности личности (Приложение 2а; Таблица 1)

 

Таблица 1 Особенности направленности личности

  Психологи Психотерапевты
  (%) (%)
Направленность на себя 13,4 13,4
Направленность на взаимоотношения 26,6 33,3
Направленность на задание 60 53,3

 

В группе психотерапевтов:

больше половины (53,3 %) испытуемых продемонстрировали в качестве преобладающей направленность на задание, т.е они заинтересованы выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такие люди будут охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит эффективность группы;

каждый третий испытуемый (33,3%) показал направленность на себя, т.е. такие люди ожидают прямого вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую работу и с кем они выполняют. В представлении такого человека группа является "буквально театром", в котором можно удовлетворить определенные общие потребности, показать свои личные трудности, приобрести достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такие люди интроспективны, властны, не реагируют на потребности окружающих его людей. Они занимаются преимущественно собой, игнорируют людей или работу, которую обязаны выполнять;

направленность на взаимоотношения выявлена у 13,3% испытуемых, они стараются поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь "на поверхности", что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Такие люди проявляют большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути сами не вносят никакого вклада в осуществлении трудовых заданий группы.

В группе психологов имеют направленность на себя 13,4%, направленность на взаимоотношения 26,6% и направленность на задание 60% испытуемых.

Итак, мы видим, что в группе психологов более выражена направленность на задание (60%), чем в группе психотерапевтов (53,3%). А вот в группе психотерапевтов направленность на взаимоотношения (33,3%) выражена больше, чем в группе психологов (26,6%)(рис.1). Однако выявленные различия вряд ли можно считать принципиальными.

 

Рис. 1. Особенности направленности личности в группе психологов и психотерапевтов

 

особенности мотивации к успеху (Приложение 2б; Таблица 2)

Мотивация выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.

 

Таблица 2 Особенности мотивации к успеху (Т. Элерс)

  психотерапевты психологи
Низкий уровень 20 13,3
Средний уровень 66,6 60
Высокий уровень 13,4 26,7

 

Для студентов-психотерапевтов характерно:

средний уровень мотивации к успеху выявлен у большинства испытуемых (66,6%);

у каждого пятого (20%) выявлен низкий уровень мотивации к успеху;

в 13,4 % диагностирован высокий уровень мотивации к успеху. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - они ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Люди отличаются настойчивостью в достижении цели, они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

У студентов-психологов также преобладающим (60%) является средний уровень мотивации к успеху, каждый четвертый показал высокий уровень и в 13,3% случаев - низкий уровень мотивации к успеху.

То есть студенты - психологи показали более высокий уровень мотивации к успеху, нежели студенты психотерапевты. Нам кажется, что причина в том, что психологическая практика студентов - психологов уже не сопровождается оценкой преподавателя, в то время как студенты-психотерапевты работают рамках визорского и супервизорского институтов.

особенности мотивации к избеганию неудач (Приложение 2б; Таблица 3)

Мотивация боязни неудачи. Люди такой направленности мало инициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Исследования Д. Мак-Клеланда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

·   степени предполагаемого риска;

·   преобладающей мотивации;

·   опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Из полученных результатов мы можем сказать, что в группе психологов у большинства испытуемых средний уровень как мотивации к успеху, так и мотивация к избеганию неудачи (см. табл. 9).

 

Таблица 3 Результаты изучение мотивации к успеху и к избеганию неудачи в группе студентов психологов, % (Т. Элерс)

 

Мотивация к успеху

Мотивация к избеганию неудач

  Абсолютный пок-ль Получ. рез-т (%) Абсолютный пок-ль Получ. рез-т (%)
Низкий уровень 2 13,3 4 26,7
Средний уровень 9 60 9 60
Высокий уровень 4 26,7 2 13,3

Как мы видим (Таблица 3) в группе психологов низкий уровень мотивации на удачу у 13,3%, средний уровень мотивации на удачу у 60% испытуемых и высокая мотивация на удачу у 26,7% студентов психологов.

В группе психологов мотивацию к избеганию неудачи имеют низкую 26,7%, средняя мотивация к избеганию неудачи у 60% и высокая мотивация к избеганию неудачи у 13,3% испытуемых (рис. 2).

 

Рис. 2. Уровень мотивации к успеху и избегания неудачи в группе психологов

 

Исследование мотивации к успеху и избегания неудачи в группе психотерапевтов, показало, что больше имеют высокий уровень мотивации к избеганию неудач (Таблица 4).

 

Таблица 4 Особенности мотивации к успеху и к избеганию неудачи в группе студентов психотерапевтов, % (Т. Элерс)

  Мотивация к успеху (%) Мотивация к избеганию неудач (%)
Низкий уровень 20 40
Средний уровень 66,6 40
Высокий уровень 13,4 20

 


Из таблицы 10, мы видим, что в группе психотерапевтов низкий уровень мотивации на удачу у 20%, средний уровень мотивации на удачу у 66,6% испытуемых и высокая мотивация на удачу у 13,4% испытуемых.

В группе психотерапевтов мотивацию к избеганию неудачи имеют низкую 40%, средняя мотивация к избеганию неудачи у 40% и высокая мотивация к избеганию неудачи у 20% испытуемых (рис. 3).

 

Рис. 3. Уровень мотивации к успеху и избегания неудачи в группе психотерапевтов

 

Итак, мы видим, что в группе студентов психологов, испытуемые имеют меньше низкую мотивацию к успеху (13,3%) чем в группе психотерапевтов (20%). В группе психотерапевтов, больше имеют средний уровень мотивации к успеху (66,6%), чем в группе психологов (60%).

В группе психотерапевтов имеют больше низкий уровень избегания неудач (40%), чем в группе психологов (26,7%), так же в группе психотерапевтов больше испытуемых, имеющих высокий уровень избегания неудач (20%), чем в группе психологов (13,3%) (рис. 4).

 


Рис. 4. Уровень мотивации к успеху и избегания неудачи в группе психологов и психотерапевтов

 

- особенности уровня эмпатических способностей (Приложение 2в; Таблица 5)

Эмпатия (от греч. empatheia - "сопереживайте") - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Эмпатия - феномен социально-психологического происхождения, возникающий при взаимодействии человека с человеком, животным, при восприятии произведения искусства. Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует способность человека сопереживанию и сочувствию.

Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия - один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и т. д.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать, возможно, только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. По полученным данным (табл.Таблица 5) мы видим, что в группе психологов имеют высокий уровень развития эмпатийных способностей у 20% и средний уровень развития эмпатийных способностей у 80%.

В группе психотерапевтов высокий уровень развития эмпатийных способностей у 26,6% и средний уровень развития эмпатийных способностей у 73,4% (рис. 5).

 

Таблица 5 Результаты исследования уровня эмпатических способностей Бойко в группе студентов психологов и психотерапевтов, в % (В.Бойко)

 

Психологи

Психотерапевты

  Абсолютный пок-ль Получ. рез-т (%) Абсолютный пок-ль Получ. рез-т (%)
Высокий уровень эмпатии 3 20 4 26,6%
Средний уровень эмпатии 12 80 11 73,4%

 

Рис. 5. Уровень развития эмпатийных способностей в группе психологов и психотерапевтов

 

Таким образом, как в группе психологов, так и в группе психотерапевтов высокий уровень развития эмпатийных способностей, что очень необходимо как в деятельности психолога, так и в деятельности психотерапевта.

особенности самоотношения (Приложение 2г; Таблица 6,7)

В группе психологов очень ярко выражен у 40 % опрошенных самоинтерес и саморуководство, так же мы выявили, что выражены у многих такие черты как самоуважением, аутосимпатии, самопринятия и ожидания положительного отношения других (табл.Таблица 6, Рисунок 6).

 

Таблица 6 Уровень самоотношения в группе психологов, %

S I II III IV 1 2 3 4 5 6 7
не выражен 20 33,4 26,6 53,4 66,6 60 66,6 46,6 46,6 80 40 66,6
выражен 60 46,6 46,6 40 20 20 6,6 83,4 13,4 13,4 20 26,6
ярко выражен 20 20 26,6 6,6 13,4 20 26,6 0 40 6,6 40 6,6

 

Рис.6. Уровень самоотношения в группе психологов

 

В группе психологов очень ярко выражен у 40 % опрошенных самоинтерес и саморуководство, так же мы выявили, что у многих выражены такие черты как самоуважением, аутосимпатии, самопринятия и ожидания положительного отношения других.

В группе психотерапевтов мы выявили, что ярко выражены аутосимпатии, самоинтерес и отношения других (по 40%). Так же выражено самоотношения к самоуважению и самоинтересу (Таблица 7, Рисунок 7).


Таблица 7 Уровень самоотношения в группе психотерапевтов, %

S I II III IV 1 2 3 4 5 6 7
не выражен 20 20 40 60 60 53,4 53,3 40 53,3 80 33,4 66,8
выражен 53,3 46,6 20 13,4 26,6 20 6,6 60 13,4 13,4 26,6 26,6
ярко выражен 26,6 33,4 40 26,6 13,4 26,6 40 0 33,4 6,6 40 6,6

 

Рис. 7. Уровень самоотношения в группе психотерапевтов

 

В группе психотерапевтов мы выявили, что ярко выражены аутосимпатии, самоинтерес и отношения других (по 40%). Так же выражено самоотношения к самоуважению и самоинтересу.

Для расчета корреляционной зависимости уровня эмпатических способностей мы используем коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:

) Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).

) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.

) Возвести в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты.

) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:


 

где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи. Мощность коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции. Коэффициент ранговой корреляции целесообразно применять при наличии небольшого количества наблюдений. Данный метод может быть использован не только для количественно выраженных данных, но также и в случаях, когда регистрируемые значения определяются описательными признаками различной интенсивности.

 

Сумма баллов группы психологов Сумма баллов группы психотерапевтов
1 27 30
2 29 28
3 25 22
4 31 27
5 27 25
6 30 27
7 31 30
8 26 23
9 28 25
10 23 29
11 25 28
12 27 23
13 27 31
14 24 27
15 27 30

Результат: r=0.16, p>0,05


Полученный коэффициент корреляции рангов Спирмена является достоверным. Из результатов корреляционного анализа видно, что связь между показателями исследуемых групп слабая, возможно это вызвано небольшим количеством испытуемых.

 

 

Итак, на основании полученных данных мы сделали выводы:

в группе студентов психологов, имеется более низкая мотивация к успеху (13,3%) чем в группе психотерапевтов (20%). В группе психотерапевтов, больше имеют средний уровень мотивации к успеху (66,6%), чем в группе психологов (60%).

в группе психотерапевтов имеют больше низкий уровень избегания неудач (40%), чем в группе психологов (26,7%), так же в группе психотерапевтов больше испытуемых имеющих высокий уровень избегания неудач (20%), чем в группе психологов (13,3%).

в группе психологов больше идет направленность на задание (60%), чем в группе психотерапевтов (53,3%). А вот в группе психотерапевтов идет больше направленность на взаимоотношения (33,3%), чем в группе психологов (26,6%).

в группе психологов и в группе психотерапевтов высокий уровень развития эмпатийных способностей, что очень необходимо как в деятельности психолога, так и в деятельности психотерапевта.

в группе психологов очень ярко выражен самоинтерес и саморуководство (40%), так же выражены у многих такие черты как самоуважением, аутосимпатии, самопринятия и ожидания положительного отношения других.

в группе психотерапевтов ярко выражены аутосимпатии, самоинтерес и отношения других (по 40%). Так же выражено самоотношения к самоуважению и самоинтересу.

Таким образом, мы видим, что в группе студентов психологов и психотерапевтом структура самоотношения носят почти одинаковый характер.

Сделанные нами выводы позволяют утверждать, что психологические особенности психологов и психотерапевтов не имеют существенных различий. Исследование эмпатийных способностей так же позволяет утверждать, что как у психологов, так и у психотерапевтов высокий уровень развития эмпатийных способностей, подтверждается наша гипотеза о более высокой мотивации к успеху у психотерапевтов.

В целом многие задачи решаемые психологами и психотерапевтами требуют включения одних и тех же личностных качеств.

 


Заключение

 

По определению психолог имеет отношение к человеческой душе. Психолог изучает психику, душу. Наверное, правильно будет сказать, что психолог - это, наиболее, общее понятие для специалиста в области психических феноменов. Психологи, как правило, имеют базовое гуманитарное образование (психологическое) и ту или иную специализацию в области общей или прикладной психологии. Соответственно, клинический психолог это наиболее подходящая гуманитарная специализация на стыке психологии и медицины, подходящая с точки зрения образования, необходимого для оказания квалифицированной психологической помощи.

Таким образом, мы смело можем назвать психологом специалиста с психологическим образованием, имеющего общетеоретическое и отчасти практическое представление о процессах, происходящих в психике.

В свою очередь, психотерапевт - это специалист психолог или психиатр, занимающийся терапией души и имеющий специальную психотерапевтическую квалификацию, предполагающую дополнительное психотерапевтическое образование. Быть психотерапевтом - это призвание, которое требует напряжённой и бесконечной работы над самим собой, включающей способность постоянно развиваться и меняться, усваивать новые знания, быть открытым и доступным к профессиональной критике, быть внимательным к достижениям человечества в области духовных знаний: философии, религии и искусстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...