Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние правового образования в школах России




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты правового образования в образовательных учреждениях России

Состояние правового образования в школах России

Проблемы правового образования в современной школе

Цели и структура правового образования в школе и деятельность учителя права по их реализации

Глава 2. Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Содержание деятельности учителя права в системе школьного

образования

Традиционные и инновационные технологии правового обучения33

Методики правового обучения в практике работы школ58

Заключение

Библиография

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования связано с тем, что дальнейшая демократизация российского общества, формирование правового государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, требуют неотложных и эффективных мер по совершенствованию правового обучения и воспитания, организации юридического всеобуча, охватывающего все слои населения, и прежде всего учащуюся молодежь, по ее непрерывной правовой подготовке на протяжении всего периода обучения. Главная задача правового обучения учащейся молодежи заключается в мобилизации всего комплекса правового воспитания на формирование высокого правосознания и традиции уважения к законам.

На протяжении длительного периода правовое образование и воспитание рассматривались в стране в совокупности с гражданским образованием, переходя иногда в синонимичные понятия. Основным предназначением гражданско-правового образования было изучение основ конституционного устройства государства. Правовое образование и воспитание, таким образом, не рассматривалось учеными как отдельное звено общеобразовательного педагогического процесса. В 1970-1980-е годы заметно активизировалось внимание к правовому образованию и воспитанию. Обращение ученых и практиков было связано с принятием Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1989 году Конвенции о правах ребенка и ее ратификацией Россией в 1990 году.

Тенденция усиления внимания к правовому воспитанию и образованию молодежи характерна для всех развитых стран.

В Конвенции о правах ребенка изложены следующие цели образования:

воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

воспитание у ребенка уважения к родителям, к культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.

Исходя из данных целей образования, можно отметить немалую роль преподавателя права в их достижении. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.

В середине 1990-х годов в современной науке появились исследования, направленные на повышение уровня правовой подготовленности учащихся, защиту их прав в соответствии со статьями Конвенции о правах ребенка. Так, особенности методики преподавания права в общеобразовательной школе и формирование правовых ориентации современных школьников в процессе обучения рассмотрены в работах Н.Г. Суворова, С.А. Морозова, Н.И. Элиасберга; концептуальные основы процесса обучения прву в школе изложены в работе К.Н. Поливанова, Б.И. Хасан, В.В. Спасской; проблемам преемственности в изучении права в школе, колледже и вузе посвящено исследование Н.В. Судденкова. Во всех этих работах рассматриваются проблемы, связанные с целями, задачами, структурой и содержанием правового образования в школе. Вопросы, относящиеся к компетентности и личностным качествам учителя права в современной школе в научной литературе совсем не рассматриваются или рассматриваются фрагментарно.

Объектом нашего исследования выступает процесс правового образования в современной школе.

Предмет исследования - профессиональная деятельность и качество учителя права в современной школе.

Цель исследования - изучить задачи правового образования в современной школе.

Задачи исследования:

. Рассмотреть состояние и проблемы правового образования в школах России.

. Охарактеризовать цели и структуру правового образования в школе и деятельность учителя права по их реализации.

. Рассмотреть содержание деятельности учителя права, его личностные и профессиональные качества учителя права в школе.

Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы исследования: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы с целью изучения состояния исследуемой проблемы; изучение нормативно-правовых документов; наблюдение за деятельностью педагогов.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 


 

Глава 1. Теоретические аспекты правового образования в образовательных учреждениях России

Состояние правового образования в школах России

 

Состояние правосознания населения России на протяжении десятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественной жизни страны. В условиях тотального преобладания над правом политических клише россияне вспоминали о законе только, когда оказывались в конфликтных ситуациях или в сфере действия "силовых структур", для них была характерна недооценка роли закона как первоосновы отношений в экономике и предпринимательстве. В отличие от населения в целом, молодое поколение, сформировавшееся в годы экономических реформ, приходит к осознанию того, что закон играет большую роль в жизни общества, рассматривает его как средство защиты своих прав и интересов. Изменилось и отношение к правовому образованию, в последние годы наблюдается очевидный "правообразовательный бум": в государственные юридические вузы трудно поступить, получили развитие профильные средние специальные учебные заведения, а также частные юридические институты.

Каких-либо точных данных, характеризующих распространенность правового образования в российских регионах, не существует. Однако, по косвенным данным, право в той или иной форме, в том или ином объеме преподают более чем в 50% российских полнокомплектных общеобразовательных школ.

В таких регионах, как Мурманск, Московская область, Ярославль, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Смоленск, этот предмет школьники изучают довольно активно. Результаты всероссийских олимпиад по правовому образованию (последняя из них состоялась в Смоленске в мае 2009 г.) показали, что с каждым годом увеличивается количество школьников, имеющих успехи в овладении правовыми знаниями. Однако победителями олимпиад, за редким исключением, становятся учащиеся профильных правовых учебных заведений - лицеев, гимназий, что говорит о большом разрыве в правовой подготовке учащихся этих учебных заведений и общеобразовательных школ. До последнего времени наиболее востребованными в школах являлись курсы "Основы правоведения", "Политика и право" (старшие классы), "Право и политика" (8-9 классы) и "Граждановедение" (8-9 классы).

Как показывают социологические исследования осведомленности учащихся средних школ по отдельным отраслям права, наиболее знакомы для них конституционное право и права человека, а также уголовное право, наряду с весьма низкой подготовкой в вопросах правового регулирования имущественных отношений. В целом, социологические исследования правосознания учащихся обнаруживают непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношений в современном российском обществе. В этой связи проблема организации соответствующего правового образования учащихся общеобразовательных школ является социально значимой и чрезвычайно актуальной в рамках общего правового образования.

До 90-х годов в нашей стране существовала мощная, признанная во всем мире, школа авторов, создававших учебники по естественно-математическим предметам. Что касается преподавания гуманитарных дисциплин, то зачастую оно подменялось общественно-политическим образованием. Эта тенденция находила свое отражение не только в учебниках истории и обществоведения, но и в учебниках литературы и иностранных языков, в целом обедняя качество образования.

С появлением новых политических и экономических реалий в начале 90-х годов проблемам развития гуманитарного образования и созданию новых учебников по всем предметам гуманитарного цикла стало уделяться особое внимание. Остро встал вопрос о написании учебника, который бы заменил снятый в 1992 году учебник "Основы государства и права". В том же 1992 году Министерство образования РФ и Министерство юстиции РФ планировали проведение конкурса на создание учебника по правовому образованию, но ни одного авторского предложения не поступило. Лишь позже стали появляться пособия и учебники, многообразие которых отражает плюрализм позиций тех, кто так или иначе озабочен повышением правовой культуры учащихся.

В настоящее время создается много новых учебников и учебных пособий. К сожалению, процесс формирования школы авторов школьных учебников по обществоведению и, прежде всего, по праву, пока еще находится на начальном этапе.

Уже созданные учебные пособия проходят практическую проверку в школе, и работа над ними продолжается. Этот процесс нельзя считать завершенным. Альтернативные учебники как бы дополняют друг друга, закладывая фундамент курса, который мог бы обусловить реальные жизненные ориентиры учащихся. Какие-то из них могут остаться невостребованными, при этом может возникнуть необходимость создания новых.

В последнее время активно обсуждается вопрос о форме трансляции обществоведческого (в том числе правового) материала в основной и средней школе. Судя по опубликованному проекту Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), Министерство образования РФ отдает предпочтение интегративной форме обучения. Очевидно, что выбор этого пути во многом вынужденный. На школу обрушился поток предложений самых разнообразных курсов, в основе которых лежат практически все общественно-гуманитарные науки: этика, правоведение, политология, философия, социология, экономика, экология, религиоведение, социальная психология и т.д. Как министерству определиться со всем этим? Да и действительно, где взять учебные часы для стольких курсов? Ведь учебный план не резиновый. "Всем сестрам по серьгам" дать не получается.

Конечно, оптимальным вариантом было бы сочетание интегративных и модульных курсов, в чем-то дополняющих друг друга. В этом случае учитель имел бы возможность выбрать то, что он считает наилучшим с точки зрения реальных возможностей региона, школы, уровня подготовленности класса, целей образования, как он их сам видит и понимает. Сегодня, с этим классом, он изучал бы интегративный курс "Обществоведение", а завтра, с другим (или с этим же, но продвинувшемся в учебных результатах), - более углубленно тот или иной модуль.

Если говорить о праве, то в нынешних социально-экономических условиях знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и законные интересы. А задача образования - снабдить молодое поколение теми знаниями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

Проект Российского фонда правовых реформ "Правовое образование в школе" действует с июля 1997 года. Его появление вызвано пониманием возрастающей роли закона в условиях рыночной экономики и соответственно необходимостью более широкого правового образования учащихся старших классов российских средних учебных заведений. Цель проекта - создание образовательной программы по праву для 7-11 классов и обеспечение условий для ее широкого внедрения в общеобразовательных школах. В рамках проекта подготовлены, выпущены и апробированы учебно-методический комплект по "Основам правовых знаний" для учащихся 7, 8-9 и 10-11 классов, учебные видеофильмы, проведена переподготовка учителей к преподаванию права, разработаны соответствующие методические пособия. Подобный комплексный проект правового образования для школьников осуществляется впервые и не имеет аналогов.

Принципиальное отличие концепции проекта "Правовое образование в школе" состоит в том, что впервые право входит в школу не фрагментарно или в форме рассказов, а как полноценный общеобразовательный предмет. Создаваемые в рамках проекта учебно-методические материалы ориентированы на раскрытие общих принципов права и функционирования правовых институтов, широкого контекста, способствующего пониманию того, что мы живем в правовом поле. Наряду с этим из всего массива правовых знаний выделяются знания, связанные преимущественно с экономикой, конкретными ситуациями экономической жизни. Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия.

Проект, безусловно, не может претендовать на то, чтобы переломить тенденции, предопределяемые условиями экономической жизни. Его цель - ввести учащихся общеобразовательных школ в правовое пространство, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Школьники должны прийти к пониманию роли закона в обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи.

В юриспруденции, как и в математике, очень важна конкретная форма представления понятий. Право - это во многом форма, но форма, зачастую затрудняющая процесс понимания. Поэтому основной задачей при написании учебных пособий было найти баланс между правовой терминологией, правовой формой и доступностью правового содержания, соединить педагогику, методику и юриспруденцию, ведь конечная цель учебного курса - не обучение юристов, а воспитание граждан и формирование у них потребности в изучении права. Иными словами, сделана попытка в преподавании основ правовых знаний в старших классах перенести акцент с лекционных методов изложения материала на живое обсуждение тем. Разнообразие предлагаемых проектом РФПР учебно-методических пособий дает учителям широкое поле возможностей выбора методов и средств представления правовой информации, организации усвоения этих сведений.

Интересно, что к созданию материалов проекта самое непосредственное отношение имели не только известные ученые-правоведы и педагоги (авторский коллектив учебника для 8-9 классов насчитывает 14 человек), но также учителя и ученики. Не случайно все учебные материалы начинаются с благодарности учителям (названы 58 имен), оказавшим неоценимую помощь в подготовке учебников и методик. Дело в том, что практически параллельно в течение двух лет проходили три творческих процесса. Группа ведущих юристов и методистов разрабатывала концепции, программы и учебники по праву для основной и полной средней школы. Одновременно проводилось обучение учителей для работы по материалам проекта (прошли два десятидневных семинара). И, наконец, в 45 пилотных школах шла "обкатка" программ и учебников, осуществлялась обратная связь с детьми и педагогами, по ходу которой в материалы вносились изменения и уточнения.

Что же составляет содержание УМК по праву?

Первая составляющая - это концепция курса "Основы правовых знаний" для учащихся 7-11 классов. По замыслу авторов и участников проекта, право (если мы действительно хотим жить в правовом государстве) должно входить в школу не фрагментарно, а в качестве полноценного учебного предмета, целостного, концептуально проработанного, оснащенного соответствующим комплектом пособий. Предложенная концепция курса дает ответы на ряд важнейших вопросов правового образования в современной школе, в частности: можно ли решить задачи правового образования личности в рамках одного, пусть даже самого хорошего курса, какой должна быть модель правового образования личности, и какие методики ей будут адекватны, на какие ценности права должно быть ориентировано содержание правового образования и ряд других. Суть данной концепции кратко можно выразить следующим образом - отказ от юридического догматизма, приоритет практического права.

Вторая составляющая УМК по праву - это программы, учебники, пособия, практикумы, хрестоматии для учащихся 7-11 классов. Заметим, что все учебные материалы имеют одно название - "Основы правовых знаний", а напечатаны они издательством "ВИТА-ПРЕСС".

Вот, например, учебник "Основы правовых знаний" для учащихся 8-9 классов (Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. и др.). Он состоит из двух частей. Книга сертифицирована, имеет гриф Министерства образования РФ и Министерства юстиции РФ. Что сразу привлекает в учебнике, так это многообразие и богатство методического аппарата. Он занимает не менее одной трети от общего объема. В методический аппарат входят различные по уровню сложности вопросы и задания, в том числе творческого, поискового, тестового характера. Здесь же словарь к каждому уроку, что удобнее, нежели общий словарь в конце учебника. Более того, каждый урок начинается с описания ситуации, прямо относящейся к теме и ее основным понятиям. Это сразу настраивает на практическое, живое применение правовых знаний. Основной текст урока помогает найти верный ответ для объяснения или разрешения (в случае конфликтности) правовой ситуации. Кроме того, в учебнике много логических схем и юмористических рисунков, что значительно облегчает усвоение учебного материала. И все-таки, главное достоинство учебника - это сам текст, который написан живым языком, профессионально и в то же время доступно, он легко читается и усваивается, поскольку богат понятными примерами и конкретными фактами из реальной жизни.

Следующая составляющая нового УМК по праву - это методические пособия. Уже опубликованы пособия для учителей к учебникам для 7 и 8-9 и 10-11 классов. Надо заметить, что жанр поурочных методических пособий для учителей одно время испытывал настоящий кризис. Классические "методички" (например, поурочная методика Годера по истории древнего мира) были привязаны к почти неизменным программам и учебникам. В условиях вариативного обучения, многообразия программ и, конечно, расцвета методического мастерства самих учителей, казалось бы, поурочная методика уходит в прошлое. Однако это не так, если методика адекватна современной модели образования личности.

Сегодня основные методические инновации педагоги связывают с применением активных или интерактивных методов обучения. Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создает для каждого ученика комфортные условия обучения.

Чем интересны методические пособия по курсу "Основы правовых знаний" для 7, 8-9 и 10-11 классов? Прежде всего, культурой подачи материала, тем, что учителю в ненавязчивой форме предлагается общий контур каждого занятия, даны примерные вопросы для проведения лекции, беседы или практикума, и всякий раз подчеркивается, что за учителем признается право сделать выбор своего варианта проведения урока, учитывая личный опыт и уровень подготовки учащихся.

Важно и то, что методика нацеливает учителя на создание на уроке правовой атмосферы, уважения личности ребенка, активное вовлечение каждого ученика в процесс познания. Большое внимание в данной методике отведено описанию приемов организации индивидуальной, парной и групповой работы, в ходе которой у обучаемого формируется своя точка зрения, и в то же время развиваются навыки партнерства, воспитывается готовность к сотрудничеству.

Интересны данные пособия еще и тем, что предложенная методика позволяет учить детей критически мыслить, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми. Авторы не раз ссылаются на американскую методику критического мышления и детально описывают ее основы и отдельные методические приемы. Эта методика получила самую высокую оценку учителей-практиков, работающих по данной технологии не только в нашей стране, но и ряде других государств.

И, наконец, есть еще один важный компонент нового УМК по праву. Это пособия по подготовке и переподготовке учителей права. Одно из пособий адресовано педагогическим менеджерам, специалистам системы ИУУ-ИПК. И хотя пособие называется "Подготовка учителей к преподаванию права", оно может служить дополнением к программам подготовки и переподготовки учителей не только права, но и обществознания в целом.

Другое пособие под названием "Учителя учат учителей" адресовано всем тем, кто прошел обучение в рамках проекта РФПР и готов делиться идеями и опытом со своими коллегами. Любая система будет эффективной, если она способна к самосовершенствованию, самоподдержанию. Хорошо, когда включаются внутренние резервы самой системы, поскольку материальные возможности ее поддержания не бесконечны. Это в равной степени относится и к системе повышения квалификации учителей права. Учитель, получивший подготовку в системе ИУУ-ИПК или на специальных семинарах, вскоре утрачивает приобретенные знания. Однако, если, обучившись, он становится учителем своих коллег, если постоянно передает знания, информацию, технологии другим, то это лучший способ расти профессионально.

Информация о новом УМК не будет полной, если не рассказать о серии учебных видеофильмов по курсу "Основы правовых знаний". Это настоящие игровые фильмы, где снимались профессиональные актеры, практикующие юристы и дети. Фильмы рассказывают о реальных жизненных ситуациях и коллизиях, которые наглядно показывают, как важно для каждого человека, каждого гражданина знать некоторые правовые нормы и правила, быть готовым защитить свои права и законные интересы.

Перспективной задачей проекта является "обучение обучающих". Для этого в ходе семинаров планируется проведение параллельной учебы для юристов, преподавателей обществоведческих дисциплин институтов и университетов и наиболее подготовленных учителей-практиков. В процессе такого рода учебы будет уточняться программа и ее объем, взаимосвязь лекционных курсов для преемственности в обучении, а также координироваться учебные планы. Работа по организации "обучения обучающих" потребует как финансовых ресурсов, так и менеджерских усилий по изучению и подбору кандидатов на преподавательскую работу и обеспечению для них преподавателей-тренеров.

В ходе апробации учебных пособий РФПР в школе выявился высокий уровень интереса учащихся к праву, большая востребованность правовых знаний. С учетом полученного опыта учителя пилотных школ высказываются в пользу введения курса правоведения в школьную программу как практически важного, формирующего ценностные и культурные установки и социальные навыки учащихся. Об актуальности проблемы свидетельствует и отношение к ней региональных комитетов образования, многие из которых поддерживают идею преподавания права в школе и готовы включить этот предмет в качестве регионального компонента образовательного стандарта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...