Роли (смысловые и организационные)
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных ребят, - предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми. К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов. Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся». «Разговор по кругу» Один из простейших способов структурирования дискуссии «Разговор по кругу». Вот несколько способов организации такой дискуссии. «Карусель» «Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию: а) назвать вольные ассоциации по теме; б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение; в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем». «Полилог» Методика рефлексивного анализа «Полилог» используется для решения конфликтов, проблем в большом коллективе. Она позволяет сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то проблеме. Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного ответа), и ведущий просит участников называть ассоциации, которые приходят им в голову, или возможные ответы. Делать это необходимо по очереди, друг за другом, как они сидят. Если тот, чья очередь выступать, находится в затруднении или не знает, как ответить, он говорит: «Пропускаю», и тогда продолжает его сосед. Каждое названное слово записывается ведущим на доску, а ребятами в тетради. Так можно пройти несколько кругов до тех пор, пока ответов не накопится достаточно много. На основании полученных результатов можно сделать какието выводы и вести дальнейшую беседу.
К сожалению, работа в кругу может оказаться достаточно утомительной и однообразной. Особенно это зависит от величины группы. Чтобы разнообразить работу и сократить время, можно ввести в дискуссию работу в парах. Работа в парах «Общий шум» Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ученикам. «Колесо» Школьники разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30 - сек. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал: «Колесо поворачивается» члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу (например, по проблемам в темах «Право на жизнь» или «Право на частную жизнь»). Информация, собранная с помощью этих приемов, может послужить основой для дальнейшего свободного обсуждения. Работа в группах Следующий этап организации правового обучения, таким образом, работа в группах. «Дума» («Аквариум») Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3-4-5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.
Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, и высказывания своего представителя в частности. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой. Учитель предлагает тему и вызывает 6-9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занимало не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы. Изучение казусов способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения. Специалисты выделяют несколько этапов использования этой технологии правового обучения: . Выбор практических материалов Педагог может обобщать реальные юридические ситуации или придумывать специальные для учебных целей: они могут быть длинными или короткими, основанными на документах суда или полученными из повседневной ситуации. . Обзор фактов. Основой обсуждения в классе являются факты, содержащиеся в казусе. Следовательно, процесс исследования должен начинаться с тщательного изучения и прояснения всех фактов. Учащимся должны быть заданы следующие вопросы: Что произошло в данном случае? Кто его участники? Какие факты важны, а какие нет? Упущена ли какая-то важная для дела информация? Почему участники поступили именно таким образом? . Формулировка вопроса. Учащиеся должны указать и обсудить суть и проблемы представленного дела. Предметом правового спора является вопрос о норме права, на которой основывается решение по делу. Спорное правоотношение должно быть проанализировано. Учащиеся учатся рассматривать общественное мнение, конфликт ценностей и жизненные реалии. Например, практический вопрос относительно абортов мог бы включать в себя следующие аспекты:
Юридические: Законно ли преждевременное прерывание беременности? Если да, то на каких условиях? Общественные: Должны ли аборты быть законными? Почему «да» и почему «нет»? Конфликт ценностей: Что имеет более важное значение: право любой женщины на свою личную жизнь или право еще не родившегося ребенка на жизнь? Почему? Практические: Какие варианты выбора у того, кто столкнулся с проблемой нежелательной беременности? Куда можно обратиться за помощью или советом в такой ситуации? . Обсуждение доводов. После того как учащиеся выделили спорные проблемы, они должны вырабатывать и обсуждать те доводы, которые могли бы быть «за» и «против» и которые отражали бы весь спектр взглядов. В процессе обсуждения учащиеся могут рассматривать такие вопросы, как: Каковы доводы «за» или «против» каждой точки зрения? Какие доводы наиболее убедительны? Наименее убедительны? Почему? Какими могут быть последствия каждого способа разрешения проблемы? Для участников процесса? Для общества? Есть ли другие альтернативы? В процессе обсуждения очень важно поддерживать атмосферу доверия и открытости. Учащиеся должны знать, что, какими бы ни были их идеи и мнения, они будут приняты и внимательно выслушаны независимо оттого, насколько противоречив или болезненен предмет обсуждения. Например, ряд учащихся отметил на шкале мнений по уголовному праву, что они полностью согласны с положением, что «преступников надо реабилитировать, а не наказывать». После этой шкалы можно провести изучение случая об уголовнике-рецидивисте. Можно спросить, как считают эти учащиеся, должен ли этот преступник быть наказан или реабилитирован.
. Принятие решения. Решение это ответ на вопрос или вопросы, содержащиеся в казусе. Когда учащимся дается готовое решение, например, в судебном деле, они должны его оценить и определить, согласны они с этим решением или нет? Что это решение будет означать для сторон, участвующих в деле, для общества в целом? Во многих других случаях готового решения не дается и учащиеся должны вынести свое собственное решение по этому делу. Например, они должны сказать, какое решение и почему они вынесли бы по данному судебному делу. После того как ученики пришли к своим собственным заключениям, преподаватель может сказать им, какое решение было действительно принято в данном случае. Таким образом, учащиеся смогут сравнить свои решения с реальным решением суда. В практике преподавания права популярно ранжирование. Таким понятием специалисты называют подход к анализу и обсуждению взглядов учащихся. Ученики должны сделать выбор между противостоящими альтернативами. Например, они могут проранжировать правонарушения от наиболее серьезного до наименее серьезного. В отличие от предыдущего метода ранжирование показывает результат пространственно. В связи с этим возможен вариант такого упражнения - попросить учащихся провести линию в классе вдоль стены. Два конца линии будут связаны с крайними точками зрения. Ученики занимают место на линии в соответствии со своей позицией. Тот, кто занимает двоякую позицию, встает в центре. Можно попросить выразить свое отношение к допустимости использования пыток или других видов физического воздействия на преступников. Один конец линии будет представлять полное одобрение смертной казни, другой отрицание ее необходимости. Учащимся дают возможность обосновать их местоположение. Необходимо выслушать тех, кто не согласен с ними. Полезно попросить учащихся решить, останутся ли они на том же месте или сдвинутся после введения особых дополнительных условий. Например, если на борту пассажирского самолета захвачен террористи известно, что он заложил бомбу, которая должна взорваться через час, что приведет к катастрофе и гибели находящихся в самолете. За этот час необходимо выяснить, где находится бомба, чтобы обезвредить ее и предотвратить трагедию. Обсуждают и проблемы суда присяжных, справедливости закона и т. д. Результативна в практике работы методика проективных техник. Эти техники позволяют учащимся сформулировать свою позицию и отношение к определенным явлениям. Ученики дописывают незаконченные предложения, такие как: Я бы посоветовал Верховному Суду...
Я бы хотел, чтобы Президент России... Когда я вспоминаю милицию, я думаю о... Учащихся можно попросить придумать подпись к неозаглавленной фотографии или карикатуре, написать или сыграть окончание незавершенной ситуации. Еще одним вариантом проективных техник может быть задание: нарисовать рисунок на заданную тему. Например, один из преподавателей попросил ребят нарисовать власть. Эти рисунки послужили материалом для продуктивной дискуссии. Результаты использования проективных техник могут быть обсуждены и проанализированы с помощью других методов. Восприятие правовой информации заметно улучшается, если она предоставлена в смешной, юмористической форме, которая близка и понятна обучаемым. Не случайно многие современные учебники по праву сопровождаются карикатурами, юморесками. Так, осмысливая шутливые диалоги каких-либо вымышленных героев, анализируя своеобразные документы, школьники учатся отличать отдельные дефиниции друг от друга (например, выделяя обычаи делового оборота от привычек людей, обязательственные отношения от просто «обещаний»). Использование подобных приемов на уроках права может осуществляться в процессе деловых игр, работы с источниками. В настоящее время для того, чтобы облегчить деятельность учителя по отбору подобного дидактического материала, усилиями многих авторских коллективов подготовлены специальные хрестоматии и практикумы. Вот некоторые варианты подобных заданий, разработанные в рамках РФПР (педагог может предлагать отдельные задания для обсуждения в малых группах либо работать фронтально со всем классом): ««Петров взял у Крылова в долг небольшую сумму денег и в срок не вернул. После нескольких напоминаний все равно не вернул. Крылов подал иск в суд. Петров явился к судье и заявил, что долгов он обычно не возвращает, и просит считать это обычаем его делового оборота. Что бы вы ему ответили, окажись вы на месте судьи?» «В книгах Лескова и драмах Островского упоминается «крепость купеческого слова» купцы обычно выполняли обязательства, принятые без свидетелей и без письменного закрепления. Что заставляло купцов держать слово, при том что суд не мог бы получить доказательств их недобросовестности в случае нарушения обязательств?» «Близкие родственники и друзья то и дело берут друг у друга деньги в долг и принимают разные обязательства, не составляя письменных договоров. Что мешает им нарушить свои обязательства?» «Петров составил с Крыловым договор на аренду жилплощади, в котором содержалось обязательство Петрова заплатить за квартиру за год вперед. Петров вселился в квартиру Крылова, но платил только за каждый истекший месяц проживания. Крылов обратился в суд. Петров сказал, что в соответствии с обычаем делового оборота, сложившимся в их городе, за квартиру платят ежемесячно (и это была правда). Судья признал, что обычай делового оборота именно таков, но все же обязал Петрова выплатить деньги за год вперед. Чем руководствовался судья? Своеобразным жанром учебной литературы по праву стали рабочие тетради. Так называют материалы-задания, подготовленные для каждого ученика. В настоящее время используются рабочие тетради и для тех, кто изучает право в начальной школе (Тамбов и др. города). Рассматривая тему на уроке, ученики закрепляют свои знания путем решения отдельных задач. Вот некоторые методические рекомендации по использованию рабочих тетрадей по праву на уроке: . Если школьники не пользовались рабочими тетрадями, необходимо пояснить, как работать с ними. Обращаем внимание на ведущие понятия, которые включены в рабочую тетрадь. Их значение школьники должны знать. . Записи в тетрадях следует делать аккуратно, кратко, самостоятельно. . Оценивать деятельность школьника можно путем проверки выполнения заданий в тетради. Если школьник не справляется с каким-то заданием, следует предложить ему выполнить задание более простое, а затем, пояснив невыполненное задание, указать, что необходимо прочитать, выучить для его выполнения. В настоящее время появились учебные материалы, выстроенные в виде мини-учебника и рабочей тетради. Школьник знакомится не со всеми темами правового курса, а лишь с некоторыми из них. Учителю при использовании таких материалов необходимо организовать деятельность школьников в группах, объяснить то задание, которое представлено в тексте книги, предложить самостоятельно прочитать и объяснить блок необходимой правовой ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день в российской системе образования происходят существенные изменения, меняются государственные образовательные стандарты. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, разработанные на основе компетентностного подхода. Также утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и готовятся к утверждению федеральный образовательный стандарт общего и среднего (полного) образования второго поколения. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие правового образования. На основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, будут готовить учителей права, которые должны будут претворять в жизнь стандарт общего образования второго поколения. Эти стандарты должны выступать в одной взаимосвязанной системе, но федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования не разработан на основе компетентностного подхода. Возникает вопрос: сможет ли бакалавр социально-экономического направления по профилю юриспруденция реализовать стандарт общего образования второго поколения? Конечно, в двух стандартах много схожих элементов, они разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Оба направлены на улучшение качества образования, нацелены на результаты образования как системообразующий компонент. Ставят перед собой процесс развития личности как цель и смысл образования. В стандартах обозначены новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. Оценка результатов на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выражается в компетентностной модели выпускника, федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения компетентностного набора не содержит. Современное правовое образование должно основываться не на механическом запоминании правовых норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права. Согласно логике компетентностного подхода к построению системы образования в школе особое внимание следует уделять ключевым компетенциям, которые и должна формировать общеобразовательная школа. Стандарт общего образования не предусматривает ключевых компетенций, однако предусматривает наличие определенных требования к результатам освоения образовательных программ. Чтобы бакалавр социально-экономического направления по профилю юриспруденция смог успешно реализовать эти требования необходимо: ) Увеличить количество и качество экспериментальной и проектной деятельности на уроках права; ) Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности по праву в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности учащихся; ) Обеспечить в старших классах возможность выбора образовательных программ, то есть профильность; ) Увеличить время на самостоятельную работу по праву: реферирование, проектирование, экспериментальную деятельность; ) Обеспечить применение информационных и коммуникативных технологий на уроках права; ) Дифференцировать процесс обучения праву путём создания вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся - от одарённых учащихся, до учащихся с ограниченными возможностями; ) Усилить ценностно-ориентированность содержания уроков права, формирующих гражданственность и правовую культуры; ) Увеличить количество практических занятий, в том числе решение правовых задач; ) Введение факультативных занятий по углубленному изучению отдельных правовых курсов; ) Создание на уроках права квазипровавых ситуаций, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации; ) Использование разнообразных внеурочных форм работы по праву, в том числе тематических экскурсий; ) Создание в школе правовой образовательной среды, обеспечивающей участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создание и деятельность общественных организаций. В дипломной работе достигнута цель исследования - проанализирована система правового образования, определены направления модернизации правового образования при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения, разработанным на основе компетентностного подхода, выделены специальные компетенции учителя права и выработаны критерии оценки уровня сформированности правовых компетенций педагога.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - №4. - Ст. 445. . Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22августа1996года N125-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - №35. - Ст. 4135; Российская газета. - 29 декабря 2009. - №252. . Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1 (в ред. от 17.12.2009 №313-ФЗ) // Российская газета. - 31 июля 1992. - №172; декабря 2009. - №252. . Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - №1 (ч. II). - Ст. 119. . Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 №788 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 22.03.2010. - №12. . Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2010 №35 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "магистр")" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 05.04.2010. - №14. . Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 22.03.2010. - №12. Литература 8. Анисимов А.П. Проблемы формирования современной модели выпускника на основе компетенций, определяемых социальными партнерами ВУЗа / А.П. Анисимов, С.В. Нарушевич // Право и образование. - 2008. - №2. - С. 48-53. . Асадуллин Р.М. Новые ориентиры развития профессионального образования. / Р.М. Асадуллин, Л.И Васильев, В.Г. Иванов - Уфа, 2008. - 131 с. . Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующимся обществе / Н.Г. Багдасарьян // Педагогика.- 2008. - №5.- С. 3-9. . Батрова О.Ф. Перспектива внедрения компетентностного подхода в отечественную систему педагогического образования / О.Ф. Батрова // Преподаватель XXI век. - 2007. - №1.- С. 3-9. . Бершадский М. Информационная компетентность / М. Бершадский // Народное образование. - 2009. - №4.- С. 139-144. . Боярский Е.А. Оценивание обобщенных компетенций выпускников вузов / Е.А. Боярский, С.М. Коломиец // Высшее образование сегодня. -2007. - №11. - С. 31-35. . Василюк И.П. К проблеме формирования ключевых компетентностей в процессе обучения / И.П. Василюк // Право и образование. - 2008. - №5.-С. 31-46. . Ветютнев Ю.Ю. Компетентностный подход в изучении и преподавании права: метод сократического диалога / Ю.Ю. Ветютнев, А.И. Макаров // Право и образование. - 2008. - №7.- С. 97-104. . Грабовский А. От компетентности учителя - к профессиональной культуре коллектива / А. Грабовский // Народное образование. - 2009. - №4.-С. 209-212. . Грядунова Н.А. Профессиональные компетенции сотрудников современных образовательных учреждений / Н.А. Грядунова // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №3.- 159-165. . Девяткова С.В. Каким должно быть современное образование / С.В. Девяткова, В.И. Купцов // Социально-гуманитарные знания.- 2006. - №5. - С.64-77. . Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ / С. Евтушевская // Народное образование. - 2008. - №6. - С. 191-197. . Ермаков Д. Откуда и куда ведёт компетентностный подход? / Д. Ермаков // Народное образование. - 2008. - №7. - С. 181-187. . Ефремичева Н.В. Компетентностная модель подготовки педагогов в условиях модернизации профессионального образования / Н.В. Ефремичева // Научные исследования в образовании. - 2008. - №1. - С. 26-27. . Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов // Завуч. - 2008. - №1. - С. 4-25. . Иванова Е.О. Компетентностный подход как новый взгляд на качество результата высшего образования / Е.О. Иванова // Право и образование. - 2007. - №10. - С. 36-43. . Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификаия - основные направления современных исследований / М.Д. Ильязова // Научные исследования в образовании. - 2008. - №1. - С. 28 -31. . Иоголевич Н.И. Профессиональная подготовка юриста: компетентностный подход и базовая модель компетентности / Н.И. Иоголевич, В.И. Майоров // Право и образование. - 2008. - №10.- С. 65-71. . Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т.Е. Исаева // Педагогика. - 2006. - №9.- С.55-60. . Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2003. - 351 с. . Крупнов Ю. Модернизация образования и развитие страны / Ю. Крупнов // Народное образование.- 2006. - №1. -С. 19-20. . Кузнецов И.А. Формирование правовой культуры в период становления гражданского общества в России / И.А. Кузнецов, М.В. Михайлов, А.Г. Хабибуллин под общ. ред. А.Г. Хабибуллина.- Уфа: БАГСУ, 2005 - 232 с. . Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии.- 2004. - №5.- С. 3-12. . Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К.М. Левитан. - М.: Норма, 2008. - 432 с. . Матушкин Н.Н. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. - 2009. - №5. - С. 24-29. . Матушкин Н.Н. Формирование перечня профессиональных компетенций выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. - 2007. - №11. - С. 28-30. . Модернизация правосознания и правовой культуры гражданского общества России / под общ. Ред. А.Г. Хабибуллина: авт. коллектив Хабибуллин А.Г., Михайлов М.В., Кузнецов И.А., Ишкильдина Г.Р.- Уфа: БГПУ, 2007. - 284 с. . Морозова С.А. Методика преподавания права в школе / С.А. Морозова. - М.: Новый учебник, 2002.- 219 с. . Найденова Н.Н. Измерение качества образования / Н.Н. Найденова // Право и образование. - 2006. - №5.- С. 54-60. . Огоновская И.С. Основные подходы к методике преподавания и обучения праву в современной общеобразовательной школе / И.С. Огоновская // Право и образование. - 2008. - №7.- С. 104-112. . Осмоловская И.М. Компетентностный подход к формированию содержания общего образования / И.М. Осмоловская // Право и образование. - 2006. - №4.- С. 120-129. . Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву / Е.А. Певцова. -. М.: Владос, 2003. - 398 с. . Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое Общество России, 2004. - 608 с. . Сиверская У.П. Социально-педагогические особенности понимания сущности современного образования / У.П. Сиверская // Вопросы гуманитарных наук. - 2005. - №14.- С. 216-217. . Сластенин В.А. Педагогика / авт. коллектив В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов Е.Н. - М.: Школа-пресс, 2000. -511 с. . Сластенин В.А. Образование как социокультурный феномен / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука.- 2005. - №16.- С. 4-14. . Суровцева Н.А. Комптентностный подход к реализации метода проектов в обучении школьников / Н.А. Суровцева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. - №1. - С. 153-154. . Таова А.А. Компетентностный подход в процессе подготовки юристов / А.А. Таова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - №6.- С. 59-64. . Филющенко Л.И. Юридическая подготовка - необходимый компонент профессионального образования менеджера / Л. И Филющенко // Право и образование. - 2008. - №10. - С. 75-77. . Шестак Н.В. Компетентностный подход в непрерывном профессиональном образовании / Н.В. Шестак // Право и образование. - 2006. - №6. - С. 90-98. . Эволюция политической и правовой культуры России. Региональные особенности и влияние европейского фактора / Отв. ред. Ковалев Б.Н., Макарова Е.А.: НовГУ имени Ярослава Мудрово. Ч. 1. Россия-Запад: истоки политической и правовой культуры. - Великий Новгород, 2006. - 172 с. Электронные ресурсы 49. Проект Приказа Минобрнауки России об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") [Электронный ресурс]: Сайт Министерства образования и науки РФ. . Проект Приказа Минобрнауки России об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр") [Электронный ресурс]: Сайт Министерства образования и науки РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|