Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы правового образования в современной школе




 

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны; ориентированное на социальную ценность права и строгого правопорядка отношение граждан к Закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка; социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстро меняющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы".

В целом солидаризируясь с высказанным мнением, мы считаем, что правовая культура личности есть цель и результат ее правового образования и представляет собой комплексное явление, включающее правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

При этом правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания; сформированные правовые эмоции (позитивное оценочное отношение к правовым предписаниям, уважение к закону, чувство законности); сформированные правовые убеждения (социально-правовую установку); правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения (мотив правомерного поведения).

А правомерное поведение состоит из выработанных устойчивых умений и навыков использования правовых средств в юридически значимых ситуациях, иной практической деятельности; привычки правомерного поведения; высокой социально-правовой активности.

Естественно, что решение задачи становления, правовой культуры граждан России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных до XI классов.

"Каких-либо точных данных, характеризующих уровень школьного правового образования в России в целом, - констатирует В. Мазаев, директор Российского фонда правовых реформ, - не существует. В некоторых регионах игнорируют право как школьную дисциплину вообще, в других (таких, как Мурманск, Московская область, Ярославль, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Смоленск и т.д.) его изучают довольно активно. В той или иной форме и объеме его преподают в более 50% российских полнокомплектных школ".

Как показывают социологические исследования осведомленности школьников по отдельным отраслям права, наиболее "знакомыми" им оказываются конституционное право и права человека, а также уголовное право, наряду с весьма низким уровнем представлений о правовом регулировании имущественных отношений. В целом исследования правосознания учащихся обнаруживают непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношений в современном российском обществе.

В апреле 2000 г. Фондом совместно с Главным государственно-правовым управлением Администрации Президента, Минобразованием и Минюстом РФ была проведена Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях". В ее работе приняли участие представители образовательных учреждений и научных организаций, государственных органов управления и общественных организаций, так или иначе связанных с указанной проблематикой. Всеми участниками отмечены важность роли права в социализации подростков и неудовлетворительный уровень правового просвещения в российских школах. На ней попытались с учетом имеющегося опыта выработать концептуальные подходы к структуре и содержанию правового образования в школе, обсудили меры организационного характера, которые необходимо принять, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Конференцией принята резолюция, в которой ее участники обращаются с просьбой к государственным органам власти и управления всех уровней, общественным организациям с призывом уделить вопросам правового образования в школе самое пристальное внимание, и рекомендуют предпринять в этих целях определенные действия.

В наше время знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что кроме права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые помогут им не пропасть в нынешней непростой жизни.

Как считает Н.И. Элиасберг, в результате изучения основ права в средней школе ученик должен:

. Усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности.

. Иметь представление о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны.

. Владеть знаниями об охране правопорядка государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, о видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка.

. Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств.

. Усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан.

. Овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права.

. Знать содержание некоторых, наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), определяющих принципы права, систему прав и обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и личностью.

. Иметь представления о наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного), способствующие усвоению ценности права как явления культуры.

. Уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл.

. Уметь применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступков людей, собственных действий, явлений жизни.

. Уметь осуществлять свои права на практике: руководствоваться в различных сферах жизни существующими юридическими нормами.

. Уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения и т.п.).

. Иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов, таких, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.).

.Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества.

. Иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

Реальностью российского общества с первой половины 90-х гг. XX в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающие все виды информации, оказывают огромное воздействие на правовую культуру молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу. Рекламная деятельность российского радио и телевидения оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь.

Наибольшую остроту приобрела проблема подростковой и молодежной проституции. В ходе опроса старшеклассников выяснено, что проституция, по их мнению, вошла в десятку самых престижных профессий современности. По данным выборочных исследований, проведенных среди различных категорий молодежи, каждый десятый горожанин в возрасте до 25 лет считает вполне приемлемой проституцию как законную форму получения денег, своего рода "бизнес".

Отмеченные особенности оказывают существенное влияние на правовое образование в школе. Но, тем не менее, именно правовое образование является средством искоренения правового нигилизма и формирования правовой культуры подрастающего поколения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...