Направление совершенствования форм мотивации труда на предприятии
Для проведения анализа труда на предприятии проведем анкетирование сотрудников АО «Букет Чувашии». Для этого была разработана форма анкеты. Рабочим предлагалось заполнить анкеты в удобное для них время в течение рабочего дня. Анкеты были розданы в случайном порядке 50 работникам предприятия, при этом гарантировалось неразглашение результатов. 30 анкет предлагалось заполнить работникам подразделений и 20 анкет предлагалось заполнить сотрудникам функционального подразделения. Заполненные анкеты сотрудников попросили оставить либо у начальника в конце рабочего дня, либо сдать человеку проводившему исследование. Из 50 выданных анкет, было получено только 40 (некоторые вернулись чистые, некоторые частично заполненные). Поэтому исследование проводилось на основании 40 анкет (26 анкет были получены из производственных подразделений и 14 из функционального подразделения). Результаты исследования представлены в таблице 4.1 Таблица 4.1. – Анкета для сотрудников АО «Букет Чувашии»
Таблица 4.2 - Показатели удовлетворенности работников трудом на предприятии ОАО «Букет Чувашии»
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что сотрудники удовлетворены. Так как, судя по показателям, средний балл выше середины (т.е. выше 5). Удовлетворенность предприятием в целом, из всех показателей наиболее высокая. На втором месте взаимодействие сотрудников в организации, оценен, как 7,3, это свидетельствует о том, что в рабочем коллективе налажены отношения между сотрудниками, присутствует теплая атмосфера.
Следующий показатель возможность карьерного роста, прекрасно, что люди работав на предприятии ОАО «Букет Чувашии», повысив свою квалификацию, переняв опыт, наиболее опытных сотрудников, стремятся к развитию. Следующий показатель удовлетворенность своей работой, означает, что персонал трудится со степенью удовлетворенности, получая удовольствие от работы. И показатель удовлетворения физическими условиями труда оценен в среднем в 6 баллов, который свидетельствует о нормальном обеспечении условиями труда, но развитие необходимо. В целом анкетирование показало удовлетворение сотрудников своей деятельностью. Проведенный анализ мотивации труда персонала работников АО «Букет Чувашии» показал, что существующая на данный момент система организации моральной и материальной мотивации работников нуждается в корректировке и совершенствовании.
Проведенное исследование позволило внести следующие предложения: 1. Пересмотреть состав заработной платы труда с целью повышения стимулирующего воздействия с одной стороны тарифной оплаты, с другой – надбавок, доплат премиальных и других выплат. Периодичность проведения совершенствования состава заработной платы – не реже, чем один раз в полугодие. 2. Проводить поэтапное повышение тарифной ставки I разряда в зависимости от роста объёмов производства продукции, наличия прибыли от реализации, рентабельности производства продукции 3. Практика мотивации сотрудников с помощью подарков получила широкое распространение. С помощью подарка можно выразить уважение, расположение, благодарность и одобрение. Но при условии, что подарки соответствуют своему назначению. Особую радость может вызвать подарок в день рождения сотрудника, годовщину его работы или уход в отпуск. 4. Неденежные формы мотивации - пользование социальными учреждениями предприятия: - предоставление путевок в дом отдыха, санаториями, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников); - предоставление абонементов в фитнесс-центр, бассейн; - оплата обучения работников на различных курсах или в учебных заведениях разного уровня (средних специальных, высших); - предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях; - проведение корпоративных праздников.
Заключение Мотивацию можно рассматривать как совокупность факторов, определяющих поведение, а также как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии: возникновение потребностей, поиск путей устранения потребности, определение направления действия, осуществление действия, получение вознаграждения за осуществление действия и устранение потребности. Существуют две важные теории мотивации - теория справедливости и теория ожиданий. Необходимо отметить, что реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом ряда условий. Эффективность использования отдельного работника зависит не только и не столько от его способности выполнять требуемые функции, сколько от «прилежания», с которым эти функции выполняются.
Анализ системы мотивации труда на предприятии показал, что управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления. Основа системы стимулирования персонала закладывается использованием организационно-технических методов, которые оптимизируют построение системы управления эффективностью труда. Используемые ОАО " Букет Чувашии " социально-психологические методы эффективно осуществляют духовное стимулирование, создавая благоприятный психологический климат в коллективе и чувство принадлежности к организации. Установленный на предприятии стабильный размер вознаграждения персонала предотвращает увеличение текучести кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов. Основными слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников ОАО "Букет Чувашии" являются следующие аспекты: - Низкая эффективность внутрипроизводственных отношений, обусловленная тем, что инициатива и предприимчивость цехов не поощряются, а часто, наоборот пресекаются; фонд экономического стимулирования в цехах не образуется, а выделяется им из централизованных источников; цеха не несут экономической ответственности за эффективность использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов; - В основном стимулировании, то есть при определении размера оклада и премиальных, не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность; - Используется повременная оплата труда, при том, что в конечном итоге важен количественный результат. Это также приводит к значительному снижению производительности труда; - Оперативным управлением производственного подразделения занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности;
- Низкое использование способностей работников, отсутствие проработанной системы продвижения по службе и развития карьеры. Недостатки системы стимулирования персонала предприятия наиболее явно проявляются в периоды максимального спроса на продукцию предприятия. На основе проведенного исследования системы стимулирования персонала ОАО "Букет Чувашии" можно сделать вывод, что система стимулирования персонала на предприятии нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций кадрового менеджмента. Можно предложить следующие основные направления развития система стимулирования персонала на ОАО "Букет Чувашии": - развитие системы управления деловой карьерой; - применение новых стимулирующих форм оплаты труда; - расширение использования социально-психологических факторов в стимулировании персонала, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Для повышения экономического стимулирования существующая на ОАО "Букет Чувашии" сегодня система оплаты труда должна быть дополнена системой участия работников в прибыли организации и построением управления персоналом по целям, на основании достижения которых будет оцениваться эффективность труда каждого работника. Для формирования фонда участия работников в прибылях предприятия предлагается установить норматив отчислений 4,68 % от выручки предприятия. Разделение же создаваемого премиального фонда должно осуществляться по нормативам, разрабатываемым с участием работниками, чтобы быть понятными им. Также может быть усовершенствован действующий список социальных выплат. Дополнительными социально-экономическими выплатами и гарантиями в настоящий момент на ОАО "Букет Чувашии" могут стать: - Дополнительное пенсионное страхование на предприятии; - Предоставление бесплатных стоянок для автомобилей; - Помощь в повышении образования, профподготовке и переподготовке; - Покупка работниками акций. Общий список социальных выплат предприятию следует обсудить с участием работников (анкетирование, собрание коллектива). Возможно закрепление за отдельными структурными подразделениями различных видов социальных выплат.
Для усовершенствования социально-психологических методов мотивации персонала ОАО "Букет Чувашии" необходимо: - Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе на основе развития системы управления конфликтами, - Формирование и развитие организационной культуры на основе.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления предприятием.
Список использованных источников 1. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / И. Р. Веснин.- М.: Изд-во Проспект, 2010.-504 с. 2. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник для ВУЗов / О. С. Виханский, А.И. Наумов. М.: Изд-во Градарики, 2011. - 204 с. 3. Волгин, Н. Мотивационная основа эффективности труда / Н. Волгин, Е.Валь // Человек и труд - 2012. - №4. - С. 75-79. 4. Володина, Н.А. Инструменты нематериальной мотивации. Опыт реализации на практике / Н.А. Володина, Н.Л. Куркина // Мотивация и оплата труда. - 2010. - №2. - С. 48-56. 5. Герасимов, Б.Н. Менеджмент персонала: учебник/ Б.Н. Герасимов., В.Г. Чумак., Н.Г. Яковлева. - М.: Инфра-М, 2011. - 386 с. 6. Герчиков, В.И. Нематериальное стимулирование персонала / В.И. Гериков // Труд и мотивация. - 2010. - №7. - С. 32-44. 7. Котов, А.А. Практика системного подхода к мотивации персонала / А.А. Котов // Труд и мотивация. - 2012. - №4. - С. 72-78. 8. Котов, А.А. Системный подход к мотивации персонала / А.А. Котов // Мотивация и оплата труда. - 2012. - №1. - С. 64-76 9. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2010. - 416 с. 10. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра - М., 2010. - 638 с. 11. Круглова, Н.Ю. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Н.Ю. Круглова. - М.: Изд-во РДЛ, 2011. - 464 с. 12. Мейланд, Я. Руководство по управлению трудовым коллективом: пер. с английского / Я. Мейланд., П. Уилсон. М.: Изд-во Юнити, 2010. 220 с. 13. Максимцев, М.М. Курс менеджмента: учебник для вузов / М.М. Максимцев., Л.В. Игнатьева., М.А. Комаров М.А. М.: Изд-во Инфра-М, 2001. - 298 с. 14. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с. 15. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон., М. Альберт., Ф. Хедоури / Пер. с англ. -- Учебник.- М.: Дело ЛТД, 2010.- 701 с. 16. Мотивация как первая производная от стратегии компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrm.ru/db/hrm/.- Кадровый менеджмент. - (Дата обращения: 04.01.2015). 17. Прошкин, Б. Г. Методы и средства оперативной мотивации персонала в практической деятельности менеджмента 18. [Текст] / Б. Г. Прошкин, И. П. Поварич // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 128134. 19. Пугачёв, В. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / Под ред. проф. Пугачева В. П. - М.: Инфра-М, 2011. - 394 с. 20. Симонов, П. В. Потребностно-информационная теория эмоций / П. В. Симонов // Вопр. Психологии. - 2005. - №6. - С. 22-26. 21. Сурков, С. Социально-психологические модели в анализе трудовой мотивации работников / С. Сурков // Вопросы экономики. - 2010. - №8. - с. 90-91. 22. Переверзев М.П. Шайденко Н.А. Басовский Л.Е. Менеджмент.- М.: ИНФРА - М, 2003. 23. Попов С.А. Стратегическое управление. - М.:ЮНИТИ, 2003. 24. Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М.К.Тутушкиной - СПб.: Дидактика плюс, 2002.-365с. 25. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». - 2003. - 416с. 26. Седегов Р.С. Основы менеджмента и маркетинга.- Минск: Высшая школа, 1995. 27. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|