Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава восьмая. Любовь к миру этому




Введение

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения благороднейшему из посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Вне всяких сомнений, сердце — повелитель всех органов, а они — его воинство, и если повелитель благой, то и воинство будет благим. Ан-Ну‘ман ибн Башир передаёт, что Пророк r сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти; если он хороший, то и всё тело будет хорошим, а если он плохой, то и всё тело будет плохим, и это — сердце» [Бухари, 52; Муслим; 1599].

Сердце подобно высокой крепости, у которой есть ворота и входы, и шайтан, как коварный враг, только и ждёт, сидя в засаде, когда ему представится возможность попасть внутрь крепости и овладеть ею. И защитить эту крепость можно только посредством охраны ворот и входов, и разумный человек должен знать эти входы, дабы отвратить этого коварного врага от своего сердца и лишить его возможности испортить его.

Входов, через которые шайтана может проникнуть в сердце, множество. Например: зависть, алчность, скупость, жадность, совершение дел напоказ людям, самолюбование, скверные мысли о людях и подозрения в их отношении, поспешность, легкомыслие, гнев, любовь к миру этому и привязанность к нему и его украшениям — одежде, мебели, домам, средствам передвижения и так далее.

С позволения Всевышнего Аллаха мы поговорим в этой главе об этом последнем входе шайтана, поскольку он тоже относится к числу недугов сердца. Мы расскажем о сущности мира этого и о том, как верующие должны относиться к нему, а также перечислим проявления любви к миру этому, причины её возникновения, негативные последствия и способы лечения.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он не делал мир этот нашей главной заботой и пределом наших знаний и избавил нас от попадания в Огонь!

И мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Сущность мира этого

Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что земная жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение, и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают сеятелей, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения, и прощение от Аллаха, и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (сура 57 «Железо», аят 20).

Аль-Куртуби сказал: «То есть знайте, что земная жизнь — ложная игра и забава, которая потом проходит. Катада сказал: “Игра и потеха — еда и питьё”. Говорят также, что эти слова следует понимать буквально, то есть соответственно их значению в языке. А Муджахид сказал: “Каждая игра — потеха”» [Куртуби. Тафсир].

Ибн Касир сказал: «Всевышний Аллах сказал, подчёркивая ничтожность мира этого: “Земная жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение, и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей”. То есть именно так относятся к миру этому те, кто испытывает привязанность к нему. Как сказал Всевышний Аллах: “Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие земной жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения” (сура 3 “Семейство Имрана”, аят 14).

А потом Всевышний Аллах привёл несколько сравнений, призванных показать, что земная жизнь — это цветок, который быстро увядает, и преходящее благо. Он сказал: “Она подобна дождю”. Подразумевается дождь, который идёт после того, как люди уже отчаялись дождаться дождя. Как сказал Всевышний Аллах: “Он — Тот, Кто ниспосылает дождь после того, как они отчаиваются” (сура 42 “Совет”, аят 28). И Всевышний Аллах сказал: “Она подобна дождю, растения после которого восхищают сеятелей”. То есть мир этот восхищает неверующих так же, как восхищает сеятелей всходы, появившиеся после долгожданного дождя. Они больше всех алчут этого и сильнее всех склоняются к этому. “Но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху”. Эти растения засыхают и становятся жёлтыми, после того как были свежими и зелёными, и превращаются в солому, труху. Так и мир этот. Сначала он подобен молодой девушке, но постепенно уподобляется уродливой старухе. И человек в период своей молодости юн и свеж, прекрасно выглядит — но постепенно стареет и меняется, теряя часть своей силы и в конце концов превращается в дряхлого старика, слабого, малоподвижного, которому оказываются не под силу многие простые действия. Как сказал Всевышний Аллах: “Аллах — Тот, Кто создаёт вас слабыми. После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу слабостью и сединой. Он творит, что пожелает, ибо Он — Знающий, Всемогущий” (сура 30 “Румы”, аят 54).

Поскольку это сравнение свидетельствует о том, что этот мир вскоре исчезнет, и это непременно произойдёт, Всевышний Аллах предостерегает от мира этого и побуждает к благому из того, что есть в нём. Всевышний Аллах сказал: “А в Последней жизни есть тяжкие мучения, и прощение от Аллаха, и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения” (сура 57 “Железо”, аят 20). В мире вечном человека ожидает либо то, либо другое, то есть либо мучительное наказание, либо прощение от Аллаха и довольство.

И Всевышний Аллах сказал: “Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения” (сура 57 “Железо”, аят 20). То есть это всего лишь наслаждения, которыми обольщаются те, кто привязывается к миру этому. Такие люди обольщаются миром этим, и он приводит их в восхищение, и они начинают считать, что нет никакой иной обители, кроме мира этого, и не будет никакого воскрешения. А на самом деле мир этот ничтожен по сравнению с миром вечным» [Ибн Касир. Тафсир].

Всевышний Аллах сказал: «Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней [или благодаря ей], а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Поистине, Аллах может всё» (сура 18 «Пещера», аят 45).

Ат-Табари сказал: «И обладающий несметными богатствами не должен гордиться своими богатствами, и он не должен смотреть на других свысока из-за этих богатства. И обитатели мира этого не должны обольщаться им. Потому что он подобен растению, которое выпрямилось от дождя и растёт, до тех пор пока вода не перестаёт поступать к нему. Достигнув полноты в своём развитии, оно потом засыхает, и ветер развеивает его. Оно становится ничтожным настолько, что увидевшие его отводят взгляд… [Обитатель мира этого] должен трудиться для мира вечного, который никуда не исчезнет, мира постоянного, который никогда не перестанет существовать и не изменится» [Табари].

Ибн Касир сказал: «Всевышний Аллах сказал: о Мухаммад, приведи людям в качестве примера земную жизнь с её непостоянством, тленностью и исчезновением: это подобно тому, как Мы ниспослали с неба воду, и она смешалась с растениями земли — точнее, с семенами, которые прорастают, растут и покрываются цветами, они прекрасны и свежи. А потом, после всего этого, они превращаются в солому, которую ветер развеивает на все четыре стороны. Аллах может всё, то есть Он способен сделать и то, и это, и часто Аллах приводит именно такое сравнение, чтобы показать сущность мира этого» [Ибн Касир. Тафсир].

Всевышний Аллах сказал: «Земная жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и с которой смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а её жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает её ночью или днём. Мы превращаем её в жнивьё, словно не была она ещё вчера изобильной. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих» (сура 10 «Юнус», аят 24).

Ибн аль-Каййим сказал: «Всевышний Аллах сравнил эту жизнь — которая приукрашивается в глазах смотрящего и обольщает его своими украшениями, и он склоняется к ней, и желает её, и обольщается ею, и когда он начинает считать, что завладел ею и обрёл власть над ней, он вдруг лишается её, и она внезапно, как раз тогда, когда она больше всего нуждается в ней, становится недоступной для него — Он сравнил её с землёй, на которую выпадает дождь, отчего она покрывается прекрасными растениями, вид которых привлекает и радует смотрящего, и он обольщается ими, и ему кажется, что они — в его власти. Но с ними случается предопределённое Аллахом, и их внезапно постигает какая-нибудь язва, и от них ничего не остаётся, будто их вообще не было. И человек разочаровывается и остаётся с пустыми руками. Так же и мир этот — и тот, кто привязывается к нему и полагается на него. И это одно из самых доходчивых уподоблений и аналогий» [И‘лям аль-муваккы‘ин].

Всевышний Аллах сказал: «Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель — это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (сура 29 «Паук», аят 64).

Абу Са‘ид аль-Худри также передаёт, что Пророк r сказал: «Поистине, этот мир — сладок и свеж, и, поистине, Аллах сделал вас наместниками в нём и смотрит, что вы делаете. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо поистине, первым искушением израильтян были женщины!» [Муслим, 2742].

‘Абдаллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Этот мир — преходящее благо, и лучшее из того, что можно приобрести в этом мире — праведная жена» [Муслим, 1467].

Сахль ибн Са‘д ас-Са‘иди d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, Он не дал бы неверующему из него и глотка воды» [Тирмизи, 2320].

А Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Мир этот — тюрьма для верующего и рай для неверующего» [Муслим, 2956].

Аль-Муставрид ибн Шаддад d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Мир этот по сравнению с миром вечным словно палец, который один из вас погружает в море, — пусть посмотрит, с чем он вернётся» [Муслим, 2858].

Верующие и мир этот

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...