Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные подходы к творческому развитию обучающихся

Школьный возраст – это время, когда дети начинают увлекаться творчеством, причём в различных его проявлениях, например, музыкой, живописью, поэзией и многим другим. Проявление интересов такого рода в той или иной степени характерно для каждого человека. Именно это влияет на развитие его воображения и творческих способностей. В таком случае задачей школы является выявление и развитие тех природных задатков, которые заложены в каждом ученике.

Точного и общепринятого определения творчества нет, каждый учёный, занимавшийся этим вопросом, истолковывал данное понятие по-своему. Однако все их толкования сводятся к тому, что творчество представляет собой особый вид деятельности человеком, результатом которой является создание чего-то нового, ранее не существовавшего, уникального. Проблема развитие творчества у детей начала интересовать психологов и педагогов в конце XIX века. Такое внимание к данному вопросу объясняется появлением в то время детской психологии, к тому же происходило активное развитие науки и культуры. Рассмотрением детского творчества занимались такие зарубежные учёные, как Н. Браунинг, Д. Сели, К.Ричи. Особый упор они делали на изучение степени творческого развития ребёнка по рисунку. Изучение отечественными психологами началось с того, что в начале 90-х годов прошлого века стали издаваться статьи о творческом воспитании детей. Среди учёных того времени можно выделить Ф.Т. Шмидта, А.А. Рыбникова, Л.Т. Оршанского и др.

Проблема развития творчества в детском возрасте волнует людей не только в наши дни, она является актуальной ещё со времён античности. Творчество рассматривалось многими философами и учёными как неотъемлемая часть деятельности человека. Именно это объясняет такой интерес к данной проблеме, и то, что она не теряет своей актуальности уже много веков. Некоторые мыслители, такие, например, Иммануил Кант и Фридрих Шеллинг, рассматривали творчество как "наивысшее проявление человеческого бытия".

Как уже указывалось ранее, изучением данной проблемы занимались многие учёные, и рассматривали они её с различных сторон.

Лев Семёнович Выготский рассматривал творческое воображение как отдельный, самостоятельный психический процесс. Он утверждал, что творческое развитие начинается уже в дошкольном возрасте, проявляется оно в особенностях игровой деятельности каждого ребёнка. В более же взрослом возрасте такая деятельность может перерасти в увлечение каким-либо видом творчества, например, музыкальным, танцевальным, изобразительным. Л.С. Выготский говорил о данной проблеме так: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающем его и видоизменяющим своё настоящее» [15].

Лев Семёнович разделял всю деятельность человека на две составляющие. Первая составляющая называется репродуктивной или воспроизводящей. Благодаря ей происходит воспроизведение той информации, которой мы обладаем, она связана с деятельностью мозга и памяти. Второй составляющей является творчества, её также учёный называл комбинирующей. Она связана уже не с воспроизведением, а с представлением какой-либо информации. Творческая составляющая человеческой деятельности является нашей фантазией, нашим воображением

Борис Михайлович Теплов, известный советский психолог, говорил о том, что детям необходимо создать мотивацию для того, чтобы они занимались творчеством. Учебная деятельность, по Теплову, не может быть мотивацией для осуществления творческой. Именно поэтому необходимо создать такие условия для учеников, чтобы пробудить в них интерес к изучаемому предмету именно с точки зрения творческой составляющей. Ребёнку будет понятнее для чего он это делает и гораздо интереснее заниматься этим видом деятельности, если их труды будут направлен на достижение такого результата, который был бы полезен для окружающих людей и который мог бы оказывать на них положительное влияние. Если такого мотивационного подкрепления не будет, то весь процесс творческого развития будет сведён к формированию определённого навыка [18].

Другой советский психолог, Александр Владимирович Запорожец, утверждал, что творческая составляющая деятельности не появляется в ребёнке сама по себе. Безусловно, дети являются творческими и неординарными натурами. Однако для того, чтобы развить эти способности, нужно уметь грамотно управлять теми или иными проявлениями творческой активности ребёнка. В этом помогает разработка специальных методов, способов и средств, необходимых для появления интереса учащихся к нестандартной форме деятельности, определённый принцип построения урока в школе, благодаря которому у детей появится интерес творчеству. Александр Владимирович уделял данной проблеме большое внимание. В частности, он отводил значительную роль занятиям художественной деятельностью и формированию у детей чувства прекрасного, ощущения красоты, как в окружающем мире, так и в искусстве [19].

Проблема развития творчества в детском возрасте была рассмотрена с различных сторон. Её изучением занимались и философы, и психологи, и педагоги. Так, например, с позиции философии, творчество является сложным многогранным процессом, основной функцией которого является создание новых взглядов, новых ценностей и реальностей. В творческом процессе сосуществуют как объективная, так и субъективная стороны. Такой позиции придерживались такие виные деятели, как Платон, Иммануил Кант, Николай Александрович Бердяев и другие.

С эстетической позиции творчество является своеобразным способом самовыражения ученика, проявлением его переживаний, ощущений, мышления, его внутреннего мира. Посредством творчества ребёнок выражает свои мысли, объясняет своё мироощущение и миропонимание, но вместе с этим и познаёт всё то, что находится и происходит вокруг него. Результатом такого вида деятельности является свой собственный взгляд на жизнь, формирование своего собственного мнение на любые события или явление, и, как следствие, становление личности. Приверженцами такой позиции являются В.А. Разумный, Ю.Б Борев и др.

Многие авторы считали детское творчество своеобразным, уникальным, не свойственным взрослому человеку. Такого мнения придерживались такие учёные, как Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, П.М. Якобсон и многие другие. Они объясняли такую самобытность творческих способностей детей определятся их неповторимой индивидуальностью, неординарными мыслями при решении того или иного вопроса. Дети мыслят иначе, чем взрослые. Это объясняется многими факторами, среди которых минимальная зависимость детей от общества и общественного мнения, отсюда и иной образ мышления. Таких взглядов придерживались не только философы, психологи и педагоги. Поддерживали данную теорию поддерживали и многие творческие личности, деятели искусств, среди которых художники Павел Петрович Чистяков и Илья Ефимович Репин, скульптор Анна Семёновна Голубкина и другие. Они также подчёркивали то, что творчество детей является способом выражения их духовного мира в своеобразной форме.                                                                                                                                     

Татьяна Гавриловна Казакова указывала на то, что значение творческого мышления у детей приобретает всё большее значение в области культурно-исторического развития общества. Об этой проблеме Татьяна Гавриловна говорила так: "… с этих позиций художественно-творческое развитие -- внутренняя доминанта освоения ребёнком исторически развивающейся культуры человечества" [20, с.10].

Процесс познания – это процесс многогранный и очень интересный. Одной из его сторон является стремленые человека к самопознанию. Такое самопознание А.А. Мелик-Пашаев называл «встречей с собой» По мнению многих исследователей именно в творческом процессе ребёнок познаёт себя, понимает какие у него есть способности и интересы, узнаёт кем он является. У каждого ребёнка творческие способности проявляются по-разному, но в любом случае очень ярко. Всё это даёт исследователям основание полагать, что творчество является выражением общечеловеческого начала (Ж. Пиаже)

Справедливым можно считать утверждение об экспериментальном характере детского творчества. Этой точки зрения придерживались многие исследователи. Это объясняется тем, что дети не имеют целью создание чего-то нового и необычного, они просто пробуют делать что-либо и наблюдают за результатом, что по сути и является процессом экспериментирования. Так, Н.Н Поддьяков считал, что развитие ребёнка неотделимо от творческого процесса. Оно является неким качественным переходом от того, что уже известно и дано к чему-то новому, оригинальному и нередко полезному для общества. По мнению учёного, творчество является индивидуальным и глубоко личностным процессом. Результат такого рода деятельности зависит от внутренних качеств ребёнка и уровня его общего развития.

Как уже указывалось ранее, творчество у детей не возникает из ниоткуда. Для его успешного развития необходимо создание особых условий, специальной педагогической среды, комфортной для свободной креативной мысли учащихся. Об этом говорил А.В. Запорожец. Он писал о том, что для развития детского творчества необходима некая основа, предпосылкой которой является обучение. Это объясняется тем, что любое обучение включает в себя творческую составляющую. Творчество является одним из главных условий полноценного развития ребёнка, успешного освоения им как школьной программы, так и любых других знаний и ремёсел.

В современных педагогических концепциях прослеживается ярко выраженная тенденция гуманизации обучения и воспитания детей. Оно становится всё более ориентированным на индивидуальность личности каждого ребёнка, в рамках данной концепции решается проблема также творческого развития детей. Выше было сказано о том, что у детей школьного возраста большая предрасположенность к творческой деятельности за счёт определённых черт сензитивности. Всё это способствует гармоничному росту и развитию ребёнка, его самовыражению в обществе. Это было доказано многими учёными, такими, как, например, Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Е.А. Флёриной, Л.Г Васильевой и многими другими. Эти же исследователи говорили о том, что изучение данной проблемы не может быть отделено от рассмотрения вопросов участия в этом процессов обучения и воспитания, именно тогда, по словам Т.Г. Казаковой происходит формирование художественно-творческих способностей обучающихся и усваиваются знания, умения и навыки.

Рассмотрев и проанализировав некоторые положения из психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что детям школьного возраста присуще творческое, нестандартное мышление, что данный процесс осуществляется в специально организованном процессе, где обучение неразрывно связано с творчеством, где всё это находится в органичном взаимодействии друг с другом, в результате чего происходит приобретение учениками социокультурного опыта, развитие образного мышления, умение самостоятельно находить решение возникнувших проблем и создание «художественного образа» (Т.В. Ивкина)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...