Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование учебной деятельности по развитию творчества в школе

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие детского творчества на самом деле крайне важно. Для успешного осуществления данной деятельности необходимо создать нужные условия и атмосферу. Сделать это невозможно без существования соответствующей формы урока и внеклассных занятий, план которых должен быть в проекте учебной деятельности.

Для того, чтобы предположить каким должен быть данный проект, необходимо разобраться в том, что же такое творческая деятельность и можно ли назвать таковым весь образовательно-воспитательный процесс. Последней идеи придерживались некоторые психологи (к примеру, В.Н. Дружинин), утверждая, что любая деятельность, которая имеет направленность на создание чего-то нового и значимого, может быть названа творческой.

Разные авторы дают разные определения творчеству. Общим в этих определениях остаётся то, что творческий процесс направлен на создание чего-то ранее неизвестного, появление нового взгляда и мышления.

Для поиска определения можно обратиться к словарям. В словаре С.И. Ожегова даётся следующее объяснение: «Творчество – есть создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей…»

В большом энциклопедическом словаре даётся такое определение: «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью"

Из этих трактовок видно, что суть разных подходов к творчеству имеет один и тот же смысл.

Теперь, когда удалось разобраться в том, что же такое творчество и почему его так важно заниматься его развитием именно в школьные годы, возникает закономерный вопрос: как этому можно поспособствовать? Для того, чтобы дать ответ, следует обратиться к детской психике.

Для начала нужно учесть то, что каждый ребёнок априори индивидуален. Нет ни одного человека, у которого были бы абсолютно одинаковые мысли, взгляды, восприятие, чувства и т.п. А так как психика ребёнка уникальна, то и творческие способности также будут неповторимы и индивидуальны. Поэтому, если дать всему классу одно и то же творческое задание, результаты у каждого ученика будут разными.

Любое творческое проявление в каждом ребёнке можно проследить лишь в процессе деятельности. Творческие способности могут проявляться в самых разнообразных формах, таких, как, например, музыкальные, математические, поэтические, художественные и т.д. Эту особенность необходимо учитывать при работе с детским коллективом. Внимание к каждому ребёнку, к его способностям, поможет развить в нём творческую личность.  

Так как творческие предпосылки можно увидеть только в процессе конкретного вида деятельности, нельзя говорить об одарённости или бездарности того или иного ученика, не предложив ему выполнения какого-либо задания в той или иной области. Так же, если не предложить ребёнку нарисовать рисунок, нельзя узнать о его художественных способностях, так и невозможно судить о любых других проявлениях творчества у ученика.

У каждого ребёнка есть свои определённые задатки в какой-либо сфере, но их дальнейшее развитие не может происходить само по себе. Для удачного дальнейшего продвижения в той или иной сфере необходимо внимательное отношение к ученику, к его интересам и склонностям. И в процессе обучения и воспитания можно будет прийти к желаемому результату.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что задача современного учителя заключается в умении увидеть определённые творческие задатки в своих учениках, помочь им поверить в себя, в какой-то степени самореализоваться и не дать отойти творческому подходу во всём на задний план. А для этого необходимо развить в детях воображение и умение находить нестандартные решения каких-либо проблем или задач.

Для того, чтобы процесс развития творчества был удачным, необходимо создать определённую среду для ученика. В коллективе должна быть такая система взаимоотношений, которая бы стимулировала осуществление разнообразных видов деятельности. И самым важным условием является интерес самого ребёнка к тому или иному виду деятельности.

Немаловажным является и процесс самопознания учеником самого себя. Процесс обучения должен помочь ему в этом, поспособствовать выявлению и развитию тех или иных имеющихся способностей, мышления, воображения и фантазии.

Многие психологи и педагоги указывают на то, что активное развитие творчества происходит именно в школьном возрасте. Именно в этот период дети наиболее активны и любознательны, готовы и главное хотят познавать мир во всех его проявлениях и с разных сторон.

Неоднократно указывалось, что для успешного развития детского творчества необходимо создание определённых условий. Стоит разобраться в том, что же для этого нужно. В первую очередь, у ребёнка должна быть определённая свобода выбора своих дальнейших действий, вида и форма деятельности. Для развития воображения и нестандартного, своего уникального мышления ученикам нельзя давать готовые ответы на любой вопрос, нужно выстроить занятия таким образом, чтобы дети попытались самостоятельно найти ответ или способ решения какой-либо задачи. Задания также не должны быть однозначными и такими, где решение находилось бы на поверхности и не требовало от ребёнка хоть скольких рассуждений. Но это не значит, что нужно завалить учеников непонятными и сложными заданиями и ждать от них верных решений. Учитель должен контролировать весь процесс, направлять детей в сторону нахождения правильного ответа, объяснять всё то, что оказывается непонятным или слишком сложным для детей. И чем лучше налажено взаимопонимание и уважение между классом и учителем, тем результативнее будет процесс развития творческого и нестандартного воображения.

Но создание одних только благоприятных условий и соответствующей атмосферы не достаточно. Какой бы соответствующей не была обстановка вокруг учеников, не все дети способны сохранять творческую активность. Это также следует учитывать при выборе методов работы по развитию ворческого мышления.

Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей. Не все дети могут сохранить творческую активность. Правильно подобранные методы обучения помогают достичь детям более высокого уровня творческого развития.

Уже начиная с начальной школы и в процессе всего обучения задачей школьного учителя является формирование необходимых базовых способностей и навыков, а главное интереса к процессу обучения, даже если учебная деятельность ребёнка не всегда является успешной. В любом случае каждый ученик должен в одинаковой степени чувствовать поддержку и внимание учителя.

Помимо формирования творчества в процессе обучения именно на уроке, ребёнок может получать необходимое развитие на внеурочных занятиях. Но в любом случае дети школьного возраста, по большей части, берутся за любые дела, с энтузиазмом выполняют любое творческое задание учителя, не имея никаких специальных навыков, а приобретая их в процессе выполнения этих заданий при поддержке и помощи учителя.   

Однако не всякая деятельность, в которую вовлечён каждый ребёнок в школе, помогает развивать творческое мышление. Для того, чтобы это приносило необходимые результаты, любое дело, которым занимается ученик, должно быть подчинено некоторым условиям. Главное это то, что ребёнок должен быть заинтересован в выполнении какого-либо задания, в его интересах должно быть выполнение его в наиболее быстром темпе. Второе условие состоит в создании чего-то нового, необычного для себя, открытии в себе каких-либо возможностей, которые ранее не были известны ребёнку. Всё это формирует самооценку обучающегося, уверенность в себе, создаёт положительные эмоции от достигнутых целей и появлению новых достижений. Немаловажным является также постановка целей, требующих достижения, самим ребёнком.

Для того, чтобы сформировать у ребёнка способность творчески мыслить, нужно в первую очередь показать это на своём личном примере. А это предполагает большую работу учителя при подготовке к уроку. Процесс обучения не должен вызывать у детей негативных эмоций, ребёнок не должен бояться учителя или идти на урок без какого-либо желания. Чтобы вызвать у детей интерес к учению, интерес к своему предмету, необходимо излагать материал доступным языком, приводить в пример ситуации из жизни, подключать процесс воображения, фантазию, и именно тогда ребёнок заинтересуется данным видом деятельности.

Когда ребёнок заинтересован в каком-либо предмете, он будет изучать какие-либо темы, у него будут возникать вопросы, на которые учитель должен дать ответ. В таком случае можно дать задание подготовить доклад по данному вопросу, какое-либо творческое задание, где будет требоваться что-либо нарисовать или спроектировать, или же написать сочинение, исходя из своих собственных представлений. Тогда у ученика интерес станет ещё сильнее, появятся свои мысли или идеи по этому поводу, и таким образом будет развиваться творческое начало в осуществлении любого вида деятельности.

Данными приёмами учитель направляет учеников на путь творческого, нестандартного мышления в отношении любого вопроса, любой задачи, любой трудности, которая перед ним возникнет. Помимо этого данный подход формирует в ребёнке самостоятельную и достаточно развитую в интеллектуальном плане личность.

Зачастую в школе у детей формируется негативное отношение к процессу обучения и всего, что связано со школой. Для того, что это преодолеть, необходимо вызвать у детей желание учиться именно интересными занятиями и заданиями, нужно включать каждого ребёнка в совместную деятельность учителя и класса, что побуждает ученика создавать что-то новое, мыслить нестандартно.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие детского творчества в процессе обучения является достаточно сложным и многогранным процессом. Побудить школьника к каким-либо активным действиям не так просто. Для них необходимо создать благоприятную среду, где ребёнок сможет проявить себя, выстроить доверительные отношения с каждым учеником и классом в целом. Простое заучивание материала, объяснение его непонятным для ребёнка языком с монотонной интонацией никогда не вызовет у школьников интереса к учёбе. Эффективным приёмом в процессе развития творчества у учеников будет их личное вовлечение в изучение материала, нахождении ответов на поставленные вопросы, творческие задания по пройденным темам и конечно же личный пример учителя и его способность заинтересовать каждого ребёнка в выполнении того или иного вида деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...