Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт творческого развития обучающихся в школе

Развитие творчества безусловно крайне важный процесс в обучении и воспитании детей. Креативные и нестандартно мыслящие люди необходимы в современном обществе. Этой проблеме посвящено множество книг, статей и исследований учёных со всего мира, на данную тему обращали внимание во все времена. Но как же обстоят дела на самом деле, в реальном образовательном и воспитательном процессе в школе?

Сейчас мы имеем ситуацию, в которой, с одной стороны, заказ общества на воспитание креативных личностей рассматривается довольно серьёзно, а с другой стороны, реальной работы над этой проблемой в глобальном масштабе не производится. В чём же причина? Существуют разные мнения по этому поводу, но я считаю, что главным препятствием на пути воспитания творчески мыслящих детей стоит сама система образования.

В первую очередь негативное влияние оказывают такие формы контроля знаний учеников, как единый государственный экзамен, основной государственный экзамен и всероссийские проверочные работы. Эти системы не дают ученикам мыслить свободно и нестандартно. Почему так происходит? Я считаю потому, что школьников с первого класса готовят к тому, что в конце обучения их ждут такие сложные экзамены, как ОГЭ и ЕГЭ, которые сдать настолько трудно, что многим просто может не хватить знаний для удачного написания данных итоговых работ. В итоге получается, что на детей сваливается такой груз ответственности, страха и неуверенности в себе, что они в буквальном смысле слова начинают ненавидеть школу и отказываются учиться в принципе, у них пропадает всякий интерес к получению знаний и саморазвитию. А без этого ни о каком творческом развитии и речи идти не может. Так происходит с большинством нынешних школьников. Более того, детей учат мыслить прямолинейно, не отходя от намеченной тректории размышления. Это делается для того, чтобы на итоговом экзамене у ребёнка получилось решить тесты, которые по сути являются типовыми и не требуют от них наличия большого кругозора. Помимо этого, школьников до 11 класса буквально "водят за ручку" учителя и родители, рассказывая о том, что и как им сейчас нужно сделать, как поступить, как подумать и куда двигаться дальше. Это приводит к несамостоятельности и полной инфантильности современных детей и подростков, к однотипности их мышления и неспособности "отойти в сторону" в своих рассуждениях.

Такому влиянию подвержены даже экзамены с гуманитарной направленностью, к примеру, такая дисциплина, как русский язык. В этом я убедилась на собственном опыте, когда получила на пробном экзамене минимальное количество баллов. Дело в том, что если решить полностью правильно тестовую часть, наберётся около половины баллов, то есть без написания сочинения высокий балл получить невозможно. В ходе выяснений, почему же так получилось в моём случае, я узнала, что мне поставили 0 баллов за сочинение с комментарием "очень интересные мысли и ход рассуждений, со многим можно согласиться, но эта точка зрения не является общепринятой, нужно выражать те мысли, которые превалируют в массах". На этом примере хорошо видно, что свободу своим собственным представлениям и идеям школьники не получают, любое отхождение от имеющейся схемы действий пресекается, что, конечно же, тоже никакого благоприятного влияния на формирование креативного мышления не оказывает.

И если раньше к ОГЭ и ЕГЭ начинали готовить с 8-9 классов, то сейчас дети пишут очень похожие работы, называющиеся ВПР, каждый год, начиная с 1 класса. То есть ребёнок лишается своей индивидуальности уже в начальной школе, когда происходит самое активное становление взглядов, мировоззрения и творческого восприятия мира.
Это конечно же прекрасно понимают учителя. Многие из них пытаются бороться с этим и не воспитывать в своих учениках однотипных людей, не имеющих свою собственную точку зрения. Но так как современные школьники загружены настолько, что не в состоянии подчас просто несколько минут прогуляться, это получается с трудом. Однако получается. И об этом хотелось бы рассказать на примере своих школьных учителей.

Интересную систему выстроила моя первая учительница истории Кудинова Оксана Вячеславовна. Каждый её урок погружал в атмосферу тех событий, о которых она рассказывала. Часто она говорила "представьте себе древнюю площадь, людей, торгующих шелками по обе стороны брусчатой дороги...", или "представьте, что вы сейчас находитесь в этом месте при данных событиях, как бы вы к этому отнеслись и что бы сделали?". Это вызывало неподдельный интерес к этому предмету, это на самом деле помогло научиться мылить, в дальнейшем - писать сочинения и в принципе правильно выражать свои мысли и формировать свои взгляды и свою точку зрения.

Похожий подход был у учительницы биологии, Савостьяновой Елены Владимировны. На её уроках было настолько интересно, что никто из класса старался не прогуливать, даже если сам предмет многие не любили и некоторые просто не понимали. Её интонация, обращение к каждому ученику, движения рук, даже поворот головы или пауза в рассказе, завораживали. Она умеет рассказать о сложных вещах так просто, что её бы смог понять абсолютно любой человек, от неё постоянно слышишь фразу "вот представьте, что это...", которая сопровождалась конструированием макета чего угодно из карандашей, ручек и тетрадей. Её учеников легко отличить среди толпы, ведь многие переняли её манеру разговора, её движения, её выражение лица, а главное, способность мыслить так, как не может подумать любой другой человек, двух похожих детей среди её воспитанников найти просто невозможно, она воспитывает в детях индивидуальность, неповторимость, причём делая это во время изучения биологии на уроке длительностью всего 40 минут.

Немного другая система у моего учителя истории и обществознания, Селезнёва Алексея Вячеславовича. На его уроках в процесс обучения были вовлечены все ученики сразу. Каждое задание и каждый вопрос строился с учётом имеющихся знаний и социального опыта, характерного для каждого конкретного возраста. Так, любая новая тема изучается на примерах из жизни, которые будут понятны каждому ученику. По этому принципу строится не только изучение новых тем, но и опрос по предыдущим темам, а также подготовка к экзаменам. Всё самое сложное, что имеется в данных дисциплинах, становилось простым и понятным. Такой подход позволяет развить воображение, научиться решать сложные задачи, находя простые эквиваленты данной ситуации, приобрести опыт общения с окружающими людьми в нахождении разрешения любых проблем.

Последняя, о ком хотелось бы рассказать, это ещё одна учительница истории и обществознания, Коныгина Евгения Васильевна. Она формирует у учеников свой взгляд на мир, своё собственное мнение на любую ситуацию, развивает мировоззрение и умение анализировать. Для этого мы каждую неделю составляли список самых важных событий, произошедших в мире, примеряли на себе роль ведущих новостей. После этого мы озвучивали своё мнение по каждой из новостей и придумывали пути выхода из той или иной ситуации. Помимо подготовки новостей за неделю, мы устраивали дебаты. Класс делился на 2 части, выбиралась тема, и одна группа выступала за защиту, а вторая – против. Так, например, мы выступали за или против питания в сети ресторанов Макдоналдс.

Таким образом, можно сделать вывод, что в школах в наши дни творческому развитию уделяется очень мало внимания. Главной причиной этого является сама система образования. Она имеет множество недостатков, подготовка в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ забирает у детей огромное количество времени, на развитие творческих способностей просто не остаётся времени или сил у детей. Но несмотря на не очень благоприятную обстановку для творчества, многие учителя выстраивают свои уроки таким образом, чтобы сформировать в своих учениках индивидуальных людей и развить творческое мышление и мировоззрение.

 

Заключение.

В ходе работы по изучению творческого развития детей в процессе обучения в школе были рассмотрены научные подходы к творческому развитию обучающихся, проектирование учебной деятельности по развитию творчества в школе и опыт творческого развития обучающихся.  Из всего этого можно сделать несколько выводов.

Проблеме детского творчества всегда уделялось много внимания. Изучением этого вопроса занимались многие исследователи, педагоги, психологи, ими издано большое количество трудов. Развитие творческого мышления во все времена являлось крайне важным аспектом в процессе школьного обучения.

Для того, чтобы детям было интересно заниматься тем или иным видом творчества, нужно создать необходимую благоприятную среду, ученикам на уроках должно быть комфортно. Побудить ребёнка к какому-либо творческому процессу не так просто. В данном виде деятельности крайне важным является личный пример учителя и всеобщая вовлечённость в то или иное дело всех участников школьного коллектива. 

Несмотря на всю важность проблемы развития творчества у школьников, в настоящее время этому уделяется не так много внимания именно на уроках. Дети в основном заняты в подготовке в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, на какую-либо творческую деятельность у них просто не хватает времени, а типовые задания на этих экзаменах приводят к однотипности мышления и отсутствию способности действовать без строго определённого плана. Но многие учителя выстраивают свои уроки таким образом, чтобы заинтересовать учеников, побудить в них желание и способность мыслить нестандартно и творчески.

Творчество несомненно является крайне важной составляющей жизни каждого человека. Развить его можно в каждом человеке, и начинается этот путь именно в школе.

 

Список литературы

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009 - 434 с.

2. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. - СПб.,1997.

4. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость»// Психологический журнал.-1983.-Т.4.-№5.-с3-10.

5. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.

6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Педагогика, - 2002. - 320 с.

7.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Москва, 2006. - 214 с.

8.  Мухина, В. С. «Возрастная психология» - М, 1998. - 297 с.

9.  http://mirznanii.com/a/177780/formirovanie-tvorcheskikh-sposobnostey-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya

10. https://moluch.ru/archive/60/8663/

11. http://www.informio.ru/publications/id3401/Razvitie-kreativnosti-obuchayushihsja-v-processe-obuchenija

12. http://refleader.ru/jgejgeatyjgepol.html

13. https://solncesvet.ru/развитие-творческого-потенциала-и-ли/

14. Зырянова А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 850-852. — URL https://moluch.ru/archive/88/17144/ (дата обращения: 16.12.2018).

15.  http://av.disus.ru/programma/2024704-1-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-imenno-tvorcheskaya-deyatelnost-cheloveka-delaet-ego-suschestvom-obraschennim-buduschemu-sozidayuschim.php (дата обращения: 02.02.2019)

16.  Выготский, Л. С. «Психология искусства» - М., 1968. – 345 с.

17.  Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - СПб, 1997. – 96 с.

18.  Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: БИНОМ, 2015. – 186 с.

19. http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/1-10.pdf дата обращения: 17.02.2019)

20.  Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...