Почитание мощей. 3. Учение о Таинствах (Сакраментология). Понятие о Таинствах как средствах освящения человека. Существенные свойства и число Таинств. Видимая сторона Таинств, невидимые действия Благодати Божией в Таинствах. Условия действительности Таинс
Почитание мощей Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил на веки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Священного Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (см.: 1Кор. 6: 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (см.: 1Кор. 6: 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников. Это уважение выражается: в благоговейном собирании и хранении мощей; в торжественном открытии и перенесении их; в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения; в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей); в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых. Греческий и латинский аналоги славянского слова мощи (греч. τ ὰ λ ε ί ψ α ν α от λ ε ί π ω – оставлять; лат. reliquiae от relinquo- оставлять) имеют более широкое значение и могут также обозначать то, что осталось после святых (одежду, личные вещи), – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни. Основание для почитания мощей святых содержится уже в Ветхом Завете: известен случай оживления мертвеца после того, как к нему прикоснулись кости пророка Елисея (см.: 4Цар. 13: 21). В Новом Завете рассказывается об использовании платков и опоясаний с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов (см.: Деян. 19: 12).
Практика почитания мощей является очень древней. Одно из наиболее древних и достоверных свидетельств такого почитания – описание мученической кончины свят. Поликарпа Смирнского, составленное в Смирнской Церкви около 157 г. Смирнские христиане, после того как их епископ был сожжен на костре, с благоговением собрали его останки. Говоря о почитании мощей, необходимо коснуться темы их нетления, поскольку с этим феноменом связан ряд заблуждений. Нетление мощей само по себе не есть основание для канонизации. Основанием для канонизации является святость жизни или мученическая кончина святого, а также народное почитание подвижника и чудеса, совершенные по его молитвам. Преп. Иоанн Дамаскин говорил о почитании святых мощей следующим образом: «Владыка Христос дал нам спасительные источники: мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро благовония... Через них демоны отгоняются, немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения и скорби прекращаются, всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1: 17) через них для тех, кто просит с несомнительной верою... » 3. Учение о Таинствах (Сакраментология). Понятие о Таинствах как средствах освящения человека. Существенные свойства и число Таинств. Видимая сторона Таинств, невидимые действия Благодати Божией в Таинствах. Условия действительности Таинств. Действенность и спасительность Таинств. Отличие Таинств от прочих священнодействий. Седмеричное число таинств. Таинство Крещения. История и богословский смысл. Необходимость и неповторяемость крещения. Крещение младенцев. Крещение кровью. Искажение учения о крещении (римо-католичество, протестантизм). Таинство Миропомазания. История и богословский смысл. Необходимость и неповторяемость миропомазания. Искажение учения о миропомазании (римо-католичество, протестантизм). Таинство Евхаристии. Установление Таинства Евхаристии. Действительность и способ пребывания Иисуса Христа в Святых Дарах. Преложение (пресуществление) хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве. Выводы литургического характера. Необходимость и спасительность причащения Святых Христовых Таин. Таинства Покаяния, Елеосвящения. Таинства Священства и Брака.
Понятие о Таинствах как средствах освящения человека. Существенные свойства и число Таинств. Видимая сторона Таинств, невидимые действия Благодати Божией в Таинствах «Пространный катехизис» предлагает следующее определение понятия «таинство»: «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия». В «Православном исповедании» говорится, что «Таинство есть священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать». Однако такие определения таинства (греч. μ υ σ τ ή ρ ι ο ν, лат. sacramentum) слишком общи – они охватывают все церковные священнодействия (в Церкви, которая живится Духом Святым, нет и не может быть «безблагодатных» священнодействий). В православном догматическом учении понятие «таинство» относится не ко всем священнодействиям, но только к основным, которые Церковь выделяет из числа всех прочих и усваивает им особый статус.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|