Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы литургического характера




Выводы литургического характера

а) Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться под двумя видами;

б) Причащение должно совершаться от единого хлеба. При совершении литургии на храмовом престоле должен находиться единый хлеб, который и прелагается в Евхаристической жертве; затем всех участников евхаристического приобщения причащают от этого единого хлеба, который предварительно раздробляется – точно так же, как и Христос на Тайной вечере, взяв один хлеб, преломил его и раздал Своим ученикам. У католиков и протестантов существует практика причащения от многих хлебов: здесь заготавливается большое количество так называемых «гостий» (hostia- лат. жертва), и эти хлеба все вместе предлагаются на престоле.

в) В традиции Православной Церкви утвердилась практика совершения Евхаристии на квасном хлебе. В качестве аргумента в пользу такой практики приводят тот факт, что все евангелисты и ап. Павел, говоря об Евхаристии, используют слово ἄ ρ τ ο ς. В греческом языке различаются слово ἄ ρ τ ο ς, которое обычно означает хлеб квасной, и слово ἄ ζ υ μ ο ν, означающее хлеб пресный, опреснок. Однако такое различие все же небезусловно. Например, в тексте Септуагинты слово ἄ ρ τ ο ς иногда может означать и пресный хлеб (см.: Лев. 8: 26). Вопрос о том, какой именно хлеб использовал Господь Иисус Христос на Тайной вечере, решить однозначно, основываясь на данных Нового Завета, не представляется возможным. На Востоке с древнейших времен обычай совершать Евхаристию на квасном хлебе распространился повсеместно. На латинском Западе к концу I тысячелетия, напротив, общепринятой практикой стало использование опресноков. С середины XI в. и вплоть до XVIII столетия вопрос об опресноках сделался одним из основных пунктов антилатинской полемики.

Необходимость и спасительность причащения Святых Христовых Таин

О необходимости причащения для спасения христиан ясно сказано в евангельской беседе Спасителя о Хлебе Жизни: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6: 53–54).

Спасительные плоды или действия причащения таковы: оставление грехов; теснейшее соединение с Господом; возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной; даруемый залог будущего воскресения и вечной жизни.

Впрочем, все это справедливо только по отношению к тем, кто приступают к причащению подготовленными: с благоговением и покаянным чувством; недостойным причащение приносит великое осуждение.

Таинства Покаяния, Елеосвящения

Таинство покаяния

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. До Своего Воскресения Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи. По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им власть отпускать людям грехи силою и действием Святого Духа.

Таинство покаяния совершалось в Церкви с древнейших времен, о чем свидетельствуют Апостольские правила и церковные писатели первых веков христианской эры (сщмч. Ириней Лионский, Тертуллиан, Лактанций, Ориген, Фирмилиан Кесарийский, сщмч. Киприан Карфагенский и др. ).

Чинопоследование таинства покаяния состоит из двух основных действий, составляющих его видимую сторону: а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к таинству; б) молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем по выслушивании исповеди.

От приступающих к таинству покаяния требуется: а) вера во Христа и надежда на Его милосердие; б) сокрушение о грехах: в) намерение исправить свою жизнь, причем это намерение должно соединяться с осознанием собственной немощи и с испрашиванием у Бога благодатной помощи, без которой невозможно победить грех. Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва.

Невидимыми благодатными действиями таинства покаяния являются отпущение грехов и оправдание кающегося, освобождение от наказания за содеянные грехи и обретение надежды на спасение, его примирение с Богом, исцеление кающегося, т. е. восстановление его в состоянии духовной цельности. В таинстве покаяния кающийся восстанавливается в том состоянии, которое было обретено им в таинстве крещения. Поэтому покаяние называют «вторым крещением». Невидимые действия благодати в таинстве покаяния простираются на все человеческие беззакония. Нет такого греха, который, при условии искренности покаяния, не мог бы быть прощен кающемуся, кроме греха хулы на Духа Святого. Упоминаемые в Священном Писании смертные грехи и непрощаемые грехи, по толкованию отцов Церкви, означают не некоторые особого рода грехи, а вообще грехи нераскаянные.

По результату исповеди священнослужитель, совершающий таинство, может наложить на кающегося епитимью (греч. ἐ π ι τ ι μ ί α – наказание, кара). Обычно под епитимьей понимаются либо некоторые запрещения (например, отлучение от Причастия на определенный срок), либо дополнительные, сверх положенного для всех христиан, аскетические упражнения (посты, молитвы, поклоны и др. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...