Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности




4. Завершение судеб мира (Эсхатология). О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности. Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Мздовоздаяние после частного суда (состояние душ праведных после частного суда; состояние душ грешников после частного суда). Молитвы Церкви за усопших. Загробная участь младенцев. Римо-католическое учение о чистилище

О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности

Бог выполняет Свои цели по отношению к каждому отдельному человеку тем, что, подвергая его телесной смерти, дарует бессмертие душе человеческой, совершает суд, называемый частным, над каждым из умерших тотчас по смерти, на котором определяет временное состояние как праведных, так и грешных, до окончательного определения их судьбы, имеющего последовать на всеобщем суде, по воссоединении души с телом.

Телесная смерть и бессмертие души

Идея бессмертия индивидуальной, личностной души по преимуществу библейская. С точки зрения христианской антропологии человек изначально не был необходимо смертен: смертность связана со злоупотреблением свободой и имеет случайный характер. Бог не сотворил смерти. Человек, по словам блаж. Августина, не умер бы, если бы не согрешил. С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви.

В Новом Завете о телесной смерти говорится как о переходе человека из одной формы бытия в другую Ап. Петр говорит: ... когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... . Священное Писание указывает на невозможность уничтожения души: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... ; Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы.

Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре– убедительное опровержение мнения адвентистов седьмого дня и представителей некоторых других протестантских деноминаций о том, что душа человека умирает вместе с телом и воскресает только в Последний день. Священное Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго пришествия и всеобщего воскресения.

В 1Тим. 6 отмечается, что Бог есть единый, имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души? В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свят. Епифания Кипрского, Создавшему возможно уничтожить бессмертное. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться.

Частный суд.

Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.

В Предании Церкви существует учение о «мытарствах», которое излагается, в частности, в «Слове о исходе души» свят. Кирилла Александрийского и в житии преп. Василия Нового («Мытарства блаженной Феодоры»). Учение о мытарствах косвенно подтверждается свидетельствами Священного Писания: Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово... ; ... в сию ночь душу твою возьмут (в славянском тексте – «истяжут», т. е. насильно вырвут) у тебя... . Зачастую мытарства изображаются как «борьба» между ангелами и демонами за душу человека.

Как правильно относиться к таким повествованиям? Преп. Макарий Египетский (IV в. ), вопросив Бога о том, что есть мытарства, услышал от ангела: «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных». Т. е. образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовно-нравственном смысле. В конечном счете мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самоиспытания и самосознания при посредстве духовных сил, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия.

Мздовоздаяние после частного суда.

Православная Церковь различает два состояния после частного суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два местонахождения – рай и ад. Иначе говоря, и страдание и блаженство, которое человек может получить после частного суда, носит предварительный характер. У римокатоликов различается три состояния – блаженство, чистилище (лат. purgatorium) и пребывание в геенне.

Состояние душ праведных после частного суда

В Священном Писании само место пребывания праведников после частного суда называется раем; Царством Небесным; Царством Божиим; домом Отца. Состояние праведников есть пребывание со Христом.

Состояние праведников в Священном Писании рассматривается как получение награды за добродетельную жизнь, состояние праведников в раю или в Царстве Божием также именуется утешением, оно есть пребывание в славе. Ап. Павел сравнивает его с покоем Бога в седьмой день творения. Но покой Божий по окончании дел творения не есть состояние бездействия, потому что Бог, хотя и не создает новых видов существ, тем не менее непрестанно промышляет обо всем мире. Поэтому состояние праведников не есть состояние праздного ожидания или бездеятельности, подобие сна; это состояние деятельное, оно предполагает молитву, личностное общение, познание, а в некоторых случаях и участие в жизни земной Церкви, например оказание помощи своим братьям, пребывающим на земле.

Состояние праведных предполагает их общение между собой: ... многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. Усопшие узнают друг друга, как, например, богач, Лазарь и Авраам. Праведники будут находиться в общении не только между собой, но и с ангелами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...