Примеры типичных изменений показателей КЩР (капиллярная кровь)
Êîìïåíñèðîâàííûé æåëóäî÷íûé âûäåëèòåëüíûé àëêàëîç Ы Вёрстка. ТАБЛИЦА
У пациента сотрясение головного мозга, повторная рвота с кислым запахом. Основной патогенетический фактор: потеря организмом соляной кислоты с желудочным содержимым в результате повторной рвоты. Компенсированный почечный выделительный алкалоз Ы Вёрстка. ТАБЛИЦА
Ïàöèåíò ïîëó÷àåò ìî÷åãîííûé ïðåïàðàò (ýòàêðèíîâóþ êèñëîòó). Îñíîâíîé ïàòîãåíåòè÷åñêèé ôàêòîð: увеличение ðåàáñîðáöèè HCO3– è êîíöåíòðàöèè åãî â ïëàçìå êðîâè. Экзогенные расстройства кислотно-щелочного равновесия Эти расстройства КЩР развиваются в результате попадания в оргаíèçì ýêçîãåííûõ àãåíòîâ ñ êèñëûìè èëè îñíîâíûìè ñâîéñòâàìè.
Экзогенный ацидоз Ýêçîãåííûé àöèäîç ÿâëÿåòñÿ следствием ïîñòóïëåíèÿ â îðãàíèçì íåëåòó÷èõ êèñëîò èëè ñîåäèíåíèé ñ êèñëûìè ñâîéñòâàìè. Ïðè÷èíû • Ïðè¸ì ðàñòâîðîâ êèñëîò (íàïðèìåð, ñîëÿíîé, ñåðíîé, àçîòíîé) ëèáî ïî îøèáêå, ëèáî ñ öåëüþ îòðàâëåíèÿ. • Ïðîäîëæèòåëüíîå óïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è ïèòüÿ, содержащих áîëüøîå êîëè÷åñòâî êèñëîò (íàïðèìåð, ëèìîííîé, ÿáëî÷íîé, ñîëÿíîé, ñàëèöèëîâîé). • Ïðèìåíåíèå ЛС, ñîäåðæàùèõ êèñëîòû è/èëè èõ ñîëè (íàïðèìåð, ñàëèöèëîâîé, àñïèðèíà, õëîðèñòîãî àììîíèÿ, õëîðèñòîãî êàëüöèÿ, àðãèíèíà–HCl, лизина–HCl). • Трансфузия препаратов донорской крови, консервированной лимоннокислым натрием. Механизмы развития • Увеличение концентрации H+ в организме в связи с избыточным поступлением растворов кислот. Это ведёт к быстрому истощению буферных систем.
• Высвобождение избытка H+ в связи с диссоциацией солей кислот (например, NaH2CO3, NaH2PO4 и CaНCO3, лимоннокислого натрия). • Вторичные нарушения метаболизма в тканях и органах под влиянием экзогенных кислот. Это сопровождается одновременным накоплением как экзогенных, так и эндогенных кислых валентностей. Например, ïðè ïðè¸ìå âíóòðü ñàëèöèëàòîâ àöèäîç ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì, âî‑ïåðâûõ, îáðàçîâàíèÿ â îðãàíèçìå ñàëèöèëîâîé êèñëîòû (ýêçîãåííîé), à âî‑âòîðûõ, íàêîïëåíèÿ ýíäîãåííîé МК. В ýòîì è ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ ðå÷ü èäåò î äâîÿêîì (ñìåøàííîì) ïðîèñõîæäåíèè àöèäîçà: 1) ýêçîãåííîì (â ñâÿçè ñ ââåäåíèåì â îðãàíèçì êèñëûõ ñîåäèíåíèé) è 2) ìåòàáîëè÷åñêîì (â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ îáìåíà âåùåñòâ ïîä âëèÿíèåì ýêçîãåííîé êèñëîòû). • Ïîâðåæäåíèå ïå÷åíè è ïî÷åê. Ýòî íàáëþäàåòñÿ ïðè çíà÷èòåëüíîì óâåëè÷åíèè êîíöåíòðàöèè H+ â êðîâè è äðóãèõ áèîëîãè÷åñêèõ æèäêîñòÿõ. Ðàçâèòèå ïî÷å÷íîé è ïå÷¸íî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîòåíöèðóåò ñòåïåíü àöèäîçà.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|