Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О втором члене Символа веры




Вопрос 32. Какой второй член Веры?

Ответ. «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. »

Вопрос 33. Чему учит православных сей член Веры?

Ответ. Два предмета излагает. Во-первых, что Сын Божий Иисус Христос есть Бог вечный, рожденный от собственного естества Отчего, достоинством и славою равный Отцу, как Сам о Себе говорит: «и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Ин.   17,   5). Во-вторых, сей член учит, что Иисус Христос есть Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получили бытие, как сказал Апостол: «Имже и веки сотвори» (Евр.   1,   2). О вещах же существующих говорит Евангелист Иоанн: «мир Тем быст, и мир Его не позна» (Ин.   1,   10).

Вопрос 34. Что означают сии два слова: Иисус Христос, положенные в оном члене?

Ответ. Иисус значит Спаситель, как изъяснил Архангел, говоря Иосифу: «родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф.   1,   21). Посему справедливо заключить должно, что имя сие не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, Который избавил весь род человеческий от вечного рабства демонского. Имя же Христос означает Помазанника: ибо в Ветхом Завете помазанные назывались Христами, как-то: Священники, Цари и Пророки, в каковые три должности помазан был Христос, впрочем не общим с другими образом, но преимущественно пред всеми другими помазанными, как говорит о нем Псалмопевец: «Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих» (Пс.   44,   8). Здесь должно разуметь помазание от Духа Святаго; поелику Он помазан был Духом Святым, по сказанию Пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя» (Ис.   61,   1). Каковые слова Христос относит к Самому Себе: «яко днесь сбыстся писание сие во ушию вашею» (Лк.   4,   21). Трояким преимуществом и особливо – славным величием Христос превосходит соучастников Своих. Во-первых, это есть Священство по чину Мельхиседекову, о котором так говорит Апостол: «наречен от Бога Первосвященник по чину Мелхиседекову» (Евр.   5,   10). Он же в другом месте называет Христа Священником, потому что Он принес Себя в жертву Богу и Отцу. «Иже Духом Святым Себе принесе непорочна Богу. » И ниже: «Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи» (Евр.   9,   14.   28). Во-вторых, особливо – славное величие и преимущество есть Царское Его достоинство, которое открыл Архангел Гавриил, когда принес спасительную весть Пречистой Деве: «и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лк.   1,   32–33). Так же и волхвы, принесшие дары во время Его рождения, свидетельствовали о Царстве Его, спрашивая: «где есть рождейся Царь Иудейский» (Мф.   2,   2). То же утверждает и надпись вины Его, при Его смерти: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (Ин.   19,   19). О третьем преимуществе пророчествовал Богом вдохновенный Моисей: «Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой» (Втор.   18,   15). Сие величие Его познается из Святого Его учения, в котором Он открыл и Божественность Свою, и все, что нужно было для спасения человеческого, как Сам говорит: «сказах им имя Твое. » И выше: «глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси» (Ин.   17: 26,   8). Пророческое достоинство Свое (оно есть третье преимущество) Христос наиболее показал тогда, когда предсказывал будущее не по какому-либо откровению, но по собственному ведению, как истинный Бог и человек.

Вопрос 35. Почему Сын Божий называется Единородным?

Ответ. Священное Писание ясно учит, что Сын Божий есть Единородный: «видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца». И ниже: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи» (Ин.   1: 14,   18). Называется же Единородным потому, что один только есть по существу Сын Божий. Прочие, называющиеся сынами Божиими, называются сим именем по благодати и усыновлению, а не по естеству, как то все верные и избранные Божии. Сия благодать усыновления даруется чрез Христа, как говорит Писание: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» (Ин.   1,   12).

Вопрос 36. Что означают сии два слова: Свет от Света?

Ответ. Чтобы уразуметь сие, должно знать, что свет есть двоякий: один сотворенный, а другой несотворенный. О сотворенном свете Писание говорит: «и рече Бог: да будет свет: и быст свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою» (Быт.   1,   3–4). О несотворенном же свете Пророк говорит: «И не будет тебе ктому солнце во свете дне, ниже восход луны просветит твою нощь, но будет тебе Господь свет вечный и Бог слава твоя. Не зайдет бо солнце тебе, и луна не оскудеет тебе: будет бо Господь тебе свет вечный» (Ис.   60,   19–20). Сейчас свет, как несотворенный, разумеется в настоящем месте, как явствует из следующих слов в оном члене: Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна. Свет сотворенный произведен из ничего, нигде и никогда не существовавшего; а Свет рожденный, или Сын, имеет бытие от существа Отчего. Почему Апостол говорит так: «Иже сый сияние славы и образ Его, нося же всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких» (Евр.   1,   3). Подобно и Сам Он говорит о Себе: «Аз есм свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин.   8,   12). Называется же Светом от Света, потому что все существо Отца имеет в Самом Себе, так же как один свет, возжигаемый от другого, получает всю сущность оного. Слова: Имже вся быша, находящиеся в сем члене, должно принимать в таком смысле, что как Сын есть единосущен Богу Отцу, так равно есть и Творец. Слово Имже не означает слугу или орудие. Ибо Писание говорит: «в мире бе, и мир Тем быст» (Ин.   1,   10); т. е. от Него получил бытие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...