Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О девятом члене Символа веры




Вопрос 82. Какой девятый член Веры?

Ответ. «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

Вопрос 83. Чему учит Святая Церковь в сем члене Веры?

Ответ. Четырем истинам: во-первых, что Церковь есть единая, Святая, Кафолическая (Соборная, всеобщая) и Апостольская, как учит Апостол: «обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови» (2Кор.   11,   2). Как Христос есть един, так и невеста Его едина, что явствует из четвертой главы Послания к Ефесеям, где сказано: «един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Еф.   4,   5–6).

Вопрос 84. Во-вторых, какое в сем члене излагается учение?

Ответ. Во-вторых, сей член учит, что Кафолическая Церковь не заимствует своего имени от какого-нибудь известного места, сколь бы оно знаменито ни было. Ибо Церкви поместные суть Церкви частные, например: Ефесская, Филадельфийская, Лаодикийская, Антиохийская, Иерусалимская, Римская, Александрийская и пр. Но из сих частных Церквей та называется материю их, которая первоначально удостоилась присутствия Христова, и получила вечное спасение и отпущение грехов, и от которой проповедь Евангельская стала распространяться во все страны мира, как свидетельствует Писание: «тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима: вы же есте свидетелие сим» (Лк.   24,   46–48). И в другом месте: «будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли» (Деян.   1,   8). Сверх сего та Церковь может назваться первою, которая особенно пред всеми прочими Церквами просияла учением и благочестивыми нравами, пред которою Апостолы давали отчет в своих поступках, как свидетельствует Писание: «И егда взыде Петр во Иерусалим, препирахуся с ним иже от обрезания, глаголюще, яко к мужем обрезания не имущым вшел еси и ял еси с ними» (Деян.   11,   2–3). Петр отвечал им: «аз же кто бех могий возбранити Бога? Слышавше же сия умолкоша и славляху Бога, глаголюще: убо и языком Бог покаяние даде в живот» (Деян.   11,   17–18). И ниже: «Слышано же быст слово о них во ушию Церкве сущия во Иерусалиме, и послаша Варнаву преити даже до Антиохии» (Деян.   11,   22). И в другом месте: «учиниша взыти Павлу и Варнаве и неким другим от них ко Апостолам и старцем во Иерусалиме о вопрошении сем» (Деян.   15,   2). «Тогда изволися Апостолом и старцем со всею Церковию, избравше мужа от них, послати во Антиохию с Павлом и Варнавою, написавше сия: изволися бо Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нуждных сих» (Деян.   15: 22–23,   28). И еще в другом месте: «И якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы сужденныя от Апостол и старец, иже во Иерусалиме» (Деян.   16,   4). Следовательно, Церковь Иерусалимская есть матерь всех Церквей и первая: ибо от неё началось распространение Евангелия во все концы земли (хотя впоследствии Императоры усвоили первенство древнему и новому Риму, по той причине, что там находился престол Императоров, по третьему правилу Второго Вселенского Константинопольского Собора) и она соделалась Кафолическою; поелику от нее приняли веру и учение все народы.

Вопрос 85. В-третьих, какое в сем члене содержится учение?

Ответ. Что нет другого основания Церкви, кроме единого Христа, по слову Апостола: «основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор.   3,   11). Хотя Апостолы и Пророки называются иногда основаниями Веры и Церкви, как, например, Иоанн говорит, что великий град Иерусалим имеет стену, утвержденную на двенадцати основаниях, на коих были имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр.   21,   14); и Павел говорит: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк» (Еф.   2,   20). Впрочем, сие должно так разуметь, что Пророки и Апостолы не собственно и не первоначально суть основания Веры; поелику таковое основание есть один Христос: но относительно и второстепенно, поколику они ближайшим и непосредственным образом утверждались на спасительном учении Господа нашего Иисуса Христа и поколику первые начали распространять Веру Христову во всех концах вселенной. Ибо Христос основал Церковь Свою не на человеках, но на Самом Себе и на Божественном Своем учении. Кроме того, из сего члена мы научаемся, что один Христос есть глава Церкви, как учит Апостол: «зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела» (Еф.   5,   23). И в другом месте: «Той есть глава телу Церкве, Иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя» (Кол.   1,   18). Если же Архиереи, управляющие Церквами, и именуются главами оных, то сие должно принимать в таком смысле, что они суть местоблюстители Христовы, каждый в своей области, и главы частные, по словам Писания: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» (Деян.   20,   28). А Пастыреначальник есть Сам Иисус Христос, как говорит Петр: «и явльшуся Пастыреначалнику, приимете неувядаемый славы венец» (1Пет .   5,   4).

Вопрос 86. В-четвертых, какое в сем члене содержится учение?

Ответ. Член сей научает всякого Православного, что должно повиноваться Церкви, по учению Христову: «аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф.   18,   17). Притом Церковь имеет такую власть, что может посредством Вселенских Соборов рассматривать Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов; может подвергать их, смотря по важности вины, наказаниям и эпитимиям, предписанным правилами. Ибо она есть столп истины и основание по слову Апостола: «да увеси како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» (1Тим.   3,   15).

Вопрос 87. Какие заповеди Церковные?

Ответ. Заповедей Церковных наиболее важных девять. Первая предписывает каждому молиться Богу с сокрушением и умилением сердца, и исполнять уставы Церкви во все Воскресные и Праздничные дни, т. е. слушать Утреню, Литургию, Вечерню и поучение. Ибо Писание говорит: «подобает всегда молитися и не унывать» (Лк.   18,   1). И еще: «всякою молитвою и прошением молитесь на всяко время духом, и стараясь о сем самом во всяцем терпении и молитве о всех Святых» (Еф.   6,   18). И в другом месте сей же Павел говорит: «непрестанно молитеся» (1Фес.   5,   17).

Вопрос 88. Какая вторая заповедь Церковная?

Ответ. Вторая заповедь предписывает, чтобы Христианин ежегодно соблюдал четыре определенных поста: первый, пред праздником Рождества Христова, начинающийся с 15 ноября; второй, именуемый великою Четыредесятницею, установлению которой Сам Христос подал пример, как говорит Писание: «и постився дний четыредесят и нощий четыредесять, последи взалка» (Мф.   4,   2). Третий пост, Святых Апостолов, который Церковь начинает спустя неделю после праздника Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что Апостолы в то время, когда посылаемы были на проповедь Евангелия, постились, как известно из Деяний их, где сказано: «тогда постившеся... и возложше руки на ня, отпустиша их» (Деян.   13,   3). Четвертый пост бывает пред праздником Успения Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии. Он продолжается с 1 по 15 августа. Притом должно соблюдать пост в среды и пятки, но не в субботние и Воскресные дни, по 66 правилу Св. Апостолов, исключая Субботу Великую. Сверх сего Церковь заповедала нам пост 14 сентября, в праздник Воздвижения Креста; поелику в сей день совершаем воспоминание страданий Господа нашего Иисуса Христа и читаем Евангелие страданий Его; также 29 августа, дабы почтить постом Усекновение главы Иоанна Предтечи. Кроме того, Церковь положила не поститься в некоторые определенные дни, как-то: со дня праздника Рождества Христова до Св. Богоявления, во всю Светлую Неделю, в неделю по Пятидесятнице, и в неделю о блудном сыне, именуемую также Предвозгласною и Сырною. Все сие обязан соблюдать всякий Православный Христианин.

Вопрос 89. Что предписывает третья заповедь Церковная?

Ответ. Чтобы Духовным оказываемо было должное уважение, как служителям Божиим и посредникам, ходатайствующим за нас у Бога, особенно тем, кои исповедуют нас, как Отцы духовные, и чтобы мы советовались с ними о спасении нашем. О сей заповеди так говорит Писание: «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей Таин Божиих» (1Кор.   4,   1). И в другом месте: «Молим же вы, братие, знайте труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их» (1Фес.   5,   12–13). И в другом месте: «Не весте ли, яко делающии священная от святилища ядят; (и) служащий олтарю со олтарем делятся; Тако и Господь повеле проповедающым благовестие от благовестия жити» (1Кор.   9,   13–14). И еще: «прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении» (1Тим.   5,   17). Люди мирские не должны вмешиваться в дела духовные, по слову Апостола: «Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости» (Гал.   6,   1).

Вопрос 90. Что предписывает четвертая заповедь Церковная?

Ответ. Чтобы мы четыре раза в год исповедовали грехи свои пред священником, законно и православно рукоположенным; а те, кои преуспевают в благочестии и святой жизни, каждый месяц. Простолюдины же должны хотя один раз в год исповедоваться в грехах своих, именно, в Святую Четыредесятницу. Больные прежде всего должны стараться очистить исповедию свою совесть, и приобщиться Святым Тайнам, приняв наперед со всяким благоговением Св. Елеосвящение.

Вопрос 91. Что предписывает пятая заповедь Церковная?

Ответ. Чтобы неопытные в познании Священного Писания и наук не читали книг, написанных еретиками, не слушали богохульного их учения, не вступали в разговор, и не имели обращения с ними, по слову Пророка Псалмопевца: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста» (Пс.   1,   1). И в другом месте заповедует Писание: «Еретика человека по первем и вторем наказании отрицайся» (Тит.   3,   10).

Вопрос 92. Что предписывает шестая заповедь Церковная?

Ответ. Молиться Всеблагому Богу о всяком звании людей и, во-первых, за Духовных, как-то: за Святейшего Патриарха, за Митрополита, Епархиального Епископа, и за весь Причт; потом за Государя, Областного начальника, за весь Синклит и за все Правительство, за воинство, особливо же за тех, кои благодетельствуют Церквам, и пекутся о распространении веры Кафолической и Православной – и это на основании слов Апостола, который говорит: «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом» (1Тим.   2,   1–3). Кроме сего, молиться и за усопших, которые скончались в вере Православной; также за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере Православной прежде конца своей жизни.

Вопрос 93. Что предписывает седьмая заповедь Церковная?

Ответ. Посты и моления, назначаемые особо Митрополитом или Епископом в своей Епархии по какой-нибудь нужде, как-то: для отвращения праведного гнева Божия, угрожающего Его народу; для избавления или от язвы, или голода, или войны, или бездождия, или для исцеления больных, или утешения скорбящих – непременно соблюдать всем жителям той Епархии, как пишется в Деяниях Апостольских: «и убо Петра стрежаху в темнице: молитва же бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем» (Деян.   12,   5).

Вопрос 94. Что предписывает восьмая заповедь Церковная?

Ответ. Чтобы мирские люди не смели похищать имений и денег церковных и употреблять их на собственные нужды. Но духовные Предстоятели должны на имение церковное заготовлять утварь и все нужное для церкви; также питать и одевать служащих церкви, бедных и странных, по учению Писания, которое говорит: «от ученик же, по елику кто имеяше что, изволиша кийждо их на службу послати живущым во Иудеи братиям, еже и сотвориша, пославше ко старцем рукою Варнавлею и Савлею» (Деян.   11,   29–30). Не справедливо также или мирянам, или Архиереям, управляющим какой-нибудь церковию, присваивать себе деньги и другие движимые ее вещи, кои поступают в нее по завещанию или приносятся в дар, и обращать их в свою пользу, дабы сим не причинить насилия и крайнего оскорбления благочестивому чувству жертвователя.

Вопрос 95. Что предписывает девятая заповедь Церковная?

Ответ. Чтобы браки не совершались во дни, запрещенные Церковию, также, чтобы Православные Христиане не присутствовали на непозволенных играх и зрелищах, и чтобы не следовали языческим обыкновениям, но, сколько возможно, воздерживались от них.

Вопрос 96. Почему говорим, что веруем в Церковь, которая есть творение, когда мы должны веровать в единого Бога?

Ответ. Потому что хотя Церковь и есть творение Божие, составленное из человеков, но она имеет главою Самого Христа, истинного Бога, и Духа Святаго, Который непрестанно научает ее и соделывает, как говорит Апостол, невестою Христовою, «не имущу скверны, или порока» (Еф.   5,   27); «Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» (1Тим.   3,   15); и поелику ее догматы и учения происходят не от человеков, но от Бога. Посему, когда говорим, что мы веруем в Церковь, разумеем, что веруем в Писания, Богом ей преданные, и Богодухновенные ее догматы. Ибо Писание говорит, что «от Святаго Духа просвещаемы глаголаша Святии Божии человецы» (2Пет.   1,   21). И Павел говорит: «приясте не аки слово человеческо, но, якоже есть воистинну, слово Божие» (1Фес.   2,   13). Сие самое побуждает нас веровать не только в Святое Евангелие, Церковью принятое, что заповедал Христос, сказав: «веруйте во Евангелие» (Мк.   1,   15), но и во все другие Писания и Соборные определения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...