Транспортные сети. Теорема форда-фалкерсона о максимальном потоке в транспортной сети
Определение.Транспортная сеть − это связный ориентированный граф без петель, удовлетворяющий следующим условиям: 1. Существует только одна вершина с нулевой степенью захода; эта вершина называется источником и обозначается через . 2. Существует только одна вершина с нулевой степенью исхода; эта вершина называется стоком и обозначается через . 3. Каждой дуге в сети сопоставляется неотрицательное вещественное число, называемое пропускной способностью дуги ; оно обозначается через или . (Если не существует дуги, ориентированной из в , то полагаем, что .) Моделью транспортной сети может служить водопроводная система, в которой сечения труб определяют пропускные способности соответствующих труб, т.е. количество жидкости. которое может пропустить труба за единицу времени. Потоком в транспортной сети является функция, сопоставляющая каждой дуге неотрицательное вещественное число так, что выполняются следующие условия: 1. для любой дуги ; 2. для любого . (Требование 2 − это условие сохранения баланса. Образно говоря, ″сколько втекает в вершину, столько и вытекает из неё″.) Величина потока обозначается через и определяется выражением . Говорят, что поток максимален, если не существует потока такого, что > . Постановка задачи. Найти максимальный поток в заданной транспортной сети. Пусть , . Разрез , определяется как множество дуг , у которых начало и конец лежат в разных подмножествах и . Разрез состоит из прямых дуг, ориентированных из в , и обратных дуг, ориентированных из в . Если , , то соответствующий разрез называется ( - ) - разрезом. См. рис. 1. Далее рассматриваются только - - разрезы. Пропускная способность , разреза , определяется как сумма пропускных способностей прямых дуг разреза. Разрез, пропускная способность которого не больше, чем у любого другого разреза, называется минимальным. (В транспортной сети может быть несколько минимальных разрезов, конечно, с одинаковыми пропускными способностями.)
Поток из в определяется как Аналогично определяется поток из в : 1. Лемма. Для любого - - разреза < , > имеет место равенство . Доказательство. Для фиксированного имеем Суммируя по всем , получаем С другой стороны, 2. Следствие. Для любого потока и любого - - разреза < , > (, ). Доказательство. . ∎ Для потока и разреза < , > прямую дугу , где , , будем называть - насыщенной (соответственно, - не ), если (соответственно, если ). Обратную дугу , где , , будем называть - нулевой (соответственно, - положительной), если (соответственно, если ). 3. Лемма. Если величина потока равна пропускной способности некоторого разреза , , то − максимальный поток, а − минимальный разрез. Для данного разреза прямые дуги являются насыщенными, а обратные − нулевыми. Доказательство. Пусть − максимальный поток, а − минимальный разрез. Так как и, по условию, , то . ∎ Рассмотрим в транспортной сети цепочку рёбер , , , , , соединяющую источник и некоторую вершину . Заметим, что рёбра получаются из дуг путём снятия ориентации. Соответствующие дуги, составляющие цепочку, могут быть как прямыми, т.е. ориентированными из в , так и обратными, т.е. ориентированными из в . Для ребра полагаем Цепочка называется - ненасыщенной, если . -ненасыщенная цепочка из в называется - дополняющей. Наличие в сети -дополняющей цепочки позволяет увеличить величину потока, вводя новый поток При этом . 4. Теорема. Поток в транспортной сети максимален тогда и только тогда, когда в сети отсутствуют -дополняющие цепочки.
Доказательство. Необходимость. Если поток максимален, то в сети заведомо нет -дополняющих цепочек. В противном случае можно было бы построить новый поток , величина которого больше, чем у потока . Достаточность. Предположим, что сеть с потоком не содержит -дополняющих цепочек. Покажем, что в этом случае − максимальный поток. Разобьём множество вершин сети на два непересекающихся подмножества и : в включим те вершины , до которых существуют -ненасыщенные цепочки из источника , а в включим остальные вершины, т.е. . Очевидно, что . Пусть − произвольная дуга разреза , . Если − прямая дуга, т.е. , , то является -насыщенной дугой, поскольку иначе существует -ненасыщенная цепочка из в и . Аналогично, если − обратная дуга, т.е. , , то является -нулевой дугой . Таким образом, для прямых дуг и для обратных дуг разреза < , >. Тогда , , , , и , , , . Из леммы 3 вытекает, что < , > − минимальный разрез, а − максимальный поток .∎ 5. Следствие (теорема Форда-Фалкерсона). Величина максимального потока в транспортной сети равна пропускной способности минимального разреза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|