Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин (проблема характера)
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования и науки ФГБОУ ВПО Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой Филологический факультет
Кафедра русской литературы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «История русской литературы XIX века (первая половина)» для студентов 2 курса очного отделения (РО - 21) по специальности «Русский язык и литература»
Составитель: кандидат филол. наук, доцент Эльза Анисовна Радь
Обсуждена и утверждена на заседании кафедры "28" августа 2011 г. Зав. кафедрой________проф. И.Е.Карпухин
Стерлитамак 2011 Пояснительная записка
Изучение студентами истории русской литературы первой половины 19 века является фундаментом для всей их последующей учебной и научно-исследовательской работы по освоению художественного и культурно-исторического опыта русской литературы классического периода, а также и литературы 20 столетия. Этот историко-литературный этап ознаменован прежде всего явлением Пушкина, изучению творчества которого в программе уделяется центральное место и наибольшее количество лекционных часов. Первая половина 19 века – время становления и утверждения основных направлений, стилей, жанровой системы, самого языка русской классической литературы. Поэтому особенно глубокого внимания требует понимание и усвоение студентами важнейших теоретических понятий, эстетических категорий, без которых невозможно постижение художественного текста как словесно-образной модели реальности, воплощающей и отражающей в себе особенности человеческого сознания определенной эпохи. Знакомство с русской литературой данного периода немыслима вне широкого контекста европейской литературы и культуры. Программа предполагает активное обращение преподавателя и студентов к художественно-эстетическим, научно-философским, социально-историческим реалиям европейской культуры, дающее возможность увидеть и оценить историю русской литературы как часть общеевропейского и мирового литературного и культурно-исторического процесса.
Тематика лекций
1. Введение. Литературная ситуация в России в первой трети XIX века. Проблема терминов. «Карамзинизм». Литература и общество. Кружки и салоны. Литературные общества и журналы 1810 – 20-х гг. Проблема личности и поэтика бытового поведения. Литературные поколения. Проблема периодизации. 2. Декабризм. Декабристский тип поведения. 3. Русский романтизм. Литературное движение 10-х – первой половины 20-х гг. XIX в. Литературные направления. Становление романтизма. Литературные полемики (Вопросы языка и литературных жанров. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»). Особенности русского романтизма. Самоценная личность. Конфликт в романтических произведениях. Неоднородность романтизма. 4. Своеобразие романтизма В.А. Жуковского. Жуковский как основоположник русского романтизма. Истоки романтизма поэта. «Гений перевода». «Открытия» Жуковского: темы, герой, пейзаж, стиль. «Невыразимое» как «литературный манифест» поэта. Жанры: элегия, послание и др. Функция «чудесного». Поэтика романтической баллады. Переводы и оригинальные баллады. Творчество поэта в критике и современном литературоведении. 5. Своеобразие романтизма поэтов-декабристов. Эстетика декабристов. Особенности историзма декабристов. Критерии народности. Жанры. «Исторические думы» К.Ф. Рылеева как цикл. Герой в произведениях декабристов. Структура конфликта в поэме Рылеева «Войнаровский». Кратко: Поэты «пушкинской поры». Поэзия П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова. Творчество А.А. Баратынского. Лирика А.В. Кольцова. Жанровая проблематика и герои русской повести.
Кратко: Романтическая проза А.А. Бестужева-Марлинского, В.Ф. Одоевского, Н.А. Полевого, Н.Ф. Павлова, А.Ф. Вельтмана. Исторические романы М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова. 6. Басенное творчество И.А. Крылова. Поэтика реализма 7. Творчество А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». История создания, жанровое своеобразие. Сюжет, особенности конфликта. Чацкий в системе персонажей. Потика финала. Новаторство драматургии А.С.Грибоедова. Критика и современное литературоведение о комедии. Споры об образе Чацкого и его «уме». Комедия на русской сцене. 7. А.С. Пушкин в истории русской литературы. Творчество. Роль Пушкина и его значение в истории русской литературы и культуры. Лирика. Лирические жанры, тематика, мотивы, образ лирического героя. Тема поэта и поэзии. Поэмы. Своеобразие пушкинского романтизма. Статус «необыкновенного» в романтических произведениях Пушкина. Тема свободы. «Этическая проблематика». «Отказ» от романтизма «внутри» романтизма. Особенности конфликта. «Южные поэмы» как цикл. Эволюция романтического героя. Поэтика финала. Драматургия. Проза. 8. Место и значение литературного процесса первой четверти XIX века в развитии русской литературы и культуры.
Планы практических занятий по русской литературе XIX века (первая четверть) Практическое занятие № 1 Баллада В.А.Жуковского «Светлана»
1. Сюжетно-событийная основа баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы. 2. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно строки, в которых выражается его отношение к героине. 3. Картины природы и лирическое настроение. 4. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады. 5. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы». 6. Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха). 7. Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.). Место баллад в романтизме В.А.Жуковского. Поэтический мир баллад В.А.Жуковского.
Задание для самостоятельно работы: написать реферат по книги В.Н.Веселовского «В.А.Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения». М., 1999.
Литература 1. Афанасьев В. Жуковский. М., 1986. 2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1; 3. Жуковский и русская литература. – Л., 1987. 4. Жуковский и русская литература конца XVIII–XIX века. М., 1988. 5. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. Л., 1989. 6. Касаткина В.Н. Поэзия В.А.Жуковского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. М., 2002. 7. История русской литературы в 4-х томах. Т.2. Л., 1981. 8. Поэтический строй русской лирики. Л., 1973 (статья Р.В.Иезуитовой «Эолова арфа», С.38-52). 9. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Гл. 3; 10. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. Л., 1970. 11. Шаталов С.Е. Жуковский. Жизнь и творческий путь. М., 1983. 12. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. С. 80-94. Практическое занятие № 2 Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин (проблема характера)
1. Чацкий – Софья – Молчалин. Место этих героев в драматическом конфликте пьесы. 2. Чацкий как герой декабристского склада. Своеобразие бытового поведения персонажа. Программное содержание гражданской поэзии декабристов и Пушкина в сопоставлении с критическими идеями, пафосом, стилем монологов Чацкого. 3. Что можно узнать о единомышленниках Чацкого из текста пьесы? 4. Суждения других персонажей о Чацком в начале комедии, затем в связи с нарастанием и разрешением конфликта. 5. Образ Молчалина, бытовое поведение и жизненная философия героя (проследить последовательно сценическую ситуацию всех явлений с участием Молчалина). 6. Молчалин и окружающая среда. Оценки, данные Молчалину другими персонажами, отношение Софьи к герою своего романа, позиция Молчалина в беседах с Чацким. 7. «Молчалинские» суждения и поступки других действующих лиц. 8. Художественные принципы сатирического обобщения в комедии Грибоедова и рационалистическая структура образа в литературе классицизма.
9. Чацкий и Молчалин – противоборствующие силы в духовном развитии общества. Историческое и общечеловеческое, психологическое в конфликте и развязке комедии. 10. Новаторство А.С. Грибоедова – драматурга. Споры об образе Чацкого и его «уме». Русский театр первой четверти XIX века. Комедия Грибоедова на русской сцене.
Задания для самостоятельной работы: 1) выучить отрывок наизусть; 2) законспектировать статью Гончарова «Мильон терзаний», выписать отзывы А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, А.И.Герцена о комедии, прокомментировать их. Литература
Практическое занятие № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|