Басенное творчество И. А. Крылова
1. Басня как литературный жанр, ее основные жанровые характеристики. Устойчивое и изменчивое в жанровой структуре басни. 2. Фактическая картина басенного творчества И.А.Крылова. Принципы отображения действительности. Круг охватываемых явлений. Демократизм басен Крылова. 3. Тематика басен Крылова. Басни Крылова как выражение национального самосознания в ситуации войн с Наполеоном. 4. Особенности выражения авторской позиции. Персонаж – рассказчик – автор. Мораль и сюжет в баснях Крылова. Сатира и ирония. 5. Особенность Крылова-баснописца на примере басни “Стрекоза и Муравей” в сравнении с версиями той же басни Лафонтена, А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, Ю.А.Нелединского-Мелецкого. 6. Особенности персонажа, манеры повествования, морали, языка и стиля басен И.А.Крылова.
Задание для самостоятельной работы: Обратившись к книге: Крылов И.А. Басни / Изд. подготовил А.П. Могилянский. М.; Л., 1956. (Сер. «Литературные памятники»), – найти в примечаниях сведения об источнике сюжета и фактах разработки этого сюжета предшественниками и современниками Крылова (прежде всего Сумароковым, Хемницером, Дмитриевым). С помощью справочных изданий разыскать тексты русских басен на этот сюжет и сравнить их с крыловским текстом. При сравнении установить различия а) в сюжетном составе, б) смысловых акцентах, в) построении характеров персонажей, г) языке и стиле. Результаты анализа оформить письменно.
Литература 1. Архипов В.И. Крылов. Поэзия народной мудрости. М., 1974. 2. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей от Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990. С.148-182. 3. Вяземский П.А. “На радость полувековую…” // Вяземский П.А. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1986. С.262-264.
4. Гордин М. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985. 5. Десницкий А.В. И.А.Крылов. М., 1983. 6. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // Жуковский В.А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1985. С.181-196. (Или в любом другом издании сочинений Жуковского.) 7. И.А.Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982. 8. И.А.Крылов. Сочинения в 2-х томах. М., 1984. 9. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996. 10. Стенник Ю.В. О специфике жанровой природы басни // Русская литература. 1980. № 4. 11. Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. М., 1958. С.126-132, 205-257, 320-326, 349-453. 12. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970. С.216-221.
Практическое занятие № 4 Любовная лирика А.С. Пушкина
1. Живопись первой половины XIX века. Портрет. Художники первой половины XIX века – авторы женских портретов – возлюбленных А.С.Пушкина. 2. Место любовной лирики в пушкинском наследии. Адресаты стихотворений о любви (сведения из биографии Пушкина). 3. Характеристика любовной лирики разных периодов творчества. 4. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» (1825) («К ***). Реальная жизненная основа. История образа «гения чистой красоты». Композиция стихотворения. Ключевые мотивы произведения (любовь, воскресение и т.д.). 5. Стихотворение «Я вас любил» (1829). Образ влюбленного и гармония мира. Диапазон переживаний. Мелодичность произведения. Внутренняя диалогичность, драматизм стихотворения. 6. Стихотворение «Мадонна» (1830). История любви поэта. Реальная женщина и картина живописца. Художественные приемы.
Задание: чтение наизусть.
Литература 1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. 2. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина М.-Л., 1962. 3. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. – Нижний Новгород, 1994. 4. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М., 1983. 5. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л., 1983. 6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.144-169. 7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). СПб, 1994.
8. Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. М., 1981. 9. Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том I. (любое издание). 10. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – XIX веков. М., 1997. 11. Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. Л., 1974. 12. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2-х тт. Т.2. М., 1990. 13. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986 14. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1988. С. 23-35, 391-435.
Практическое занятие № 5 Романтический герой в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»
Опорные понятия: лирика, поэма, пейзаж, романтический герой, романтический конфликт, цикл, автор, композиция. Задание для самостоятельной работы: установить типовые для «южных» поэм средства создания образа романтического героя.
Литература 1. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1992. 2. Гуревич А.М. От «Кавказского пленника» к «Цыганам». // В мире Пушкина. Сборник статей. М., 1974. С.63-85. 3. Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. М., 1981. 4. Тамарченко Н.Д. Контакт двух миров и мировоззрений в «Цыганах» и «Евгении Онегине» // Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX в.: Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997. 5. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2-х тт. Т.2. М., 1990. 6. Фридман Н.В. О романтизме Пушкина («Цыганы» в художественной системе южных поэм) // К истории русского романтизма. М., 1973. Практическое занятие № 6 Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»: поэтика и жанр
1. История создания Петербурга – столицы российской империи. Русский ампир. История создания монумента основателю Российской Империи Петру I. 2. Жанровая природа стихотворной повести А.С. Пушкина.
3. Тема Петра в «Медном всаднике» и в творчестве А.С. Пушкина. Стихия (Нева) и кумир (Фальконетов памятник), динамика их отношения к Евгению. 4. Житейский идеал Евгения. Герой и конфликт. Тип «маленького человека» в «Медном всаднике». 5. Живое и мертвое в поэме. 6. Трагедия бытия в «Медном всаднике». 7. Художественная концепция «Медного всадника» в контексте его общественно-культурных взаимодействий.
Опорные понятия: поэма, повесть, конфликт, философский смысл.
Задание для самостоятельной работы: Составить вопросы к Вступлению.
Литература
Практическое занятие № 7
Автор, герои и мир в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
3. Своеобразие поэтической формы (принцип “противуречий”, стихи и проза, ирония и самоирония, автор и герой, онегинская строфа, пропущенные строфы, незавершенность текста). 4. Концепция личности в романе. Проблема положительного героя и принципы его изображения в “Евгении Онегине”.
Опорные понятия: онегинская строфа, автор, герой, роман в стихах, концепция личности.
Задания для самостоятельной работы: 1) выучить отрывок наизусть; 2) пользуясь критической литературой, выявить различные точки зрения по вопросу о «лирических отступлениях» в тексте «Евгения Онегина»; определить свою позицию по этому вопросу.
Литература
Практическое занятие № 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|