Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познание»
«Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
· сенсорное развитие;
· развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
· формирование элементарных математических представлений;
· формирование целостной картины мира, расширение кругозор детей».
7.1 Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.(ФЦКМ-танып белү өлкәсе)”
7.2 Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Формирование или развитие элементарных математических представлений (РЭМП)»
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательной области «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;
- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;
- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);
- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;
- расширение представлений о геометрических фигурах;
- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы но элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
В средней группе длительность занятия составляет 15-20 минут. В процессе обучения широко используются дидактические игры.
К концу года дети пяти лет могут:
• различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
• считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
• раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
• различать левую и правую руки;
определять части суток.
Комплексно-тематическое планирование.
Время
прове
дения
Тема и цель занятия 1-й недели
Тема и цели занятия 2-й недели
Тема и цели занятия 3-й недели
Тема и цели занятия 4-й недели
Обеспечение интеграции образования (образовательные области)
Планируемые
результаты развития интерактивных качеств
Сентябрь
Тема
Адаптационный период
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Познание: формировать умение ориентировки в пространстве и во времени; учить сравнивать предметы и группы предметов
по величине,
по цвету.
Коммуникация:
учить правильно употреблять
в речи сравнительные прилагательные
Умеет правильно употреблять слова,
обозначающие
результаты
сравнения: поровну, столько
же, больше,
меньше и
составлять с ними
словосочетания.
Умеет определять и правильно называть
части суток; владеет
умением определять положение предметов по отношению к себе
Цели
Подготовить
детей к организованным занятиям по
формированию элементарных математических представлений (способы измерения величин,
количественные
представления, ориентировка в пространстве и во времени и т. п.)
Совершенствовать умение сравнивать две равные группы
предметов, обозначать
результаты сравнения
словами: поровну,
столько - сколько.
Закреплять умение
сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой,
маленький, больше,
меньше.
Упражнять в определении пространственных направлений от
себя и назывании их
словами: впереди, сзади, слева, справа
Учить:
- сравнивать две группы
предметов, разных по
цвету;
- обозначать результат
сравнения словами:
больше - меньше, поровну, столько - сколько.
Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп
предметов.
Закреплять умение
различать и называть
части суток (утро, вечер, день, ночь)
Упражнять в умении различать и называть геометрические
фигуры: круг, квадрат,
треугольник.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по
длине и ширине, обозначать результаты
сравнения словами:
длинный - короткий,
длиннее - короче, широкий - узкий, шире-уже
Октябрь
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Чтение: закреплять представление о составе
числа 3 во время
чтения сказки
«Три медведя».
Эмоционально воспринимает сюжет
сказки «Три
медведя»
и умеет
Цели
Продолжать
учить:
- сравнивать две
группы предметов,
разных по форме;
Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать
Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый
Учить:
- соотносить числительные с элементами множеств в пределах 3;
Октябрь
- называть отдельные части своего тела, в том числе симметричные (правая или левая рука, нога и т. д.);
- использовать систему отсчета пространственных направлений «на себя» в разных жизненных ситуациях при выполнении заданий на ориентировку
в пространстве. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий - низкий, выше - ниже. Помочь детям овладеть ориентиров-кой в окружающем «на себя»
на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево - направо, слева – справа.
предмет слева направо, называть числа по порядку; согласовывать их в роде, числе и падеже. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). Расширять представления о частях суток и их последовательности
- самостоятельно обозначать итоговое число;
- осваивать собственное тело как точку от-счета пространственных направлений («на себя»).
Развивать умение определять пространственные направления в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета («от себя», «от другого человека», «от любых предметов»): вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа
Познание: учить определять пространственные направления, используя систему отсчёта. Физическая культура: в двигательном режиме закреплять понятия «вверху-внизу», «слева-справа»
интонационно выделять речь персонажей; владеет навыком правильного согласования числительных в роде и падеже; проявляет интерес к экспериментировнию при определении пространственных на-правлений; умеет выполнять упражнения, ориентируясь в пространстве, и находить левую и правую стороны
Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп
Закреплять умение считать в пределах 4.
Познакомить с образованием числа 5.
Ноябрь
Познакомить
с порядковым значением числа.
Учить отвечать
на вопрос: «Который по счету?».
Упражнять
в умении находить
одинаковые по длине, ширине, высоте предметы. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения
его с квадратом
предметов, выраженных
числами 3 и 4.
Учить считать в пределах 4.
Расширять представления о прямоугольнике на основе
сравнения его с треугольником
Познакомить с порядковым значением
числа.
Учить отвечать на
вопросы «Сколько?»,
«Который по счету?»,
«На котором месте?».
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раскрыть на конкретных примерах значение понятий: быстро, медленно
Учить считать
в пределах 5.
Закреплять представление о последовательности частей
суток.
Развивать воображение, наблюдательность
ответ на поставленный вопрос;
учить правильно употреблять
в речи числительные и составлять словосочетания с ними.
Музыка: на примере музыкальных произведений закреплять понятия «быстро-медленно»
с использованием порядковых числительных; умеет
в игре
со сверстниками использовать в речи
считал очки;
умеет петь и выполнять движения в соответствии с музыкальным
темпом произведения (медленно, быстро)
Декабрь
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Коммуникация:
учить составлять рассказ-
описание
по картинке
с использованием понятий
«вверху, внизу,
слева, справа,
впереди сзади».
Физическаякультура: закреплять представление о порядковых числительныхпри построениях и
Умеет использовать в речи
прилагательные и составлять словосочетания с ними для обозначения результатов сравнения предметов (длиннее,
шире, короче); умеет договариваться и согласовывать действия
Цели
Продолжать
учить считать в пределах 5.
Познакомить
с порядковым значением числа 5.
Учить:
- сравнивать предметы по двум признакам величины
(длине и ширине);
- обозначать результаты сравнения словами: длиннее, шире, короче, уже.
Закреплять умение
счетной деятельности
в пределах 5.
Формировать:
- представления о равенстве и неравенстве
двух групп на основе
счета;
- понятие числа.
Упражнять:
- в различении и назывании знакомых геометрических фигур
Формировать представления о порядковом
значении числа (в пределах 5).
Познакомить с цилиндром.
Учить различать шар
и цилиндр.
Развивать умение
сравнивать предметы по цвету, форме, величине,
четко выделять признак,
по которому проводится сравнение.
Упражнять в счете
и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о
цилиндре.
Развивать:
- представление о последовательности частей суток;
- умение действовать
с предметами, сравнивая их и выражая словами отношения совокупностей
Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади
(куб, шар, квадрат, круг);
- сравнении предметов, фигур по размерам, формам, цветам, разному количеству. Способствовать формированию представлений о количественных отношениях
Побуждать детей повторять за воспитателем сказанное о свойствах, качествах предметов
перестроениях, в подвижной игре
со сверстниками во время проведения подвижных игр
январь
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Чтение: формировать умение сравнивать предметы по форме и величине во время чтения сказки «Три медведя». Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов вчера, сегодня, завтра, правильно употреблять в речи прилагательные
Владеет навыком самостоятельного обследования предметов (сенсорно-моторные действия). Умеет самостоятельно придумывать условие игры, используя понятия «далеко-близко»; проявляет инициативу в организации игры с группой сверстников
Цели
Познакомить с пространственными отношениями, выражениями, словами: далеко - близко.
Развивать внимание, память, мышление. Помочь детям усвоить необходимую информацию о предметно пространственном окружении, о способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях
Упражнять в счете на слух в пределах 5. Уточнять представления о пространственных отношениях: далеко - близко.
Учить:
- сравнивать три предмета по величине;
- раскладывать их
в убывающей и возрастающей последовательности;
- обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, самый короткий
Закреплять полученные навыки при выполнении игровых упражнений и заданий. Развивать математические и логические способности, смекалку детей.
Воспитывать интерес и увлеченность занятиями математикой
Упражнять в счете на ощупь в пределах 5.
Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению
Февраль
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Художественное творчество: учить составлять из частей или на частях целостное
изображение
предмета; в рисунке закреплять понятие
«части суток».
Физическаякультура: формировать умение двигаться в заданном на-правлении или со сменой на-правления; разучивание комплекса ритмической гимнастики из 5 упражнений
Умеет составлять небольшой рассказ
на тему «Моя
семья» с использованием
слов вчера,
сегодня, завтра, умеет
в рисунке
и аппликации
передавать
несложный
сюжет, объединяя 3-4 предмета; выполняет команды «вперёд, назад, кругом, налево, направо» во время выполнения двигательных упражнений
Цели
Закреплять
представление
о значении слов:
вчера, сегодня,
завтра.
Учить:
- сравнивать 3 предмета по ширине;
- раскладывать их
в убывающей и возрастающей последовательности;
- обозначать результаты сравнения словами: самый широкий, уже, самый узкий
Учить считать различные движение в пределах 3.
Учить сравнивать 4-5
предметов по ширине,
раскладывать их в возрастающей последовательности
Учить:
- воспроизводить указанное количество движений в пределах 5;
- двигаться в заданном
направлении (вперед,
назад, налево, направо).
Упражнять
в умении составлять
целостное изображение
предмета на отдельных
частях
Учить воспроизводить указанное количество движений
в пределах 5.
Упражнять в умении называть и различать геометрические
фигуры: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Совершенствовать представления
о частях суток и их
последовательности
Март
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Чтение: закреплять умение
сравнивать предметы по величине во время чтения сказки «Три поросёнка».
Художественное творчество: изготовление игрушек цилиндрической и круглой формы
Умеет использовать в речи
слова, обозначающие превосходную
степень сравнения, слова с уменьшительно ласкательными суффиксами
Цели
Объяснить, что
результат счета не
зависит от величины
предмета. Учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький
Учить сравнивать
3 предмета по высоте,
обозначать результаты
сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий. Развивать память, мышление
Показать независимость результата счета
от расстояния между
предметами (в пределах 5). Закреплять полученные умения в образовании, сравнении чисел, в определении общего количества чего- либо
Закреплять представление о том, что
результат счета не зависит от расстояния между предметами. Познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром
Апрель
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Социализация: формировать навык ролевого поведения в дидактической игре «Магазин». Физическая культура: проводить спортивные и подвижные игры с обучением ориентирования в пространстве
Владеет умением согласовывать действия с детьми и распределять роли для участия в игре «Магазин»; умеет выполнять определённое количество упражнений; делать остановку на счёт «четыре»
Цели
Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.
Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток
Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине
Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами
Май
Тема
Занятие 1. Количество и счет
Занятие 2. Величина
Занятие 3. Сходства и различия геометрических фигур
Занятие 4. Ориентировка в пространстве, во времени
Художественное творчество: выполнить аппликацию с использованием геометрических фигур. Физическая культура: организовать спортивную игру на участке детского сада с использованием ориентиров; учить выполнять прыжки в длину, в высоту под счёт
Умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами в лепке и аппликации; умеет соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результата
Цели
Закреплять умение в счете предметов. Упражнять в счете на слух,на ощупь, а также в счете движений
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; умение раскладывать3-5 предметов в ряд в порядке возрастания (убывания) их длины (ширины, высоты или величины в целом), ориентируясь на образец