Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правомерность взыскания не удержанных налоговым агентом сумм НДС с налогового агента и привлечения его к ответственности




По данной проблеме сложившейся судебной практики в настоящее время нет. Однако имеются отдельные решения в пользу налогоплательщика.

Из смысла нормы, предусмотренной п.3 ст.161 НК РФ вытекает, что арендатор должен удержать из выплачиваемого арендодателю дохода сумму НДС и уплатить ее в бюджет. Таким образом, до момента выплаты дохода арендодателю обязанности по уплате НДС в бюджет не возникает. Значит, если обязательство по уплате арендных платежей прекращается иным способом помимо исполнения (перечисления денежных средств), например, путем зачета взаимных требований, отступного, иным образом, у арендатора не возникает обязанности уплачивать НДС. Аналогичную позицию занял Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, который в своем Постановлении от 06.04.2004 по делу N А33-4446/03-С3-Ф02-1004/04-С1 указал, что, поскольку обязательство арендатора было прекращено ввиду того, что в счет арендной платы была засчитана стоимость произведенной арендатором до заключения договора аренды реконструкции подвального помещения арендуемого объекта, у арендатора не имелось реальной возможности исчислить, удержать из арендной платы и перечислить в бюджет сумму НДС. Следовательно, указал суд, решение налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов правомерно признано недействительным.

Суд также не принял доводы налогового органа о возложении на арендатора обязанности уплатить НДС из собственных средств, поскольку эти доводы были признаны судом противоречащими положениям ст.ст.24 и 123 НК РФ, определяющих обязанности и устанавливающих ответственность налогового агента.

В Постановлении от 18.03.2004 по делу N А19-14078/03-41-Ф02-777/04-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал довод налогового органа о правомерности доначисления НДС несостоятельным, поскольку налоговым органом не было доказано, что арендатор выплачивал арендодателю арендную плату.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа вынес Постановление от 14.04.2004 по делу N Ф09-1448/04-АК, в котором пришел к выводу о невозможности взыскания неудержанных сумм налога с налогового агента — арендатора по следующим основаниям: «Из п.4 ст.24 НК РФ следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу п.4 ст.24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму. Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов. В связи с тем, что арендатор не удерживал НДС с доходов налогоплательщиков, у него отсутствует обязанность по уплате налога за счет собственных средств. Однако, поскольку обязанность по удержанию и перечислению налога предпринимателем исполнена не была, к ответственности по ст.123 НК РФ он привлечен правомерно».

В то же время суд указал на неправомерность привлечения налогового агента к ответственности по ст.119 НК РФ в связи с тем, что данной статьей установлена ответственность только для налогоплательщиков, но не для налоговых агентов. Аналогичные выводы сделал Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлениях от 17.12.2003 г. по делу N А33-6665/03-С6-Ф02-4408/03-С1 и по делу N А19-10781/03-15-Ф02-4524/03-С1.

С учетом изложенного выше можно сделать следующие выводы:

· арендатор обязан удерживать НДС и уплачивать удержанные суммы в бюджет из выплачиваемого арендодателю дохода. Следовательно, прекращение обязательства по уплате арендных платежей любым иным кроме исполнения способом не влечет возможности удержания и обязанности уплаты НДС. В данном случае арендатор может оспорить в суде решение налогового органа о привлечении его к ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента;

· если арендатор при выплате дохода не удержал НДС из дохода арендодателя, то он может оспорить в суде решение налогового органа о доначислении ему сумм НДС и пеней в связи с тем, что на налогового агента не может быть возложена обязанность уплатить НДС за счет собственных средств. Однако в данном случае будет правомерным привлечение арендатора к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ и неправомерным — привлечение к ответственности по ст.119 и иным статьям НК РФ, устанавливающим ответственность налогоплательщика, но не налогового агента.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного исследования на тему лизинга государственной и муниципальной собственности можно сделать обобщающие выводы.

Слово «лизинг» является русской транскрипцией соответствующего английского термина «lease», что в переводе означает «аренда». Под арендой понимается сдача имущества во временное владение и пользование за определенную плату. Как правило, арендодатель сдавал в аренду собственное имущество, которое ему в настоящее время было не нужно, возмещая через арендные платежи понесенные затраты и получая прибыль. Нетрудно увидеть, что под арендой, как краткосрочной, так и долгосрочной, всегда понимались двухсторонние отношения (арендодатель - арендатор). 

Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено с одной стороны выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной экономики.

Для финансовых и промышленных лизинговых фирм - это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Лизинг обеспечивает высокий уровень прибылей из-за высокой оплаты эксплуатации техники пользователем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.

Для пользователей техники лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники. Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.

Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к увеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя - к постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Лизинг, как эффективный механизм преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, может очень сильно повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ, а в особенности на развитие фермерства, т.к. оно неспособно купить современное оборудование из-за своей низкой покупательской способности. Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства.

России необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада, чтобы не допустить их ошибок и сделать так, чтобы такое явление как фиктивный лизинг в России себя не проявило. Конечно, это трудная цель - взять от лизинга "все хорошее", при этом оставив негативные моменты лизинга "за бортом". Но цель окупит себя, учитывая тягу российских предпринимателей к поиску лазеек обхождения налоговых законов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Оттавская Конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.

2. ФЗ от 8.02.1998 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" N 16-ФЗ.

3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. "О лизинге".

4. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. №158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

5. Гражданский кодекс РФ, часть II.

6. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности".

7. Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997 г. № 1367 "О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации".

8. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 "О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы".

9. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 "Временное положение о лизинге" (в ред. от 27 июня 1996г.)

10. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 "Положение о лицензировании лизинговой деятельности".

11. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности".

12. Постановление Правительства РФ от 2.06.1996 г. №783 "О мерах по государственной поддержке производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204" (в ред. Постановления Правительства от 06.01.1997 №8).

13. Письмо ГТК РФ от 20 июля 1995 г. N 01-13/10268 "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений".

14. Приказ Минфина РФ от февраля 1997 года N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга".

15. Гражданское право в двух томах. Учебник под редакцией Е.А.Суханова. М., БЕК, 1993.

16. Гражданское право, часть 2, под редакцией А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого, М.6 Проспект, 1998.

17. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Учебник для вузов. Ответственный редактор Е.А.Васильев. Третье издание. М.: Международные отношения, 1993.

18. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: сборник нормативных актов. Обязательственное право. Учебное пособие под редакцией В.И. Пучинского, М.И.Кулагина. М.: УДН, 1989.

19. Коммерческий лизинг и кредит. М.: Ист-Сервис, 1994.

20. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ под редакцией О.Н.Садикова. М.: ИНФРА М - НОРМА, 1997.

21. Финансовая газета. Региональный выпуск (Московский). №5 от 01.02.95. Л. Прилуцкий "Техника лизинговых операций".

22. Финансовая газета. № 15 от 19.04.96. Л.Прилуцкий "О лицензировании лизинговой деятельности".

23. Финансовая газета. № 16 от 26.04.96. Л. Прилуцкий "Договор финансовой аренды (лизинга).

24. Финансовая газета. № 22 от 06.05.96. Е.А. Русакова "Учет лизинговых операций".

 

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение А

ПОЛОЖЕНИЕ об общих условиях оказания государственной поддержки в форме бюджетного кредита за счет средств областных целевых программ, государственным заказчиком которых является департамент экономического развития Астраханской области

 

1. Государственная поддержка в форме бюджетного кредита за счет средств соответствующей областной целевой программы оказывается субъекту малого предпринимательства на условиях возвратности и платности для финансирования инвестиционного проекта, соответствующего целям и задачам этой программы.

2. Бюджетный кредит предоставляется на срок до пяти лет.

3. Сумма бюджетного кредита не должна превышать 300 тысяч рублей.

4. Сумма бюджетного кредита должна составлять не более 50% от полного объема финансирования инвестиционного проекта.

5. Размер платы за пользование средствами областного бюджета устанавливается законом Астраханской области об областном бюджете на соответствующий год.

6. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита для финансирования инвестиционного проекта является предоставление субъектом малого предпринимательства достаточного обеспечения исполнения своего обязательства по возврату средств, имеющего высокую степень ликвидности.

7. Бюджетный кредит не может быть предоставлен субъектам малого предпринимательства:

- находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;

- имеющим не полностью оплаченный уставный капитал;

- имеющим просроченную задолженность по ранее предоставленным на возвратной и платной основе бюджетным средствам.

8. Для оформления бюджетного кредита с субъектом малого предпринимательства заключаются:

- договор о предоставлении бюджетного кредита за счет средств соответствующей областной целевой программы с графиком возврата бюджетных средств и начисленных процентов;

- договора залога имущества в соответствии с действующим законодательством.

9. Договор о предоставлении бюджетного кредита должен отражать:

- целевое назначение использования кредита;

- размер кредита;

- сроки и порядок возврата бюджетных средств;

- размер платы за пользование бюджетными средствами;

- сроки и порядок уплаты процентных платежей;

- обеспечение возврата бюджетных средств и уплаты процентных платежей;

- порядок осуществления контроля за использованием бюджетных средств.

10. Заключение договоров, сопровождение инвестиционного проекта и контроль за его реализацией осуществляет Астраханский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд), действующий на основе заключенного с департаментом экономического развития Астраханской области договора.

11. За осуществление этой деятельности Фонд получает вознаграждение в размере до 5% годовых от не возвращенной в областной бюджет части суммы государственной поддержки. Выплата вознаграждения осуществляется за счет средств получателей государственной поддержки.

ПОЛОЖЕНИЕ об общих условиях оказания государственной поддержки в форме финансирования инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, реализуемых на условиях лизинга за счет средств областных целевых программ, государственным заказчиком которых является департамент экономического развития Астраханской области

1. Государственная поддержка в форме финансирования за счет средств соответствующей областной целевой программы инвестиционного проекта, реализуемого на условиях лизинга, оказывается субъекту малого предпринимательства на условиях возвратности и платности для финансирования инвестиционного проекта, соответствующего целям и задачам этой программы и направленного на модернизацию производства, приобретение дополнительного оборудования и создание новых производств.

2. Размер платы за пользование средствами областного бюджета устанавливается законом Астраханской области об областном бюджете на соответствующий год. Плата за пользование средствами областного бюджета взимается от невозмещенной стоимости объекта лизинга.

 

3. Лизинговые операции осуществляет Астраханский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд), действующий на основе заключенного с департаментом экономического развития Астраханской области договора.

4. За осуществление лизинговых операций Фонд получает вознаграждение в размере до 5% годовых от невозвращенной в областной бюджет части суммы государственной поддержки. Выплата вознаграждения осуществляется за счет средств получателей государственной поддержки.

5. Фонд на основании соответствующего распоряжения начальника департамента экономического развития Астраханской области заключает с лизингополучателями лизинговые договоры.

6. Договор лизинга должен отражать:

- целевое назначение использования бюджетных средств;

- размеры первоначальных и последующих лизинговых платежей,

- сроки и порядок уплаты лизинговых платежей;

- обязательства по передаче объектов лизинга в собственность лизингополучателя при внесении им всех обусловленных договором платежей;

- обязательства по организации совместно с предприятиями-изготовителями (поставщиками) работ по проведению технического обслуживания и ремонту объектов лизинга в гарантийный период.

- порядок осуществления контроля за использованием бюджетных средств.

7. В целях обеспечения возврата бюджетных средств объекты лизинга подлежат страхованию за счет средств лизингополучателя с уплатой страховых платежей в соответствии с договорами страхования. При необходимости также заключаются договора залога имущества в соответствии с действующим законодательством.

8. Объекты лизинга являются областной государственной собственностью. Фонд представляет в комитет имущественных отношений Астраханской области документы, необходимые для занесения объектов лизинга в реестр областной государственной собственности.

 


Приложение Б

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...