Проектные задания для самостоятельной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задание № 1 - Разработка плана и проведение психодиагностического обследования школьника Проектное задание 2 - Разработка плана диагностической работы психологической службы в образовательном учреждении Проектное задание 1 «Разработка плана и проведение психодиагностического обследования школьника» Цель задания - выработка навыков проведения психодиагностического обследования, постановки психологического диагноза, подготовки психодиагностического заключения. Содержание задания – студент должен провести индивидуальное диагностическое обследование или диагностическое обследование группы испытуемых по предлагаемой ниже схеме, описать процедуру обследования, провести качественный и количественный анализ данных, подготовить заключение по результатам обследования. Особенности выполнения задания – при проведении обследования рекомендуется использовать схему, предлагаемую И.В. Дубровиной. По этой схеме, диагностическое обследование включает следующие этапы: анализ запроса клиента, перевод жалобы в психологическую проблему, выдвижение гипотезы, подбор методов диагностики, количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных, постановка психологического диагноза, составление заключения, подготовка рекомендаций и коррекционно - развивающей программы Остановимся более подробно на каждом из этих этапов. - Анализ запроса клиента. Как правило, клиент (ребенок, родитель, учитель и т.п.) осознает лишь внешнее проявление своей проблемы и описывает только свое отношение к ней. Например: учитель жалуется, что первоклассник постоянно дерется, мешает вести урок. Психолог же должен выявить причины, которые лежат в основе такого поведения, ответить на вопрос - почему этот ребенок постоянно дерется со сверстниками? Для этого диагносту целесообразно квалифицировать запрос или, другими словами, определить его тип. В.К. Лосева и А.И. Луньков представили следующую классификацию запросов клиентов: манипулятивный запрос, запрос об информации, запрос о помощи в самопознании, запрос о помощи в саморазвитии, запрос о трансформации
Манипулятивный запрос представляет собой желание управлять поведением, эмоциями, желаниями другого человека, иногда и психолога. Например: «Как сделать, чтобы он (она) понял …», «Повлияйте на него …», «Скажите ей ….» и т.д. Запрос об информации, это, как правило, либо запрос о границах нормы, либо о возможностях психологического воздействия. Например: «Нормально ли это в таком возрасте…?», «Можно ли его учить …?». Запрос о помощи в самопознании заключается в выявлении индивидуальных особенностей человека, его направленности. Например: «Что со мной происходит?», «Что я смогу?», «Какие у меня способности?», Запрос о помощи в саморазвитии направлен на развитие когнитивных способностей, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. Например: «Научите меня общаться», «Помогите развить память». И, наконец, запрос о трансформации содержит просьбу об изменении человека. Например: «Хочу стать другим человеком». При выполнении задания студенты должны подробно описать запрос клиента и квалифицировать его, т.е. определить его тип. - Формулировка психологической проблемы. Опираясь на всю информацию, которая есть у психолога о клиенте, он должен перевести запрос в психологическую проблему, или пересказать суть запроса, используя психологические термины. Например: постоянные драки первоклассника со сверстниками, это проблема его повышенной агрессивности. - Выдвижение гипотезы о причинах возникшей проблемы.
Сформулировав психологическую проблему, психодиагност должен выдвинуть гипотезу о причинах нарушений в той или иной сфере личности или трудностях в общении, имеющиеся у клиента. Для формулировки гипотезы желательно иметь некоторую дополнительную информацию о клиенте. В зависимости от характера запроса, это могут быть: - данные об особенностях развития ребенка (основные заболевания в детстве, этапы физического и психического развития, темпы созревания высших психических функций); - сведения о семье ребенка (состав, особенности взаимоотношений, вредные привычки и пр.; - информация о положении ребенка в группе (как учиться, с кем дружит, как относится к учителям, а они к нему). Студенты должны иметь в виду, что гипотез может быть несколько, кроме того, они могут корректироваться по ходу диагностического обследования. Проанализировав имеющиеся данные, психолог выбирает одну из наиболее достоверных гипотез и проверяет ее. Например: причиной агрессивного поведения первоклассника может быть стиль детско-родительских отношений. - Выбор методов обследования. В литературе имеются данные о том, что выбор методов обследования и конкретных диагностических методик зависит от нескольких факторов: - от сформулированной гипотезы - от возраста клиентов - от навыков и профессиональных предпочтений психодиагноста. Каждая методика, используемая в психодиагностике, предназначена для оценки того или иного свойства. Выдвинув гипотезу, психолог конкретизирует объект психодиагностики и его диагностические признаки, для оценки которых и подбираются методики. Кроме того, для каждого возрастного этапа может применяться свой набор методов. Так, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не умеют читать или читают плохо, для них существуют ограничения в использовании таких методов как опросники и тесты. Применение в этом возрасте методов социометрии также имеет свои особенности. Кроме того, для каждого возрастного периода разработаны свои тесты, позволяющие диагностировать уровень умственного развития. Подбирая диагностический инструментарий, психодиагност имеет право использовать только те методики, которыми он владеет в совершенстве.
Следует помнить, что выбранные методы и методики должны быть соразмерны задачам обследования, их не должно быть слишком много, но при этом должны быть изучены все необходимые диагностические признаки и факторы. Слишком большое количество методик затрудняет процедуру обследования и интерпретации данных. Кроме того, следует обратить особое внимание на качество выбранных методик. Высокоформализованные методики должны быть проверены на надежность, валидность, репрезентативность, достоверность и иметь стандартизированные нормы для сравнения результатов. Целесообразно использовать разные типы методик, т.к. это дает возможность получить разносторонние данные. При этом рекомендуется сначала использовать малоформализованные методы (например, беседу, наблюдение), а потом – высокоформализованные (личностные опросники, объективные тесты и т.п.). - Анализ и интерпретация полученных данных. В психодиагностике традиционно существует два подхода в интерпретации полученных данных – статистический и клинический. Первый означает учет количественных показателей (так называемые «сырые баллы», средние значения и т.д.), их статистическую обработку, сравнение с нормативными значениями. Второй подход предполагает анализ качественных показателей (преимущественный выбор стимулов, характер рисунка, стратегия решения задачи и пр.). При статистическом подходе роль субъективных суждений сводится к минимуму, при клиническом же подходе им придается первостепенное значение. В любом психодиагностическом обследовании важно гармоничное сочетание обоих подходов. Как правило, сначала идет составление сводных таблиц, статистическая обработка результатов (подсчет средних значений, перевод «сырых баллов» в нормативные шкалы и пр.), а затем дается их качественная интерпретация. При этом подробно описывается, что означает тот или иной уровень выраженности измеряемого свойства, выделяются те испытуемые, чьи результаты по тому или показателю выходят за пределы средне нормативных.
- Постановка психологического диагноза и составление заключения. Под психологическим диагнозом в психодиагностике следует понимать либо распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития, либо определение состояния конкретного объекта (В.В. Бодалев, А.А. Столин, 2002). В литературе подчеркивается, что психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с его профессиональной компетентностью и на том уровне, на котором планируется осуществление психологической помощи. Л.С. Выготский выделил три уровня постановки диагноза: симптоматический, этиологический и типологический. Симптоматический уровень означает описание особенностей развития психических свойств или состояния объекта диагностики (выраженных симптомов). На этом уровне психолог выявляет те или иные индивидуально-психологические особенности, но не объясняет причины их появления и место в структуре личности. Этиологический уровень предполагает не только констатацию тех или иных особенностей, но и выявление причины их возникновения. Типологический диагноз означает установление места и значения полученных данных в целостной картине личности. Например: констатация уровня интеллектуальной, мотивационной и социальной готовности ребенка к школе означает постановку симптоматического диагноза. Выявление причины низкого уровня того или иного вида готовности, например интеллектуальной, – диагноз на этиологическом уровне. И, наконец, изучение особенностей дошкольников с низкой интеллектуальной готовностью к школе предполагает определение типологического диагноза. Диагноз должен содержать и прогноз того, как скажутся выявленные особенности личности на ее дальнейшем развитии или поведении в целом. Психологический диагноз ставится в виде заключения. Единой точки зрения на то, в какой форме следует писать заключение, не существует. Одни авторы (А. Анастази, 1982, В.М. Блейхер, 1996 и др.] считают, что оно не может быть стандартным, строго регламентированным, другие наоборот указывают на необходимость использования стандартных бланков. В практике педагогов-психологов, как правило, используется форма заключения, предложенная в инструктивном письме Министерства образования РФ № 3 от 1.03.99 г. Она включает в себя: А) описание причин обследования Б) данные диагноста (должность, Ф.И.О.) В) сроки проведения обследования Г) данные объекта диагностики (Ф.И.О., возраст, класс) Д) план исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методов обследования
Е) применяемые методы и методики (название, автор, диагностируемые функции) Ж) название стандартизированных оценочных шкал, принятых за основу З) результаты исследования, которые включают количественные данные, их обобщенную интерпретацию и рекомендации. - Разработка рекомендаций. Предлагаемые рекомендации (коррекционно-развивающая программа) должны быть конкретными и понятными тем, для кого они предназначены. Рекомендации могут составляться для ребенка, для родителей, для учителей и для школьного психолога. На что следует обратить внимание при выполнении задания · Поскольку студенты пока не знакомы с основами психокоррекции, составление коррекционно-развивающей программы в данной контрольной работе не является обязательным. · Помимо схемы диагностического обследования, предлагаемой И.В. Дубровиной], существуют и другие варианты, например схема Л.С. Выготского рекомендации А. Анастази[1], схема Й. Шванцара Но, т.к. в психолого - педагогической диагностике наиболее распространена именно схема И.В. Дубровиной, студентам при выполнении данной контрольной работы рекомендуется использовать именно ее. · Студенты не имеют права использовать при выполнении контрольной работы методики, не имеющие точных выходных данных. · Полученные результаты должны быть представлены в виде сводной таблицы, содержащей «сырые баллы» всех испытуемых по всем методикам. Под «сырыми баллами» понимают те количественные результаты, которые получены с помощью конкретной методики. Сводная таблица должна также содержать и средние значения по каждому фактору (или по каждому испытуемому). Чтобы посчитать средние значения, надо сумму отдельных значений разделить на их количество
Например:
· Психологический диагноз в данной работе должен быть поставлен на этиологическом уровне (см. выше). · При составлении заключения по результатам обследования, студенты обязательно должны указать, для кого оно предназначено (для ребенка, для его родителей, учителя или школьного психолога). Кроме того, содержание заключения должно соотноситься с целью диагностического обследования. Е. Рекомендуемая литература · Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий, М., 1992 г. · Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология Ростов-на Дону, 1996 г. · Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика – С-Пб., 2002 г. · Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собрание соч. в 6 т., т.5 М., 1983 г. · Практическая психология образования // под ред. И.В.Дубровиной, М.,1997 г. · Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В.Дубровиной, М., 1991. · Синченко Т.Ю. Типичные трудности у психологов в психодиагностическом обследовании и способы их преодоления // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование, под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека, Ростов/Д., 1998 г. · Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.- Киев, 1989 г. · Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. – Прага,1978г · Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики.- М., Ростов/Д, 1996 г.
Проектное задание 3 подготовка плана диагностической работы на год Цель задания – формирование навыков планирования диагностической работы Содержание задания – студент должен разработать план диагностической работы психологической службы в образовательном учреждении Особенности выполнения – Задание выполняется группой студентов. На что следует обратить особое внимании при выполнении задания · План можно выполнять либо в традиционном виде, либо в виде электронной презентации. · тип образовательного учреждения задается преподавателем Критерии оценки – от 1 до 10 баллов: Текущий контроль успеваемости студентов по итогам освоения Модуля 3 «Прикладные вопросы использования психодиагностики в образовании» включает в себя анализ проектных заданий, устный опрос в ходе собеседования, рубежный тестовый контроль Письменное задание 7 «Составление кодекса психолога-диагноста» Проектное задание 3 Разработать проект диагностической работы психологической службы в образовательном учреждении
4.6. Самостоятельное изучение модулей дисциплины:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|