Особенности административной ответственности
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом. Административная ответственность выражается в: 1) воздействии на лицо; 2) принудительном воздействии (принуждении); 3) государственном принуждении; 4) правовом государственном принуждении; 5) реакции государства на совершение правонарушения; 6) обязанности конкретного лица отвечать за содеянное; 7) претерпевании лицом неблагоприятных мер государственного правового принуждения; 8) штрафном, карательном государственном правовом воздействии; 9) неодобрении (осуждении) деяния лица; 10) применении государственного правового принуждения на основе доказанности чьей-то вины в совершении правонарушения; 11) применении государственного правового принуждения с целью частной и общей превенции правонарушений. Нормативной основой административной ответственности является КоАП. Это единственный законодательный акт, определяющий, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляющий основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности. Следующая отличительная особенность состоит в том, что по КоАП 2003 г. административная ответственность применяется не только к физическим, но и к юридическим лицам. Субъектами уголовной и дисциплинарной ответственности юридические лица не являются.
В ч.2 ст. 6.1 КоАП называются цели административных взысканий. Ими являются: 1) воспитание лица (физического лица), совершившего административное правонарушение; 2) предупреждение совершения новых правонарушений физическим и юридическим лицом; 3) предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами. . Принципы административной ответственности Сущность принципа законности выражается в неукоснительном соблюдении норм административно-деликтного права: · административная ответственность должна применяться за совершённое административное правонарушение; · применение её допустимо только к виновному лицу; · меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотренных санкцией соответствующей нарушенной административно-деликтной нормы; Принцип равенства перед законом означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. 2. Административный проступок: понятие, признаки. Отличие административного проступка от других видов правонарушений Административным правонарушением признаётся противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственност. Административные правонарушения представляют собой разновидность правонарушений. Как и иные виды правонарушений, они обладают соответствующими признаками. Исходным в характеристике признаков административного правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности.
Правовые проступки не являются общественно опасными. Они просто общественно вредны. Общественная вредность административного правонарушения выражается в первую очередь в том, что их совершение сопровождается разрушением (нарушением, расстройством) установленных правом общественных отношений. Противоправность – один из важнейших признаков административного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Следующий не менее важный признак административного правонарушения – виновность, наличие вины в совершении противоправного деяния. Административной ответственности подлежат лишь лица, виновные в совершении административного правонарушения. Вина – психическое отношение физического лица к совершённому им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности (ч.1 ст. 3.1 КоАП). Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ч. 1 ст. 3.2 КоАП). Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ч. 1 ст. 3.3 КоАП). Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение (ч. 2 ст. 3.3 КоАП). Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (ч. 3 ст. 3.3 КоАП).
Важный признак административного правонарушения - его административнаянаказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если оно прямо предусмотрено нормой права и его совершение влечет наказание виновного в виде применения административного взыскания или иного государственного либо общественного реагирования. [44,с.267] Отличие административного правонарушения от иных видов правонарушений. Наиболее близко административное правонарушение по своему характеру к преступлению и дисциплинарному проступку. Однако такая близость не ведет к их тождественности. [85, с.67] Административные правонарушения отличаются от преступлений по целому ряду критериев. Их можно разделить на два вида: общие и специальные. Общие – это такие, которые присущи всем административным правонарушениям и отличают от любых преступлений: · административные правонарушения причиняют меньший вред общественным отношениям; · предусмотрены нормами административно-деликтного права, в то время как преступления – только УК; · за административные правонарушения и преступления установлены различные меры ответственности; 1. Размер причиненного имущественного ущерба. 2. Грубое совершение деяния. 3. Наличие или отсутствие тяжких последствий. 4. Повторное совершение административного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за первое является квалифицирующим признаком, позволяющим отграничить административное правонарушение от преступления.
На степень общественной вредности деяния оказывают влияние и субъективные признаки. В отдельных случаях деяние признается административным правонарушением только тогда, когда оно совершенно умышленно. Административные правонарушения отличаются от дисциплинарных проступков. Те и другие не являются общественно опасными.Между тем, административные и дисциплинарные проступки имеют и существенные различия:
1. У них разная нормативная правовая база. Административные правонарушения формулируются, и даётся описание их составов в нормах административно-деликтного права. 2. Дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых (служебных) обязанностей (ст. 197 ТК). 3. Субъект дисциплинарного проступка – это всегда член определенного устойчивого коллектива, физическое лицо. Субъектом административного правонарушения может быть любое физическое, а также юридическое лицо. 4. Административные правонарушения обеспечиваются мерами административной ответственности, дисциплинарные правонарушения – мерами дисциплинарной ответственности. Одни и другие существенно отличаются как по характеру, так и по последствиям в случае их применения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|