Пара слов об оплате
Стр 1 из 20Следующая ⇒
Оглавление Предисловие. 10 Глава 1. Подготовка к путешествию.. 13 1. 1 Самоподготовка и подготовка пространства. 13 1. 2 Первая сессия с клиентом.. 15 1. 3 Объяснение, зачем нужна гештальт-терапия. 18 1. 4 Терапевтический контракт. 19 1. 5 Официальный договор. 20 1. 6 Определение тех, кто не подходит для практики. 23 1. 7 Решение не работать с клиентом.. 24 1. 8 Хранение записей. 25 Глава 2. Феноменология и теория поля. 28 2. 1 Феноменологический метод вопрошания. 28 Вынесение за скобки. 29 Описание. 31 Уравнивание. 33 Активное любопытство. 34 2. 2 Клиническое применение. 36 Глава 3. Осознавание. 41 3. 1 Исследование осознавания. 43 3. 2 Зоны осознавания. 45 Внутренняя Зона. 45 Внешняя Зона. 46 Средняя Зона. 47 3. 3 Осознавание отношений. 48 3. 4 Экзистенциальное измерение. 52 3. 5 Парадоксальная теория изменений. 53 3. 6 Творческое безразличие. 54 Заключение. 57 Глава 4. Установление терапевтических отношений. 58 4. 1 Рабочий альянс. 58 4. 2 Присутствие. 60 4. 3 Приятие. 62 4. 4 Включенность. 63 Как сообщать о своей включенности. 66 4. 5 Открытость. 68 Рамки самораскрытия. 71 4. 6 Работа в диалогических отношениях. 72 Заключение. 75 Глава 5. Постановка диагноза. 77 5. 1 Оценивание как часть отношений. 77 5. 2 Взаимосвязь с другими специалистами. 81 5. 3 Методы оценивания и диагностики в гештальте. 82 Клиент в процессе. 83 Клиент в отношениях. 85 Фон клиента. 87 5. 4 Культурные факторы.. 87 Проверочный список. 89 5. 5 Историческое поле. 89 5. 6 Систематизация материалов диагностики. 91 Заключение. 92 Глава 6. Лечение. 93 6. 1 Полезна ли идея лечения?. 93 Критерии оценки эффективности работы терапевта. 94 6. 2 Оценка восприимчивости клиента к гештальт-терапии. 95 6. 3 Выводы на основании диагноза. 96
6. 4 Вовлечение клиента. 96 6. 5 Обзор сделанного и подведение итогов. 98 6. 6 Специальные стратегии для конкретных диагнозов. 99 6. 7 Распознавание динамических отношений среди черт диагноза. 100 6. 8 Расстановка приоритетов. 100 6. 9 Стадии лечения. 102 Начальная стадия. 102 Стадия 1. 103 Стадия 2. 103 Стадия 3. 104 Стадия 4. 105 Стадия 5. 105 Заключение. 105 Глава 7. Усиление поддержки. 107 7. 1 Развитие самоподдержки. 108 Работа с физическими процессами. 108 Использование «ответственного» языка. 109 Идентификация с собственным опытом.. 110 Поддерживающий диалог с самим собой. 111 Вызывание помощника. 112 Умение справляться. 113 7. 2 Как найти поддержку в окружающем мире. 114 Поддержка со стороны «поля». 114 Терапевт как часть поддержки. 115 7. 3 Работа с ранимыми клиентами. 116 Стыд. 118 7. 4 Сохранение самоподдержки консультанта. 122 7. 5 Оценка прогресса. 124 Заключение. 124 Глава 8. Эксперимент. 126 8. 1 Ход эксперимента. 127 Появление фигуры.. 127 Стоит ли предлагать эксперимент?. 128 Риск. 129 Эксперимент. 131 Цель эксперимента. 137 Завершение. 141 Ассимиляция опыта. 142 Глава 9. Модификация и прерывание контакта. 144 9. 1 От «механизмов сопротивления» к «модификации». 145 9. 2 Некоторые соображения общего характера. 146 9. 3 Ретрофлексия-импульсивность. 147 Рекомендации по работе с ретрофлексией. 147 Рекомендации по работе с импульсивностью.. 148 9. 4 Дефлексия-открытость. 149 Рекомндации по работе с дефлексией. 150 Рекомендации по работе с открытостью.. 151 9. 5 Десенсибилизация-чувствительность. 152 Рекомендации по работе с десенсибилизацией. 152 Рекомендации по работе с чувствительностью.. 154 9. 6 Конфлюэнция-обособление. 154 Рекомендации по работе с конфлюэнцией. 155 Рекомендации по работе с обособленностью.. 156 9. 7 Эготизм-спонтанность. 157 Рекомендации по работе с эготизмом.. 157 Рекомендации по работе со спонтанностью.. 158 9. 8 Проекция-присвоение. 159
Рекомендации по работе с проекциями. 159 Рекомендации по работе с принятием.. 160 9. 7 Интроекция-отвержение. 160 Рекомендации по работе с интроектами. 161 Рекомендации по работе с отвержением.. 163 9. 8 Модификация контакта у терапевта. 163 Заключение. 164 Глава 10. Незавершенные дела. 166 10. 1 Изучение предыстории. 168 10. 2 Обнаружение тупика. 170 10. 3 Работа с воображением.. 172 10. 4 Работа с полярностями. 174 Глава 11. Перенос и контрперенос. 179 11. 1 Перенос. 179 11. 2 Интегрирование работы.. 179 11. 3 Как увидеть перенос. 185 11. 4 Рекомендации по работе с переносом.. 186 Осознавание. 187 Определение источника переноса. 188 Работа здесь и сейчас. 189 Работа с незавершенным гештальтом.. 189 Поддержка. 190 11. 5 Эротический перенос. 190 11. 6 Контрперенос. 192 11. 7 Рекомендации по работе с контрпереносом.. 194 Заключение. 196 Глава 12. Телесный процесс и регрессия. 198 12. 1 Телесный процесс. 198 Телесный процесс без касаний. 198 Прикосновения. 203 Некоторые общие соображения о прикосновениях как естественной части отношений. 206 12. 2 Регрессия и регрессивные процессы.. 207 Некоторые клинические вопросы.. 208 12. 3 Реагирование на регрессивные процессы.. 210 Как вернуть клиента к настоящему. 212 12. 4 Краткосрочная терапия. 215 Отбор клиентов. 218 Работа с медицинскими центрами и организациями. 219 Терапевтический договор. 219 Диагностика. 220 Рекомендации. 221 Заключение. 223 Глава 13. Групповая терапия. 224 13. 1 Авторитарный ведущий. 225 13. 2 Ведущий-координатор. 226 13. 3 Сочетание разных стилей. 228 13. 4 Работа со сновидениями. 229 13. 5 Способы работы со снами. 230 Феноменологический подход. 230 Настоящее время. 231 Реальная жизненная ситуация. 231 Невербальные средства. 232 Рассказ от лица каждого участника. 232 Диалог между участниками сна. 233 Альтернативный конец. 233 Сон как послание терапевту. 233 13. 6 Риск. 234 Оценка риска. 234 История рискованных ситуаций. 235 13. 7 Работа с суицидальными мыслями. 236 13. 8 Работа с психотическими приступами. 239 Глава 14. Широкое поле. 243 14. 1 Консультирование в мультикультуральном обществе. 243 14. 2 Историческое поле. 244 Национальная идентичность. 244 Социальная структура. 245 Различия в привычках и ценностях. 245 14. 3 Различия в консультационной комнате. 247 14. 4 Другие различия в консультационной комнате. 248
Заключение. 249 Глава 15. Этические дилеммы.. 250 15. 1 Прорабатывание этической дилеммы.. 254 15. 2 Духовность. 254 15. 3 Проблемы или симптомы... Личностный рост... Духовная реализация 256 15. 4 Осознавание. 256 15. 5 Тайна и self 258 Глава 16. Завершение путешествия. 260 16. 1 Паттерны завершения. 260 16. 2 Природа завершения. 262 Когда расставание запланировано. Контракт с открытым концом.. 262 Терапия на фиксированный период. 262 Неожиданное завершение. Когда терапевт вынужден завершить. 263 Когда клиент «исчезает». 264 Когда клиент хочет уйти преждевременно. 265 16. 3 Задачи завершения. 268 Осознавайте значение утраты.. 269 Признание и празднование достигнутого, а также пока несделанного 269 Планируйте будущее. 270 Прощайтесь. 270 Отключение энергии. 271 Постскриптум.. 271
УДК 615. 8 ББК 53. 57 Д43 Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом: Навыки в гештальт-терапии — М, Институт Общегуматинарных Исследований, 2010 — 352с. (Серия: " Современная психология: теория и практика" )
И начинающим, и уже имеющим опыт работы терапевтам часто не хватает специальных знаний. Они не понимают, как действовать в той или иной специфической ситуации. Порой им кажется, что они зашли в тупик (что случается с каждым). Терапевты чувствуют себя неуверенно в таких основополагающих аспектах качественной практики, как первая встреча с клиентом, оценка уровня риска для клиентов, диагностирование в процессе терапии, телесная терапия, разрешение этических проблем. Эта книга представляет собой сборник секретов мастерства, необходимых для успешной практики. ISBN 978-5-88230-267-1 © Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. © Московский Гештальт Институт, Общество практикующих психологов «Гештальт-подход», 2010 Предисловие Сегодня гештальт-терапия заняла серьезное место среди современных психотерапевтических направлений. Созданная в середине прошлого века психоаналитиком Фредериком Соломоном Перлзом, философом и литератором Полом Гуд-меном, гештальт-психологом Лорой Перлз, в дальнейшем гештальт-терапия стала развивающимся и демократичным направлением, пригодным как для решения острых кризисных ситуаций, так и для работы с серьезными личностными нарушениями» В России гештальт-терапия развивается и распространяется последние 20 лет, ею пользуются школьные психологи, психотерапевты, ведущие групп, - все, кто имеет дело с контактом человека с окружающим миром, с другими людьми. С самого начала своего существования гештальт-терапия славится своим свободолюбием, нетривиальностью терапевтических интервенций, оригинальностью методов и техник. Уважение к свободе человека осуществлять свой выбор и проживать свою жизнь, к праву пересматривать догмы и правила, ценность аутентичности, спонтанности и целостности опыта привлекают людей творческих и смелых, но плохо укладываются в формат стандартного учебника или учебного пособия. Книга, написанная Филиппом Джойс и Шарлоттой Силлс удивительным образом сочетает в себе качества настольной книги сельского доктора с конкретными и четкими рекомендациями для лучшего понимания происходящего с клиентом и выбора подходящей стратегии работы, и философской работы про отношения человека с миром. Книга написана английскими гештальт-терапевтами, написана с уважительным отношением как к терапевту, так и к клиенту, поддерживает их сотрудничество и сотворчество. Авторы не предлагают шаблонов и правил для терапевтической работы, а ведут остроумный и одновременно деликатный диалог с читателем, профессоналом своего дела, оставляя пространства для его собственных осознаваний и решений, как и положено настоящим гештальтистам. Надеемся, что благодаря добросовестному переводу Юлии Минеевой и Елизаветы Зубовой, книга будет доступна и полезна нашим коллегам и пригодится им в их интереснейшей работе.
За годы преподавательской и супервизорской деятельности мы убедились, что нашими коллегами написано много хороших книг по теории и философии гештадьта. К сожалению, этого нельзя сказать о пособиях практического характера. Описания отдельных техник и секретов мастерства встречаются довольно часто, но на сегодняшний день не существует сколько-нибудь полного их обзора, в котором заинтересован практикующий терапевт. И начинающим, и уже имеющим опыт работы терапевтам часто не хватает специальных знаний. Они не понимают, как действовать в той или иной специфической ситуации. Порой им кажется, что они зашли в тупик (что случается с каждым). Терапевты чувствуют себя неуверенно в таких основополагающих аспектах качественной практики, как первая встреча с клиентом, оценка уровня риска для клиентов, склонных к саморазрушению, диагностирование в процессе терапии, телесная терапия, разрешение этических проблем. Наша книга представляет собой сборник такого рода секретов мастерства, необходимых для успешной практики. Конечно, писать книгу о техниках — довольно рискованно. И в профессиональных, и в более широких кругах весьма распространено стереотипное представление о гештальт-терапии как о наборе техник или даже паре техник («битье подушек» и «пустом стуле»). В связи с этим мы хотели бы подчеркнуть, что с нашей точки зрения, в основе гештальт-терапии лежит философия целостности — целостности жизни и целостности психотерапевтической практики. И только в рамках этой философии есть смысл говорить о наборе техник. Суть гештальт-терапии — в способности построить уникальные отношения в каждой конкретной ситуации. Это и есть главный навык, которым предстоит овладеть любому терапевту.
Структура книги отражает этапы терапевтического путешествия: мы начинаем с первой сессии и налаживания отношений, описываем процесс работы и под конец касаемся завершения терапии. Мы предполагаем, что читатель знаком с основами гештальт-теории и не вдаѐ мся в детали. Тем не менее, в книге присутствует необходимый с нашей точки зрения минимум теории. В конце каждой главы мы приводим список рекомендованной литературы. Навыкам и техникам, описанным в этой книге, мы обучались на протяжении многих лет у разных гештальт-терапевтов, на труды которых мы активно ссылаемся. В ходе нашего профессионального и личностного развития (и в соответствии с гештальт-традицией, утверждающей, что за подлинным кон-тактом следует ассимиляция), мы неизбежно впитали и усвоили множество идей. Весьма вероятно, что они встречаются в нашей книге без надлежащей отсылки. Мы заранее просим прощения за то, что не можем поименно поблагодарить всех, кто на нас повлиял. Отдельное спасибо Хантер Бомон, Петрушке Кларксон, Ричарду Эрскину, Линн Джекобе, Джиму Кепнеру, Дженни Маккейн, Малькольму Парлету, Питеру Фи-липсону, Ирвину и Мириам Польстерам, Тали Левин Бар-Иозефу, Бобу Реснику, Гэри Ионтефу и Джозефу Зинке ру. Мы хотим отдельно поблагодарить редактора этой серии Франческу Инскип, а также Эдисона Пойнера из издательства «Sage» за терпение, поддержку и неизменную веру в важность и успех этой книги. Мы очень признательны Каро Келли, нашему читателю и консультанту, за содержательные и ценные комментарии к первым вариантам книги, а также и Дженифер Элтон-Уилсон за чѐ ткость мышления и такт, с которым она помогала нам сокращать все несущественное. Наконец, мы благодарим наших учителей, супервизоров и клиентов за уникальный терапевтический опыт я искренность. Глава 1. Подготовка к путешествию Мы считаем, что качественная гештальт-практика характеризуется четырьмя чертами: 1. Сосредоточенность на том, что происходит здесь и сейчас (посредством осознанности, феноменологии и парадоксальной теории изменений); 2. Приглашение к диалогическим отношениям; 3. Взгляд с позиций холизма и теории поля; 4. Творческое отношение к жизни и к процессу терапии и экспериментирование. На протяжении всей книги мы будем исследовать эти четыре аспекта практики. Однако начнем мы с того, что предшествует собственно терапевтическому процессу. Первая глава адресована преимущественно терапевтам и охватывает следующие вопросы: · Самоподготовка и подготовка рабочего кабинета. · Первая сессия с клиентом. · Запись первой сессии. · Объяснение, зачем нужна гештальт-терапия. · Заключение терапевтического договора. · Определение тех, кто не подходит для практики. · Хранение записей. · Использование заметок. 1. 1 Самоподготовка и подготовка пространства Обстановка и убранство вашей комнаты, равно как и стиль вашей одежды, влияют на то, как клиент воспринимает вас и вашу работу. Именно из этих деталей сложится мнение о вас как о терапевте, и о том, как вы намерены обращаться с клиентом. На протяжении всей книги мы будем возвращаться к тому, что терапевтический опыт создается совместно терапевтом и клиентом в ходе их взаимодействия. Это означает, что ваше обращение с клиентом будет влиять на его обращение с вами и наоборот.
Другим, не менее важным фактором является степень вашего присутствия в настоящем, вашей подлинной открытости и способности слушать клиента. Многие консультанты знают, каково это — приходить на сессию, полным забот и тревог, которые не дают полностью находиться с клиентом. Безусловно, некоторые из этих ощущений могут относиться к терапии, другие же должны быть вынесены за скобки как неа-декватные. Полезно приучить себя выполнять перед приходом клиента упражнение на заземление.
После этого: · Просмотрите свои заметки с прошлых сессий и припомните текущие темы. · Вспомните все важное, что вам необходимо держать в голове. Например, тип ваших с клиентом отношений или является ли этот клиент чересчур нервным. · Вспомните, на чем вы хотели бы сконцентрироваться на предстоящей сессии. • · Затем выбросите из головы все эти соображения и еше раз вернитесь к настоящему моменту, чтобы быть готовым к встрече с клиентом. 1. 2 Первая сессия с клиентом У вас как у консультанта, есть несколько важных задач, первая из которых — установить контакт и взаимопонимание с клиентом. Эту, центральную, задачу мы рассмотрим в Главе 4, здесь же резюмируем другие задачи первой сессии. Держите в голове, что именно клиент увидит и ощутит от того момента, как войдет в кабинет до того, как сядет на стул. Подумайте, какие у него могли сформироваться ожидания. Возможно, вашей встрече предшествовал телефонный разговор, в ходе которого вы и назначили встречу, и вы оба уже имеете какие-то впечатления друг о друге. Мы считаем, что, разговаривая с клиентом, полезно подчеркнуть тот факт, что на первой встрече и клиент и терапевт оценивают друг друга, решают, будет ли полезна терапия. Начните с того, что попросите у клиента раз-решения делать короткие заметки относительно деталей биографии - возраста, членов семьи и др. Существует мнение, что гештальтист не должен делать заметок, а должен только исследовать настоящий момент. Этот вопрос мы рассматриваем ниже. В любом случае, мы полагаем, что для терапевта важно знать, как оценить существующую проблему клиента и понять, будет ли в данном случае полезна предлагаемая им терапия или лучше будет направить клиента к другому специалисту. Кроме того, вы должны быть способны оценить эффективность тех или иных техник для данного клиента, в том числе техник сильнодействующих. Ведение истории — важнейшее условие вынесения таких суждений. Ниже мы приводим форму записи первой сессии. Листы 1 и 2 содержат наиболее важные вопросы, которые, по нашему мнению, вы должны задать клиенту перед тем, как приступать к терапии. В форме обозначены сферы, о которых важно получить информацию — это поможет вам записать предысторию клиента. Сюда относятся личные данные, важные жизненные события, клиентская история и т. д. Помните, что важно хранить имя, адрес и телефон клиента отдельно от основных записей. Запись первой сессии. Лист 1.
Запись первой сессии. Лист 2.
Убедитесь, что вы с клиентом согласны по следующим вопросам: 1. границы конфиденциальности относительно: · супервизора · риска для клиента или кого-то еще 2. период, за который необходимо предупреждать об окончании терапии правила прекращения терапии и правила в случае пропуска 3. разрешение записывать на бумагу и на пленку то, необходимо для профессиональных целей. Вам следует решить, как построить первую сессию. Убедитесь, что у вас достаточно времени для того, чтобы выслушать историю клиента, установить личный контакт и совместно принять решение о дальнейшем взаимодействии. Кроме того, вы должны будете объяснить клиенту политику конфиденциальности, этический кодекс, правила прекращения терапии и т. д. Для многих клиентов хорошо структурированная сессия является гарантией того, что они могут в безопасной обстановке присмотреться к вам и к ситуации. Возможно, вам следует сказать что-то вроде: «Я хотел бы первую часть нашей встречи посвятить биографическим деталям, затем я хотел бы услышать, что вас сюда привело, и затем у нас останется около 10 минут, чтобы подвести итоги и составить план. Вас это устраивает? » Во время сессии вам надо стараться не только получить представление о клиенте, но и понять, подойдет ли ему гештальт-терапия. Мы предлагаем что-то вроде пробных интервенций, позволяющих увидеть, как клиент реагирует именно на этот подход, например: Я замечаю, что вы очень быстро дышите. Как вы себя чувствуете, рассказывая мне столь непростую историю? Как вы думаете, от вас что-то зависело в этой ситуации? Меня трогает ваш рассказ. Нам важно увидеть, интересен ли клиенту наш подход и годится ли он для него. Наши пробные интервенции позволяют узнать, отзывается ли клиент на приглашение к осознавайию, какую долю ответственности за свою жизнь он готов принимать на себя, как он откликается на нашу открытость. Ответ-сопротивление (например, «Какая разница, что я чувствую относительно этой кражи? Я хочу забыть о ней и быть счастлив! ») обычно является первым признаком «застревания». В этом случае полезно перейти к обсуждению того, чем может быть полезна терапия. 1. 3 Объяснение, зачем нужна гештальт-терапия Многие клиенты приходят в терапию с нереалистическими ожиданиями и запросами. Многие ждут, что вы их вылечите или, по крайней мере, скажете, что делать; некоторые видят в вас эксперта, которому можно перепоручить себя и занять пассивную позицию. С вашей стороны будет этично обозначить клиенту, чего он может ожидать. Кроме того, многие клиенты горят страстным желанием узнать, что же это такое на самом деле — гештальт-терапия. Объяснить это коротко может быть непростой задачей. Возможно, вам стоит подготовить для себя небольшой текст, в котором вы обобщите то, что считаете существенным для вашего собственного подхода.
Вот некоторые возможные варианты, просто для стимуляции ваших размышлений: · Гештальт-терапевты убеждены, что потенциально у каждого человека есть все способности, необходимые для встречи с трудностями и решения проблѐ м, но однако иногда люди «застревают» и нуждаются в помощи! Мою терапевтическую задачу я вижу в том, чтобы помочь вам увидеть вашу ситуацию более ясно, увидеть себя как часть этой ситуации и попробовать найти новые решения или способы обращения с трудностями. · Гештальт — это гуманистическая/экзистенциальная терапия, основанная на убеждении, что люди рождаются со способностью и возможностью находиться в приносящем удовлетворение контакте с другими людьми и вести творческую и радостную жизнь. Однако иногда, в детстве или позже, что-то прерывает этот процесс и человек «застревает» в каких-то ситуациях или представлениях о самом себе, которые мешают ему двигаться дальше. Задача гештальта — исследовать и открыть, как эти ситуации и представления влияют на человека в настоящий момент. Я надеюсь помочь вам найти новые и более творческие пути разрешения того кризиса, в котором вы сейчас находитесь. Некоторых клиентов это разочаровывает и приводит в уныние. Они сдаются, теряя осознание своих способностей и возможностей. Для многих, наоборот, прием у терапевта становится первым опытом, когда их по-настоящему слушали, не осуждая и не оказывая давления. Это может стать для них настоящим медовым месяцем — увы, слишком коротким! Клиент, неготовый к трудным временам, может впасть в уныние, когда пройдут первые восторги самопознания. Поэтому важно в первом разговоре предупредить клиента, что, возможно, предстоящее путешествие потребует напряжения, обязательств, а иногда может даже усилить страдания. 1. 4 Терапевтический контракт Хотя гештальт-терапия всегда является путешествием в неведомое, клиенты обычно ожидают от терапевта поддержки в затруднительных психологических ситуациях или еще какой-то конкретной помощи. Поэтому небесполезно заключить договор относительно общей линии терапии, который, к тому же, поможет вам судить об ее эффективности. Такой терапевтический договор обычно называют «мягким»; это договор о процессе или намерении; в то время как «жесткий» договор четко определяет цели терапии. Например, Джим в конце первой сессии определил, что он хотел бы лучше понять, почему его отношения с женщинами обычно заканчиваются тем, что его отвергают. Направление и цели терапии неизбежно будут меняться по мере обнаружения нового материала. В этом смысле заключение соглашения — это непрерывный процесс (иногда цели могут меняться даже в продолжение одной сессии). «Как вы хотели бы использовать сегодняшнюю встречу? » или «Что для вас важно прямо сейчас? » Кроме того, договор стоит регулярно пересматривать, например, каждые три месяца, чтобы проверить, продолжает ли он соответствовать целям клиента. Например: «Сегодня наша десятая встреча. Вы говорили, что хотели бы понять, гючемув~аши отношения складываются неудачно. Обрели ли вы большую ясность? » 1. 5 Официальный договор Помимо этого, вам понадобится официальный договор. Это договор между терапевтом и клиентом о таких деловых деталях, как время, место и частота встреч, оплата, правила прекращения терапии и границы конфиденциальности. Многие консультанты и терапевты предпочитают заключать письменное соглашение на этот счет. Это дает большую ясность для обеих сторон и страхует в ситуации, когда новый чересчур тревожный клиент не воспринимает устную информацию. Если терапия является частью вашей учебной или научной деятельности, особенно важно, чтобы клиент подписал контракт, позволяющий вам записывать сессию на пленку, обсуждать клиента на супервизии или использовать материалы сессии в своих публикациях. Образец официального контракта приведен ниже.
В некоторых обстоятельствах, например, когда речь идет об оказании первой помощи, количество сессий четко определено. Клиенту предлагается договор на 6, 12 или 20 сессий. Если же количество сессий не определено, мы предлагаем клиенту заключить краткосрочный договор, например на 4 сессии, чтобы почувствовать вкус гештальт-терапии и решить, полезна она ему или нет. К тому же, за 4 сессии терапевт может лучше понять ситуацию клиента и сделать прогноз относительно продолжительности рекомендуемой терапии. Подведем итоги. Договор может быть полезен, чтобы обозначить направление терапии, а также в качестве документа, подтверждающего тесное сотрудничество терапевта и клиента. Договор является основанием для начала работы. Кроме того, договор обозначает ваши границы: клиент будет знать, когда вы доступны, что вы предлагаете, и чего вы не предлагаете. Ну и, наконец, он является «вешкой», к которой вы можете возвращаться с тем, чтобы оценить сделанное. Пара слов об оплате Если вы работаете в коммерческой организации или ведете частную практику, вы должны ого-ворить с клиентом стоимость ваших услуг. Многие консультанты находят это сложным. Им трудно подобрать финансовый эквивалент того, что они предлагают. Полезно бывает позвонить коллегам, чтобы узнать, какая средняя цена на услуги терапевта вашего уровня. Кроме того, необходимо помнить, что плата — важная составляющая терапевтического процесса. Именно то, что клиент оплачивает услугу, дает ему право на ваш интерес, ваши обязательства и ваш профессионализм. Без этого клиент будет чувствовать, что должен приспосабливаться к вам или откликаться на ваши нужды, как это обычно происходит в человеческих отношениях. Если же вы работаете в некоммерческой организации, и клиент не оплачивает ваши услуги, в разговоре с ним важно подчеркнуть, что его плата — это его время и его обязательства. В первом разговоре назовите вашу обычную цену. Если вы хотите быть гибким или если у вас есть несколько мест по более низкой цене, вы можете сказать, например: «Если для вас это дорого, мы можем обсудить цену, когда вы придете». Или «Цена на мои услуги колеблется от до» Или «Моя обычная ставка столько-то, но у меня есть несколько более дешевых мест, которые стоят столько-то». В разговоре вы должны будете четко объяснить, для кого предназначены сниженные тарифы, чтобы избежать недоразумений в дальнейшем. Многим консультантам трудно поднимать цену. Вы можете захотеть поднять плату из-за инфляции (тогда это стоит делать ежегодно в определенное время) или в связи с повышением вашей квалификации. Здесь важно сохранять чуткость, но не испытывать неловкости. Лучше предупреждать об этом за несколько месяцев и быть внимательным к реакциям клиента. «Перед тем как мы приступим к сессии, я хочу предупредить вас о том, что с 1 января я поднимаю цену до такой-то суммы. Как вам это? » Будьте гибкими по отношению к постоянным клиентам, которые уже настроены платить вам оговоренную цену. Деньги — такая же полезная для терапии тема, как и любая другая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|