Видимые контактные функции 1 страница
Отпуск Если возможно, предупредите клиента о вашем отпуске заранее. В случае договора с открытым концом сложно соблюдать точность в том, что касается времени. Предупредите клиента о возможных перерывах и скажите, что о каждом из них вы сообщите ему дополнительно за несколько недель. Непосредственно перед перерывом поинтересуйтесь, представляет ли расставание с вами трудность для клиента. Отпуск терапевта может совпасть с тяжелым периодом у клиента, особенно если клиент чувствует свою уязвимость или зависимость от терапевта. Даже если клиент выглядит уверенно, всегда лучше стараться предугадать его возможные реакции. Часто клиенты чувствуют себя покинутыми и забытыми или злятся на то, что вы предпочли свою собственную жизнь их интересам. В Главе 4 мы вернемся к этому. 1. 6 Определение тех, кто не подходит для практики Компетентного терапевта отличает то, что он знает границы своих возможностей. Важно хорошо представлять себе, для каких клиентов ваших знаний, навыков и опыта недостаточно. Это могут быть пси-хртики (в стадии обострения или вне ее); клиенты, склонные к суициду и нанесению себе иного вреда; люди с какими-то. специфическими проблемами, например пищевыми нарушениями или зависимостями. Поэтому (точнее? и~шЗэтому тоже) лучше узнать биографические детали на первой сессии. Возможно также, что вы предпочитаете не работать с людьми, чьи проблемы слишком похожи на ваши. Например, если вы недавно понесли утрату или в данный момент работаете со своими детскими обидами, вам будет нелегко иметь дело с подобными случаями, пока вы не отработаете свой собственный. Также важно четко разделять сферы своей жизни. Если вы хотите избежать конфликта интересов, никогда не работайте с родственником, другом и даже другом друга (так же как и с родственниками или близкими друзьями своих теперешних клиентов). Взвесьте, насколько вероятно, что вы столкнетесь с клиентом или с кем-то из его семьи в своей повседневной жизни. Встреча с клиентом. иди с кем-то из его круга за пределами терапевтической ситуации будет означать, что вы узнали о клиенте чта-то, чего он вам не сообщал. Онможет почувствовать* что вы вторглись на его территорию^ра-зоблачили его. Если вы сочтете, что есть небольшой и «управляемый» риск встретить клиента за пределами терапевтической комнаты, например в магазине, церкви, или на профессиональной конференции, вы можете договориться с клиентом, как вы оба будете себя вести в таком случае.
1. 7 Решение не работать с клиентом Возможно, во время первой сессии вы придете к выводу, что вы не хотите браться за этого клиента. Для большинства консультантов крайне сложно признать, что их компетенции и ресурсов может не хватать на то, чтобы помогать всем и всегда. Однако в таком случае необходимо стать выше представлений о собственном всемогуществе и рассудить, что же лучше для клиента и для нас самих. Здесь мы хотим еще раз подчеркнуть, как важна осторожность во время первой встречи или телефонного разговора. Вы можете предложить клиенту исходить из того, что и клиенту и терапевту сессия дает возможность определить, какого рода помощь требуется и является ли данный. терапевт лучшим источником такой помощи. Мы рекомендуем сказать что-то вроде: «Я предлагаю встретиться для первичной консультации. Это позволит нам увидеть друг друга и вместе понять, что вам нужно от терапии и могу ли я вам помочь». Не только нам тяжело признать свои границы, но и клиенту тяжело бывает услышать, что с ним не будут работать, тем более что многие клиенты и без того считают себя «тяжелыми», непривлекательными или «психованными». Поэтому слова отказа надо произносить с исключительной заботой и чуткостью. Мы бы начали примерно так: «Думаю, я понимаю вашу проблему и ее важность. Консультирование несомненно может принести пол ь-зу, но, боюсь, я не подхожу на роль консультанта».
Затем можно сказать, что, по вашему мнению, клиенту нужен консультант, специализирующийся на та-ких проблемах или же, что у вас самих подобная проблема, а потому вы не можете взяться за этот случай. В этом случае мы обычно денег за сессию не берем. Примеры: «В данный момент степень ваших страданий такова, что, боюсь консультирование не будет для вас полезным. Я бы рекомендовал обратиться к вашему участковому врачу и попросить направление к специалисту». или: «Один из случаев, рассказанных вами, очень близок мне. Я тоже потерял ребенка (родителя, супруга etc. } в прошлом году, и, конечно, рана еще свежа. Мне было приятно познакомиться с вами, но вам нужен консультант, который целиком будет заниматься вашим случаем а нѐ отвлекаться на свой собственный. Я думаю, будет лучше, если я направлю вас к своему коллеге». В приведенных примерах речь идет о перенаправлении клиента к более подходящему терапевту. Это почти всегда лучше, чем просто отказ. На этот случай, терапевту полезно знать, какие еще ресурсы доступны в его и в смежных областях — коллеги и клиники, медицинские и психиатрически службы, бюджетные клиники и т. д.
1. 8 Хранение записей Делать заметки во время сессии необходимо как с этической, так и с профессиональной точки зрения. Однако не существует правил относительно того, какого именно рода должны быть эти заметки. Важно, чтобы они были для вас полезны. Некоторые тера-певты ведут два независимых блока записей. В одном блоке (формальном) вы записываете все содержание, темы, пропущенные встречи, оплаты etc. — то есть то, что клиент прекрасно знает, и о чем прочитал бы без удивления. Если паче чаяния придется выступать в суде, эти заметки вполне можно представить в качестве правдивой записи истории терапии. Другой блок записей (неформальный) — это ваши личные мысли и впечатления^ описание ваших контрпереносов и т. д. Это могут быть мимолетные вгюнатделия, размышления о диагнозе, описание ошибок, которые вы, возможно, допустили. Эти записи могут породить у вас вопросы, которые вы захотите вынести на супервизию. Это ваш личный журнал и никто другой никогда не должен его видеть (хотя, в принципе, суд может потребовать представить все записи, касающиеся разбираемого случая). В конце терапии следует надежно спрятать формальные записи и уничтожить неформальные.
Для удобства можно напечатать этот бланк на обратной стороне бумажного вкладыша кассеты. В конце каждой сессии просмотрите записи и выделите то, что стоит обдумать. Формальный блок записок следует хранить в надежном секретном месте, и идентифицировать только по коду или имени. Записи, содержащие полное имя, адрес и телефон клиента должны храниться отдельно. Их также следует хранить в течение 6 лет после окончания работы с клиентом — так требует законодательство., и это полезно в случае возвращения клиента. Л о истечении этого срока записи можно уничтожить. У вас должна быть договоренность с коллегой, который сделает это за вас в случае вашей тяжелой болезни или смерти. В этом нежелательном случае ваш коллега должен получить информацию о том, где найти записи подлежащие уничтожению и записи, которые помогут ему поддержать и перенаправить ваших текущих клиентов.
Краткие итоги Эта глава посвящена обзору задач гештальт-терапевта, которые ему предстоит решить перед началом терапевтической работы любого рода. Мы коснулись договора и того, как важно понимать клиентскую ситуацию для того, чтобы вместе с клиентом спланировать предсто-ящую работу. Мы вернемся к этой теме в Главах 5 и 7. Сейчас же обратимся к столпам гештальт-практики — феноменологии, теории поля, осознанности и диалогу. Глава 2. Феноменология и теория поля Сцена: В ресторане. Авторы отдыхают от написания книги. Шарлотта: Феноменология — такая потрясающе интересная концепция, а ее объяснение всегда скучно и сложно. Как можно было бы его оживить? Фил: Что с тобой сейчас происходит? Что ты ощущаешь? Шарлотта: [оглядывает комнату] Я вижу белую свечу, которая освещает картину и выглядит как часть этой картины. Фил: И что ты чувствуешь? Шарлотта: Увлеченность и счастье. Фил: То есть ты оглядываешь мир вокруг тебя и получаешь удовольствие, наблюдая гармонию вещей друг с другом. Шарлотта: [смеется] Это про меня — я и вправду люблю наблюдать гармонию. Фил: Когда я посмотрел на тут свечу, я заметил, что она капает на стол и подумал, что надо как-то это по-править. То есть в данный момент, твоя феноменология — видеть гармонию, а моя — замечать проблемы, которые я в состоянии решить. Между прочим, у тебя на блузке крошки. 2. 1 Феноменологический метод вопрошания Феноменологический подход состоит в том, чтобы находиться как можно ближе к опыту клиента, пребы-вать здесь-и-сейчас. и не интерпретировать поведение клиента, а помогать ему исследовать и осознавать то, как он осмысляет мир. Другими словами— помогать клиенту узнать, кто он и каково ему. Феномено-логический метод — это не только техника, но и отношение. В соответствии с ним, к клиенту следует подходить с любопытством, без предрассудков и не имея иных целей, кроме исследования его личного опыта. Для этого полезно заострять внимания клиента на осознании им собственных процессов и тех вы-боров, которые он совершает. Гуссерль первым предложил феноменологический метод, имея целью исследование природы опыта. Будучи адаптированным к условиям терапии, метод применяется для исследования субъективного мнения и опыта клиента, касающегося его самого и окружающего его мира. Метод состоит из трех элементов. Пер-вый — вынесение за скобки (убеждения, предположения и суждения консультанта временно откладываются в сторону для того, чтобы увидеть феномен или ситуацию как в первый раз). Второй —описание (феномен просто описывается, исходя из того, что в данный конкретный момент доступно органам восприятия). Третий — уравнивание (все аспекты феномена признаются потенциально равно значимыми). Мы добавили. четвертый элемент — активное любопытство — которое, по нашему мнению, предлежит первым трем.
Вынесение за скобки Это попытка осознать предрассудки, суждения и взгляды, которые консультант неизбежно привносит в терапевтические отношения. Все это он старается как бы сложить по одну сторону себя, а другой стороной повернуться к этому уникальному клиенту и этой уникальной ситуации. Возможно, вам доводилось взглянуть на знакомого человека по-новому (например, после долгой разлуки) и вам казалось, что видите его впервые. Часто этот опыт сопровождается ошушением свежести, признательности и удивления по отношению к человеку, которого раньше вы принимали как нечто само собой разумеющееся. На практике, конечно же, вынести свои взгляды за скобки если и удается, то на считанные секунды, поскольку без них мы практически не в состоянии нормально функционировать. Людям свойственно искать смысл, и мы не можем жить осмысленно, не извлекая уроков, не делая умозаключений, не вынося суждений и не формируя взглядов. Но в то же время, люди склонны к ригидности и предвзятости - они видят то, что ожидают увидеть и не замечают новогоТв том числе новых возможностей. Не надо далеко ходить за примерами того, какие следствия имеет предвзятое отношение к цвету кожи, национальности или психическим болезням. Таким образом, вынести за скобки не означает освободиться от предрассудков, взглядов или реакций. Это попытка быть ближе к новизне момента здесь-и-сейчас и избегать опасности преждевременных и необдуманных суждений о значении уникального опыта каждого клиента.
Даже на примере таких коротких сообщений можно увидеть, насколько быстро формируется мнение. Мы часто бываем удивлены, как по-разному может восприниматься одно и то же событие. Тяжелая утрата скорее ощущается как ослабление злости, чем как печаль; безусловно счастливое событие вызывает тревогу за клиента; оскорбление кажется необходимым. Иногда поразительные различия в реакции на события обусловлены культурой. Сложно описать, как практиковать вынесение за скобки, но лучше всего начать с осторожного пред-положения о том, что ваши мнения и суждения не абсолютны и что лучше не спешить делать выводы. В конце концов, вы можете просто осознавать свои предрассудки, не слишком держаться за них и быть готовым поменять их в случае появления новых данных. Упражнения на заземление и осознавание также могут быть здесь полезны. Пример Джеймс: Моя подруга Дженис недавно сообщила мне, что беременна. [Реакция консультанта: Чувствует мгновенную радость, ибо полагает, что быть родителем — это счастье] Ответ консультанта: Что вы по этому поводу чувствуете? [Выносит за скобки свои ценности и реакции и интересуется отношением клиента] Джеймс: Точно не знаю. Рад за нее, конечно. Ответ консультанта: Вы звучите не очень уверенно. Джеймс Думаю, да. Это новая жизнь. Привести ребенка в мир. [Реакция консультанта: Начинает чувствовать что-то похожее на отрицательные эмоции] Ответ консультанта: Что вы думаете по поводу того, что у Дженис будет ребенок? [Выносит за скобки свое появившееся суждение и исследует, что возможно осталось несказанным] Джеймс: Это хорошо. Но я волнуюсь, как она справится с этим одна. Ит. д. Вынесение за скобки чем-то напоминает исследование тайны. Вы стараетесь осмыслить именно эту конкретную ситуацию, задаете вопросы и находите ответ«ЧтоВЫ-по этому поводу чувствуете? » или «Что это для вас означает? » «Какой смысл имеет это для вас? » «Как это произошло? » но без-каких-либо ожи-даний относительно возможного ответа (по крайней мере, поначалу). Вы стараетесь позволить смыслу си-туации проявиться, и вынесение за скобки и открытость — лучший путь к этому.
Описание Второй навык, необходимый для феноменологического вопрошания — это умение описывать. Следует продолжать осознавать то, что вы воспринимаете именно сейчас и описывать это. Консультант выносит за скобки свои предположения и ценности и ограничивается тем, что описывает то, что замечает (видит, слышит, чувствует etc. ), как он воспринимает то, что говорит клиент и как ощущает себя (без интерпретации). Обычные интервенции могут быть следующими: Я замечаю, что... (ваше дыхание участилось). Мне кажется, что... (то, что вы говорите, важно для вас). Вы выглядите... (расстроенным). Я осознаю, что... (вы опоздали на 10 минут). Консультант должен оставаться в контакте со своими непосредственными ощущениями, контактными функциями (см. раздел Внешняя зона) и телесными реакциями. По мере этого, будут появляться фигугуры — поза клиента, тон голоса, ритм дыхания, повторяющиеся темы. Также терапевт заметит собственную феноменологию, возможно эмоциональный отклик, телесное напряжение или потерю интереса. Таким образом, он опишет (иногда вслух, иногда про себя) появляющиеся фигуры и темы клиента. Эта деятель-ность терапевта также называется «следованием» — он постоянно следует за раскрывающимся движением феноменологического процесса. Пример Кесс опаздывает и медленно садится, смотрит в пол, почти не двигается, молчит. После того, как терапевт вслух отмечает неподвижность ее тела и длительность ее молчания, она постепенно поднимает взгляд и говорит, что осознает, как много печали в ней накопилось. Консультант говорит, что замечает маленькие беспокойные движения ее сжатых рук. Кесс становится более энергичной и начинает выражать свое горе. Затем консультант замечает, что голос Кесс становится тише, а она опять замирает. Он делится с ней своими наблюдениями, а она отвечает, что боится слишком сильно расстроиться. Удивительно, насколько действенной может быть эта техника для того, чтобы помочь клиенту находиться в контакте со своим опытом и обнаруживать то, что препятствует этому. Описание предполагает внимание, поддержку и интерес к появляющимся фигурам, которые, однако, могут оказаться незначительными и увести от основной задачи. Затем консультант помогает клиенту обнаружить его собственные интерпретации, взгляды, осмысления, а также сосредоточить его внимание на его собственных чувствах и опыте. Предупреждение. Часто феномены или реакции клиента, замечаемые терапевтом, не осознаются клиентом. Некоторые клиенты могут почувствовать свою уязвимость и даже стыд от того, что кто-то замечает движения и напряжения их тела, тон голоса, выбор слов и_т. д. Озвучивая свои наблюдения, важно быть чутким и адекватным. Клиент не должен ощущать себя под микроскопом. Мы вернемся к этому ниже, в этой же главе Уравнивание Все происходящее потенциально имеет равную значимость. Терапевт не должен предполагать никакой иерархии значений в том, что видит и слышит. Движения могут быть так же важны, как и то, о чем говорит клиент. Это, конечно, требует некоторой искусности. Само собой разумеется, что не стоит грубо перебивать клиента сообщением о том, что он уходит от темы. Однако следует помнить слова Перлза, что гештальт — это терапия очевидного, а также иметь в виду принципы теории поля. Уравнивание дается легче, если нам удалось вынесение за скобки, и мы свели свои интервенции к описанию того, что есть. В этом случае мы доверяем нашей обостренной способности замечать и называть возможные связи или аномалии. Ясно, что и то, что находится на заднем плане, то, что отсутствует или пропущено, может иметь равную значимость с очевидным, как, например, в случае с клиентом, который говорит о надвигающемся разводе почти без эмоций. Пример Консультант: Я заметил, что, говоря о жене, вы в основном смотрите в окно. Клиент: Да? Возможно. Не думаю, однако, что это важно. Я вижу верхушку огромного бука там, далеко, и это как-то успокаивает. Консультант: Каким образом это вас успокаивает? Клиент: Я не хочу об этом говорить — о моем браке. Я не хочу вам об этом рассказывать, и не хочу, чтобы это было правдой, и вы как будто вправду мне сочувствуете. Я чувствую — о, я знаю, что это глупо — злость по отношению к вам. Вы заставляете меня об этом говорить. Вы заставляете меня увидеть, что на самом деле происходит, а я не хочу. Консультант: Итак, вы чувствуете, что это я за-ставляю вас об этом говорить? У меня есть власть для этого. А вы чувствуете злость и уходите к верхушкам деревьев. Клиент: Точно. Как будто там вы меня не до-станете. И никто не сможет меня к чему-то принуждать. Консультант: Вам знакомо это чувство? В этом примере консультант придавал равное значение рассказу клиента и тому, что тот смотрит в окно. И таким образом неожиданно позволил проявиться более глубинному смыслу. Активное любопытство Одно из главнейших условий терапии состоит в способности быть очарованным клиентом2. Хотя формально это и не является частью фено-менологического метода, мы убеждены в том, что активное любопытство крайне важно для терапевта, пытающегося понять мир клиента. Вы должны быть заинтересованы в том, как ситуация развивается, как клиент осмысляет ее, как это соотносится с тем, и что это означает в общем контексте. Делая это, вы помогаете клиенту исследовать и прояснять его собственное понимание. Вам должно быть очень любопытно все, что касается жизненного опыта клиента. Ваше любопытство часто будет побуждать вас задавать множество вопросов. Золотое правило состоит В-том, чтобы быть уверенным, что ваши вопросы — часть феноменологического вопрошания, а не допроса с пристрастием. Важно, чтобы клиент не чувствовал себя так, как будто на него внезапно напала испанская инквизиция или что существует правильный от-вет, к которому вы стараетесь его подвести. Избегайте вопросов, в которых содержится ответ. Сравните «Это было сложно? », «Вы хорошо спали? », «Вас это опечалило? » с «Каково ЭТО было? », «Как вы спали? » или «Что вы чувствовали? » Избегайте вопроса «почему», который может обесценить испытываемое вами любопытство. Обычно вопрос «почему» предполагает продуманный ответ или рационализацию и часто имеет критический подтекст, например, «Почему вы опоздали на встречу? » более выгодно обращаться с открытыми вопросами, такими как «Как это получилось? » «Каково это — опаздывать? » — вопросы скорее по поводу процесса, нежели содержания. Также полезно бывает то, что мы называем «исследование микропроцессов». Предложите клиенту в течение нескольких секунд осознавать свой текущий опыт. Не обращайте внимания на «почему» и даже на «как», полностью сосредоточьтесь на «Что происходит прямо сейчас» и «Что произошло сразу За ЭТИМ». Пример Консультант: [обращаясь к члену группы] Что произошло сразу после этого? Джорди отреагировал на ваши слова, и вы опустили взгляд. Было похоже, что вы переживаете одновременно раз-личные эмоции. Потом вы стали вежливо расспрашивать его, что именно он имел в виду. Что произошло в эти секунды в промежутке? Рег: Ну, он задавал мне множество вопросов, и я просто не успевал за ним. Я растерялся. Консультант: А что случилось потом? Рег: Я начал чувствовать себя глупо. Консультант: А затем? Рег: Затем я начал злиться на Джорди. Я почувствовал, что он критикует меня — говорит, что я некомпетентен. Консультант: А потом? Рег: Я сказал себе, что он хороший парень... старается помочь. Я старался разговаривать с ним, но почувствовал спазмы в животе. Тогда я смутился и опустил глаза. Такое «исследование-раскадровка» может быть очень полезно для понимания тех моментов, когда клиент неожиданно меняет направление, но на вопрос «Что случилось? » говорит «Я не знаю». Предложение «вернуться назад и описать все произошедшее, секунду за секундой часто помогает открыть важные процессы, слишком стремительные для мгновенного распознавания. Еще одно важное предостережение состоит в том, что клиенты, в особенности те, кто еще не очень искушен в «клиентской науке», не всегда понимают наши действия без объяснений. Опытному клиенту можно сказать «Что говорит ваша нога? » Новому клиенту лучше сказать, например следующее: «Я заметил, что все время, что вы говорите, вы постукиваете ногой. " Интересно, это говорит о каком-то напряжении, беспокойстве или нетерпении? Если вы обратите внимание на свою ногу, что вы узнаете? »--и, тем самым, обратить его внимание на тело., Это не только объяснит, как вы работаете, не только пробудит в клиенте осознавание, но и поможет вам придерживаться хода рассказа клиента, не забегая вперед, но и не отставая. 2. 2 Клиническое применение Несколько следствий вытекают из феноменологического подхода. Во-первых, клиенты часто обнару-живают, что их слушают, но не выносят суждений — возможно, впервые в их жизни. Учитывая, что почти все клиенты склонны к самокритике и чувству вины, это может оказать глубокое целительное воздействие. Во-вторых, метод формирует и активизирует развитие осознанности в клиенте, вдохновляет его оставаться в настоящем, в контакте с собственным опытом и быть открытым к новым возможностям. В-третьих, это помогает вам и, что более важно, клиенту, понять особые способы, которыми он формирует смыслы своего существования и своих проявлений. Это помогает клиенту открыть и переоценить свою долю ответственности в возникновении своих проблем. В-четвертых, это превращает консультирование в совместное ис-следование. Сцена: Позже, в ресторане... Шарлотта: Итак, как можно было бы описать дви-жение от феноменологического вопрошания к обнаружению паттернов? Фил: Продолжай вопрошание. Что ты переживаешь сейчас? Шарлотта: Хорошо — я замечаю огонь и картины — картины мне очень нравятся — вон старинная гравюра с адмиралом Нельсоном на борту корабля и симпатичной собакой. И мне нравится говорить с тобой, и потягивать вино, и еда здесь мне нравится... и я замечаю, что под этим скрывается чувство вины за то, что мы не пригласили с нами Джо. Надеюсь, это не повлечет за собой ничего плохого. Фил: То есть ты была увлечена своими положительными переживаниями здесь и сейчас, затем ты прервала их беспокойством о прошлом и будущем. Это является паттерном для тебя? Шарлотта: Да, думаю, да. Мое подспудное недо-вольство переключило мое внимание. Фил: А представь, ты бы осталась в настоящем даже с этим недовольством? Шарлотта: Тогда думаю, я была бы счастлива в тот момент, но что случилось бы потом? Оно не длилось бы. Что-то должно было пойти не так. Фил: То есть ты предпочитаешь волноваться из-за чего-то, что ты сделала в прошлом, а не оставаться, что бы ни случилось, в реальном непредсказуемом мире. Этот паттерн тебе знаком? Шарлотта: Ладно, умник, кушай свой обед. Студенты часто спрашивают, на какой аспект феноменологии клиента следует обращать наибольшее внимание. За чем именно надо следовать — за телесными движениями, появляющимися темами, убеждениями или эмоциями? Здесь важно позволить самому себе экспериментировать. В основном, конечно, вы следуете за тем, что вам интересно. Но со временем, вы начинаете понимать из собственного опыта, на что более эффективно обращать внимание. Более того, было бы наивно предполагать, что ваше внимание не будет в какой-то степени сконцентрировано на вашей роли как терапевта и на вашем договоре с клиентом. Естественно, что вы будете интересоваться тем, что кажется существенным для описанной клиентом проблемы и тем, что, как вам кажется, пропущено. Однако вы будет склонны обращать внимание скорее на «ближний опыт» (что прямо сейчас продет ходит или что очевидно), чем на «дальний опыт» (то о чем клиент рассказывает). В какой-то момент вы соберете достаточно информации, чтобы создать гипотезу относительно конкретной всплывающей фигуры, случая или проблемы клиента и чтобы сформулировать полезные интервенции. С этого момента ваше понимание будет основано на непосредственном опыте, исследованном и проверенном вместе с клиентом, а не на теориях и умозрительных построениях. Здесь вы, возможно, захотите отказаться от феноменологического метода в пользу прямых предложений или интервенций для того, чтобы продвигаться дальше, особенно, если вы подозреваете, что клиент «застрял». Это один из сложнейших и важнейших моментов в консультировании, и в известной степени, один из ключевых вопросов гештальт-консультирования. В какой момент лучше вторгнуться в раскрывающийся процесс клиента? Простого ответа нет, надо учиться экспериментировать, постоянно исследуя последствия ваших интервенций при помощи феноменологического метода. 2. 3 Теория поля Все описанное выше опирается на теорию поля (см. Рекомендуемая литература). Три области феноменологического исследования: внутренний мир клиента, внешний мир, или окружающая среда (включая терапевта) и постоянно меняющиеся отношения между ними — могут быть названы общим контекстом, или «полем». С этой точки зрения, индивидуум никогда не бывает независимым или изолированным (хотя иногда именно изолированность воспринимается как проблема), но всегда в контакте и очень реальной связи со всем остальным. В клиническом контексте клиент всегда рассматривается как единство психологических и физических факторов в конкретном окружении. Следовательно, значение каждой появляющейся фигуры полностью зависит от контекста. Представьте, например, насколько по-разному вы воспримете звонок в дверь, если вы: а) ждете друга, б) ждете клиента, в) ждете пиццу, г) никого не ждете, а на часах 3 ночи. В то время как термин «поле» означает «все» — любой объект, ситуацию или отношения в (известном! ) мире, в клинической практике он используется в более узком смысле, в зависимости оттого, что вы и ваш клиент считаете важным в каждой конкретной ситуации. На практике используются два значения. Первое - «эмпирическое поле, осознаваемое клиентом. Это метафора того как клиент организует свой опыт Это его реальность, или его феноменологическое поле, оно уникально для него. Другое поле — «актуальное», или «большое», это более широкий контекст существования клиента, включающий широкий мир объектов. Он включает и то, что в данный момент клиентом не осознается, например, скрытые возможности, в том числе и возможности самовыражения. Плавно переходить. от одной точки зрения к другой может оказаться очень сложным, но развивать эту способность исключительно важно. Это означает переключать внимание между фигурой, важной для клиента на данной момент; и фоном; между эмпирическим полем клиента и «большим полем» — оставаясь постоянно открытым для взаимодействия и воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|