Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы и виды неформальных молодёжных группировок.




Ситуативная этика

1. Молодежная субкультура: моральные проблемы

2. Типы и виды неформальных молодёжных группировок.

3. Этические проблемы виртуальной реальности

Ситуативная этика – совокупность нравственных проблем, возникающих в тех или иных жизненных ситуациях, а также возможные варианты норм и правил их решения, не претендует на однозначные ответы, тем более что их, возможно, и не существует. Ситуативная этика «приоткрывает» эти проблемы, оставляя их «открытыми». Проблемы могут носить самый разный характер, определяемый, временными параметрами, например, современные моральные проблемы, возникшие недавно в связи с широким использованием компьютеров; или нравственные проблемы той или иной возрастной группы — например, в рамках молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура: моральные проблемы

В середине ХХ века появился такой феномен, как молодёжная субкультура, основные черты которой – замкнутость и альтернативность. Молодёжная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь молодёжи примерно от 10 до 20 лет.

Сам термин «субкультура» существует для того, чтобы выделить в системе материальных и духовных ценностей — то есть в общей, «большой» культуре — устойчивые совокупности моральных норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (сленга) и художественного творчества (как правило, любительского), характерные для отдельных групп со специфическим образом жизни, которые осознают и, как правило, культивируют свою обособленность. Определяющий признак субкультуры — не количество приверженцев, а установка на создание собственных ценностей, отличающихся и отличающих «своих» от «чужих» по внешним, формальным признакам: по покрою штанов, прическе, «фенечкам», любимой музыке.

Субкультура молодежи получила развитие в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом. Сегодня она является одним из институтов, факторов социализации школьников. Молодёжная субкультура представляет собой сложное противоречивое социальное явление. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей «большой» культуры, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том ценности и интересы молодёжи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями. Поэтому и её культура носит в основном развлекательный, рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченным варианте, массовую культуру, а не на ценности высокой, мировой и национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения молодёжи часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами массовой информации: телевидением, радио, и печатью. Культуру молодежи отличает также наличие молодёжного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков. Он помогает молодёжи осваивать мир, выражать себя и одновременно создаёт барьер между ними и взрослыми. Внутри молодёжной субкультуры активно развивается ещё один феномен современного общества – неформальные молодёжные объединения и организации.

И хоть зарождается молодежная субкультура как самостоятельный феномен еще в конце 1940-х годов (с появлением битничества), но ее легализация и культивирование на Западе ведет отсчет со студенческой революции 1968 года, главным лозунгом которой была борьба за права молодежи. На ее гребне оказались некоторые культурные феномены и даже целый вид музыкального искусства — рок-музыка, которые формировались и распространялись по преимуществу в молодежной среде.

А ведь именно в молодежной среде закладываются и формируются основы того отношения к жизни и к другим людям, которое впоследствии определит лицо мира. Поэтому целесообразно специально остановиться на рассмотрении моральных норм и ценностей, характеризующих поведение и отношение молодежи к миру и друг к другу во второй половине XX века.

Известно, что каждое поколение стремится к самоидентификации, стараясь придумать термин, определяющий его (поколения) суть, чтобы как-то выделиться из ряда предшественников и последователей. В XX веке это стремление приобрело характер эпидемии: «потерянное поколение» (о судьбах этих молодых людей, переживших первую мировую войну, писали Э.-М.Ремарк, Р.Олдингтон, Э.Хемингуэй), «сердитые молодые люди» (об их пессимизме, отчаянии, потере идеологических и нравственных ориентиров читайте в книгах Дж. Уэйна «Спеши вниз», Дж. Осборна «Оглянись во гневе», Дж. Апдайка «Кролик, беги» и др.), «разбитое поколение» — «битники», «дети цветов» — хиппи, диско-поколение, поколение X, поколение «пепси»...

Типы и виды неформальных молодёжных группировок.

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

Каждая такая группа или организация имеют внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы. На сегодня существует более 30 типов неформальных молодёжных течений и организаций. За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения. Назовём и охарактеризуем наиболее известные из них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...