Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неформальные организации в спорте.




Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами “своих” клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Байкеров (они же рокеры) объединяет любовь к антиобщественному поведению и мотоциклам. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное. Экстрималы объединены любовью к экстримальнам видам спорта. Они выступают за здоровый образ жизни и основную часть своего свободного время посвящают тренировкам. Среди них можно встретить сноубордистов, альпинистов, скейтбордистов, парашутистов, парапланиристов и др.

Философствующие неформальные организации.

Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Своеобразным протестом против бессмысленности существования и жестокости мира с его войнами и насилием стало движение хиппи, породившее свою культуру и мораль для целого поколения молодых людей 1960-70-х годов. Эта особая молодежная субкультура сформировалась на волне сексуальной и психоделической «революций», на волне «рок-культуры».

Рок-культура породила сразу несколько феноменов: язык (сленг), стиль одежды, рок-периодику, рок-концерты и «тусовки» и т.н. Стало ясно, что рок — это не только искусство, не только стиль музыки, но и стиль жизни и система ценностей. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде: пансексуализм — наркотики — музыка. И все-таки прежде всего рок — это искусство, и именно поэтому песни Джонна Леннона и Джима Моррисона интересны довольно большому числу «нормальных» людей, а не только наркоманам и «пансексуалистам».

«Философствующие» неформалы. Это в первую очередь хиппи. Сегодня это движение почти сошло на нет, но в ХХ веке оно было одним из самых массовых. Хиппи пытались расширить границы традиционного повседневного образа жизни, раскрепоститься в душе. Они считали, что люди должны стремиться к миру и свободной любви, которая понимается именно философски и никак не сводится к сексу.

Движение хиппи в нашей стране (так называемая Система) - одно из старейших среди всех неформальных течений молодежной субкультуры: первые пиплы (так хиппи называют сами себя) появились в Совке в конце 60-х - начале 70-х годов, почти сразу вслед за Штатами. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хипповский стиль в одежде и аксессуарах сформировался давным-давно и прошел солидную проверку временем.

Хиппи были первым массовым молодежным движением, поставившим под сомнение господствовавшие ценности протестантской этики: они отказались от идеи Труда, Работы как Божественного Завета (а ведь именно на этом строилась американская этика преуспеяния). Вслед за Э.Фроммом главными моральными ценностями они провозгласили индивидуальную Свободу и Любовь во всех ее проявлениях: как истинный способ взаимопонимания, как силу, дающую человеку возможность обретения собственного Я, как единственное спасение в этом ужасном мире.

Иллюзии хиппи не оправдались, и к 1970-м годам стало ясно, что их романтическая социальная философия непрактична и не может стать всеобщим объединяющим моральным принципом. И дело было не только в противодействии им властей, родителей и обывателей. Дети-«цветы» были не способны и не готовы к позитивной деятельности и переменам. В конечном счете многие из них обратились к различным гуру, другие вернулись к привычному американскому образу жизни и участию в конкурентной борьбе, и лишь немногие старые — «олдовые» хиппи остались верны былым идеалам.

Внешне хиппи узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль “Битлз” и особенно его песня “Земляничные поляны навсегда”. Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя “системой” (системные ребята, пиплз, пиплы). “Система” - это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели “обновления человеческих отношений” через добро, терпимость, любовь к ближнему.

Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом.

Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация -чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.

Самым главным атрибутом всех хиппи является ХАЙР - длинные волосы и у девчонок, и у парней. Функций у хайра множество: бунтарская (вызов обществу), опознавательная (узнавать "своих"), эстетическая (для красоты) и т. д. Значение хайра для хиппи огромно: если братушка-пипл добровольно хайрается (стрижется), это может означать серьезные перемены в его мировоззрении и, соответственно, жизни.

Пипловский хайр требует также специфического ухода: часто мыть его - не в хипповских традициях (американские пиплз больше всего шокировали своих чистоплотных сограждан именно грязными хайрами), но приходится - иначе можно испортить волосы и вообще лишиться всякого хайра. А вот подстригать хайр (поправлять, подравнивать волосы и т. п.) категорически не рекомендуется - ухоженный хайр приравнивается к отсутствию такового!

Длина хайра у хиппов ничем не регламентируется, поэтому их иногда принимают за других "волосатых" представителей молодежного андеграунда: с коротким хайром - за гранджеров (по сходству с хайром Курта Кобэйна), с длинным (до пояса и ниже) - за металлеров-экстремалов. А отличие, между тем, очень простое. Во-первых, рокеры любой степени "тяжести" часто делают косицу (т.е. собирают волосы в "хвост" под резинку), чего пиплы практически не делают. А во-вторых, хиппи, расчесывая хайры на прямой пробор, любят украшать свою шевелюру предметом, который называется ХАЙРАТНИК.

Хайратник - это кольцеобразный ремешок для волос. Делается он из кожи, джинсы, пряжи, веревочек и т. п. Похоже, что манера расчесывать волосы на прямой пробор и удерживать их хайратником была перенята пиплами у североамериканских индейцев. Вообще-то мастеровые люди на Руси с древних времен перехватывали длинные волосы лентой на уровне лба - чтоб не лезли в лицо. Но "индейская" версия хайратника кажется более правдоподобной.

Следующий непременный атрибут отечественного хиппи - КСИВНИК. Это матерчатый (чаще - джинсовый) плоский мешочек размером примерно с конверт. Благодаря шнурку или ремешку ксивник можно носить на шее как огромный медальон. Назначение ксивника ясно из названия: в нем у пипла хранится самая главная "ксива" - паспорт. Обязательным хипповским элементом ксивник стал в застойные годы. Тогда за длинные волосы вполне можно было угодить в отделение милиции. Официально это называлось "задержанием с целью установления личности". И вот, представьте себе такую картинку: хватают милиционеры на улице волосатого, тащат его в отделение, говорят: "Сейчас будем твою личность устанавливать!", а он им ласково: "А чего устанавливать-то? Вот паспорт!"

Часто в ксивнике, помимо паспорта, хранится еще и РИНГУШНИК - записная книжка с телефонами братушек и сестренок, стихами, пожеланиями и адресами ВПИСОК - мест, где можно переночевать или пожить в случае чего.

Очень часто на ксивнике (да и не только на ксивнике) пиплами рисуется, вышивается, вырезается, выжигается, выпиливается и т. д. cтопроцентно пипловский знак - ПАЦИФИК. Он представляет собой круг с вписанным в него символическим изображением отпечатка голубиной лапки (правда, с первого взгляда больше похоже на самолет). Смысл этого знака очевиден и понятен, ведь голубь - символ мира, а все пиплы - пацифисты.

Насчет того, почему пацифик имеет именно такой внешний вид, существует несколько теорий.

Теория первая. В период ''холодный войны'' между СССР и США (60 - 80-е гг. XX в) во многих европейских странах проходили демонстрации протеста против разработки обеими державами стратегического оружия и размещения пусковых ракетных шахт в Европе. Разумеется, пацифисты принимали в этих акциях самое активное участие: изображение пацификов (на плакатах, майках и даже на лицах демонстрантов) встречалось ничуть не реже, чем лозунги ''No nuclear war!''. Поэтому неудивительно, что пацифик с тех пор у многих ассоциируется именно с ограничением ядерных вооружений.

Теория вторая. Самой распространенной версией толкования пацифика является ''голубиная''. Она гласит, что центральной элемент пацифика - это отпечаток лапки голубя. А голубь, как известно, - символ мира, радости и спокойствия. Тут одни сразу вспоминают художника Пабло Пикассо и его антивоенные ''голубиные'' рисунки, другие - библейскую историю о всемирном потопе и старике Ное, которому голубь принес в клюве оливковую ветвь в знак того, что потоп заканчивается (Книга Бытие, глава 8). Данная теория происхождения пацифика выглядит наиболее правдоподобно.

Теория третья. Самая фантастическая. Согласно этой теории первооснова пацифика - его центральная часть - была известна задолго до ХХ века как 15-я руна Старшего Футарка (рунического алфавита). Выглядит она вот так:

 

Эта руна, руна ''algis'' обозначает убежище, безопасное место при потребности в защите - ''Сила, Мощь, Защита, Непокорность''. Таково генеральное значение этой руны. При этом следует иметь ввиду один момент: в практике рунической магии и гадания на рунах принято считать, что значение руны меняется на противоположное, если руна изображена ''вверх ногами''. Таким образом, если мы имеем вот такое изображение:

то оно уже означает не мощь и защиту, а, наоборот, скромность, покорность, смирение, отказ от власти, от борьбы, от желания возвыситься над другими и т.д.

Как вы уже поняли, в пацифике обратная (перевернутая) ''algis'' дополняется окружностью - символом завершенности (а в Древнем Египте круг - это еще и знак Солнца). Такая вот теория.

И последний пипловский символ, о котором, безусловно, нужно рассказать - это ФЕНЬКИ. Феньками вообще называют любые украшения из кожи, кусочков дерева, замши, камешков, ракушек, шнурков и т. п., носимые пиплами в виде браслетов на запястьях (реже - на щиколотках) или в виде ожерелий и бус на шее. Но, конечно же, основным материалом для изготовления фенек является бисер. Поэтому, когда говорят о пипловских феньках, чаще всего имеют ввиду именно бисерные феньки (на основе из лески). Такие феньки настолько популярны среди пиплов и настолько точно выражают философию Системы, что превратились в некий субкультурный артефакт, живущий своей собственной жизнью. И жизнь эта, естественно, подчиняется своим законам. Вот некоторые из них.

Феньки нельзя купить или продать. Феньки - знак любви или просто дружеской симпатии. Их можно только получить от кого-нибудь в подарок или, сделав самому, подарить симпатичному человеку. Продающиеся в магазинах или у "народных умельцев" готовые бисерные украшения феньками, естественно, не являются.

В мире нет двух одинаковых фенек, поскольку каждая фенька выплетается индивидуально для конкретного человека. Друг от друга бисерные феньки отличаются по ширине, форме (способу плетения), цветовому узору, количеству лесок-основ и т. д. Выплетая феньку, положено с любовью думать о человеке, которому она предназначается. Таким образом фенька заряжается "любовной" энергией, чтобы потом приносить человеку только удачу и "подпитывать" его положительными эмоциями. Чем сложнее фенька (широкая, со сложным узором, с картинками и надписями, сплетенная на одной-единственной леске и т. п.), тем, соответственно, дольше пипл (или пиплушка) ее плетет, больше старается, дольше думает о человеке, которому ее подарит. Такую феньку получить в подарок особенно приятно!

Феньки не снимаются. Настоящие пипловские фенечки сплетены таким образом, что имеют форму цельного кольца, сплошного браслета. Многие из них выполнены так тщательно, что место начала и конца плетения просто невозможно определить. Добиться подобного результата можно лишь одним путем: плетение феньки заканчивается уже на руке одариваемого. Разумеется, такую феньку нельзя снять с руки, не разорвав.

Феньки имеют имена собственные. Для того, чтобы подчеркнуть неповторимость фенек, им дают разные романтически-трогательные названия: "Вчерашнее Эхо", "День Серебра", "Глаза Голубого Неба", "Волшебные Слова", "Теплые Ладошки", "Как И Ты", "Скованные...", "Эликсир Любви" и т. д. Имя феньке придумывает плетущий ее человек и сообщает его одариваемому в момент заплетения феньки на руке.

Феньки нельзя плести самому себе. Они изначально предназначены для того, чтобы быть подаренными другому человеку в знак любви или хотя бы дружбы. Справедливости ради надо сказать, что в последнее время сама идея фенек была значительно расшатана, а все законы жизни фенек - нарушены. Плести и носить фенечки стали все, кому не лень, вплоть до цивильного народа, которому нет никакого дела до пипловских заморочек. Естественно, стали плести и сами себе, и на продажу. Во множестве появились "левые" феньки - с застежками на липучках, на кнопках, с карабинчиками от бус и цепочек. Про то, что у фенек должны быть имена, многие и слыхом не слыхивали. Одним словом, в настоящее время можно с уверенностью констатировать факт растворения фенек в пестром море массовой бижутерии...

Пацифисты выступают против всякого рода войн, борются за мир, негативно относятся к службе в армии. Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Само слово ''пацифизм'' происходит от латинского ''pacificus'' (''умиротворяющий''), и очень часто пацифизм толкуется как ''борьба за мир'', стремление жить без войн. Это, конечно, верная, но очень упрощенная точка зрения. На самом деле пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Более того, смысл пацифизма можно выразить как отказ от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Разумеется, это включает в себя и отказ от любых войн, но далеко не только это. Надо сказать, очень многие люди, искренне считающие себя пацифистами, на самом деле не являются таковыми по одной простой причине: они не улавливают смысл слова ''всякого'' в определении пацифизма. Большинство людей рассуждает примерно так: ''Сам я человек мирный, и не собираюсь ни на кого нападать. Но если нападут на меня или на моих близких, я буду обороняться, защищая себя и других''. Позиция, в общем-то, наиболее рациональная и благородная, но, прямо скажем, к пацифизму никакого отношения не имеющая. Пацифизм провозглашает абсолютное ненасилие. Пацифист - это тот, кто НИКОГДА не прибегнет к насилию, даже для ЗАЩИТЫ себя, своих интересов, своих родных и близких, и т.д. Логика рассуждений пацифиста проста: если отвечать насилием на насилие (т.е. сопротивляться, ''давать сдачи'' и т.п.), то насилие в мире не только не исчезнет, но и наоборот - его станет в два раза больше. Подобная постановка вопроса, как вы, наверное, уже догадались, резко сужает круг истинных пацифистов, благодаря чему они становятся особенно хорошо заметными.

Одним из наиболее известных пацифистов в истории человечества был, конечно, Иисус Христос. Однако, как мы знаем, большинство христиан плевать хотело на данный завет своего Учителя и усердно мочит не только ''врагов'', но и друг друга - достаточно вспомнить кровавые стычки между католиками и протестантами, периодически возникающие в Ирландии. Разумеется, людей, напрямую нарушающих заповеди Христа, нельзя всерьез считать христианами, даже если они сами себя называют таковыми. Кстати, именно на пацифистском понимании христианства настаивал великий русский писатель Л.Н.Толстой, именно на его основе он вывел свою знаменитую теорию ''непротивления злу насилием''. Чем все это закончилось, хорошо известно: 22 февраля 1901 года русская православная церковь предала Льва Николаевича анафеме (то есть, проще говоря, имя его было проклято перед Богом, а сам он - отлучен от церкви) за ''извращение учения Христа''.

Примерно за шесть столетий до Христа сходные мысли высказывал другой знаменитый пацифист - Сиддхартха Гаутама (он же - Шакья-Муни), более известный под именем Будды: ''Освободи свое сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожается ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожается она''. И, надо сказать, буддисты выполняют заповеди своего Учителя куда конкретнее, чем христиане - своего. Выращивая домашний скот, буддисты продают его в живом виде в другие страны, а оттуда закупают уже разделанные туши. Но сами не убивают. Истинный буддист не убьет даже комара, севшего к нему на щеку, чтобы попить кровушки. Осознание святости каждого живого существа, его прочной связи с Всевышним - центральная фишка многих восточных учений. ''Тот, кто все видит связанным с Верховным Господом, кто видит все существа как Его неотъемлемые частицы, никогда не испытывает ненависти к кому-либо или чему-либо''. (''Шри Ишопанишад'', мантра шестая).

Укреплению подобного подхода во многом способствует и теория ''переселения душ''. ''Убивая комара, вы никогда не знаете, чья душа в нем находится, - рассуждают сторонники этой теории. - Возможно, что в убитом вами комаре в тот момент обитала душа, к примеру, вашего покойного деда''.

Интересно, что ''пацифистский'' дзен-буддизм является, как это ни парадоксально, духовной основой практически всех видов восточных единоборств. И каждый будока (т.е. человек, изучающий боевое искусство) берет на себя обязательства всемерно избегать злобы, сдерживать желание обнаруживать свои знания и умения, уклоняться от любого вызова, ни в коем случае не начинать драку первым и т.д. ''Если тебе удалось избежать драки, можешь считать, что ты в ней победил'', - говорил Масутацу Ояма, один из величайших мастеров каратэ-до.

В общем, все идеи пацифисткой теории просты, понятны и, в принципе, не вызывают возражений: жить в мире и согласии лучше, чем в злобе и ненависти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...