Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 12. Творческое наследие и эстетические принципы Н. А. Римского-Корсакова.




Николай Андреевич Римский-Корсаков – композитор, педагог, дирижер, общественный деятель. Прогрессивность мировоззрения, неразрывная связь с русской национальной культурой и искусством, оптимизм, поэтичность, глубокая эпическая содержательность, реализм, патриотизм, высокое мастерство в области инструментовки – все это черты творческого облика классика русской музыки и выдающегося мастера мирового музыкального искусства Н.А. Римского-Корсакова. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в марте 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии в семье дворянина. Музыкальные способности его проявились рано. В 4 года он играл несложные пьесы, в 9 лет уже начал сочинять. Обучался в Петербурге в Морском кадетском корпусе (1856-1862). В период пребывания в кадетском корпусе занимался у педагога Канилле, который познакомил своего ученика с Балакиревым. Под руководством Балакирева Римский-Корсаков приступил к сочинению первой симфонии. Он её не закончил, т.к. отправился в кругосветное плавание на клипере "Алмаз". В течение трёх лет он набирался впечатлений, видел много стран, много читал. Он очень полюбил море, впечатления от которого много раз изображал в своих произведениях. Вернувшись в 1875 году в Петербург, Римский-Корсаков закончил первую симфонию. Она была исполнена с большим успехом. Началась его многолетняя напряжённая творческая деятельность. Он пишет симфоническую картину "Садко", симфоническую сюиту "Антар", работает над оперой "Псковитянка" на исторический сюжет Л.Мея. В 1871 году Римский-Корсаков был приглашён в Петербургскую консерваторию, в которой в должности профессора проработал до конца своей жизни. В 1873 году он вышел в отставку и был назначен инспектором военных оркестров флота. 1874-81 годы – директор и главный дирижер Бесплатной музыкальной школы. С 1883 по 1884 год - помощник управляющего Придворной певческой капеллы. В 80е годы Римский-Корсаков стал дирижировать симфоническим оркестром. Он возглавил беляевский кружок. Беляев, богатый лесопромышленник и почитатель талантов, субсидировал организацию Русских симфонических концертов и содержал музыкальное издательство. Многие русские музыканты получили от него поддержку. В 1889 году Римский-Корсаков дирижировал двумя оркестрами на Парижской всемирной выставке, после чего он выступил в Брюсселе, где блестящая пьеса "Испанское каприччио" принесла ему известность. В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся он был уволен из консерватории. В солидарность с ним часть преподавателей консерватории во главе с А.Глазуновым и А.Лядовым тоже уволилась. В декабре 1905 года после предоставления консерватории автономии, Римский-Корсаков вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета. Он воспитал свыше 200 композиторов, музыкальных деятелей. Это – А.Аренкий, М.Баланчивадзе, Я.Витол, А.Глазунов, М.Гнесин, А.Гречанинов, М.Ипполитов-Иванов, Н.Лысенко, Н.Мясковский, С.Прокофьев, И.Стравинский, М.Штейнберг и др. Последняя опера Римского-Корсакова - сатирическая сказка "Золотой Петушок" на сюжет Пушкина. Это произведение его было не допущено цензурой к постановке. В 1908 году композитор скончался от сердечного приступа, не увидев на сцене своё последнее произведение. Характеристика творчества. Римский-Корсаков завершил развитие русской классической оперы, расширив её жанровое разнообразие, обогатил русскую и мировую музыку ярчайшими симфоническими произведениями. Он автор классических музыкальных трудов: "Практический учебник гармонии", "Основы оркестровки", "Летопись моей музыкальной жизни", изданной в 1909 году, статей. Римский-Корсаков собрал два сборника русских народных песен. Он записал 40 песен от певца-любителя Т.Филиппова и гармонизовал их. Затем он стал интересоваться древними обрядами и игровыми песнями, которые вошли в сборник "100 русских народных песен". Очень много времени и сил отняла у Римского-Корсакова работа по дописыванию и оркестровке сочинений Даргомыжского, соратников по "Могучей кучке" Мусоргского и Бородина. Это стало возможным, т.к. его память была феноменальной, раз услышанное он запоминал прочно. Великое творческое наследие Римского-Корсакова: 15 опер (музыкальная драма "Псковитянка", лирико-комическая "Майская ночь", "Снегурочка", волшебная опера-балет "Млада", быль-колядка "Ночь перед Рождеством", опера-былина "Садко", камерная "Моцарт и Сальери", "Кащей бессмертный", драма на историко-бытовой сюжет "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", одноактная опера "Боярыня Вера Шелога", "Сервилия", "Пан Воевода", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой Петушок"), 3 симфонические сюиты ("Антар", "Шехерезада", "Испанское каприччио"), 3 симфонические картины ("Садко", "Сказка", "Светлый праздник"), симфонии, симфонические увертюры, концерт для фортепиано с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, 80 романсов и др. Известны его романсы: "Звонче жаворонка пенье", "На холмах Грузии", "То было раннею весной", "О чём в тиши ночной", "Октава", "Анчар". Для музыки Римского-Корсакова типично жанровое взаимодействие: его оперы пронизаны подлинной симфоничностью, а симфонические произведения - яркой "театральностью". Римский-Корсаков в своих произведениях талантливо сумел выразить все прекрасное: красоту, любовь, веру в справедливость, народную мудрость, красоту русской природы, а также отрицательные стороны жизни – деспотизм, жестокость, несправедливость, глупость, ханжество. Эстетика Римского-Корсакова. Римский-Корсаков формировался как музыкант в атмосфере общественного подъёма 60х годов под воздействием эстетических принципов "Новой русской музыкальной школы". Их принципы – стремление к народности, высокой содержательности, общественной значимости искусства. Для Римского-Корсакова характерны выявление эстетического начала в каждом сочинении, стремление к красоте, совершенству. Отсюда – особое внимание к вопросам профессионализма и своеобразной эстетике мастерства. Гармоничность миросвосприятия, внутреняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство меры, ясность музыкального мышления характерны для Римского-Корсакова. В каждом конкретном случае выбор жанра, драматургические и стилистические принципы обусловлены сюжетом. Римский-Корсаков считал, "что сколько на свете сюжетов, столько должно быть самостоятельных оперных форм. Оперу считал произведением музыкальным, но и предъявлял высокие требования к единству и выдержанности в литературном стиле. Сказка, легенда, миф, обряд определяют его тематику. Через них он раскрывает мировоззрение народа: его мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощенную в образах берендеева царства в "Снегурочке", города Леденца в "Сказке о царе Салтане". Нравственные и эстетические идеалы народа воплощаются в образах героинь опер (царевна в "Кащее бесмертном", Феврония в "Сказании о граде Китеже". Символами неувядаемого народного искусства являются легендарные певцы Лель, Садко. Оперное творчество. По содержанию и художественному облику, по своим формам и драматургии оперы Римского-Корсакова весьма различны. У него мы находим исторические, сказочные, лирико-драматические, лирико-комедийные, сатирические произведения. Наряду с монументальными оперными полотнами композитор создавал и небольшие одноактные оперы; некоторые из них носят чисто камерный характер. Большая часть его опер написана на русские сюжеты, заимствованные из классической русской литературы или из народного творчества. Его первая опера "Псковитянка" – типично "кучкистская" опера. Основой её музыкального строения служат "сквозные", непрерывно развивающиеся сцены. Музыка оперы "Псковитянка" включает в себя сольные, ансамблевые, хоровые эпизоды и относительно небольшие номера: ариозо, ариетты, монологи, песни. Их скромные размеры позволили композитору избежать длительных остановок в ходе сценического действия и достичь непрерывного музыкального развития. На основе принципа следования музыки за действием Римский-Корсаков передаёт с большой полнотой и детальностью психологическое развитие образов, смену мыслей и настроений героев, характеризует сценические ситуации. Значительное место заняли в опере речитативы, широко примененные композитором не только в партиях отдельно действующих лиц, но и в музыкальной обрисовке народа. Оперу "Снегурочка" Римский-Корсаков любил более всех других своих произведений, считая её самой совершенной. Сюжет одноименной пьесы-сказки А.Н.Островского удивительно подошел к особенностям дарования композитора, к его художественным склонностям, определившимся в течении 70х годов. "Появлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства Берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу", - писал впоследствии Римский-Корсаков. Жизнь народа в пьесе Островского и опере Римского-Корсакова прекрасна, светла, поэтична. Идеально вымышленное царство берендеев - воплощение мечты народа о справедливой, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы – вот высшие нравственные нормы для берендеев. Оптимистическая сущность "Снегурочки" выражена в торжестве естественных для людей законов жизни, в прославлении идеального царства берендеев, могучей природы. Опера заканчивается финальным хором в светлых, торжественных тонах, в характере древних эпико-гимнических напевов. Народ радостно славит Солнце – подателя света и тепла. Хор построен на сплошном нарастании силы, блеска и яркости звучания, при ведущий роли оркестра. Ускоряющейся темп, расширение диапазона звучания, уплотнение фактуры, контрастные сопоставления оркестрового и хорового tutti, мажорный ладовый колорит – все это образует могучий, полный радости и солнечного света финал оперы – весенней сказки. Сочетание реализма и романтической идеализации в изображении человеческих характеров, старинных народных обрядов, картин природы составляет особенность "Снегурочки" как оперы-сказки. В "Снегурочке" Римский-Корсаков пользуется лейтмотивами в собственном смысле этого слова, постоянными гармоническими оборотами (лейтгармониями) и даже лейттембрами, связывая образы некоторых действующих лиц со звучанием того или иного инструмента (у Леля – кларнет, как подражание пастушескому рожку; у Весны – валторна и т.п.). сверх того, композитор применяет мелодические обороты и интонации, характерные для различных персонажей, но не являющиеся лейтмотивами. Симфоническое творчество. Важную область творчества Римского-Корсакова составляют его симфонические произведения. Почти все они были написаны до начала 90х годов. По своему содержанию и чертам стиля симфоническое творчество Римского-Корсакова представляет параллель к оперному. У него есть непрограммные и программные циклы различных видов, среди них симфонии, симфониетта, сюита, одночастные пьесы, концертные сочинения для различных инструментов с оркестром, музыка к драме "Псковитянка", а также 3 кантаты. Симфонический стиль Римского-Корсакова формировался под влиянием Глинки и мастеров романтической школы Берлиоза и Листа. Принципы оркестрового письма – идеальная уравновешенность всех элементов фактуры, прозрачность и лёгкость оркестровой ткани, полнота и яркость звучания. Главный секрет его оркестра – это неистощимая колористическая фантазия, тембровое слышание музыки. Блестящими образцами русского симфонизма явились его программные произведения. Симфоническая сюита "Шехерезада" состоит из 4 частей, объединённых не только одним поэтическим замыслом, но и общими музыкальными темами. Все части сюиты контрастны. Но вместе с тем они объединены двумя основными темами – Шахриара и Шехерезады. Тема Шехерезады проходит во всех частях. В финале сюиты появляются темы из всех предыдущих частей. В "Шехерезаде" господствует принцип картинности, сопоставления разнохарактерных и довольно самостоятельных эпизодов, драматургически скреплённых неоднократным проведением темы Шехерезады. Музыкальный образ последней встречается во всех частях сюиты. Однако он не сливается с той или иной музыкальной картиной, а, оставаясь на первом плане, сохраняет индивидуальный облик и напоминает слушателю о том, что все это – "рассказ одного лица". Каждая часть сюиты представляет собой отдельную музыкальную картину. В "Шехерезаде" проявляются те же эпические принципы музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов), что и в сказочных операх Римского-Корсакова. Широко примененный композитором метод вариационного развития тематического материала как нельзя лучше подошёл для создания сказочного произведения, так как уже сами многочисленные видоизменения тем, мгновенные превращения музыкальных образов таят в себе сказочное, волшебное. Рассказывая о Востоке, композитор почти не использовал подлинно восточных мелодий, но в музыке звучит Восток. "Шехерезада" – единственное в своём роде красочное произведение широко исполняемое во всём мире. Значение. Творчество Римского-Корсакова завершило развитие русской музыкальной классики ХIХ века. Вместе с тем, оно ознаменовало наступление нового её исторического этапа, приходящегося уже на начало ХХ века. Русская музыка многим обязана Римскому-Корсакову. Почти все русские композиторы, выдвинувшиеся в период 1880-1900х годов, испытали в той или иной мере его влияние. Римский-Корсаков явился во многом открывателем новых путей, оказав большое влияние на оркестровое мышление своих младших современников – русских (Глазунов, Лядов, ранний Стравинский, отчасти Скрябин, Рахманинов периода "Колоколов" и зарубежного периода творчества), а также зарубежных композиторов (французские импрессионисты). Колористические замыслы Римского-Корсакова, волшебные звучности его оперных партитур способствовали прогрессу русской сценически-декоративной (да и не только театральной) живописи. Достаточно назвать имена русских художников, участвовавших в оформлении опер Римского-Корсакова на сцене Московской частной русской оперы: Врубеля, Васнецова, Коровина. Произведения Римского-Корсакова входят в золотой фонд классического музыкального наследия прошлого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...