Психология и психофизиология младшего школьника
Психология и психофизиология младшего школьника
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению
Педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника __бакалавр педагогики__
Санкт-Петербург
2015 г.
МОДУЛЬ
Психология и психофизиология младшего школьника
Место модуля в структуре ООП: вариативная часть, профессиональный цикл подготовки,Б.3.4.
Трудоемкость и аттестация по дисциплине:
Дисциплина
(учебные курсы) / семестр
| Трудоемкость
| Аудиторная нагрузка, часы:
| Форма итоговой аттестации / семестр
|
Всего кредитов
| Всего часов на теоретическое обучение
| из них:
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
Аудиторная нагрузка
| Самостоятельная работа
|
Возрастная анатомия и физиология с элементами
дефектологии
|
|
|
|
|
|
| | |
Психология младшего школьника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплина по выбору1.1.
Загадки мозга ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплина по выбору 1.2
Возрастная психофизиология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплина по выбору 2.1
Основы диагностики ребенка младшего школьного возраста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплина по выбору 2.2.
Комплексная оценка уровня развития младшего школьника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психология и психофизиология младшего школьника
| 11 (1 - экзамен)
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
(4 семестр)
|
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: развитие у студентов следующих компетенций, необходимых для психологически грамотного и обоснованного построения образовательного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста:
Общекультурных:
- способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
Общепрофессиональных:
Способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
- готовностью к осуществлению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);
Исследовательских:
- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).
Ожидаемые результаты:
Студенты знают:
· Особенности анатомии детского организма;
· Закономерности психофизиологического развития ребенка на протяжении младшего школьного возраста;
· Закономерности развития психики ребенка младшего школьного возраста как особого этапа психического развития;
· Знают основные риски развития ребенка в младшем школьном возрасте.
· Основной перечень стандартизированных методик, оценивающих различные стороны развития ребенка младшего школьного возраста;
· Морально-этические аспекты проведения психодиагностического обследования детей младшего школьного возраста;
· Основные принципы организации и проведения психодиагностического обследования
Студенты умеют:
· Учитывать психофизиологические изменения состояний младших школьников и их описывать;
· Проводить диагностику психологического развития младшего школьника;
· Обрабатывать полученные результаты обследования и формулировать психолого-педагогические выводы.
· Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
· Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста.
· Соотносить педагогическое воздействие с развитием возрастных новообразований младшего школьного возраста.
Студенты владеют:
· Понятиями, используемыми в психологической диагностике;
· Методами и приемами обработки и описания полученных результатов;
· Умениями корректировки психоэмоционального состояния младшего школьника;
· Основами педагогического общения с ребенком (готовы, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю).
· Психодиагностическими умениями в области оценки готовности ребенка к школьному обучению, развития его учебной мотивации, личностного развития, развития познавательной сферы, адаптации к учебно-воспитательному процессу.
Образовательные результаты:
Студент способен:
· Учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития,
· Проводить психолого-педагогическую диагностику и сопровождение младшего школьника в образовательном процессе начальной школы;
· обеспечивать психологически комфортную атмосферу в ходе организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
· эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам здоровьесбережения ребенка в образовательной среде;
Содержание дисциплины «Возрастная анатомия и физиология с основами дефектологии»
№ п/п
| Название темы с кратким содержанием
| Виды занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
1.
| Основы анатомии и физиологии. Основы дефектологии.
Опорно-двигательный аппарат.
Анатомия и физиология как науки и их задачи.Понятие об аномалиях и дефектах развития и их причинах.Дефектология как наука. Взаимосвязь анатомии, физиологии и дефектологии. Учение о первичном и вторичном дефекте Л.С.Выготского.
Анатомия скелета. Строение скелета, позвоночный столб, грудная клетка, череп, скелет конечностей.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Основные виды движений человека. Развитие двигательной функции в онтогенезе.
Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности развития младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
|
|
|
|
|
|
2.
| Сердечно-сосудистая система и система крови.Сердце, физиологические свойства сердечной мышцы, проводящая система сердца, желудочки, сосуды, перикард. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца.
Кровеносные сосуды, малый и большой круг кровообращения, артерии и вены. Основные принципы гемодинамики, регуляция движения крови в сосудах.
Общая характеристика системы крови. Плазма и форменные элементы. Органы системы кроветворения. Центральные органы иммунной системы – костный мозг, тимус. Периферические органы иммунной системы – миндалины, лимфоидные узелки, аппендикс, селезенка, лимфатические узлы. Образование лимфы, механизм передвижения лимфы.
Особенности развития сердечно-сосудистой системы в младшем школьном возрасте.
Анатомические и физиологические нарушения развития сердечно-сосудистой системы у младших школьников. Проблемы обучения младших школьников с проблемами сердечно-сосудистой системы.
|
|
|
|
|
|
3.
| Система органов дыхания. Строение и роль воздухоносных путей. Механизм вдоха и выдоха, изменение объема легких при дыхании, пневмоторакс. Транспорт газов кровью. Обмен газов в легких и тканях. Регуляция дыхания. Особенности дыхания и снабжения организма кислородом в разных условиях (при мышечной работе, повышенном и пониженном атмосферном давлении и др.). Основные заболевания дыхательных путей.
Развитие дыхательной системы в младшем школьном возрасте. Проблемы обучения часто болеющих детей в младшей школе.
|
|
|
|
|
|
4.
| Пищеварительная система, строение и функциональное значение. Общие характеристики пищеварительных процессов. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке, в тонких кишках, в толстых кишках. Влияние разных видов деятельности на процессы пищеварения.Основные заболевания пищеварительной системы у младших школьников. Требования к организации питания детей.
Внутренняя секреция. Классификация и общая характеристика желез внутренней секреции. Внутренняя секреция щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, половых желез, гипофиза, эпифиза, вилочковой железы, поджелудочной железы. Тканевые гормоны. Роль гормонов в регуляции функций организма и поведения. Особенности гуморальной регуляции у детей. Гормональное созревание и его влияние на поведение школьников.
|
|
|
|
|
|
5.
| Нервная система. Общие понятия о строении функциях нервной системы, о локализации основных структур периферической и центральной нервной системы. Оболочки мозга, цистерны, спинномозговая жидкость. Кровоснабжение мозга. Гематоэнцефалический барьер. Нервная ткань – нейроны и глия. Типы межклеточных контактов. Эмбриогенез нервной системы, стадии и сроки развития.
Заболевания нервной системы у детей. Особенности проявления эмоций у детей дошкольного возраста. Стресс, причины возникновения, влияние на здоровье. Неврозы у детей, механизм возникновения, особенности развития. Школьный невроз. Детский церебральный паралич. Причины возникновения заболеваний, особенности ухода за детьми с диагнозом ДЦП. Требования к организации обучения младших школьников с ДЦП. Эпилепсия у детей.
Учет судорожной готовности ребенка в образовательном процессе.
|
|
|
|
|
|
6.
| Сенсорные системы. Общая характеристика деятельности сенсорных систем. Классификация рецепторов. Механизм возбуждения рецепторов. Переработка информации в сенсорных системах. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Вестибулярная сенсорная система. Сомато-висцеральная сенсорная система. Вкусовая и обонятельная сенсорная системы.
Основные причины и формы нарушения зрительного и слухового анализаторов. Пути компенсации нарушений анализаторов. Требования к обучению детей с ослабленным зрением. Требования к обучению слабослышащих младших школьников. Способы профилактики нарушения зрения в учебном процессе.
|
|
|
|
|
|
7.
| ВНД.Учение о ВНД. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в понимании процессов ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Механизм и условия выработки УР как основа обучения. Роль торможения. Типы ВНД и особенности их проявления в младшем школьном возрасте. 1-я и 2-я сигнальные системы. Особенности развития 2-ой сигнальной системы у младших школьников. Основные нарушения речевого развития детей. Основные виды речевых нарушений: алалия, дислалия, дислексия, общее недоразвитие речи, нарушения ритма речи, заикание. Логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития.
|
|
|
|
|
|
| Содержание вариативной самостоятельной работы:
Диагностика состояния органов дыхания Практическая диагностика сенсорных систем.
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
| |
|
|
|
Интерактивные формы занятий:
№ Темы
| Формы
| Доля от аудиторных занятий
|
| Групповая дискуссия «Роль анатомо-физиологических знаний в работе педагога начальной школы»
| 1/10
|
| Тема 6. Дискуссия по фильму «Первая медицинская помощь»
| 1/10
|
| Аннотация Интернет источников
| 1/10
|
| Работа в группахпосоставлению памяток для педагогов и родителей
| 1/10
|
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество часов
|
1.
| Анатомия и физиология как наука.
Основные проблемы дефектологии.
Нарушения опорно-двигательного аппарата у младших школьников
| .
Составление Глоссария по Литературным источникам
Составление памятки для педагогов и родителей
|
|
2.
| Внутренняя секреция и ее особенности у детей младшего школьного возраста. Особенности развития пищеварительной системы у младших школьников.
| Аннотация литературных источников
Составление памятки для педагогов и родителей
|
|
3.
| Система органов дыхания. Характеристика наиболее часто встречающихся заболеваний у детей. Особенности развития сердечно-сосудистой системы у детей.
| Подготовка к практическим занятиям
Составление аннотаций Интернет-источников
Составление памятки для педагогов и родителей
|
|
4.
| ВНД. Формирование 1-й и 2-й сигнальных систем в онтогенезе. Формирование индивидуально – типологических различий в онтогенезе.
| Аннотация литературных источников
Составление памятки для педагогов и родителей
|
|
5.
| ЦНС. Стресс, причины возникновения, влияние на здоровье. Неврозы у детей, механизм возникновения, особенности развития. Причины развития логоневрозов у детей.
| Подготовка к практическим занятиям
Аннотация литературных источников
Составление памятки для педагогов и родителей
|
|
6.
| Сенсорные системы. Основные причины и формы нарушения зрительного и слухового восприятия у младших школьников. Особенности обучения детей с ослабленным зрением. Особенности обучения слабослышащих младших школьников.
| Составление аннотаций Интернет-источников
Составление памятки для педагогов и родителей
|
|
…
| Курсовой проект (работа)
| НЕТ
|
Итого:
| 54 часа
|
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество часов
|
1.
| ЦНС
| Самодиагностика состояния органов дыхания
|
|
2.
| Сенсорные системы
| Самодиагностика состояния основных сенсорных систем
|
|
Итого:
| 18 часов
|
Содержание дисциплины «Психология младшего школьника»
Содержание дисциплин с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
№ п/п
| Название темы с кратким содержанием
| Виды занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
1.
| Тема 1. Младший школьный возраст в системе возрастной периодизации психического развития.
Место и значение младшего школьного возраста в аспекте различных направлений психологических исследований. Когнитивные теории об особенностях развития интеллекта ребенка 7 – 10 лет. Поведенческие теории развития психики: расширение репертуара поведения от 7 до 10 лет. Психофизическое и психосоциальное развитие младших школьников в аспекте психоаналитического подхода. Гуманистически ориентированный подход: особенности самоактуализации в младшем школьном возрасте. Деятельностный подход к изучению младшего школьного возраста: периодизация Д.Б. Эльконина.
|
|
|
|
|
|
2.
| Тема 2. Готовность ребенка к школьному обучению.
Структура изучения и формирования готовности ребенка к школьному обучению. Психофизиологическая готовность детей к школе, анатомо-физиологические предпосылки развития младших школьников.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе (общая осведомленность детей, сформированность начальных учебных умений, развитие основных познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие связной речи). Личностная готовность к школе: формирование у детей стремления к новой социальной позиции (позиции школьника), развитие положительной мотивации учения, готовность принимать и выполнять требования учителя, коммуникативные умения. Возможности диагностики различных направлений готовности ребенка к школьному обучению. Проблема готовности ребенка к обучению в средней школе.
|
|
|
|
|
|
3.
| Тема 3. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников.
Понятие адаптации и дезадаптации к школьному обучению. Основные проявления и сроки адаптации первоклассников к учебному процессу. Основные проявления дезадаптации младших школьников. Группы детей с различной выраженностью адаптации к школе. Основные группы причин школьной дезадаптации. Анатомо-физиологические, интеллектуальные и личностные особенности детей, специфика семейного воспитания и проблемы деятельности и личности учителя как возможные факторы школьной дезадаптации. Характеристика процесса адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.
|
|
|
|
|
|
4.
| Тема 4. Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста.
Игровая деятельность дошкольника и основное новообразование дошкольного детства (стремление к новой социальной позиции) как предпосылки развития в младшем школьном возрасте. Изменение условий развития ребенка в связи с поступлением в школу: особенности познания, общения и труда как факторов развития в младшем школьном возрасте. Развитие личности младшего школьника: доверчивость, исполнительность, реактивность, подражательность как личностные свойства, основные потребности ребенка младшего школьного возраста (игровые, двигательные, потребность в новых впечатлениях, познавательные потребности), развитие самосознания и самооценки. Учебная деятельность младших школьников как ведущий вид деятельности. Значение и возможности учебной деятельности для развития возрастных новообразований. Основные новообразования младших школьников: произвольность, рефлексия и внутренний план действий. Новообразования младших школьников как условие перехода к подростковому возрасту. Постепенная смена ведущего вида деятельности к 10-11 годам.
|
|
|
|
|
|
5.
| Тема 5. Интеллектуальное развитие младших школьников.
Возрастная специфика психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Возрастные характеристики внимания младших школьников, перспективы и предпосылки развития произвольного внимания. Восприятие в младшем школьном возрасте, его низкая произвольность и слабая дифференцированность.
Возрастные закономерности развития памяти младших школьников.
Особенности и возможности развития логических приемов запоминания. Мышление младших школьников, его наглядно-образный характер. Развитие речи в младшем школьном возрасте, диалогический характер речи детей, возможности развития связной монологической речи. Письменная речь – новый вид речи младших школьников. Возрастные особенности воображения детей. Цели диагностики развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Возможности целенаправленного развития познавательных процессов младших школьников в работе учителя.
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет.
Анатомо-физиологические предпосылки развития эмоциональной сферы детей. Возрастные особенности проявления эмоций. Различение эмоций. Развитие чувств. Взаимосвязь эмоциональной и волевой стороны развития личности детей. Психофизиологические предпосылки развития волевых компонентов поведения, произвольность как основное новообразование младших школьников.
|
|
|
|
|
|
7.
| Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте.
Проявление акселерации в младшем школьном возрасте: внутригрупповая и межгрупповая акселерация Проявление половозрастных различий в поведении и учебной деятельности младших школьников. Межполушарная функциональная асимметрия у детей. Значение биологических и социокультурных факторов в психическом развитии левшей. Индивидуальные различия в развитии анализаторов у детей: ведущие каналы приема и переработки информации. Их учет в процессе начального обучения. Проявления одаренности и отставания в темпах психического развития в начальной школе. Девиантное поведение младших школьников (проявление агрессии, тревожности, стойкие нарушения дисциплины, игровая и компьютерная зависимость).
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Интерактивные формы занятий:
№ темы
| Формы
|
Тема 1, 4
| Защита тематической презентации
|
Тема 2, 3
| Ролевая игра
|
Тема 5
| Защита подборки развивающий упражнений
|
Тема 7
| Групповая дискуссия
|
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество времени, часы
|
Тема 1. Младший школьный возраст в системе возрастной периодизации психического развития
| Тематическая презентация
|
|
Тема 2. Готовность ребенка к школьному обучению.
| Составление кейса диагностических методик, подготовка к ролевой игре
|
|
Тема 3. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников
| Составление кейса диагностических методик,
подготовка к ролевой игре
|
|
Тема 4. Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста
| Тематическая презентация
|
|
Тема 5. Интеллектуальное развитие младших школьников.
| Составление психологической характеристики познавательных процессов, подборка диагностических методик и развивающих упражнений
|
|
Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет.
| Составление психологической характеристики эмоционально-волевого развития младшего школьника, подборка диагностических методик
|
|
Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте.
| Тематические сообщения, подготовка к групповой дискуссии
|
|
Итого:
|
|
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество времени, часы
|
| Тема 2, 3. Готовность ребенка к школьному обучению. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников.
| Составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей
|
|
| Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет.
| подборка развивающих упражнений
|
|
| Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте.
| Составление библиографии
|
|
Итого:
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: