Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология и психофизиология младшего школьника




Психология и психофизиология младшего школьника

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению

Педагогическое образование

 

Квалификация (степень) выпускника __бакалавр педагогики__

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015 г.


МОДУЛЬ

Психология и психофизиология младшего школьника

Место модуля в структуре ООП: вариативная часть, профессиональный цикл подготовки,Б.3.4.

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Возрастная анатомия и физиология с элементами дефектологии                
Психология младшего школьника                
Дисциплина по выбору1.1. Загадки мозга ребенка                
Дисциплина по выбору 1.2 Возрастная психофизиология                
Дисциплина по выбору 2.1 Основы диагностики ребенка младшего школьного возраста                
Дисциплина по выбору 2.2. Комплексная оценка уровня развития младшего школьника                
Психология и психофизиология младшего школьника 11 (1 - экзамен)             Экзамен (4 семестр)  

 

 

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: развитие у студентов следующих компетенций, необходимых для психологически грамотного и обоснованного построения образовательного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста:

Общекультурных:

- способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

Общепрофессиональных:

Способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

- готовностью к осуществлению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

Исследовательских:

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

Ожидаемые результаты:

Студенты знают:

· Особенности анатомии детского организма;

· Закономерности психофизиологического развития ребенка на протяжении младшего школьного возраста;

· Закономерности развития психики ребенка младшего школьного возраста как особого этапа психического развития;

· Знают основные риски развития ребенка в младшем школьном возрасте.

· Основной перечень стандартизированных методик, оценивающих различные стороны развития ребенка младшего школьного возраста;

· Морально-этические аспекты проведения психодиагностического обследования детей младшего школьного возраста;

· Основные принципы организации и проведения психодиагностического обследования

Студенты умеют:

· Учитывать психофизиологические изменения состояний младших школьников и их описывать;

· Проводить диагностику психологического развития младшего школьника;

· Обрабатывать полученные результаты обследования и формулировать психолого-педагогические выводы.

· Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

· Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста.

· Соотносить педагогическое воздействие с развитием возрастных новообразований младшего школьного возраста.

Студенты владеют:

· Понятиями, используемыми в психологической диагностике;

· Методами и приемами обработки и описания полученных результатов;

· Умениями корректировки психоэмоционального состояния младшего школьника;

· Основами педагогического общения с ребенком (готовы, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю).

· Психодиагностическими умениями в области оценки готовности ребенка к школьному обучению, развития его учебной мотивации, личностного развития, развития познавательной сферы, адаптации к учебно-воспитательному процессу.

Образовательные результаты:

 

Студент способен:

· Учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития,

· Проводить психолого-педагогическую диагностику и сопровождение младшего школьника в образовательном процессе начальной школы;

· обеспечивать психологически комфортную атмосферу в ходе организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

· эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам здоровьесбережения ребенка в образовательной среде;

Содержание дисциплины «Возрастная анатомия и физиология с основами дефектологии»

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Основы анатомии и физиологии. Основы дефектологии. Опорно-двигательный аппарат. Анатомия и физиология как науки и их задачи.Понятие об аномалиях и дефектах развития и их причинах.Дефектология как наука. Взаимосвязь анатомии, физиологии и дефектологии. Учение о первичном и вторичном дефекте Л.С.Выготского. Анатомия скелета. Строение скелета, позвоночный столб, грудная клетка, череп, скелет конечностей. Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Основные виды движений человека. Развитие двигательной функции в онтогенезе. Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности развития младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.            
2. Сердечно-сосудистая система и система крови.Сердце, физиологические свойства сердечной мышцы, проводящая система сердца, желудочки, сосуды, перикард. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Кровеносные сосуды, малый и большой круг кровообращения, артерии и вены. Основные принципы гемодинамики, регуляция движения крови в сосудах. Общая характеристика системы крови. Плазма и форменные элементы. Органы системы кроветворения. Центральные органы иммунной системы – костный мозг, тимус. Периферические органы иммунной системы – миндалины, лимфоидные узелки, аппендикс, селезенка, лимфатические узлы. Образование лимфы, механизм передвижения лимфы. Особенности развития сердечно-сосудистой системы в младшем школьном возрасте. Анатомические и физиологические нарушения развития сердечно-сосудистой системы у младших школьников. Проблемы обучения младших школьников с проблемами сердечно-сосудистой системы.          
3. Система органов дыхания. Строение и роль воздухоносных путей. Механизм вдоха и выдоха, изменение объема легких при дыхании, пневмоторакс. Транспорт газов кровью. Обмен газов в легких и тканях. Регуляция дыхания. Особенности дыхания и снабжения организма кислородом в разных условиях (при мышечной работе, повышенном и пониженном атмосферном давлении и др.). Основные заболевания дыхательных путей. Развитие дыхательной системы в младшем школьном возрасте. Проблемы обучения часто болеющих детей в младшей школе.          
4. Пищеварительная система, строение и функциональное значение. Общие характеристики пищеварительных процессов. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке, в тонких кишках, в толстых кишках. Влияние разных видов деятельности на процессы пищеварения.Основные заболевания пищеварительной системы у младших школьников. Требования к организации питания детей. Внутренняя секреция. Классификация и общая характеристика желез внутренней секреции. Внутренняя секреция щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, половых желез, гипофиза, эпифиза, вилочковой железы, поджелудочной железы. Тканевые гормоны. Роль гормонов в регуляции функций организма и поведения. Особенности гуморальной регуляции у детей. Гормональное созревание и его влияние на поведение школьников.          
5. Нервная система. Общие понятия о строении функциях нервной системы, о локализации основных структур периферической и центральной нервной системы. Оболочки мозга, цистерны, спинномозговая жидкость. Кровоснабжение мозга. Гематоэнцефалический барьер. Нервная ткань – нейроны и глия. Типы межклеточных контактов. Эмбриогенез нервной системы, стадии и сроки развития. Заболевания нервной системы у детей. Особенности проявления эмоций у детей дошкольного возраста. Стресс, причины возникновения, влияние на здоровье. Неврозы у детей, механизм возникновения, особенности развития. Школьный невроз. Детский церебральный паралич. Причины возникновения заболеваний, особенности ухода за детьми с диагнозом ДЦП. Требования к организации обучения младших школьников с ДЦП. Эпилепсия у детей. Учет судорожной готовности ребенка в образовательном процессе.            
6. Сенсорные системы. Общая характеристика деятельности сенсорных систем. Классификация рецепторов. Механизм возбуждения рецепторов. Переработка информации в сенсорных системах. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Вестибулярная сенсорная система. Сомато-висцеральная сенсорная система. Вкусовая и обонятельная сенсорная системы. Основные причины и формы нарушения зрительного и слухового анализаторов. Пути компенсации нарушений анализаторов. Требования к обучению детей с ослабленным зрением. Требования к обучению слабослышащих младших школьников. Способы профилактики нарушения зрения в учебном процессе.            
7. ВНД.Учение о ВНД. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в понимании процессов ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Механизм и условия выработки УР как основа обучения. Роль торможения. Типы ВНД и особенности их проявления в младшем школьном возрасте. 1-я и 2-я сигнальные системы. Особенности развития 2-ой сигнальной системы у младших школьников. Основные нарушения речевого развития детей. Основные виды речевых нарушений: алалия, дислалия, дислексия, общее недоразвитие речи, нарушения ритма речи, заикание. Логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития.          
  Содержание вариативной самостоятельной работы: Диагностика состояния органов дыхания Практическая диагностика сенсорных систем.            
  Итого:          

Интерактивные формы занятий:

№ Темы Формы Доля от аудиторных занятий
  Групповая дискуссия «Роль анатомо-физиологических знаний в работе педагога начальной школы» 1/10
  Тема 6. Дискуссия по фильму «Первая медицинская помощь» 1/10
  Аннотация Интернет источников 1/10
  Работа в группахпосоставлению памяток для педагогов и родителей 1/10

 

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Анатомия и физиология как наука. Основные проблемы дефектологии. Нарушения опорно-двигательного аппарата у младших школьников   . Составление Глоссария по Литературным источникам Составление памятки для педагогов и родителей  
2. Внутренняя секреция и ее особенности у детей младшего школьного возраста. Особенности развития пищеварительной системы у младших школьников. Аннотация литературных источников Составление памятки для педагогов и родителей  
3. Система органов дыхания. Характеристика наиболее часто встречающихся заболеваний у детей. Особенности развития сердечно-сосудистой системы у детей. Подготовка к практическим занятиям Составление аннотаций Интернет-источников Составление памятки для педагогов и родителей  
4. ВНД. Формирование 1-й и 2-й сигнальных систем в онтогенезе. Формирование индивидуально – типологических различий в онтогенезе. Аннотация литературных источников Составление памятки для педагогов и родителей  
5. ЦНС. Стресс, причины возникновения, влияние на здоровье. Неврозы у детей, механизм возникновения, особенности развития. Причины развития логоневрозов у детей. Подготовка к практическим занятиям Аннотация литературных источников Составление памятки для педагогов и родителей  
6. Сенсорные системы. Основные причины и формы нарушения зрительного и слухового восприятия у младших школьников. Особенности обучения детей с ослабленным зрением. Особенности обучения слабослышащих младших школьников. Составление аннотаций Интернет-источников Составление памятки для педагогов и родителей  
Курсовой проект (работа) НЕТ
Итого: 54 часа

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. ЦНС Самодиагностика состояния органов дыхания  
2. Сенсорные системы Самодиагностика состояния основных сенсорных систем  
Итого: 18 часов

Содержание дисциплины «Психология младшего школьника»

Содержание дисциплин с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Тема 1. Младший школьный возраст в системе возрастной периодизации психического развития. Место и значение младшего школьного возраста в аспекте различных направлений психологических исследований. Когнитивные теории об особенностях развития интеллекта ребенка 7 – 10 лет. Поведенческие теории развития психики: расширение репертуара поведения от 7 до 10 лет. Психофизическое и психосоциальное развитие младших школьников в аспекте психоаналитического подхода. Гуманистически ориентированный подход: особенности самоактуализации в младшем школьном возрасте. Деятельностный подход к изучению младшего школьного возраста: периодизация Д.Б. Эльконина.          
2. Тема 2. Готовность ребенка к школьному обучению. Структура изучения и формирования готовности ребенка к школьному обучению. Психофизиологическая готовность детей к школе, анатомо-физиологические предпосылки развития младших школьников. Интеллектуальная готовность к обучению в школе (общая осведомленность детей, сформированность начальных учебных умений, развитие основных познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие связной речи). Личностная готовность к школе: формирование у детей стремления к новой социальной позиции (позиции школьника), развитие положительной мотивации учения, готовность принимать и выполнять требования учителя, коммуникативные умения. Возможности диагностики различных направлений готовности ребенка к школьному обучению. Проблема готовности ребенка к обучению в средней школе.          
3. Тема 3. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников. Понятие адаптации и дезадаптации к школьному обучению. Основные проявления и сроки адаптации первоклассников к учебному процессу. Основные проявления дезадаптации младших школьников. Группы детей с различной выраженностью адаптации к школе. Основные группы причин школьной дезадаптации. Анатомо-физиологические, интеллектуальные и личностные особенности детей, специфика семейного воспитания и проблемы деятельности и личности учителя как возможные факторы школьной дезадаптации. Характеристика процесса адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.          
4. Тема 4. Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста. Игровая деятельность дошкольника и основное новообразование дошкольного детства (стремление к новой социальной позиции) как предпосылки развития в младшем школьном возрасте. Изменение условий развития ребенка в связи с поступлением в школу: особенности познания, общения и труда как факторов развития в младшем школьном возрасте. Развитие личности младшего школьника: доверчивость, исполнительность, реактивность, подражательность как личностные свойства, основные потребности ребенка младшего школьного возраста (игровые, двигательные, потребность в новых впечатлениях, познавательные потребности), развитие самосознания и самооценки. Учебная деятельность младших школьников как ведущий вид деятельности. Значение и возможности учебной деятельности для развития возрастных новообразований. Основные новообразования младших школьников: произвольность, рефлексия и внутренний план действий. Новообразования младших школьников как условие перехода к подростковому возрасту. Постепенная смена ведущего вида деятельности к 10-11 годам.          
5. Тема 5. Интеллектуальное развитие младших школьников. Возрастная специфика психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Возрастные характеристики внимания младших школьников, перспективы и предпосылки развития произвольного внимания. Восприятие в младшем школьном возрасте, его низкая произвольность и слабая дифференцированность. Возрастные закономерности развития памяти младших школьников. Особенности и возможности развития логических приемов запоминания. Мышление младших школьников, его наглядно-образный характер. Развитие речи в младшем школьном возрасте, диалогический характер речи детей, возможности развития связной монологической речи. Письменная речь – новый вид речи младших школьников. Возрастные особенности воображения детей. Цели диагностики развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Возможности целенаправленного развития познавательных процессов младших школьников в работе учителя.          
  Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет. Анатомо-физиологические предпосылки развития эмоциональной сферы детей. Возрастные особенности проявления эмоций. Различение эмоций. Развитие чувств. Взаимосвязь эмоциональной и волевой стороны развития личности детей. Психофизиологические предпосылки развития волевых компонентов поведения, произвольность как основное новообразование младших школьников.          
7. Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте. Проявление акселерации в младшем школьном возрасте: внутригрупповая и межгрупповая акселерация Проявление половозрастных различий в поведении и учебной деятельности младших школьников. Межполушарная функциональная асимметрия у детей. Значение биологических и социокультурных факторов в психическом развитии левшей. Индивидуальные различия в развитии анализаторов у детей: ведущие каналы приема и переработки информации. Их учет в процессе начального обучения. Проявления одаренности и отставания в темпах психического развития в начальной школе. Девиантное поведение младших школьников (проявление агрессии, тревожности, стойкие нарушения дисциплины, игровая и компьютерная зависимость).            
  Всего          
             

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
Тема 1, 4 Защита тематической презентации
Тема 2, 3 Ролевая игра
Тема 5 Защита подборки развивающий упражнений
Тема 7 Групповая дискуссия

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часы
Тема 1. Младший школьный возраст в системе возрастной периодизации психического развития Тематическая презентация  
Тема 2. Готовность ребенка к школьному обучению. Составление кейса диагностических методик, подготовка к ролевой игре  
Тема 3. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников   Составление кейса диагностических методик, подготовка к ролевой игре  
Тема 4. Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста Тематическая презентация  
Тема 5. Интеллектуальное развитие младших школьников.   Составление психологической характеристики познавательных процессов, подборка диагностических методик и развивающих упражнений  
Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет.   Составление психологической характеристики эмоционально-волевого развития младшего школьника, подборка диагностических методик  
Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте.   Тематические сообщения, подготовка к групповой дискуссии  
Итого:  

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часы
  Тема 2, 3. Готовность ребенка к школьному обучению. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников. Составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей  
  Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет.   подборка развивающих упражнений  
  Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте.   Составление библиографии  
Итого:  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...