Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплина по выбору: Комплексная оценка уровня развития младшего школьника




Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Комплексная диагностика и ее задачи. Комплексная оценка, определение, подходы к комплексной оценке младшего школьника. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диагностический комплект Н. Я. Семаго, М. М. Семаго     -    
2. Диагностика уровня умственного развития. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене Э. Ф, тест «Цветные матрицы Равена», диагностический комплекс Ясюковой Л.А.     -    
3. Диагностика когнитивных способностей. Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной. Диагностика речевого развития.     -    
4. Диагностика моторики и пространственной ориентации. Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей. Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер     -    
  Круглый стол с обсуждением интегративных докладов          
Итого:     -    

Интерактивные формы занятий [3]:

№ темы[4] Формы
Тема №1-6 Групповая дискуссия «Комплексная оценка за и против» Круглый стол с обсуждением интегративных докладов
   

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Комплексная диагностика и ее задачи.   Подготовка к практическим занятиям, конспектирование работ по теме  
2. Диагностика уровня умственного развития. Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме  
3. Диагностика когнитивных способностей. Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме  
4. Диагностика моторики и пространственной ориентации. Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме  
  Круглый стол с обсуждением интегративных докладов Подготовка докладов по интегративным темам  
Итого: 20часов

 

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Тема 1-6 Подготовка резюме параграфа учебника по психофизиологии  
Итого: 4 часа

Содержание дисциплины «Основы диагностики ребенка младшего школьного возраста»

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Тема 1. Организация диагностического обследования младших школьников. Специфика организации индивидуального и группового обследования младших школьников. Особенности оформления результатов обследования, формулирования заключения и рекомендаций.          
2. Тема 2. Диагностика познавательного развития младшего школьника Диагностика общего и невербального интеллектуального развития учащихся. Особенности вербального интеллектуального развития учащихся. Оценка уровня осведомленности ребенка. Исследования особенностей развития психических функций. Исследования развития отдельных видов памяти (зрительно-пространственной, символической, слухоречевой, слуховой, опосредованного запоминания). Исследование внимания и его свойств.          
3. Тема 3. Диагностика эмоционально-личностного развития младшего школьника Изучение эмоционально-личностных особенностей развития ребенка. Исследование самооценки ребенка. Исследование уровня притязаний, личностной тревожности. Изучение фрустрационных реакций. Изучение особенностей мотивационной сферы ребенка. Проективные тесты в оценке личностных свойств и качеств. Исследование самооценки ребенка. Исследование уровня притязаний, личностной тревожности.          
  Тема 4. Диагностика социального развития младшего школьника. Психодиагностика социальных отношений в группе сверстников. Диагностика отношений в системе ребенок-взрослый. Диагностика отношений с учителей и детско-родительских отношений.          
  Итого:          

 

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часы***
  Тема 1. Организация диагностического обследования младших школьников. Изучение научно-методической литературы, подборка научно-методических статей  
  Тема 2. Диагностика познавательного развития младшего школьника Изучение научно-методической литературы, создание банка диагностических методик. Анализ материалов эмпирического исследования.  
  Тема 4. Диагностика социального развития младшего школьника. Изучение научно-методической литературы, создание банка диагностических методик. Анализ материалов эмпирического исследования.  
Итого:  

Содержание вариативной (необязательной) составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Содержание работы Количество времени, часы
1. Аннотирование Интернет-источников  
2. Написание психолого-педагогического эссе  

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:

а) основная литература:

1. Волков, Б. С. Психология возраста: от младшего школьника до старости: логические схемы и таблицы: [учебное пособие по педагогическим специальностям]/Б. С. Волков. -Москва:Владос, 2013. - 511 с

2. Крайг, Г. Психология развития/ Грэйс Крайг, Дон Бокум; науч. ред. пер. на рус. яз. канд. психол. наук, доц. Т. В. Прохоренко; [пер. с англ. А. Маслов, О. Орешкина, А. Попов]. - СПб. [и др.]:Питер, 2011. - 939 с.

3. Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития. — М.: ФЛИНТА, 2011. — 216 с. – ISBN 978-5-89349-759-5

4. Скрыльникова Л.П.; Сивак Л.Г.; Богомягкова О.Н. Детская психология. 2-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2014.- 104с.

5. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 307 с. – ISBN 978-5-89349-840-0

6. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М.:Юрайт, 2012

7. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. СПб.: Питер, 2013.

8. Зверева Н. В. Клиническая психология для детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/Н. В. Зверева, Т. Г. Горячева. -Москва:Академия, 2013. - 272 с.

9. Каменская В. Г.Детская психология с элементами психофизиологии: /В. Г. Каменская. -М.:Форум, 2014. - 287 с.

10. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: [учебное пособие]/Ю. В. Микадзе. - СПб.:Питер, 2014. - 288 с.

б) дополнительная литература:

1.Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 159с.

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2005

3.Педагогическая психология [Текст]: хрестоматия / сост.: В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина.- СПб.: Питер, 2006.

4.Агаджанян Н.А., Власова И.Г.. Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека. - М., 2005

5.Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. СПб: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

6.Медведев В. Анатомия и психология человека. - СПБ.; Издательство СПбГУ.; -2008.

7.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М:ACADEMA, 2009.

8.Сапин Н.М., Брыксина З.Г Анатомия человека – М: Просвещение, 2006.

9. Сафиров Г.А. и др. Возрастная анатомия и физиология. М.: Мир,2006.

10. Физиология человека // под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. – М.: Медицина, 2001, в 2-х томах.

11. Физиология человека. / Под ред. В.М. Смирнова. – М., 2001.

12. Герасимов И. Г. Возрастная динамика качества функционирования организма человека (физиология, психофизиология, биохимия, цитология) //

13. Пробл. старения и долголетия. – 2011. – 20, № 1. – С. 25—34.

14. http://www.geront.kiev.ua/psid-2010/2011_1.pdf

15. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов/Т. Г. Визель. -Москва:В. Секачев, 2014. - 262, [1] с.

16. Мандель Б.Р. Возрастная психология: учебное пособие/Б. Р. Мандель. -Москва:Вузовский учебник, 2014. - 350, [1] с.

17. Николлс Дж. Г., Мартин А.Р., Валлас Б. Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу.М.: Либроком, 2012.

18. Свааб Д, Мы - это наш мозг. М.:Изд-во И. Лимбаха, 2012.

19. Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. – СПб.: ПИТЕР. – 2006. – 240 с.

20. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

21. Ратанова Т. А. Диагностика умственных способностей детей: учебное пособие. - Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - М.:Флинта, 2010. - 166 с.

22. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005.

23. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка: учебное пособие/под редакцией Т. П. Авдуловой. - Москва:Владос, 2014. - 95 с.

24. Практическая психодиагностика [Текст]: методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Бахрах – М, 2007. – 672 с.

25. Психодиагностика ребенка: учебник для вузов по направлению 050700 Педагогика/В. Г. Каменская, Л. В. Томанов, Драганова О. А.. - М.:Форум, 2011. - 399 с.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):_______________________

1. http://www.recipe.ru/docs/nd/period.php?category=13&type=20 Нормативные документы сайт НИИ физиологии детей и подростков

2. http://www.ort.spb.ru/nesh/educcoop/kardio.htm - 16,916 байт АКЦИЯ "Внимание: шестилетки!"НИИ физиологии детей и подростков, Москва

3. http://psychovyvert.boom.ru/hobby4.html - психологические методики.

4. http://psholog-test.ru –психологические методики.

5. http://vch.narod.ru/– «Психологическая лаборатория». Большая

коллекция тестов (описание + бланки). Сайт создан в помощь студентам психологических, педагогических специальностей.

6. http://www.psylist.net/- сайт для студентов по психодиагностике.

7. http://psy.ru/- Официальный сайт психологического общества России

8. http://www.kid.ru/index021-1.php3

9. http://detochka.ru/articles/list.php?ID=283

10. http://www.womenhealthnet.ru/children/

11. http://www.missfit.ru/mammy/hygiene_baby/

12. http://all-gigiena.ru/gigiena-rebenka

  1. http://www.recipe.ru/docs/nd/period.php?category=13&type=20 Нормативные документы сайт НИИ физиологии детей и подростков

2. http://www.ort.spb.ru/nesh/educcoop/kardio.htm - АКЦИЯ "Внимание: шестилетки!"НИИ физиологии детей и подростков, Москва

3. http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - здоровье и образование

4. http://dob.1september.ru – газета «Школьный психолог»

5. http://www.psihologu.info/ - психология

6. http:// iemcko.narod.ru › 2115.html – сайт практического психолога

7. http://psixischool.blogspot.com › 2009/09/blog-post_25.html – сайт школьной психологической службы

8. http://deti-66.ru › forteachers…parentsteaching – портал по работе с родителями

9. http://dou.ru› - оформление родительского уголка

 

 

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

Модуль Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
«Психология и психофизиология начального образования» http://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС)на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.knigafund.ru/ – – Электронно-библиотечная система «Книгафонд» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.book.ru/ Электронная библиотечная система современной учебной и научной литературы BOOK.ru   Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

 

д) программноеобеспечение:

· MicrosoftOffisWord, MikrosoftOfisPowerPoint.

Материально-техническое обеспечение модуля / дисциплины:

Модуль обеспечен учебной и учебно-методической литературой, компьютерным классом. Для самостоятельной работой студенты могут воспользоваться читальным залом библиотеки и медиа-залом с компьютерным обеспечением и свободным доступом в Интернет.

1. Лекционные занятия:

a. комплект электронных презентаций/слайдов,

b. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …),

c. и т.п.

2. Практические занятия:

a. компьютерный класс,

b. презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …),

c. пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, …),

Краткое содержание аттестации по дисциплине

Аттестация по дисциплинам осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы на основе оценки заданий по каждой теме. При этом оценка сформированных компетенций проводится на основании критериев оценки текущих заданий по каждой теме, сформулированных в технологической карте, а полученные студентом баллы суммируются.

Итоговая аттестация:

Итоговая аттестация проводится по бальной системе путем суммирования баллов набранных студентами в процессе посещения лекций и лабораторных занятий, качества их выполнения, представления самостоятельных работ и результатов контрольных работ по обеим дисциплинам.

Осуществляется в форме экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по модулю. Экзамен проводится в форме защиты диагностического портфолио по модулю.

 

Оценка компетенций, сформированных по модулю:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
ОК- 5 Д.1. Групповая дискуссия «Роль анатомо-физиологических знаний в работе педагога начальной школы»; работа в группах по составлению памяток Д.2. Групповая дискуссия, групповая игра
ОК - 6 Д.1. Составление глоссария, аннотация Интернет источников, проведение самодиагностики Д.2. Составление психологической характеристики школьника, написание эссе Д/В Подготовка тематического сообщения
ОПК-2 Д.2. и Д/В Разработка диагностического кейса, Составление психологической характеристики школьника
ОПК-3 Д.2. и Д/В Разработка диагностического кейса, Составление психологической характеристики школьника
ОПК -6 Д.1. Тема 6. Дискуссия по теме фильма «Первая медицинская помощь»
ОПК-11 Д.2. и Д/В Проведение сопоставительного исследования 2-х младших школьников

 

 

Разработчики:

кафедра возрастной психологии и педагогики семьи   д.психол.наук, профессор д. биол наук, профессор к. пс. наук, доцент, к.пс.н., доцент       И.Е.Мельникова Е.И.Николаева С.Н.Никифорова Т.В.Александрова
Кафедра ПНОи ХРРР   канд. пс. наук, доцент       С.А.Котова
РГПУ им.Герцена Институт детства   канд. пс. наук, доцент канд. пс. наук, доцент           А.А.Денисова В.А.Тургель    

Эксперты:

             
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
             
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

 


[1] Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т.п. и т.д.

[2] Для программы модуля указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, №4/3 — Дисциплина №4, тема №3.

[3] Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т.п. и т.д.

[4] Для программы модуля указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, №4/3 — Дисциплина №4, тема №3.

*** В соответствии с ФГОС количество времени, отводимое на самостоятельную работу студентов, составляет не менее 60% от общей трудоемкости дисциплины у бакалавров,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...