Понятие мировоззрения и исторические формы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Наука в системе культуры Чернова Светлана Александровна Наука – специфическая творческая деятельность людей. Субъект – носитель сознательной целенаправленной деятельности (человек, учёный). Объект – все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта (явления, сущности, законы, случайности мега-микро-макромиров). Средства – способы действия и орудия для осуществления какой-либо деятельности (законы мышления, различная пассивная техника). Формы научного знания – научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира. 17 век – наука формируется как социальный институт, отделение науки от философии. Наука формируется в обществе, она является продуктом об-ва и выполняет социальные функции: 1. Познавательная Характеризует вид деятельности, направленный на получение нового знания 2. Практическая Характеризует применение научного знания на практике. Нормы очерчивают круг допустимого, возможного поведения в рамках данного социального института. Главной позитивной санкцией в науке является признание коллег (современников и последующих поколений). Взаимоотношения между наукой и обществом можно представить как взаимообмен. Наука получает поддержку со стороны общества, предлагая обществу то, что ему необходимо. Общественная поддержка науки проявляется в разных формах, по средствам чего наука получает ресурсы: финансовые (для научных исследований), материальные (здания, материалы, земля), интеллектуальные (новые поколения учёных).Наука даёт обществу знания (о строении вещества и тд). Учёные, занимаясь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства, но и формируют интеллектуальный потенциал общества.
Уровни научного познания 1. Эмпирический Характеризуются непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне собирается первичная информация об объекте. Методы: -Наблюдение: процесс восприятия окружающей действительности. Субъект пассивен, деятельность заключается в описании увиденного. -Измерение: снятие количественных характеристик изучаемого объекта. Субъект может отсутствовать, если имеется автоматическая система. - Эксперимент: создание искусственных условий. Субъект активен.
2. Теоретический Связан с объяснением, истолкованием, созданием теоретических гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов. Методы: -Формализация: использование специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать вместо этого некоторым множеством символов. - Абстрагирование: мысленное отвлечение от каких-то свойств изучаемого объекта, с одновременным выделением одной или нескольких сторон изучаемого объекта. - Обобщение: процесс установления общих свойств и признаков предмета. - Идеализация: образование абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в действительности. - Моделирование: исследование объектов путём воспросизводства их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности. - Восхождение об абстрактного к конкретному: движение научной мысли от исходной абстракции, через последовательные этапы углубления и расширения знаний к результату. Способ научного мышления Этапы: 1.Постановка проблемы. Проблема (задача, трудность вопроса). Научное знание всегда начинается и сопровождается решением проблемы. Знание становится проблемой тогда, когда в нём обнаруживается незавершённость, бессистемность (несоответствие между теорией и практикой).
Постановка проблемы является исходным этапом, эта процедура протекает в сознании субъекта, поэтому постановка проблемы связана с определённой познавательной активностью субъекта. Содержание проблемы необходимо зафиксировать в форме вопроса. 2.Подбор методов. Метод (путь, подход,способ познания). Метод – всякое знание, воздействующее на содержание проблемы. С целью её разрешения. Классификация по категориям: 1) По уровню познания (эмпирический, теоретичекий) 2) По точности предсказания (стохастическое, вероятно-статистичекое, детерминистическое) 3) По функциям (объяснение. Предсказание, систематизация) 4) По конкретным областям исследования (физические, биологические, социальные и тд). При формировании метода необходимо учитывать следующие его компоненты: 1. Теория – какое-либо обобщённое знание. 2. Мыслительные операции – различные интеллектуальные воздействия. 3. Правила мышления – выводы некоторых теорий. Формирование метода является сложным процессом. Этапы: 1.Метод подбирается под проблему. 2.Интуитивная догадка. 3.Эвристическое творчество.
3.Применение метода к проблеме. Означает решение проблемы. Когда метод подобран, начинается этап, для которого не важно как он был подобран, стереотипно, традиционно или творчески, важно, что по отношению к проблеме, метод должен выполнять инструментальную функцию. 4.Оценка и обоснование результата. В науке сложилась система оценок, в отношение того, что можно считать научным знанием. Научное знание должно обладать следующими признаками: - Необходимо внутренняя логическая непротиворечимость - Рациональная связь с другими элементами знания - Теоретическая доказательность -Эмпирическая проверяемость.
Научная картина мира НКР - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.
- Начало научных представлений относят к 6 веку до н.э. – время рабовладельческого общества. В котором обращение к физическому труду наказывалось призрением, поэтому природа исследовалась силой разума. Научные обобщения строились на наблюдениях, эксперимент был запрещён, существовало много вымышленного, фантастического, далёкого от действительного понимания мира.
- 14 века - время существования механической картины мира. Период развития феодального общества. Наряду с земледелием появляется ремесл-во. Мануфактура, их рост способствует возникновению новой науки, опирающейся на эксперимент. В этот период открыты и исследованы законы механики.
- 18 век – промышленный переворот в Англии и буржуазной революции во Франции. Начало рассвета капитализма. С развитием техники появляются новые отрасли знания и формируется новая электромагнитная картина мира.
- начало 20 века – квантово-релятивистская картина мира. -50 годы 20 века. Основа современной картины мира является синергетика.
На данном этапе выделяют принципы построения научной картины миры: -системность -глобальный эволюционизм -историчность -самоорганизация (способность к самоусложнению, созданию упорядоченных структур в ходе эволюции).
Научные революции
Научная революция – специфическое явление, возникающее только в определеннее периоды развития науки, как средство разрешения её внутренних противоречий. Черты: 1.Необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала. 2.Возниконовение кризисных ситуаций. 3.Кореное изменение господствующих представлений о мире.
Типы научных революций: 1.Частные. Микрореволюция, затрагивающая одну область знания. 2.Комплексная. Затрагивает ряд областей знания. 3.Глобальная Всеобщая. Радикально меняющая основание науки, изменяющая мировоззрение людей. При определении типа НР необходимо учитывать следующие условия: -Масштаб НР -Глубину переворота фундаментальных теорий -Открытие новых фундаментальных законов -Формирование общей картины мира -Выработку нового типа мышления -Исторический период развития науки -Сопровождающие НР социальные и экономические преобразования.
Формирование гипотез Сталкиваясь с новыми объектами или явлениями в науке, процесс познания начинается с выдвижения предположений о свойстве неизвестных объектов, их структуре, взаимосвязях. Так возникает гипотеза. Под гипотезой мы подразумеваем любое предположение, допущение, предсказание, догадку, истинность которых остаётся неизвестной и которая служит для предварительного объяснения и предсказания новых явлений. Для устранения противоречий между новыми фактами и старыми теоретическими разработками. Особенность гипотезы – в её предположительном характере.
Виды гипотез: 1. Общие – предположение о всём классе изучаемых объектов. 2. Частные – выражают предположение о некоторой части изученных объектов 3. Единичные – говорят о конкретных отдельных явлениях или объектах. Специфические требования к научным гипотезам: 1.Релевантность: отношение гипотезы к фактам, на которые она опирается. 2.Совместимость гипотез с существующим научным знанием. 3.Проверяемость гипотезы.
Понятие мировоззрения и исторические формы Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющий общее видение, понимания мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения и действия людей. Основной структурный элемент – знание. Мировоззренческое знание не только отражает, но и истолковывает, интерпретирует, объясняет явление действительности. Формируется на основе разнообразных представлений о природе, обществе, человеке и их взаимоотношениях. В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире, выделяют 2 типа мировоззрения: 1.Обыденное. Отношение людей к природе и обществу, формируемое стихийно, повседневным образом жизни. 2.Теоретическое (научное). Формируется на основе философского обобщения, полученных наукой данных.
Исторические формы мировоззрения: 1.Мифология (предание) – форма осознания осмысливания общественного бытия первобытным человеком. Это самая древняя, неразвитая форма общественного сознания. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязывались в единую картину мира, сочетающую реальность и фантазию естественную и сверхъестеств. Основные циклы: -космогонические мифы (мифы о происхождении Вселенной) -антропогонические (о происхождении человека и общества) -мифы о культурных героях -эсхатологические (о конце света) 2.Религия (благочестие) – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний мир и мир земной.
Одним из определяющих элементов – вера. Вера в сверхъестественное, в Бога-творца и в личное бессмертие. Социальные корни возникновения религии связаны с условиями общественного бытия человека, сложившегося на данном этапе развития, из которого человек не может выбраться самостоятельно. Гносеологические корни связаны с определённым уровнем сознания человека, с появлением абстрактного мышления, человек учится представлять что-то в своих фантазиях. Возникновение религии связано с недостаточностью знаний, накопленных к тому времени. Психологические корни связаны с тем, что человек во многих случаях оказывался бессильным перед природой, что вызывало страх и побуждало к поиску средств. 3.Философия. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания, философская мысль представляла собой новый тип миропонимания на основе разума и интеллекта. Появление философии было частью великого культурного переворота в Древней Греции. В древнегреческой философии был схвачен и передан ценный момент – познание само по себе недостаточно, неполноценно, оно является одной из функций культуры и приобретает смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить и использовать. Мудрость – это стремление, это поиск, который требует напряжение ума и духовных сил человека. Философы размышляют не только о мире в целом, их внимание привлекают такие значимые элементы как: человек, познание, общество и его история в общем плане. Философия – это форма познания мира, это система взглядов. Главная задача философии – ставить нестандартные проблемы, для которых нет программ. Философия науки Сформировалась в 19 веке на стыке самой науке, её истории и философии. Изучает науку как познавательную деятельность. Она пытается понять, что такое наука, в чём специфика научного знания, методов науки. Как развивается наука, как получает свои результаты. Прежде чем преступить к исследованию науки и отвечать на вопросы относительно научного знания, исследователь должен иметь представление о том, что такое человеческое познание, какова его природа, социальные функции, его связь с производственной деятельностью и тд. Ответы на эти вопросы предлагает философия, причём разные философские направления предлагают различные ответы. Поэтому каждый философ науки опирается на ту или иную философскую систему. Каждый философ науки избирает для изучения и анализа отдельные научные дисциплины, отдельные научные теории. Представители философии науки могут ориентироваться на различные философские направления и в своих исследованиях опираться на разные научные дисциплины, поэтому они часто приходят к выработке сильно отличающихся представлений науки. Первым философ науки – Аристотель. Он создал формальную логику, как инструмент рационального научного рассуждения. Проанализировал и классифицировал различные виды знания. Разграничил философию, математику, науку о природе и теоретическое знание о человеке, отличил от всего этого практическое знание и практический здравый смысл. У Аристотеля можно найти представление о том, как нужно правильно строить научное исследование и излагать его результаты. Этапы: 1.Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемы практикой. 2.Чёткая постановка проблемы 3.Выдвижение собственного решения, гипотезы 4.Обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращение к данному наблюдению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|