Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие мировоззрения и исторические формы




Наука в системе культуры

Чернова Светлана Александровна

Наука – специфическая творческая деятельность людей.

Субъект – носитель сознательной целенаправленной деятельности (человек, учёный).

Объект – все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта (явления, сущности, законы, случайности мега-микро-макромиров).

Средства – способы действия и орудия для осуществления какой-либо деятельности (законы мышления, различная пассивная техника).

Формы научного знания – научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира.

17 век – наука формируется как социальный институт, отделение науки от философии.

Наука формируется в обществе, она является продуктом об-ва и выполняет социальные функции:

1. Познавательная

Характеризует вид деятельности, направленный на получение нового знания

2. Практическая

Характеризует применение научного знания на практике.

Нормы очерчивают круг допустимого, возможного поведения в рамках данного социального института. Главной позитивной санкцией в науке является признание коллег (современников и последующих поколений). Взаимоотношения между наукой и обществом можно представить как взаимообмен. Наука получает поддержку со стороны общества, предлагая обществу то, что ему необходимо. Общественная поддержка науки проявляется в разных формах, по средствам чего наука получает ресурсы: финансовые (для научных исследований), материальные (здания, материалы, земля), интеллектуальные (новые поколения учёных).Наука даёт обществу знания (о строении вещества и тд). Учёные, занимаясь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства, но и формируют интеллектуальный потенциал общества.

Уровни научного познания

1. Эмпирический

Характеризуются непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне собирается первичная информация об объекте.

Методы:

-Наблюдение: процесс восприятия окружающей действительности. Субъект пассивен, деятельность заключается в описании увиденного.

-Измерение: снятие количественных характеристик изучаемого объекта. Субъект может отсутствовать, если имеется автоматическая система.

- Эксперимент: создание искусственных условий. Субъект активен.

 

2. Теоретический

Связан с объяснением, истолкованием, созданием теоретических гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов.

Методы:

-Формализация: использование специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать вместо этого некоторым множеством символов.

- Абстрагирование: мысленное отвлечение от каких-то свойств изучаемого объекта, с одновременным выделением одной или нескольких сторон изучаемого объекта.

- Обобщение: процесс установления общих свойств и признаков предмета.

- Идеализация: образование абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в действительности.

- Моделирование: исследование объектов путём воспросизводства их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.

- Восхождение об абстрактного к конкретному: движение научной мысли от исходной абстракции, через последовательные этапы углубления и расширения знаний к результату.

Способ научного мышления

Этапы:

1.Постановка проблемы.

Проблема (задача, трудность вопроса). Научное знание всегда начинается и сопровождается решением проблемы. Знание становится проблемой тогда, когда в нём обнаруживается незавершённость, бессистемность (несоответствие между теорией и практикой).

Постановка проблемы является исходным этапом, эта процедура протекает в сознании субъекта, поэтому постановка проблемы связана с определённой познавательной активностью субъекта. Содержание проблемы необходимо зафиксировать в форме вопроса.

2.Подбор методов.

Метод (путь, подход,способ познания). Метод – всякое знание, воздействующее на содержание проблемы. С целью её разрешения.

Классификация по категориям:

1) По уровню познания (эмпирический, теоретичекий)

2) По точности предсказания (стохастическое, вероятно-статистичекое, детерминистическое)

3) По функциям (объяснение. Предсказание, систематизация)

4) По конкретным областям исследования (физические, биологические, социальные и тд).

При формировании метода необходимо учитывать следующие его компоненты:

1. Теория – какое-либо обобщённое знание.

2. Мыслительные операции – различные интеллектуальные воздействия.

3. Правила мышления – выводы некоторых теорий.

Формирование метода является сложным процессом.

Этапы:

1.Метод подбирается под проблему.

2.Интуитивная догадка.

3.Эвристическое творчество.

 

3.Применение метода к проблеме.

Означает решение проблемы. Когда метод подобран, начинается этап, для которого не важно как он был подобран, стереотипно, традиционно или творчески, важно, что по отношению к проблеме, метод должен выполнять инструментальную функцию.

4.Оценка и обоснование результата.

В науке сложилась система оценок, в отношение того, что можно считать научным знанием. Научное знание должно обладать следующими признаками:

- Необходимо внутренняя логическая непротиворечимость

- Рациональная связь с другими элементами знания

- Теоретическая доказательность

-Эмпирическая проверяемость.

 

Научная картина мира

НКР - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

 

- Начало научных представлений относят к 6 веку до н.э. – время рабовладельческого общества. В котором обращение к физическому труду наказывалось призрением, поэтому природа исследовалась силой разума. Научные обобщения строились на наблюдениях, эксперимент был запрещён, существовало много вымышленного, фантастического, далёкого от действительного понимания мира.

 

- 14 века - время существования механической картины мира. Период развития феодального общества. Наряду с земледелием появляется ремесл-во. Мануфактура, их рост способствует возникновению новой науки, опирающейся на эксперимент. В этот период открыты и исследованы законы механики.

 

- 18 век – промышленный переворот в Англии и буржуазной революции во Франции. Начало рассвета капитализма. С развитием техники появляются новые отрасли знания и формируется новая электромагнитная картина мира.

 

- начало 20 века – квантово-релятивистская картина мира.

-50 годы 20 века. Основа современной картины мира является синергетика.

 

На данном этапе выделяют принципы построения научной картины миры:

-системность

-глобальный эволюционизм

-историчность

-самоорганизация (способность к самоусложнению, созданию упорядоченных структур в ходе эволюции).

 

Научные революции

 

Научная революция – специфическое явление, возникающее только в определеннее периоды развития науки, как средство разрешения её внутренних противоречий.

Черты:

1.Необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала.

2.Возниконовение кризисных ситуаций.

3.Кореное изменение господствующих представлений о мире.

 

Типы научных революций:

1.Частные. Микрореволюция, затрагивающая одну область знания.

2.Комплексная. Затрагивает ряд областей знания.

3.Глобальная Всеобщая. Радикально меняющая основание науки, изменяющая мировоззрение людей.

При определении типа НР необходимо учитывать следующие условия:

-Масштаб НР

-Глубину переворота фундаментальных теорий

-Открытие новых фундаментальных законов

-Формирование общей картины мира

-Выработку нового типа мышления

-Исторический период развития науки

-Сопровождающие НР социальные и экономические преобразования.

 

Формирование гипотез

Сталкиваясь с новыми объектами или явлениями в науке, процесс познания начинается с выдвижения предположений о свойстве неизвестных объектов, их структуре, взаимосвязях. Так возникает гипотеза.

Под гипотезой мы подразумеваем любое предположение, допущение, предсказание, догадку, истинность которых остаётся неизвестной и которая служит для предварительного объяснения и предсказания новых явлений. Для устранения противоречий между новыми фактами и старыми теоретическими разработками.

Особенность гипотезы – в её предположительном характере.

 

Виды гипотез:

1. Общие – предположение о всём классе изучаемых объектов.

2. Частные – выражают предположение о некоторой части изученных объектов

3. Единичные – говорят о конкретных отдельных явлениях или объектах.

Специфические требования к научным гипотезам:

1.Релевантность: отношение гипотезы к фактам, на которые она опирается.

2.Совместимость гипотез с существующим научным знанием.

3.Проверяемость гипотезы.

 

 

Понятие мировоззрения и исторические формы

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющий общее видение, понимания мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Основной структурный элемент – знание.

Мировоззренческое знание не только отражает, но и истолковывает, интерпретирует, объясняет явление действительности. Формируется на основе разнообразных представлений о природе, обществе, человеке и их взаимоотношениях. В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире, выделяют 2 типа мировоззрения:

1.Обыденное.

Отношение людей к природе и обществу, формируемое стихийно, повседневным образом жизни.

2.Теоретическое (научное).

Формируется на основе философского обобщения, полученных наукой данных.

 

Исторические формы мировоззрения:

1.Мифология (предание) – форма осознания осмысливания общественного бытия первобытным человеком. Это самая древняя, неразвитая форма общественного сознания. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязывались в единую картину мира, сочетающую реальность и фантазию естественную и сверхъестеств.

Основные циклы:

-космогонические мифы (мифы о происхождении Вселенной)

-антропогонические (о происхождении человека и общества)

-мифы о культурных героях

-эсхатологические (о конце света)

2.Религия (благочестие) – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний мир и мир земной.

Одним из определяющих элементов – вера. Вера в сверхъестественное, в Бога-творца и в личное бессмертие.

Социальные корни возникновения религии связаны с условиями общественного бытия человека, сложившегося на данном этапе развития, из которого человек не может выбраться самостоятельно.

Гносеологические корни связаны с определённым уровнем сознания человека, с появлением абстрактного мышления, человек учится представлять что-то в своих фантазиях.

Возникновение религии связано с недостаточностью знаний, накопленных к тому времени.

Психологические корни связаны с тем, что человек во многих случаях оказывался бессильным перед природой, что вызывало страх и побуждало к поиску средств.

3.Философия.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания, философская мысль представляла собой новый тип миропонимания на основе разума и интеллекта. Появление философии было частью великого культурного переворота в Древней Греции. В древнегреческой философии был схвачен и передан ценный момент – познание само по себе недостаточно, неполноценно, оно является одной из функций культуры и приобретает смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.

Мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить и использовать. Мудрость – это стремление, это поиск, который требует напряжение ума и духовных сил человека.

Философы размышляют не только о мире в целом, их внимание привлекают такие значимые элементы как: человек, познание, общество и его история в общем плане.

Философия – это форма познания мира, это система взглядов. Главная задача философии – ставить нестандартные проблемы, для которых нет программ.

Философия науки

Сформировалась в 19 веке на стыке самой науке, её истории и философии.

Изучает науку как познавательную деятельность. Она пытается понять, что такое наука, в чём специфика научного знания, методов науки. Как развивается наука, как получает свои результаты.

Прежде чем преступить к исследованию науки и отвечать на вопросы относительно научного знания, исследователь должен иметь представление о том, что такое человеческое познание, какова его природа, социальные функции, его связь с производственной деятельностью и тд. Ответы на эти вопросы предлагает философия, причём разные философские направления предлагают различные ответы. Поэтому каждый философ науки опирается на ту или иную философскую систему. Каждый философ науки избирает для изучения и анализа отдельные научные дисциплины, отдельные научные теории. Представители философии науки могут ориентироваться на различные философские направления и в своих исследованиях опираться на разные научные дисциплины, поэтому они часто приходят к выработке сильно отличающихся представлений науки.

Первым философ науки – Аристотель.

Он создал формальную логику, как инструмент рационального научного рассуждения. Проанализировал и классифицировал различные виды знания. Разграничил философию, математику, науку о природе и теоретическое знание о человеке, отличил от всего этого практическое знание и практический здравый смысл. У Аристотеля можно найти представление о том, как нужно правильно строить научное исследование и излагать его результаты.

Этапы:

1.Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемы практикой.

2.Чёткая постановка проблемы

3.Выдвижение собственного решения, гипотезы

4.Обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращение к данному наблюдению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...