Основные этапы развития науки как социального института
1.Ювенильный период (Средние века). Становление дисциплинарной науки нс основе создания университета.
2.Романтический период (Новое время). Потому что знание – сила, утверждал Ф. Бэкон, наука станет плодоносной и решит все проблемы. Чтобы создать новую науку, необходимы: -правильный метод, индуктивно-экспериментальный -мудрое управление наукой -согласие в работе Суть нового периода выражает конфликт между наукой и теологией. Следствие конфликта – появление, наряду с университетами, академий. В 1560 году появляется Академия тайн природы в Неаполе, в 1603 Академия Линчеи, Флоренция в 1657 году Академия Дельчименто и тд. Происходит разделение философии и науки. Новые философские направления. Новые научные дисциплины: биология, химия и тд. Идеал учёного – учёный энциклопедист. 3.Классический период (18-19 века) Приходится на время зрелого капитализма, в промышленности переход к крупному машинному производству, возрастает свободная конкуренция, растёт пролетариат, обостряются классовые противоречия. Наука превращается в идеологию. Учёные расстаются с романтическими иллюзиями, идеологией науки Бэкона. Учёные пропагандируют в этот период образ светоносной науки и самоценности научной истины. Большое значение приобретают научные исследования. В этот период наука переходит от фазы собирания и накопления отдельных фактов к созданию фундаментальных теорий, отражающих связи в живой и неживой природе. Активно развивается естествознание. Развитие математики. На классическом этапе окончательно закрепляется организация науки по дисциплинарному принципу – вместо одной науки, названной Бэконом естественной философией, возникает множество специальных наук и появляются учёные специалисты.
Происходит реформа образования в университетах, возникают политехнические институты. Уже в 18 веке возникли новые формы организации научной деятельности в области техники, прежде всего, инженерные сообщества и высшие технические школы, а академии наук сконцентрировались на фундаментальных научных проблемах. 4.Постнеклассический период (2 половина 19 – 20 век) Характеристики: - широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития систем любой природы. В связи с этим более укрепляется представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределённого.
- укрепление парадигмы целостности, то есть осознание необходимости глобального, всестороннего взгляда на мир. Проявляется в целостности общества, биосферы, ноосферы (сфера разума), мироздания. Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он является частью, познающей целое. В формировании нового видения понимания природы. Природа всё чаще рассматривается как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определённых границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к её переходу в качественно иное состояние, которое может вызвать необратимое разрушение целостности системы. Здесь уже центральное место занимает принцип органической целостности, применительно и ко всей природы и к её различным подсистемам (организм, вид, биоценоз, биогеоценоз). Для начала 21 века характерной является закономерность в том, что усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства (методы синергетики в гуманитарные науки). При выходе частных наук за пределы, оставленной классической культурой запада, учёные всё чаще обращаются к традициям восточного мышления и его методам.
- укрепление, всё более широкое применение идеи коэволюции, то есть взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.
- стремление построить общенаучную картину мира, на основе принципов глобального эволюционизма, объединяющих в единое целое, идей системного и эволюционного подхода.
- изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов к его изучению. Объектом современной науки становятся так называемые человекоразмерные системы (объекты экологии, включая биосферу, медико-биологические объекты, объекты биотехнологий, системы человек-машина). Изменение характера объекта исследования ведёт к изменению подходов и методов исследования. Если на предшествующих этапах, наука была ориентирована на достижения сужающегося изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы и междисциплинарные исследования.
- соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Соединение ведёт к трансформации идеала (ценностно-нейтрального исследования – объективно истинное объяснение и описание, применительно к человекоразмерным объектам не только допускает, но и предполагает включение ценностных факторов в объяснение). Развитие современной науки показывает, что независимо от наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться, не существует.
- более широкое применение философии, и её методов во всех науках.
- математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Возросло значение вычислительной математики (математическое моделирование).
-методологический плюрализм (множественность), осознание ограниченности, односторонности любой методологии. Сейчас чаще говорят об эстетической стороне сознания. О красоте как об эвристическом принципе, применительно к теориям, концепциям.
Особенность: широкое применение диалектического метода в разных отраслях научного познания.
Коммуникация в науке - это совокупность людей, видов и форм профессионального общения учёных, осуществляющихся с помощью широкого спектра устных, письменных, печатных и электронных средств. Виды: 1)Формальные 2)Неформальные
1)Формальные – официальные регламентированные встречи учёных по какому-либо вопросу (конференции, симпозиумы). Главный способ формальной научной коммуникации – стандартизированные регулярные публикации. 2) Неформальные – неформальные межличностные контакты между учёными (беседы, рукописи, устные доклады на семинарах, научных дискуссиях, научные группы, научные школы).
Циклы коммуникаций. Стадии: 1.Концептуализация – выбор темы исследования и формирования гипотезы. Учёный нуждается в самой свежей информации, по конкретной разработке, в избранной им области, происходит поиск научных контактов. Затем коммуникативная активность снижается. 2.Документация – интерпретация полученных результатов, оформить документально, подтвердить свой приоритет как среди научного сообщества, так и среди широкой общественности.
20. 09
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|