Педагогическая целесообразность программы
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ
Программа ориентирована на детей: 7-9 лет Срок реализации программы: 3 года
Разработчик программы: тренер-преподаватель Спиридонов Д.Н.
Архангельск 2019
Пояснительная записка
Настоящая учебная программа разработана в соответствии с с Федеральным стандартом по виду спорта хоккей с мячом (на основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 07.06.2013г., 329-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Типовой учебно-тренировочной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, под ред. М.А. Годик и др., Москва, 2011. При написании программы учтены основополагающие принципы спортивной тренировки, передовой спортивной практики и современные требования к подготовке спортивного резерва. Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и является основным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивном клубе, содержит методические рекомендации и практические материалы по проведению учебно-тренировочных занятий. В программе последовательно изложено годовое планирование по этапам обучения; определены задачи и средства подготовки; объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; приемные и контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика. В зависимости от подготовленности учащихся тренер может самостоятельно подбирать необходимые средства подготовки. В то же время, если перспективные учащиеся освоили предусмотренный программой материал, тренер может перейти к обучению их техническим приемам, предусмотренным для следующего этапа подготовки. Все цифры, указанные в программе, являются рекомендуемыми. Они отражают желаемые показатели для указанного возраста. При планировании нагрузок педагогу следует ориентироваться на биологический возраст воспитанника и его предварительную подготовленность.
Цель программы — создание и выполнение условий обучения для формирования и гармоничного развития личности, адаптированной к своевременным условиям спортивной жизни посредством обучения официальному игровому виду спорта – хоккею с мячом, с перспективой профориентации для дальнейшей подготовки игроков. Цель настоящей программы конкретизируется в следующих задачах: Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса: • Содействие укреплению здоровья и физического развития, закаливание организма; • Отбор способных к занятиям хоккеем с мячом детей; • Формирование интереса к хоккею с мячом, воспитание черт спортивного характера; • Базовое физическое развитие, построение фундамента ОФП; • Освоение основ техники катания на коньках; • Обучение основным приемам техники игры в хоккей с мячом.
Актуальность программы • Доступность в обучении для всех категорий населения вне зависимости от степени материальной обеспеченности ввиду: • Бесплатной формы обучения; • Отсутствие ограничений по полу и возрасту.
• Международный и российский хоккей с мячом не имеет ограничений по полу и возрасту, что дает возможность участия в официальных соревнованиях по установленным возрастным категориям уже на ранних стадиях подготовки. • Возможность достижения относительно ВЫСОКИХ результатов на ранних стадиях и за короткий период, в отличие от традиционного ледового хоккея, предполагающего наличие особых персональных физических качеств обучаемого, дорогостоящего обучения и более высоких требований к профессиональной подготовке. • Строгие Правила Международного и Российского хоккея с мячом, исключают контакты игроков, приводящие к травмам, что создает благоприятные условия для широкого привлечения контингента обучаемых. • Воплощение в подготовке хоккеистов элементов и систем подготовки по многим любимым и традиционным видам спорта (бадминтон, настольный теннис, легкая атлетика, баскетбол, волейбол и пр.) гармонично развивает физические и интеллектуальные способности обучаемых. • Обучение хоккею с мячом на ранних стадиях образования и воспитания дает знания и навыки в спортивной игровой дисциплине, воспитывает ответственность в коллективе не только за выполнение технических приемов, но и по психологической совместимости, поддерживает нормальное эмоциональное состояние и благополучие обучаемого. • На конкретных приемах практики обучения хоккею с мячом установлено улучшение физического и эмоционального состояния обучаемых, ранее и не помышлявших о занятиях не только хоккеем с мячом, но и другими видами спорта. (По принципу: через спортивную игру - к общему настроению, познанию и развитию своих возможностей) Педагогическая целесообразность программы Заключается в том, что особое внимание уделяется социализации личности в коллективе. Программа направлена не только на развитие у детей мотивации к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие качеств личности, необходимых для общения в коллективе (общительности, эмоциональности, устойчивости, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры.
Основные формы учебно-тренировочной работы – тренировочные и теоретические занятия, участие в соревнованиях и контрольных играх, просмотр и анализ учебных кино- и видеоматериалов, игр команд высокой квалификации, видеозаписей соревнований ведущих команд. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Отличительная особенность Отличительная особенность программы обоснована новым для России официальным игровым видом спорта, вызывающим интерес у широких слоев населения по физической доступности, спортивному азарту и перспективе развития и состоит: - в сравнительно небольшом периоде начального обучения, дающем умения и навыки игры в любительских коллективах без ограничения возраста и пола; - в достаточности начального периода обучения для объективного отбора с целью продолжения обучения и подготовки профессиональных игроков; - в доступности к участию в соревнованиях в данных возрастных категориях на ранних стадиях подготовки по мере готовности; Тонкая (тактически-интеллектуальная) и скоростная философия игры в флорбол развивает на ранних стадиях обучения: внимание; память; оперативность мышления и воображения; активность и инициативу в достижении личных и командных результатов в гораздо большей степени) чем родственные игровые виды. Процесс обучения флорболу безусловно связан с общими знаниями и образованием обучаемого, т. к. базируется на знаниях физики (траектория полета, движение, скорость, ускорение, масса, динамика, кинематика, статика и т. п.), знаниях биологии (морфология, физиология, спортивная медицина), информатики (комбинаторика, расчеты, графический анализ игры, прогнозирование и т. п.), истории и других дисциплин, изучение которых в объеме программы дополнит материалы основного школьного курса. Ожидаемые результаты: По окончании первого года обучения, обучающиеся Знают: • - Историю создания и развития хоккея с мячом в стране и за рубежом; • - Устойчивые знания разделов правил и регламентов хоккея с мячом, определяющих их применение на первом году обучения в игровой практике;
• - Теоретические основы технических и тактических элементов и приемов игры в объеме планируемой игровой практики; • - Умения и навыки в объеме начального игрового опыта по технической и тактической подготовкам; • - Поэтапно фиксированную динамику общего физического развития, нравственно-психологического состояния; • - Знания и навыки спортивно-игровой дисциплины, этики в объеме программы и от участия в спортивно-массовых мероприятиях за период обучения; • - Начальное умение самооценки для определения и принятия решения по продолжению обучения. Умеют: • - Соблюдать правила по технике безопасности; • - Проводить и судить соревнования; • - Играть по правилам; • - Применять технико-тактические действия; • - Соблюдать правила личной гигиены; • - Выполнять комплекс общефизических и специальных упражнений
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3.Программный материал для практических занятий 4. Группы начальной подготовки 5. Учебно-тренировочные группы 1- 3-го годов обучения 6. Воспитательная работа 7. Психологическая подготовка 8. Восстановительные мероприятия и врачебный контроль 9.Инструкторская и судейская практика 10. Особенности подготовки игроков в современном хоккее с мячом 11. Контрольно-оценочные материалы 12. Методическое обеспечение 13. Литература
Нормативная часть Программа для ДСК «Юность» составлена на основе нормативных документов, регламентирующих деятельность спортивных клубов. На этап спортивно-оздоровительный зачисляются учащиеся 7–9 лет, желающие заниматься хоккеем с мячом, независимо от их одаренности, уровня физического развития, и не имеющие медицинских противопоказаний. На этом этапе осуществляется физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники хоккея с мячом. На этап начальной подготовки (НП) зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. Учебно-тренировочный этап (УТ). Группы формируются на конкурсной основе из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в течение не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется также при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической (ОФП) и специальной (СФП) подготовке. Из учащихся, выполнивших первый спортивный разряд, формируются группы спортивного совершенствования.
Подготовительный период Задача этого периода состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку юных хоккеистов и на этой основе совершенствовать тактико-техническую подготовку для успешного выступления в соревнованиях. Тренировки в этом периоде должны носить разнообразный характер – как по содержанию, так и по нагрузкам. Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный (сентябрь – октябрь) и специально-подготовительный (ноябрь – декабрь). Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе – создание фундамента общей физической подготовки: повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости). Нагрузка объемная, малоинтенсивная. Техническая и тактическая подготовка направлена на освоение новых двигательных умений и их совершенствование. Тренировочный процесс на специально-подготовительном этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. Здесь совершенствуются физические качества и функциональные возможности юных хоккеистов с учетом специфики игры, а также технико-тактическая подготовленность. Нагрузка увеличивается по интенсивности и снижается в объемных показателях. Увеличивается доля средств специальной подготовки. Соревновательный период. Продолжается три - четыре месяца. В этом периоде физическая подготовка достигаетнаивысшего уровня, который сохраняется на протяжении всего периода. Нагрузкивысокоинтенсивные, близкие к соревновательным, с полноценным восстановлением.Технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование ранее изученныхприемов, умение применять их в соревнованиях, в различных игровых ситуациях и должнаспособствовать высокому уровню тактического мышления игроков, их взаимопониманию взвеньях. Переходный период. Начинается по окончании соревнований и длится три-четыре недели в апреле. Главная задача этого периода – полноценное восстановление и поддержание определенного уровня подготовленности. Нагрузки преимущественно общей направленности, малые как по объему, так и по интенсивности. Основные средства: кроссы, общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание и другие физические упражнения. В этом периоде юные хоккеисты должны пройти курс диспансеризации.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА • Физическая культура и спорт в России • Влияние физических упражнений на организм занимающихся • Этапы развития отечественного русского хоккея с мячом • Личная и общественная гигиена в физической культуре и спорте. • Хоккей как вид спорта и средство физического воспитания. • Основы техники и технической подготовки • Основы тактики и тактической подготовки • Характеристика физических качеств и методика их воспитания. • Психологическая подготовка хоккеиста • Соревнование по хоккею. • Установка и разбор игры.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА • Приёмы техники передвижения на коньках • Основная стойка(посадка)хоккеиста • Передвижение по резиновой дорожке, по утрамбованному снегу • Скольжение на двух коньках с попеременным отталкиванием левой и правой ногой • Скольжение на левом коньке после толчка правой ногой и наоборот • Бег скользящими шагами • Повороты по дуге, влево вправо не отрывая коньков ото льда • Повороты по дуге толчками одной (внешней) ноги (переступанием) • Повороты по дуге переступанием двух ног • Повороты влево и вправо с крестными шагами • Торможение полу плугом и плугом • Торможение с поворотом туловища на одной и двух ногах на 90* • Бег короткими шагами • Бег с изменением направления с крестными шагами (перебежка) • Прыжки толчком одной и двумя ногами • Скольжение спиной, вперёд не отрывая коньков ото льда • Скольжение спиной вперёд переступанием ногами • Скольжение спиной вперёд с крестными шагами • Повороты в движении на 180 и 360*
ПРИЁМЫ ТЕХНИКИ ХОККЕЯ • Выпады и глубокие приседания • Старты из различных положений с последующими рывками в заданные направления • Падения на колени в движении с последующим быстрым вставанием и ускорениями в заданном направлении • Скоростное маневрирование • Основная стойка хоккеиста • Владение клюшкой. Основные способы держания клюшки одной и двумя руками • Широкое ведение мяча в движении с перекладыванием клюшки через мяч • Ведение мяча, не отрывая клюшки от мяча (безотрывный) • Ведение мяча ударами вперёд • Ведение мяча коньком и клюшкой • Ведение мяча в движении спиной вперёд • Обводка соперника на месте и в движении • Длинная обводка • Короткая обводка • Силовая обводка • Обводка с применением обманных действий-финтов • Финт клюшкой • Финт с изменением скорости движения • Финт головой и туловищем • Финт на бросок и передачу мяча • Финт ложная потеря мяча • Удары по мячу применяются при взятии ворот соперника и передачах • Прямой удар • Удар подсечкой • Удар с лёта • Кистевой бросок справой и с неудобной стороны • Остановка мяча клюшкой, коньком, туловищем • Отбор мяча клюшкой способом выбивания
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА • Приёмы тактики нападения индивидуальные атакующие действия без мяча • Атакующие действия с мячом: ведение обводка, бросок, приём мяча, единоборство с вратарём • Групповые атакующие действия • Передача по льду и надо льдом, на клюшку партнёра и на свободное место • Передачи в процессе ведения, обводки, при имитации броска в ворота с использованием бортика • Точность, своевременность, неожиданность, скорость выполнения передач • Тактическая комбинация «скрещивание» • Тактическая комбинация «стенка» • Тактическая комбинация «оставление мяча» • Тактическая комбинация «пропуск мяча» • Тактическая комбинация «заслон» • Организация атаки и контратаки из зоны защиты • Организованный выход из зоны защиты через крайних нападающих • Выход из зоны через защитников • Выход из зоны через центрального нападающего • Атака сходу • Игра в не равночисленных составах 5х4.5х3. • Тактика игры вратаря • Выбор позиции при атаке ворот противником в численном большинстве2х1.3х1.3х2. • Перехват и остановка мяча • Выбрасывание мяча в поле • Взаимодействие с игроками защиты при обороне
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|