Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая целесообразность программы




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа ориентирована на детей: 7-9 лет

 Срок реализации программы: 3 года

 

Разработчик программы: тренер-преподаватель Спиридонов Д.Н.

 

Архангельск 2019

 

Пояснительная записка

 

Настоящая учебная программа разработана в соответствии с с Федеральным стандартом по виду спорта хоккей с мячом (на основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 07.06.2013г., 329-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Типовой учебно-тренировочной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, под ред. М.А. Годик и др., Москва, 2011. При написании программы учтены основополагающие принципы спортивной тренировки, передовой спортивной практики и современные требования к подготовке спортивного резерва.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и является основным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивном клубе, содержит методические рекомендации и практические материалы по проведению учебно-тренировочных занятий.

В программе последовательно изложено годовое планирование по этапам обучения; определены задачи и средства подготовки; объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; приемные и контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика. В зависимости от подготовленности учащихся тренер может самостоятельно подбирать необходимые средства подготовки. В то же время, если перспективные учащиеся освоили предусмотренный программой материал, тренер может перейти к обучению их техническим приемам, предусмотренным для следующего этапа подготовки. Все цифры, указанные в программе, являются рекомендуемыми. Они отражают желаемые показатели для указанного возраста. При планировании нагрузок педагогу следует ориентироваться на биологический возраст воспитанника и его предварительную подготовленность.

Цель программы — создание и выполнение условий обучения для формирования и гармоничного развития личности, адаптированной к своевременным условиям спортивной жизни посредством обучения официальному игровому виду спорта – хоккею с мячом, с перспективой профориентации для дальнейшей подготовки игроков. Цель настоящей программы конкретизируется в следующих задачах:

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

• Содействие укреплению здоровья и физического развития, закаливание организма;

• Отбор способных к занятиям хоккеем с мячом детей;

• Формирование интереса к хоккею с мячом, воспитание черт спортивного характера;

• Базовое физическое развитие, построение фундамента ОФП;

• Освоение основ техники катания на коньках;

• Обучение основным приемам техники игры в хоккей с мячом.

 

Актуальность программы

• Доступность в обучении для всех категорий населения вне зависимости от степени материальной обеспеченности ввиду:

• Бесплатной формы обучения;

• Отсутствие ограничений по полу и возрасту.

• Международный и российский хоккей с мячом не имеет ограничений по полу и возрасту, что дает возможность участия в официальных соревнованиях по установленным возрастным категориям уже на ранних стадиях подготовки.

• Возможность достижения относительно ВЫСОКИХ результатов на ранних стадиях и за короткий период, в отличие от традиционного ледового хоккея, предполагающего наличие особых персональных физических качеств обучаемого, дорогостоящего обучения и более высоких требований к профессиональной подготовке.

• Строгие Правила Международного и Российского хоккея с мячом, исключают контакты игроков, приводящие к травмам, что создает благоприятные условия для широкого привлечения контингента обучаемых.

• Воплощение в подготовке хоккеистов элементов и систем подготовки по многим любимым и традиционным видам спорта (бадминтон, настольный теннис, легкая атлетика, баскетбол, волейбол и пр.) гармонично развивает физические и интеллектуальные способности обучаемых.

• Обучение хоккею с мячом на ранних стадиях образования и воспитания дает знания и навыки в спортивной игровой дисциплине, воспитывает ответственность в коллективе не только за выполнение технических приемов, но и по психологической совместимости, поддерживает нормальное эмоциональное состояние и благополучие обучаемого.

• На конкретных приемах практики обучения хоккею с мячом установлено улучшение физического и эмоционального состояния обучаемых, ранее и не помышлявших о занятиях не только хоккеем с мячом, но и другими видами спорта. (По принципу: через спортивную игру - к общему настроению, познанию и развитию своих возможностей)

Педагогическая целесообразность программы

Заключается в том, что особое внимание уделяется социализации личности в коллективе. Программа направлена не только на развитие у детей мотивации к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие качеств личности, необходимых для общения в коллективе (общительности, эмоциональности, устойчивости, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры.

Основные формы учебно-тренировочной работы – тренировочные и теоретические занятия, участие в соревнованиях и контрольных играх, просмотр и анализ учебных кино- и видеоматериалов, игр команд высокой квалификации, видеозаписей соревнований ведущих команд. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа.

Отличительная особенность

Отличительная особенность программы обоснована новым для России официальным игровым видом спорта, вызывающим интерес у широких слоев населения по физической доступности, спортивному азарту и перспективе развития и состоит:

- в сравнительно небольшом периоде начального обучения, дающем умения и навыки игры в любительских коллективах без ограничения возраста и пола;

- в достаточности начального периода обучения для объективного отбора с целью продолжения обучения и подготовки профессиональных игроков;

- в доступности к участию в соревнованиях в данных возрастных категориях на ранних стадиях подготовки по мере готовности;

Тонкая (тактически-интеллектуальная) и скоростная философия игры в флорбол развивает на ранних стадиях обучения: внимание; память; оперативность мышления и воображения; активность и инициативу в достижении личных и командных результатов в гораздо большей степени) чем родственные игровые виды.

Процесс обучения флорболу безусловно связан с общими знаниями и образованием обучаемого, т. к. базируется на знаниях физики (траектория полета, движение, скорость, ускорение, масса, динамика, кинематика, статика и т. п.), знаниях биологии (морфология, физиология, спортивная медицина), информатики (комбинаторика, расчеты, графический анализ игры, прогнозирование и т. п.), истории и других дисциплин, изучение которых в объеме программы дополнит материалы основного школьного курса.

Ожидаемые результаты:

По окончании первого года обучения, обучающиеся

Знают:

• - Историю создания и развития хоккея с мячом в стране и за рубежом;

• - Устойчивые знания разделов правил и регламентов хоккея с мячом, определяющих их применение на первом году обучения в игровой практике;

• - Теоретические основы технических и тактических элементов и приемов игры в объеме планируемой игровой практики;

• - Умения и навыки в объеме начального игрового опыта по технической и тактической подготовкам;

• - Поэтапно фиксированную динамику общего физического развития, нравственно-психологического состояния;

• - Знания и навыки спортивно-игровой дисциплины, этики в объеме программы и от участия в спортивно-массовых мероприятиях за период обучения;

• - Начальное умение самооценки для определения и принятия решения по продолжению обучения.

Умеют:

• - Соблюдать правила по технике безопасности;

• - Проводить и судить соревнования;

• - Играть по правилам;

• - Применять технико-тактические действия;

• - Соблюдать правила личной гигиены;

• - Выполнять комплекс общефизических и специальных упражнений

 

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3.Программный материал для практических занятий

4. Группы начальной подготовки

5. Учебно-тренировочные группы 1- 3-го годов обучения

6. Воспитательная работа

7. Психологическая подготовка

8. Восстановительные мероприятия и врачебный контроль

9.Инструкторская и судейская практика

10. Особенности подготовки игроков в современном хоккее с мячом

11. Контрольно-оценочные материалы

12. Методическое обеспечение

13. Литература

 

 

Нормативная часть

Программа для ДСК «Юность» составлена на основе нормативных документов, регламентирующих деятельность спортивных клубов. На этап спортивно-оздоровительный зачисляются учащиеся 7–9 лет, желающие заниматься хоккеем с мячом, независимо от их одаренности, уровня физического развития, и не имеющие медицинских противопоказаний. На этом этапе осуществляется физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники хоккея с мячом.

На этап начальной подготовки (НП) зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ). Группы формируются на конкурсной основе из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в течение не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется также при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической (ОФП) и специальной (СФП) подготовке. Из учащихся, выполнивших первый спортивный разряд, формируются группы спортивного совершенствования.

Подготовительный период

Задача этого периода состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку юных хоккеистов и на этой основе совершенствовать тактико-техническую подготовку для успешного выступления в соревнованиях. Тренировки в этом периоде должны носить разнообразный характер – как по содержанию, так и по нагрузкам.

Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный (сентябрь – октябрь) и специально-подготовительный (ноябрь – декабрь). Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе – создание фундамента общей физической подготовки: повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости). Нагрузка объемная, малоинтенсивная. Техническая и тактическая подготовка направлена на освоение новых двигательных умений и их совершенствование. Тренировочный процесс на специально-подготовительном этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. Здесь совершенствуются физические качества и функциональные возможности юных хоккеистов с учетом специфики игры, а также технико-тактическая подготовленность. Нагрузка увеличивается по интенсивности и снижается в объемных показателях. Увеличивается доля средств специальной подготовки.

Соревновательный период.

Продолжается три - четыре месяца. В этом периоде физическая подготовка достигаетнаивысшего уровня, который сохраняется на протяжении всего периода. Нагрузкивысокоинтенсивные, близкие к соревновательным, с полноценным восстановлением.Технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование ранее изученныхприемов, умение применять их в соревнованиях, в различных игровых ситуациях и должнаспособствовать высокому уровню тактического мышления игроков, их взаимопониманию взвеньях.

Переходный период.

Начинается по окончании соревнований и длится три-четыре недели в апреле. Главная задача этого периода – полноценное восстановление и поддержание определенного уровня подготовленности. Нагрузки преимущественно общей направленности, малые как по объему, так и по интенсивности. Основные средства: кроссы, общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание и другие физические упражнения. В этом периоде юные хоккеисты должны пройти курс диспансеризации.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

• Физическая культура и спорт в России

• Влияние физических упражнений на организм занимающихся

• Этапы развития отечественного русского хоккея с мячом

• Личная и общественная гигиена в физической культуре и спорте.

• Хоккей как вид спорта и средство физического воспитания.

• Основы техники и технической подготовки

• Основы тактики и тактической подготовки

• Характеристика физических качеств и методика их воспитания.

• Психологическая подготовка хоккеиста

• Соревнование по хоккею.

• Установка и разбор игры.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

• Приёмы техники передвижения на коньках

• Основная стойка(посадка)хоккеиста

• Передвижение по резиновой дорожке, по утрамбованному снегу

• Скольжение на двух коньках с попеременным отталкиванием левой и правой ногой

• Скольжение на левом коньке после толчка правой ногой и наоборот

• Бег скользящими шагами

• Повороты по дуге, влево вправо не отрывая коньков ото льда

• Повороты по дуге толчками одной (внешней) ноги (переступанием)

• Повороты по дуге переступанием двух ног

• Повороты влево и вправо с крестными шагами

• Торможение полу плугом и плугом

• Торможение с поворотом туловища на одной и двух ногах на 90*

• Бег короткими шагами

• Бег с изменением направления с крестными шагами (перебежка)

• Прыжки толчком одной и двумя ногами

• Скольжение спиной, вперёд не отрывая коньков ото льда

• Скольжение спиной вперёд переступанием ногами

• Скольжение спиной вперёд с крестными шагами

• Повороты в движении на 180 и 360*

 

ПРИЁМЫ ТЕХНИКИ ХОККЕЯ

• Выпады и глубокие приседания

• Старты из различных положений с последующими рывками в заданные направления

• Падения на колени в движении с последующим быстрым вставанием и ускорениями в заданном направлении

• Скоростное маневрирование

• Основная стойка хоккеиста

• Владение клюшкой. Основные способы держания клюшки одной и двумя руками

• Широкое ведение мяча в движении с перекладыванием клюшки через мяч

• Ведение мяча, не отрывая клюшки от мяча (безотрывный)

• Ведение мяча ударами вперёд

• Ведение мяча коньком и клюшкой

• Ведение мяча в движении спиной вперёд

• Обводка соперника на месте и в движении

• Длинная обводка

• Короткая обводка

• Силовая обводка

• Обводка с применением обманных действий-финтов

• Финт клюшкой

• Финт с изменением скорости движения

• Финт головой и туловищем

• Финт на бросок и передачу мяча

• Финт ложная потеря мяча

• Удары по мячу применяются при взятии ворот соперника и передачах

• Прямой удар

• Удар подсечкой

• Удар с лёта

• Кистевой бросок справой и с неудобной стороны

• Остановка мяча клюшкой, коньком, туловищем

• Отбор мяча клюшкой способом выбивания

 

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

• Приёмы тактики нападения индивидуальные атакующие действия без мяча

• Атакующие действия с мячом: ведение обводка, бросок, приём мяча, единоборство с вратарём

• Групповые атакующие действия

• Передача по льду и надо льдом, на клюшку партнёра и на свободное место

• Передачи в процессе ведения, обводки, при имитации броска в ворота с использованием бортика

• Точность, своевременность, неожиданность, скорость выполнения передач

• Тактическая комбинация «скрещивание»

• Тактическая комбинация «стенка»

• Тактическая комбинация «оставление мяча»

• Тактическая комбинация «пропуск мяча»

• Тактическая комбинация «заслон»

• Организация атаки и контратаки из зоны защиты

• Организованный выход из зоны защиты через крайних нападающих

• Выход из зоны через защитников

• Выход из зоны через центрального нападающего

• Атака сходу

• Игра в не равночисленных составах 5х4.5х3.

• Тактика игры вратаря

• Выбор позиции при атаке ворот противником в численном большинстве2х1.3х1.3х2.

• Перехват и остановка мяча

• Выбрасывание мяча в поле

• Взаимодействие с игроками защиты при обороне

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...