Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскрыть типологию арт-ландшафтов?




В холодное время года

· Чтобы не пускать холод внутрь, используйте растительность, которая будет разбивать силу господствующих холодных ветров

· Чтобы удержать тепло внутри, убедитесь, что как можно больше солнечного света может достигнуть и пробиться в ваш дом сквозь окна

В теплое время года:

· Чтобы держать жару за порогом вашего дома, используйте растительность форме зонта или тента, для того чтобы сохранять прохладу стен и крыши, а также не позволять солнечным лучам проникать сквозь окна

· Чтобы пропустить прохладный ветерок внутрь дома, используйте растения, которые блокируют солнечный свет, но в то же время пропускают небольшие потоки воздуха.

Лиственные деревья и кусты – прекрасны летом, поскольку они преграждают путь солнечным лучам.

Хвойные деревья – очень хороши зимой, поскольку защищают от холодных ветров.

Лозы –как и лиственные деревья, лозы хороши летом, потому что они предотвращают воздействие солнца и, таким образом, оставляют стены в прохладе.

Метод living wall

 

 

11. Использование законов воздушной и колоритной перспективы для корректировки «габаритов» пространства?

 

12. Истоки возникновения концептуальных садов и их развитие: «кинетические сады»?

Истоки арт-ландшафта кроются в абстракционизме — модернистском течении в искусстве ХХ века, принципиально отказавшемся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. В арт-ландшафте, как и в искусстве, существуют различные стилевые направления. В зависимости от того, на каких идеях основывается композиция арт-сада, их можно разделить на группы: кинетические, артефакты, инсталляции, «архитектурные». Кинетические сады берут свое начало от кинетического искусства — авангардистского направления, ориентированного на пространственно-динамические эксперименты, обыгрывающего эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Для создания эффекта движения используются вода и ветер — самые динамичные из стихий. Японский архитектор Макато Сей Ватанабе объясняет идеи кинетизма: «Ветер нельзя увидеть. Можно почувствовать его дуновение на своей щеке, но увидеть его нельзя. Только дрожание листвы деревьев выдает его присутствие. Ветви деревьев — это устройства для визуализации ветра». Теоретики кинетического искусства отдают предпочтение движению как средству противостояния бесконечному повторению художественных форм. «Цвет как пространственный элемент, звук как временной элемент, движение, разворачивающееся во времени и пространстве, — вот основные формы нового искусства, которое обнимает четыре измерения бытия. Это связано с тем, что понятие скорости стало константой человеческой жизни. Эра искусства застывших, как в параличе, красок и форм, миновала. Человек все больше теряет восприимчивость к фиксированным образам, из которых ушла всякая жизнь», — писал итальянский художник-новатор Лючио Фонтана в 1946 го ду в «Белом манифесте», призывающем к искусству, охватывающему различные области науки и техники. Самый яркий пример кинетического сада был представлен на Ливерпульской биеннале 2008 года. Архитекторы нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro создали инсталляцию Arbores Laetae — «Радостные деревья». Она представляла собой два десятка грабов, которые, благодаря использованию технических трюков и приспособлений, поворачивались и постоянно меняли свое расположение. Каждое дерево под наклоном в 10 градусов было помещено в круглую емкость с почвой и установлено на специальные вращающиеся с разной скоростью платформы. Постоянно менялся пейзаж, соотношение света и тени.    

 

13. Истоки возникновения концепции «рай – это сад», ее первые литературные трактовки и использование в практике ландшафтного проектирования?

 

 

14. Истоки и развитие ландшафтной архитектуры в г. Верном - Алматы?

Большое значение в практике архитектурно- ландшафтной организации городов Казахстана имел опыт г. Верного (с 1855 г). В 1856 г здесь на 40 десятинах (43,6 га) был заложен первый наиболее крупный объект ландшафтной архитектуры – Казенный сад – первый питомник (позднее именовавшийся как Верненский, Алматинский городской сад, а ныне Городской сад). С годами в г. Верном начинает расширяться типология объектов ландшафтной архитектуре, формируется лесопарк. Планировочная структура лесной Казенной рощи, ныне именуемой как Роща Баума (140 га), решена традиционно на принципах кварталов с регулярной планировкой. На территории Казенного сада в 1871г была создана Верненская школа садоводства, которая готовила специалистов широкого профиля и обеспечивала город и пригород разнообразным посадочным материалом.

15. К какому типу планировки относятся сады мусульманского Востока и Египта?

 

Геометрия- наиболее важный формальный язык, искусства стран мусульманского Востока.

16. Как декоративные характеристики растений используются в композиционном ландшафтном моделировании?

17. Какие принципы и элементы являются наиболее характерными для садов Китая?

18. Какие типы садов создавались в Китае, их основные характеристики?

 

19. Каков нормативный показатель обеспеченности озелененными территориями общего пользования? Виды озелененных территорий общего пользования и их типология.

Нормирование зеленых насаждений города осуществляется в зависимости от его назначения (административный центр, промышленный, научный, культурный центр, курорт и т. д.), размера территории, плотности застройки, климатических условий, существующего архитектурно-планировочного решения города и т. д.

Зеленые насаждения общего пользования необходимо размещать равномерно по всей селитебной территории, концентрируя их у общественных центров и спортивных комплексов. В крупнейших, крупных и больших городах помимо общегородских парков создают районные и специализированные (детские, спортивные, зоологические и т. д.) парки, которые призваны удовлетворять потребность всех категорий городских жителей в разнообразном отдыхе.

В жилом районе зеленые насаждения включают насаждения общего пользования (сады жилых районов, микрорайонов, бульвары, скверы и т. д.) и насаждения ограниченного пользования и специального назначения (озелененные дворы, участки школ, детских садов и яслей, посадки на улицах и площадях и т. д.). Если отсутствует одна из составных частей системы озеленения, то ее надо компенсировать за счет увеличения площади других видов зеленых насаждений, добиваясь того, чтобы не менее 50 % территории жилого района было занято зелеными насаждениями.

Проектирование начинается с определения структуры общественного центра, при этом под зоны учреждений, предприятий обслуживания отводится 1,5 м /чел., зеленых насаждений общего пользования — 3 м2/чел., спортивных сооружений — 1,5 м2/чел., площадок для стоянок автомобилей — 0,2 м2/чел.

Удельная площадь зеленых насаждений микрорайона (кроме участков школ, детских садов и яслей) принимается из расчета не менее 7 м /чел. (первая очередь) и 10 м2/чел. (расчетный срок). При застройке территорий, непосредственно граничащих с лесами и лесопарками, суммарную площадь зеленых насаждений допускается сократить, но не более чем на 30%.

Размер территорий под зелеными насаждениями в микрорайоне корректируется в соответствии с этажностью застройки: 2—3-этажная—19—15 м2/чел.; 4—5-этажная—14—11 м2/ чел., 6—8-этажная — 10,5—9 м2/чел.; 9—12-этажная — 8,5—8 м2/чел.; 16-этажная — 7 м2/чел. Вне зависимости от этажности под физкультурные и спортивные площадки отводятся озелененные территории из расчета 1,2 м2 на одного жителя.

 

 

20. Какова каноническая структура японского сада?

 

 

Структуру сада задают камни, и искусство их расстановки - одно из главных в создании ландшафта. Суть этого искусства в том, чтобы суметь в каждом камне увидеть свое "лицо" и свою "позу", и наделить определенной ролью в композиции: он будет лежать, прислоняться, убегать. По степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней расставляют слева направо, так обычно скользит взгляд по картине, так же организовано движение по саду. Камни и валуны означают силу и стойкость. Будучи неподвижными, они излучают покой, а расположенные асимметрично, они наиболее созвучны с природой. Со временем они покрываются патиной, обрастают мхом и лишайником, что делает их еще более органичными. Каменный сад может выглядеть так: подушки мха имитируют мягкие очертания сопок, а волнистые линии на мелком гравии, смешанном с песком, - подернутую рябью водную поверхность с выступающими из нее седыми утесами. Его называют также плоским садом или сухим ландшафтом.

 

21. Какова семантическая основа и основные принципы архитектурно-планировочной организации Египетских садов?

Самым первым примером ландшафтной организации пространства являются сады Древнего Египта IV-Ш тыс. до н.э. регулярные по стилю египетские сады устраивались во внутренних дворах дворцов и домов знати и при храмах. Сады прямоугольной формы включали в качестве основного композиционного акцента прямоугольный водоем. Более высокие деревья высаживались по периферии сада, а низкие ближе к центру. Пальмы, смоковницы, гранаты высаживались строго по линии в несколько рядов. Рядом с садами разводили и виноградники. Прямые линии египетских садов символизировали порядок.

22. Какова семантическая основа планировочной схемы сада «чор-бак», примеры?

В теоретических источниках описаны достаточно определенные композиционные приемы, позволяющие точно выделить традиционные исламские сады. Основу регулярного плана составляет так называемый «чор-бак» - четыре сада. Квадратный в плане сад с помощью четырехосной системы водотоков, символизирующих четыре реки жизни, членится на более мелкие квадраты. В центре пересечения этих осей чаще всего размещался дворец, символизирующий встречу с аллахом или фонтан. Одним из ярких примеров исламских садов арабского востока являются дошедшие до наших дней сады Альгамбры и Генералифа в Гранаде, Испания.

23. Каково расстояние визуальной взаимосвязи застроенной территории и открытого пространства. Планировочные и пространственные приемы данной взаимосвязи?

 

24. Каковы отличительные особенности романтических садов Англии?

Такой сад обладает некоторой загадочностью и имеет в себе некую историю. Он призван создавать романтическую атмосферу. Особенности романтического сада:

· Заросший и загадочный облик сада;

· Живописный водоем;

· Для придания истории саду создают гроты, пещеры или руины;

· В разных частях сада устраивают несколько уголков для отдыха, оформив их пышными зарослями цветущих растений и интересной деталью. Это может быть скульптура, вазочка с оригинальной композицией или лавочки необычной формы;

· Широко используются эффекты солнечного или искусственного освещения;

· Множество вьющихся, ароматных и пряных растений;

· Для лужаек хорошо подойдет высокая и пышная трава.

 

 

Романтический сад

Облик сада: заросший и загадочный

Растения разросшиеся

Преобладание тенистых уголков

Много вьющихся и ароматных растений

 

25. Каковы разновидности архитектурно-ландшафтных объектов Древней Греции?

Сады Древней Греции были небольшими по размерам и устраивались чаще всего во внутренних дворах жилых домов. Центром композиции являлся декоративный бассейн с мозаичным рисунком на дне. Растительность: цветы, кустарники выносились в сад в переносных емкостях, что давало возможность со временем перестраивать композиционное решение растительного ассортимента. Кроме малых садов в структуре жилой архитектуры устраивались также священные рощи, общественные сады при гимназиях. В центральных местах сада размещались песочные арены для гимнастических упражнений, окруженные тенистыми беседками для отдыха. В отличие от Египта сады Греции имели террасообразные решение, обилие украшений, но сколько-нибудь достоверных сведений об их планировочном решении до нас не дошло.

 

26. Каковы стилистические каноны традиционных исламских садов?

Стиль исламского сада возник в XIII-XV веках в различных регионах, где проживали мусульманские народы. Благоустроенный сад здесь ассоциировался с раем. Исламские сады в основном находились в субтропической зоне и составляли неотъемлемую часть жилых и дворцовых комплексов. Мусульманский стиль традиционно вмещает в себя и роскошь зеленых деревьев, и журчание ручьев, и всплески воды в фонтане, а также красочные цветы со сладким ароматом. Характерной его чертой является обилие разнообразных водных форм, а именно: струящихся фонтанов, журчащих ручьев либо тихих и спокойных прудов и бассейнов. Вода считается сердцем и душой мусульманского сада. Исламский стиль в отношении планировки пространства сада представляет собой сочетание различных геометрических линий и сформированных этими линиями квадратов. Создается такая планировка посредством использования водного потока с одной или несколькими вспомогательными осями, которые идут к нему под прямым углом; строго симметричной структуры дорожек; размещения в центрах квадратов фонтанов или других водоемов, а также за счет определенного порядка посадки растений.

У исламского сада почти всегда прямоугольная форма, он окружен стеной, а на главной оси находятся великолепно оформленные ворота. Центральной точкой всей композиции служит бассейн, расположенный в месте пересечения каналов с водой, или, как альтернативный вариант, в точке, где сходятся четыре главных аллеи сада, размещается павильон. Таким образом, получаются четыре четверти, от которых происходит название чахар баг («четыре сада»). Лучше всего такой сад рассматривать из находящегося в центре павильона, направляя взор к периферии, тогда как второй по важности вид открывается от главного входа к центральному павильону.

Все ведущие от центральной точки сада перспективы обязательно завершаются сводчатой нишей или воротами. Дорожки прямые; чаще всего они вымощены мозаикой. В исламском мире повсеместно использовались геометрические планы, однако каждый мусульманский сад имел свою специфику и определенные отличия. Например, сад, расположенный на наклонной поверхности, разбивался в основном на террасы. В таком случае верхняя терраса (зенана) предназначалась только для женщин. По резным скатам (чадары) каскадами ниспадала вода с террас. На плоской поверхности каналам придавался наклон, обеспечивающий течение воды.

 

27. Какого типа сады создавались при загородных виллах Древнего Рима?

Парк при загородных виллах римской знати обычно состоял из трех частей: декоративный сад, огород и плодовый сад. Декоративный сад в свою очередь подазделялся на прогулочную, проезжую часть и парк. В непостредственной близости к вилле создавали садик вечнозеленых растений, обнесенный высокой каменной оградой. У римлян он назывался «Виридариум» и служил для проведения вечерних пиршеств. Прогулочная часть организовывалась на первой террасе и имела регулярную планировку,делившую территорию сада на ряд небольших участков правидьной формы, заполненных газоном, цветниками. В древнем риме начинает процветать топиарное исскуство - исскуство стрижки зеленых насаждений, что еще сильнее подчеркивает регулярный прием планировки.

28. Какой планировочный прием лежит в основе архитектурно-ландшафтных объектов Дальнего Востока?

 

29. Локальные ландшафтные объекты интерьеров. Принципы формирования зимнего сада?

 

30. Нормативные показатели садов и скверов. Типологические принципы проектирования?

Городскй сад- структурный элемент системы озелененных территорий города, выполняющий рекреационные и архитектурно – художественные функции. Особенно велико их значение в плотно застроенных районах города, где имеется дефицит озелененных пространств. По улассификации озеленения территории в городах в отдельную группу можно отнести сады и скверы. Если минимальная площадь городских парков рекомендуется доводить до 15 га, то площадь планировочных районов до 10 га. Сады города подразделяются на сады жилых районов с минимальной площадью равной 3 га, сады межквартальные с мин.площадью равной 1 га, скверы с мин.площадью равной 0.5 га.

Скверы – небольшие озеленённые территории в городе, предназначаемые для кратковременного отдыха пешеходов и декоративного оформления городских площадей, улиц, набережных, территорий у общественных зданий, пространств вокруг монументов. Скверы могут иметь и особые формы использования (информация, реклама, оформление мемориалов, выставок). Площади скверов колеблются от 0,2 до 2 га. Особое место занимают декоративные скверы, создаваемые на площадях или транспортных развязках без доступа на их территорию людей. Архитектурно-ландшафтное проектирование скверов охватывает целый комплекс вопросов, включающих проблемы собственно зелёного строительства, организации движения транспорта и пешеходов, защиту от пыли и шума и, конечно, эстетические задачи. Основные приёмы архитектурно-ландшафтной композиции скверов:

• формирование пространства сквера с использованием приёмов классического, регулярного садово-паркового искусства;

• свободная живописная планировка, основанная на приёме классических пейзажных парков;

• организация пространства сквера лаконичной геометрией его планировки, характерной для голландского и немецкого садово-паркового искусства;

• утрирование живописных планировочных элементов с применением экзотических форм растительности и маньеризма в оборудовании и благоустройстве (скверы в Бразилии, на Кубе и в других странах Латинской Америки);

• заимствование и трансформация приёмов японского садово-паркового искусства;

• использование «картинных» приёмов кубизма, абстракционизма, супрематизма и др.

Основополагающими принципами являются создание из природных компонентов ландшафта местных композиционных акцентов, т.е активное использование форм рельефа, водоемов, растительных композиций при проектировании дворов и пространств между жилой застройкой, садов при группах жилых домов, пешеходных дорог и аллей.

 

31. Основная цель включения малых архитектурных форм и садово-паркового оборудования в природную среду ландшафтных объектов. Типология оборудования.

Роль малых архитектурных форм не только в том, чтобы подчеркнуть характер пейзажа, но и придать нужное содержание глубокой перспективе, её фрагменту, либо небольшому уголку среди густой зелени. Они функционально оправданы и одновременно в сочетании с живописными объёмами крон деревьев удовлетворяют эстетические потребности. Места для размещения архитектурных объектов в каждом конкретном случае естественных условий местности продумываются. При этом учитывается характер рельефа, наличие водоёмов, их размер и форма в плане, ландшафт прилегающей к парку местности и особенно увязка с растениями. Учитывается также роль архитектурных объектов в фиксировании места соединения, отличающихся по эмоциональному воздействию пейзажей, что дает возможность 96 отметить новое направление их осмотра и подчеркнуть особенности решений. В композицию парка включается довольно ограниченное количество построек, имеющих даже чисто декоративное значение.

 

 

32. Основной принцип архитектурно-ландшафтного анализа территории?

Основное направление исследований по архитектурно-ландшафтному анализу - это выбор решений, при которых растущий город не вытесняет и не подавляет ландшафт, а вбирает его в себя, обогащается им.

Проведение архитектурно-ландшафтного анализа предполагает определённую, поэтапную последовательность действий, связанную с процессом проектирования.

  1. Предварительное ознакомление с природной и градостроительной ситуацией, учет существующих тенденций их развития и исторического прошлого города (ретроспективный анализ). Изучение данных архитектурно-ландшафтной оценки на более высоком уровне проектирования (т. е. в масштабах районной планировки). Выявление основных проблем развития города в природном окружении и основных целей его архитектурно-ландшафтной организации. Ориентировочная параметризация, т. е. количественная характеристика этих целей.
  2. Определение конкретных задач и стратегии производства оценки. Разработка таких качественных и количественных критериев, которые соответствуют поставленным целям архитектурно-ландшафтной организации города и могут быть учтены в ходе проектирования. Определение объектов, границ, масштабов оценки территории с учетом трудоемкости отдельных операций, сроков, исполнителей («тактика» оценки).
  3. Ориентировочная оценка ситуации на топографическом материале и в ходе натурного обследования (в том числе архитектурно-ландшафтная структура территории, дифференциация территории по эстетической ценности, экологической устойчивости и другим факторам).
  4. Разработка принципиальных альтернативных вариантов - гипотез архитектурно-ландшафтной организации рода, обеспечивающих достижение целей (могут быть использованы рабочие эскизы генерального плана с соответствующим уточнением их архитектурно-ландшафтных аспектов).
  5. Сравнительный анализ и ранжирование вариантов по архитектурно-ландшафтным критериям, в том числе с учетом комплекса «горизонтальных» и других типов связей между застройкой города и ОП смежных уровней, контрольных показателей. Сопоставление результатов архитектурно-ландшафтного анализа с данными других разделов комплексной градостроительной оценки - экономической, инженерно-геологической, транспортной и т. д.
  6. Изучение потенциальных архитектурно-ландшафтных возможностей выбранного в результате комплексной оценки варианта и определение задач детальной последующей оценки.
  7. Детальная архитектурно-ландшафтная оценка в соответствии с направлениями территориального развития города, расположением его центров, зон массового отдыха, районов первоочередного строительства, с учетом критических точек и т. п. (детализация связана как с более подробным анализом отдельных ключевых участков, так и с уточнением оценок по отдельным факторам развития города в целом). Формулировка выводов оценки и их учёт в процессе разработки окончательного проектного варианта. Оформление материалов оценки для демонстрации в составе генплана города.

Выявление возможностей улучшения и формирования исходного ландшафта в соответствии с принятым в обществе на данный момент времени вкусом и стилем, является основной целью архитектурно-ландшафтного анализа территорий.

В ландшафтной архитектуре используются следующие основные принципы создания культурного ландшафта – это:

  • максимально возможное сохранение участков с естественной средой
  • гармоничное сочетание элементов искусственной и естественной среды
  • разнообразие и живописность пейзажей

В настоящее время проектирование культурных ландшафтов является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры. Здесь решаются градостроительные, географические, демографические, экономические, социальные, эстетические и художественные задачи

 

33. Основные декоративные характеристики цветов и их учет при проектировании.

 

34. Особенности вертикального озеленения. Принципы формирования «living wall» в современной практике ландшафтного проектирования?

 

35. Особенности зрительного восприятия объектов ландшафтной архитектуры. «Сенсорная усталость» и ее учет в композиционном решении парков?

 

36. Отличительные черты садов Франции второй половины XVII в.?

 

37. Подпорные стенки: конструктивные и декоративные решения?

подпорная стена - это конструкционное сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней массив грунта на уклонах местности (откосах, склонах, выпуклостях и впадинах поверхности участка).

При загородном строительстве подпорные стены применяют на участках местности с резким перепадом высот (оврагах, крутых склонах, холмах, и т.д.). Помимо их прямого предназначения, как инженерных сооружений, они нашли применение как художественно-декоративные элементы ландшафтного дизайна.

Все стенки, возводимые при загородном строительстве можно условно разделить на:

а – декоративные. Используются в качестве архитектурно- художественного элемента. Применяются на плоских (ровных) и с небольшим уклоном участках как элемент ландшафтного дизайна;

б – укрепительные. Применяются для удержания грунта на уклонах местности. Широко применяются при террасировании естественных склонов с целью увеличения полезной площади для размещения элементов озеленения и благоустройства.

Независимо от того, какой цели служит подпорная стенка, она состоит из основных частей:

Фундамент – подземная часть стенки;

Тело – надземная (видимая) часть несущей конструкции;

Дренаж и водоотвод, необходимые для повышения прочности подпорной стенки.

Фундамент, дренаж и водоотвод выполняют только технические функции. А тело, кроме технических функций, может решать еще и эстетические задачи.

По расположению бывают:

А. Отдельно стоящие;

Б. Связанные с примыкающими сооружениями (лестницы, пандусы, ниши для растений и т.д.).

По материалу изготовления подпорные стенки различают:

железобетонные;

бетонные;

бутобетонные;

из природного камня;

кирпичные;

деревянные или металлические и т.д.

 

38. Примеры зарождения барокко на территории Италии?

 

39. Принципы архитектурно-ландшафтной организации территории больничных комплексов?

Основной задачей ландшафтной организации территории больничныхкомплексов является изоляция от окружающей территории. Немаловажным терапевтическим аспектом является декоративность растительного ассортимента. Больничный комплекс от границ участка окружают широкими защитными полосами не менее 30 м. на территории комплекса устраивают дорожки дозированной ходьбы, через каждые 50-100 м организуют площадки для отдыха.

 

40. Психологическое воздействие на человека воды в статике и в динамике, примеры типов водных сооружений?

Типы динамических водных сооружений: источник, ручей, каскад, фонтан, водопад, река и море.

Типы статических водных сооружений: декоративный бассейн, озеро, пруд.

Раскрыть типологию арт-ландшафтов?

На формирование современных арт-ландшафтов в какой-то мере повлияли традиционные ландшафтные приемы: неизменными остались способы посадки растений и уход за ними. Изменился сам подход к созданию сада – современный сад больше напоминает некую законченную композицию, музейную инсталляцию. Образы подобных ландшафтов сформировались к концу ХХ века. В группе арт-ландшафтов, как и в искусстве прошлого времени существуют отдельные стилевые направления: кинетические, «игра в сад», сады-артефакты, Сады-инсталляции, сады с искусственными элементами.

Истоки арт-ландшафта кроются в абстракционизме — модернистском течении в искусстве ХХ века, принципиально отказавшемся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.
В арт-ландшафте, как и в искусстве, существуют различные стилевые направления. В зависимости от того, на каких идеях основывается композиция арт-сада, их можно разделить на группы: кинетические, артефакты, инсталляции, «архитектурные».
Кинетические сады берут свое начало от кинетического искусства — авангардистского направления, ориентированного на пространственно-динамические эксперименты, обыгрывающего эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Для создания эффекта движения используются вода и ветер — самые динамичные из стихий. Японский архитектор Макато Сей Ватанабе объясняет идеи кинетизма: «Ветер нельзя увидеть. Можно почувствовать его дуновение на своей щеке, но увидеть его нельзя. Только дрожание листвы деревьев выдает его присутствие. Ветви деревьев — это устройства для визуализации ветра».
Теоретики кинетического искусства отдают предпочтение движению как средству противостояния бесконечному повторению художественных форм. «Цвет как пространственный элемент, звук как временной элемент, движение, разворачивающееся во времени и пространстве, — вот основные формы нового искусства, которое обнимает четыре измерения бытия. Это связано с тем, что понятие скорости стало константой человеческой жизни. Эра искусства застывших, как в параличе, красок и форм, миновала. Человек все больше теряет восприимчивость к фиксированным образам, из которых ушла всякая жизнь», — писал итальянский художник-новатор Лючио Фонтана в 1946 го ду в «Белом манифесте», призывающем к искусству, охватывающему различные области науки и техники.
Самый яркий пример кинетического сада был представлен на Ливерпульской биеннале 2008 года. Архитекторы нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro создали инсталляцию Arbores Laetae — «Радостные деревья». Она представляла собой два десятка грабов, которые, благодаря использованию технических трюков и приспособлений, поворачивались и постоянно меняли свое расположение. Каждое дерево под наклоном в 10 градусов было помещено в круглую емкость с почвой и установлено на специальные вращающиеся с разной скоростью платформы. Постоянно менялся пейзаж, соотношение света и тени. «Когда я гулял сам по тропинке — дерево следовало за мной, и это было довольно странно…» — говорит один из авторов проекта мистер Скофидио.
«Артефакты» — произведения на грани скульптурных композиций в ландшафте, появляются в конце 1970-х начале 80-х годов. Артефакт — это «вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и автономная по отношению к природе; это также факт искусства (арт-факт), требующий полного творческого присутствия художника. Еще одно понимание артефакта связано с традицией, с культурой — это как вечная символическая данность, как что-то такое, чего не может быть, но оно таинственным образом случается». Искусственный объект-артефакт — символ технической части мира. Он ничем не нарушает природной среды; артефакт возникает и исчезает по воле художника.
Яркий пример артефакта в ландшафте — сад в Генте (Бельгия). Он украшен современными элементами: три органических деревянных скульптуры намеренно созданы контрастными этому традиционному саду. Структура артефактов объединена с рядом липовых деревьев, по ним вьются специально высаженные плетистые розы. В темное время суток желтое и красное освещение придает ландшафту мистический оттенок.
Другой пример — искусственные элементы в структуре городских общественных пространств. Так, акцентами площади Гранд Кэнэл в Дублине (Ирландия) являются «красная дорожка», вымощенная недавно созданным «прорезиненным стеклом», и светящиеся красным наклонные «колонны», своим расположением имитирующие эффект городской суматохи.
Инсталляции (от англ. installation — установка) имеют много общего с артефактами. Инсталляции — это пространственные композиции, которые создаются художниками из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан (1887–1968) и сюрреалисты.
Создавая в современных садах необычные сочетания обычных вещей, художник наделяет их новым символическим смыслом. Одна из самых эффектных световых инсталляций «Поле Света» была создана осенью 2008 года в Корнуолле (Англия) в рамках проекта «Эдем» британским дизайнером Брюсом Манро. Территория площадью 1200 м, заполненная шестью тысячами акриловых трубок, с расположенными внутри оптоволоконными кабелями под стеклянными сферами, с наступлением темноты расцветала тысячами огней. Автор вдохновлялся природными процессами пустыни, когда голая выжженная земля оживает после дождя.
Серия инсталляций французского графического дизайнера Sebastien Preschoux «Человек против машины» выражает протест технологическому засилью в жизни человека. Мастер наполняет природные пространства сплетенными вручную «паутинами»: «Мне нравится добавлять в окружение, в котором нет графического начала, яркие нити и выплетать из них геометрические узоры… В своих работах я концентрируюсь на линиях и их повторениях, пытаясь через них воспроизвести игру солнечных лучей в природе...»
Создание инсталляций в ландшафте становится все более популярным направлением, однако пока остается в рамках выставочных показов — такие композиции чересчур экстравагантны для частных участков, и даже на ландшафтных шоу всегда являются акцентом.
«Архитектурный сад» появился в результате стремления объединить в одно целое ландшафт и архитектуру. Он отражает современные тенденции в сфере архитектуры и дизайна.
Один из самых ярких примеров архитектурного сада — «Перекрестный сад» в Мадриде, выполненный испанским архитектурным бюро ElisaValero. Новые пространства, необходимые художественному музею Пласидо Аранго, были спрятаны в недрах «Перекрестного сада», выдавая свое присутствие лишь ритмично расположенными световыми колодцами, создающими отраженную фактуру неба на зеленой равнине днем и излучающими тусклый свет ночью. Сад объединяет все музейные постройки и является «пространством для созерцания», в котором физическое присутствие архитектуры принимает второстепенное значение. Архитектурный сад Palo Christi в Аризоне (США) выполнен в духе работ мексиканского архитектора ХХ века Луиса Баррагана — простым, естественным, удобным и эффектным. Использовались характерные для Баррагана приемы — желоба для воды, цветные оштукатуренные стены, формирующие «внешние комнаты» с эффектными видами. Даже тени, падающие от архитектурных элементов, не случайны — были найдены наиболее интересные «теневые узоры» в разное время суток. Архитектор Стив Марино свою работу назвал «постановочным дизайном ландшафтной архитектуры». Местная флора сочетается здесь с простой, рафинированной архитектурой.Простое, дикое пространство создает устойчивое ощущение места и связи с историей и регионом. Еще один архитектурный «Сад без границ», созданный Jane Sarah Bihr-de Salis и Garten LukoschusDinter в Швейцарии, также имеет простые и понятные формы, но при этом является живым и уязвимым. Дизайнеры задали себе вопрос — действительно ли сад должен иметь видимые границы? — и создали пространство, плавно перетекающее в окружающие поля. Пространственное раз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...