Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема взаимоотношений мифа и науки. Первобытная наука.




Наука и мифология.

Наука связана с природой через философию.
Основным отличием является следующее: мифология - это мышление в образе, она ничего не доказывает, философия и наука - это мышление в понятии, здесь имеют место доказательства
Мифология и наука разделяются, когда наука отпочковывается от философии. Исключение можно сделать для алхимии.
Мифология - форма науки, наряду с религией формировала мировоззрение древних людей. Человеку был необходим целостный взгляд на мир. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями. Первобытная наука, конечно, тоже эмоциональна, наивно-непосредственна и в этом смысле вполне мифологична Но это-то как раз и показывает, что если бы мифологичность принадлежала к ее сущности, то наука не получила бы никакого самостоятельного исторического развития и история ее была бы историей мифологии.
Наука взяла из мифологии некоторые понятия:
1. Объяснение мира как единого целого
2. Импортирование определений хаоса и порядка Отличие науки от мифологии:
L Наука функционирует с помощью понятий, мифология с помощью образов
2. Наука доказывает
3. В науке принципы логичны, а в мифологии алогичны
Миф всегда синтетически-жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно, наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но - в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности или эмоциональности. Последние свойства навсегда превратили бы науку в жалкий и малоинтересный привесок мифологии. Поэтому необходимо надо считать, что уже на первобытной ступени своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией, хотя, в силу исторической обстановки, и существует как мифологически окрашенная наука, так и научно осознанная или хотя бы примитивно-научно трактованная мифология.
Именно, во-вторых, если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из нее свои исходные интуиции.
В связи с внедрением науки в массовое сознание и ее массовым потреблением появилась еще одна грань проблемы, которую можно выразить императивом, обращенным к ученым: “Не творите суеверий! ” Интересную реконструкцию этой проблемы осуществил Э. Ю. Соловьев. Прежде чем предложить человеку действительные знания, размышляет он, наука разрушает массу фиктивных представлений, которые веками казались истинными и не вызывали сомнений. В этой связи все исследователи древних цивилизаций отмечали поразительное гносеологическое самомнение древних людей. Туземец “знает все” - в том смысле, что нет такого вопроса, который поверг бы его в сомнение или поставил в тупик. Эта самоуверенность дается магией, мифологией, религией, любым оккультным мировоззрением.
И вот наука вторгается в это царство сложившихся уверенностей, утешительных видимостей, сглаженных противоречий. При этом объем истинных знаний, которая она доставляет, несовместим с громадным объемом псевдознания, которое она отбрасывает. Теперь наука рассматривается как новый пастырь и новый демиург, теперь она вместо религии опекает человека. И если наука идет на поводу у этой потребности, тогда она становится источником суеверия. Под таким парадоксальным названием “Наука - источник суеверия” появилась в свое время в нашей философской литературе статья Ю. А. Шрейдера. Около науки начинают плодиться мифы, мимикрирующие под науку. И чем больше науки, тем больше и мифов, псевдонауки. Об этой опасности предупреждал в свое время Иммануил Кант.

2. Возникновение науки в античности. «Греческое чудо».

Первые научные программы в античной натурфилософии.

В античности научное знание тесно переплетается с философским постижением мира. Это целостное, синкретичное знание, которое не является ни наукой, ни философией в строгом смысле слова, получило название натурфилософии (философии природы). У греков понятие «природа» выражалось в категориях «фюзис и «космос». «Фюзис» первоначально обозначал не природу в современном смысле этого слова, а в первоначальном смысле - природу первой и фундаментальной реальности, того, что «первично и постоянно в противоположность тому, что вторично, производно и преходяще» (J.Burnet). Природный мир, универсум рассматривался как нечто целое, в котором царит гармония составляющих его частей, определенный порядок, “космос”. В нем каждое отдельное «физически сущее» имеет определенное место и назначение, а весь Космос выступает в качестве совершенной завершенности.
Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Фактического материала было крайне мало, и недостающие знания добывались чисто умозрительным способом. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. Умение мыслить, используя понятия, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли, позволяющее выделять рациональное рассуждение из канвы практического повседневного опыта – великое завоевание древнегреческой философии, первое основание и предпосылка всякой науки.
Существовала ли в античной Греции связь между наукой и ремесленной практикой? В Греции любая техническая ремесленная деятельность называлась тэхнэ – понятие, имеющее индогерманские корни и первоначально обозначавшее плотницкое ремесло, строительство жилища. Позже это понятие распространяется на ремесленное производство вообще, ремесленную профессиональную деятельность. Тэхнэ принципиально отличается от понятия техники в современном значении этого слова. (Носитель тэхнэ подражает природе, приспособляется к ней, а современный техник вторгается в природу, приспособляет ее к себе – см. Горохов).
Некоторые исследователи полагают, что наука и техника существовали в сознании древних греков независимо друг от друга. Техника и производство не были научной техникой и научным производством. (Этот факт хорошо иллюстрирует беседа Сократа с изготовителем воинских доспехов – см. Горохов, с. 119). Есть и другая позиция, согласно которой ремесленная практика и натурфилософские представления тесно взаимосвязаны. В античности самые отвлеченные философские концепции носили практический характер, а эмпирические обобщения возводились в ранг общих принципов и закономерностей.
Можно выделить три научные программы в античной натурфилософии: математическую, атомистическую и аристотелевскую.
Математическая (пифагорейская) –Эвклид. Две стадии обучения в школах:окустика,гимнастика,музыка, и только на второй стадии математика. Пифагорейцы верили в бессмертие души.
Атомистическая –Левкипп, Демокрит, Эпикур. Демокрит: есть атомы и пустота;все состоит из атомов – хватит чтобы воссоздать картину мира заново. Атом-бескачеств.частицы и для всех вещей они одинаковые.
Аристотелевская программа: частные знания изучают не космос в целом, а лишь его отдельные сферы, поэтому их истины не имеют всеобщего характера. Источник чатсного знания – опыт и его последующая обработка (абстрагирование, индукция, интуиция), источник философских истин – самопознающее мышление. Оно надежнее, его истины необходимы, тогда как истины опыта только вероятны. Опытно приобретенные знания могут получить доказательный статус только тогда, когда будут выведены из всеобщих и необходимых истин. Принципы аристотелевской натурфилософии: финитизм, конечность Вселенной, запрет на бесконечные причинно-следственные цепи (отсюда идея перводвигателя); телеологизм («Бог и природа ничего не делают напрасно»все вещи в природе имеют назначение); квалитативизм (природу можно описать просто качетсвенно, а не только математикой. Отсюда – постоянная полемика с пифагорейцами и Платоном за их попытку квантифицировать физику); дуализм подлунного мира, где четыре элемента и надлунного мира с его квинтэссенциями; иерархичность природы: каждая ступень природной лестницы имеет ценностное превосходство над нижележащей.

Греческая натурфилософия и химия.
Запас эмпирических сведений по химии и ремесленных химических практик был в древности немалый. За внешними проявлениями химизма следовало искать источники внутренней активности, активные начала.
Первой впечатляющей теоретической картиной мира была, без сомнения, греческая атомистика. (все тела состоят из атомов… В одной этой фразе… содержится невероятное количество информации о мире). Основоположники атомизма Левкипп и Демокрит, жившие в 5 - 4 в.в до нашей эры, постулировали существование атомов и пустоты, в которых атомы непрерывно движутся. Атомы неделимы (гр. Атомос – неделимый), неизменны, несжимаемы и бескачественны. Но они отличаются величиной и формой. Сцепляясь в бесконечном движении, они образуют все многообразие вещей. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов, круглых и подвижных, подобных атомам огня. Позднее Эпикур (4 в. до н. э.) вводит понятие атомного веса.
Но бескачественные, «бездушные», равнодушные друг другу атомы казались тогда не совсем подходящей теорией для объяснения всего причудливого мира химических веществ с ихиндивидуальностью и активностью. Образование химического соединения требовало утраты индивидуальности атома, но античный атом не мог утратить эту индивидуальность, ибо он неизменен и вечен. Поэтому химия шла к атомистике долго и мучительно.
А тогда казалось, что для целей объяснения химических трансформаций больше подходит натурфилософия милетской школы, Гераклита и особенно греческого философа Эмпедокла (490 – 430 г.г. до н. э.) и его последователей. Древнегреческие физики искали корни, первоначала мира и находили их в воде, воздухе, огне, земле.
Особенно впечатляла идея Гераклита (530-470 г.г до н.э.) об огне как первоначале мира и его сущности. Но огонь – не только архэ, первоначало и судьба вещей. Огонь и жизненно, практически значим. Огонь – способ превращения одних веществ в нужные другие (руды – в металл, дерева – в уголь, золу), но и как источник тепла и света. В стихии огня ни одна вещь не остается собою. Именно огонь есть то, благодаря чему все химично, т. е. Способно превращаться в иное).
Но оставались и другие первоэлементы - вода, воздух, земля. Эмпедокл как бы идет на компромисс, принимая их все четыре, но считая при этом, что они не переходят друг в друга и качественно неизменны. Но при этом – активны. Различие форм материи объясняется разными количественными соотношениями этих четырех элементов. При этом во всех процессах соединения и разложения принимают участие любовь и вражда, имеющие абстрактный характер. Любовь соединяет, вражда – разъединяет. Под воздействием любви весь видимый мир «втекает» в сфайрос, этот бескачественный гомогенный шар, некое подобие «химического соединения» величиной с космос. В учении Эмпедокла есть представление о количественной, выразимой пропорции элементов в составе сложного тела. Напр., в белых костях –50% огня, 25% земли, 12,5 % воды и 12,5 % воздуха. Добавив к четырем элементам четыре качества – силы – горячее, холодное, влажное и сухое, Эмпедокл строит динамичную картину космоса и человека. У Эмпедокла речь идет не о химическом соединении, а о биологическом слиянии элементов в целое. Антропоморфизм здесь налицо. И это естественно для греков, которые считали космос одушевленным, а человека как его прямое продолжение. Натурфилософия Эмпедокла близка к современной химии. Три основные идеи этой науки впервые отчетливо предстают тут перед нами: гипотеза множественности; идея соединений, и признание количественных различий или изменчивости пропорций в этих соединениях.
Химическое знание, по Платону, - «правдоподобное знание» о веществах и их естественных превращениях. Это и не точное знание идей, но и не миф. Для космоса главное – красота и благо. Очень важное добавление к натурфилософии Эмпедокла: все стихии – огонь, вода и др. эстетически выводимы и связаны единой пропорцией в прекрасно-благое единство. Кроме земли, все стихии превращаются друг в друга. Есть еще у Платона понятие о единой субстанции, незримой, бесформенной и всевосприемлющей. А 4 элемента – это качественно различные состояния этой субстанции. Каждый элемент связан с правильным многогранником. Огонь – тетраэдр, воздух – октаэдр и т.д. Треугольники, из которых составлены все элементы, стареют, что приводит к старости и смерти человека. Т.о. химия Платона встраивается в его замысел космического антропогенеза.
Непосредственной основой донаучной химии стало учение Аристотеля, ученика Платона, о четырех началах-принципах. Аристотель усиливает идею Платона о изменчивости начал. В древности часто превращение воды в пар («воздух»), выпадение осадков растворенных солей «»земли») из воды, образование дыма («воздуха») при горении, конденсация паров и др. трактовались как првращение начал-стихий друг в друга. Аристотель не игнорирует эти наблюдения. Начала-стихии у него – сложные, образованные попарным сочетанием противоположныхсвойств, первичных качеств или принципов с первичной субстанцией. Начала-принципы – холод, тепло, сухость и влажность. Огонь – это теплое и сухое, воздух – теплое и влажное, земля –холодное и сухое, а вода – холодное и влажное. Позднее Аристотель ввел пятый элемент эфирной, духовной природы, который проникает во все вещи. С его помощью сливаются материя и дух. От этой философии – один шаг к алхимии.


3. Культурные практики Пифагорейской школы.


4. Феномен Платоновской Академии.

Платоновская академия в Кареджи — объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления, в рамках которого развивался флорентийский неоплатонизм. Академия возникла в 1462 году. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, могущественного Козимо Медичи, подарившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат.

Вилла Кареджи более трёх десятилетий была местом, где проходили диспуты участников Платоновской академии, возглавлявшейся все эти годы Марсилио Фичино. Получив образование во Флорентийском университете, где он изучал литературу, медицину и философию, Фичино начинал свои гуманистические штудии с увлечения философией Аристотеля и Эпикура, но в зрелые годы всецело посвятил себя переводам с греческого на латинский сочинений легендарного Гермеса Трисмегиста, диалогов Платона и сочинений неоплатоников. Эту философскую традицию античности он сделал доступной (в том числе и благодаря быстро развивавшемуся книгопечатанию) широкому кругу образованных людей в Италии и других странах Европы. К тому же как глава Платоновской академии он вёл обширную переписку с гуманистами, богословами и другими образованными людьми разных стран, ещё только начинавшими приобщаться к платонизму.

С Платоновской академией были связаны многие известные гуманисты — Кристофоро Ландино, Джованни Пико делла Мирандола, Джованни Нези, а также поэты Анджело Полициано, Джироламо Бенивьени, Нальдо Нальди, художник Сандро Боттичелли и другие. На заседаниях академии, не имевшей строго фиксированного членства, могли присутствовать все, кто интересовался философскими проблемами. Здесь часто бывали и Козимо Медичи, и позже его внук Лоренцо Великолепный.

Одной из ведущих тем дискуссий была эстетика (учение о прекрасном). Академию отличала атмосфера свободного научного поиска, дружеское обсуждение вопросов, которые вызывали общий интерес, стремление к синтезу областей знания.

Платоновская академия во Флоренции не была единственной в Италии: в 1460-е гг. возникли ещё две академии — в Риме, где её возглавил гуманист Помпонио Лето, и в Неаполе (под покровительством короля) во главе с поэтом-гуманистом Джованни Понтано. Гуманистические академии стали новой формой самоорганизации интеллигенции — учёными сообществами, отмеченными свободой развития мысли и обращения к самым разным философским традициям. Это отличало их от университетского корпоративизма и привязанности лишь к учению Аристотеля, которое занимало в университетах прочные позиции. Академии способствовали широкому распространению гуманистических знаний, которые рассматривались в среде создателей новой культуры как всеобщее достояние, как важный фактор совершенствования человека и общества.

На базе происходивших в академиях дискуссий гуманисты нередко создавали и публиковали произведения, в которых находили отражение атмосфера, проблематика, аргументация споров. Так произошло, к примеру, с обсуждением на вилле Кареджи диалога Платона «Пир»: оно побудило Фичино написать в 1469 году и издать «Комментарий на „Пир“ Платона», ставший известным далеко за пределами академии.

До Платоновской академии итальянские гуманисты не касались центральных онтологических проблем. Теперь борьба между гуманизмом и схоластикой выходила за пределы этики и антропологии: речь шла уже о боге и мире. Существует легенда, что флорентийский архиепископ Антонин (позднее причисленный к лику святых), встревоженный опасными платоническими увлечениями юного Фичино, настоял, чтобы тот предварительно изучил “Свод против язычников” Фомы Аквината в качестве противоядия против некатолических воззрений. Легенда эта не подтверждается источниками, и, хотя некоторые новейшие католические исследователи пытаются обнаружить в сочинениях Фичино чуть ли не определяющее воздействие взглядов “ангельского доктора”, речь может идти лишь о факте знакомства Фичино со схоластической традицией.


5. Геоцентрическая картина мира (Аристотель, Птолемей).

Начиная с IV века до н. э. греческие мыслители строят геометрические модели мира, призванные объяснить движение небесных светил. Рождению новой космологической модели способствовал самый выдающийся ученый Древней Греции – Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). На основе достижений всей греческой науки он создал единую научную систему, сформировал детально разработанное мировоззрение. Аристотель превратил сведения о видимых небесных явлениях и движениях светил в стройную теорию – систему мира. Система мира по Аристотелю основывалась на четырех принципах, являвшихся синтезом всей греческой науки.

Принципы, лежащие в основе геоцентрической системы мира

  1. Небесный свод (сфера неподвижных звезд) – опора для звезд и граница между небом и землей. Он за сутки делает полный оборот вокруг оси, соединяющей северный полюс неба с южным. Ось вращения пересекается с небесной сферой в двух неподвижных точках – полюсах мира. Принцип сохранился до Коперника.
  2. Одухотворенность небесных тел: звезды, как и другие небесные тела, обладают душой, приводящей их в движение.
  3. Принцип небесного совершенства:

…космос как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное и непричастное дряхлению и недугам. Затем Бог путем вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой всюду равно отстоит от центра…

Платон

Небесное совершенство обусловлено несколькими обстоятельствами.

  • Небеса идеальны во всех отношениях. Они сами и их опоры состоят из вечной материи – эфира. Эфир, согласно Аристотелю, - самый легкий элемент, который, лежит на границе между материальным и нематериальным. Эфир не может превращаться в другие элементы, следовательно, он не может ни возникать, ни уничтожаться. Потому для небесных тел и возможно движение, которое недоступно ничему земному. Поэтому и небо не могло возникнуть, и, следовательно, мир существует вечно.
  • Все небесные тела и Земля шарообразны. Шар и сфера, идеальные геометрические фигуры. Шар при вращении вокруг собственной оси всегда занимает одну и ту же часть пространства. Сфера – геометрическое тело, все точки поверхности которой равноудалены от центра. Концепция шарообразной формы тел во Вселенной и самой Вселенной вошла в основу всех последующих конструкций Вселенной.
  • В небесах реализуется только совершенное движение: совершенное движение – это вечное, равномерное круговое движение.
  1. Музыка сфер: в основе небесных явлений лежат математические закономерности. Существование восьми небесных сфер и такого же числа тонов музыкальной гаммы подтверждали это. Каждая сфера поет свою ноту, и восемь нот сливаются в гармонию – музыку неба.

Все принципы подчинены главной концепции древних греков: миром правит гармония. Примером небесной гармонии являются Платоновы тела. Существует всего пять правильных выпуклых многогранников разной формы.Впервые исследованные пифагорейцами, эти пять правильных выпуклых многогранника были впоследствии подробно описаны Платоном и стали называться в математике платоновыми телами. Все грани многогранников – одинаковые правильные многоугольники, все многогранные углы равны. С помощью треугольников Платон строит четыре правильных многогранника, ассоциируя их с четырьмя земными элементами (землей, водой, воздухом и огнем). И лишь последний из пяти существующих правильных многогранников – додекаэдр, всеми двенадцатью гранями которого служат правильные пятиугольники, претендует на символическое изображение небесного мира. Платоновские многогранники

Честь открытия додекаэдра (или, как полагалось, самой Вселенной, этой квинтэссенции четырех стихий, символизируемых, соответственно, тетраэдром, октаэдром, икосаэдром и кубом) принадлежит Гиппасу, впоследствии погибшему при кораблекрушении. В этой фигуре запечатлено множество отношений золотого сечения, поэтому ему отводилась главная роль в небесном мире.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...