Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основным моральным принципом биомедицинской этики становится принцип уважения прав и достоинства человека.




Красным цветом (не нашла или не совсем уверена)

1. Своеобразие медицины. Цель и моральные основания медицинского знания.

1)Медицина представляет собой особую форму знания и практической деятельности, объектом которой выступает человек. Однако в отличие от других конкретных наук, изучающих человека, предмет медицинского исследования и объяснения является, пожалуй, самым многогранным и сложным по своей объективной природе. В центре внимания медицины находится нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, а именно, его здоровье и болезнь. Медицина выделяет в изучении человека все то, что имеет непосредственное отношение к его здоровью, стремясь тем самым избавить человека от болезней и страданий, возвратить его к нормальной жизнедеятельности. Целью медицинского знания и деятельности является спасение жизни человека, помощь в достижении здоровья. Таким образом, в познавательной и практической составляющих профессии врача, и в этом одна из ее главных особенностей, определяющим является моральное основание «решительное действие на благо страдающего человека».

Важным свидетельством того, что медицина представляет собой и моральное явление, выступает само понятие «медицина», восходящее к латинскому «medicina». Так, близкое к «medicinа» слово «medicare» имеет два значения лечить и отравлять, а «medicamen» медикамент и яд, волшебство, что постоянно напоминает о мере ответственности лечащего перед пациентом.

Со времен Гиппократа общепризнанным и бесспорным было суждение о том, что нравственная культура врача — это не просто заслуживающее уважения свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм. Для медицинского познания и практики всегда одинаково значимы как сами профессиональные знания, умения и навыки, так и система нравственных ценностей, которая лежит в их основании. Сохранение жизни и укрепление здоровья человека выступают в качестве аксиологических ценностных оснований и нравственных ориентиров деятельности врача.

Такое своеобразие медицины обусловило то, что она явилась единственной сферой человеческой деятельности, изначально подчиненной нравственным регулятивам профессиональной этики.

2)В историческом аспекте нравственные ориентиры медицинской деятельности нашли свое отражение в четырех этических моделях, имеющих свои ключевые моральные принципы.

2. Этика как учение о морали. Теоретическая и прикладная этика. Профессиональная этика врача.

этика - наука, изучающая мораль, как одну из важнейших сторон жизнедея­тельности человека, общества. Мораль — понятие, связанное с системой нравов, с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности. Этика не только описывает и объясняет мораль, но и учит морали.

Прикладная этика — направление профессиональной этики, изучающее практические моральные проблемы (в частности, аборт, эвтаназия, смертная казнь, искусственное оплодотворение, использование атомной энергии).

Как правило, проблемы, изучаемые прикладной этикой, имеют вид моральной дилеммы с двумя более или менее равнозначными и обоснованными решениями.

Теоретическая этика —рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Профессиональная этика врача.

-Врач в своей профессиональной деятельности руководствуется Клятвой врача Республики Беларусь. - Главной целью профессиональной деятельности врача является сохранение жизни и здоровья человека, предотвращение болезней и облегчение страданий больных вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания. -Основным условием успешной врачебной деятельности является профессиональная компетентность врача и его высокие нравственные качества. -Здоровье каждого человека является не только его личной, но и общественной ценностью. -Врач обязан всеми доступными ему способами содействовать делу охраны здоровья населения, бороться с любыми формами проявления жестокости и унижения человеческого достоинства.

3. Моральные кодексы медицинской этики. Клятва Гиппократа. Международная клятва врача. Клятва врача Республики Беларусь. (хз что тут нужно…)

моральный кодекс — система правил или этических принципов, управляющих поведением медицинских рабтников, выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.

 

4. этапы развития медицинской этики. Модель Гиппократа и принцип «Не навреди».

Модель Гиппократа и принцип «Не навреди». Исторически первой формой медицинской этики стали уже упомянутые выше моральные принципы врачевания Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э. ), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др. Гиппократа называют «отцом медицины». Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной медицинской этики.

Становление греческой светской медицины было связано не только с влиянием рационального знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической жизни городов-государств Древней Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед пациентами. Так, в Клятве Гиппократа были впервые сформулированы и выписаны именно обязанности врача перед больными и своими коллегами по ремеслу.

Часть медицинской этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения медицинского работника и пациента под углом профессиональных обязательств медицинского сообщества, называют «моделью Гиппократа». Совокупность же рекомендаций, которые принимает медицинское сообщество, осознавая свою особую включенность в общественную жизнь, являются принципами, заданными этикой Гиппократа. Речь идет о 10 принципах (или обязательствах), а именно:

1) об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками,

2) о гарантиях непричинения вреда,

3) о гарантиях оказания помощи,

4) об обязательствах проявления уважения к пациенту,

5) об обязательствах проявления справедливости,

6) об отрицательном отношении к эвтаназии,

7) об отрицательном отношении к абортам,

8) об отказе медицинских работников от интимных связей с пациентами,

9) о заботе о пользе больного,

10) о врачебной тайне.

Со временем нравственный опыт и история врачевания обязательство «о не причинении вреда» превращают в основополагающий для модели Гиппократа принцип «Не навреди». Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу ни много ни мало  свою жизнь.

4. Исторические этапы развития медицинской этики. Модель Парацельса и принцип «Делай добро».

 

Модель Парацельса и принцип «Делай добро». Второй исторической формой медицинской этики стало понимание взаимоотношения медицинского работника и пациента, которое начало складываться в средние века под влиянием христианского мировоззрения и наиболее точно выражено в эпоху Возрождения Парацельсом (1493-1541 гг. ). Принимая христианскую норму отношения человека к человеку «люби ближнего своего как самого себя», «любите врагов ваших», Парацельс учил своих учеников: «Сила врача в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства - любовь».

«Модель Парацельса» — это такая форма медицинской этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как одна из важнейших составляющих стратегии поведения врача, а основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие.

Если в гиппократовской модели медицинской этики, прежде всего, завоевывается социальное доверие личности пациента, то в «модели Парацельса» делается акцент на учете эмоционально-психических особенностей личности, на признании важности душевных контактов с врачом и включенности таких контактов в лечебный процесс. В границах «модели Парацельса» в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи медицинского работника и пациента. Врачевание - это организованное осуществление добра.  

5. Исторические этапы развития медицинской этики. Деонтологическая модель и принцип «Соблюдения долга».

 

Деонтологическая модель и принцип «Соблюдения долга» - третья историческая форма медицинской этики. Ее становление относится к периоду Нового времени. В это время происходит выделение естественных наук и переосмысление значения медицины как науки и ее роли в обществе. Целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Медицинская этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине.

Деонтологическая модель медицинской этики — это совокупность «должных» правил для всех участников лечебного процесса, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Принцип «соблюдения долга» основной для деонтологической модели. Соблюдать долг это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны как медицинского сообщества, общества в целом, так и их собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения, в том числе аргументы от «приятного и неприятного», «полезного и бесполезного» и т. п. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным, основанием действий медицинского работника. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы точно сформулированных правил поведения разработаны практически для каждой медицинской специальности.

6. Исторические этапы развития медицинской этики. Биоэтическая модель и принцип «Уважения прав и достоинства человека».

 

Биоэтическая модель и принцип «Уважения прав и достоинства человека. Становится частью биоэтики и биомедицинской этики, которые предполагают широкое общественное обсуждение проблем, возникающих в результате стремительного прогресса биомедицинских технологий, которые начинают рассматривать медицину в контексте прав человека.

Конфликт прав, принципов, ценностей, а по сути человеческих жизней и судеб культуры  реальность современного плюралистического общества. Это не могло не сказаться и на судьбах традиционной медицинской этики и деонтологии. Если на уровне деонтологической модели врач и другие медицинские работники руководствуются в своей практике определенным набором должных этических норм и правил, то в биомедицинской этике основным становится конфликт прав, например, «права плода на жизнь» и «права женщины на аборт», «права производителя лекарств на получение прибыли» и «права пациента на доступное лекарственное обеспечение». Еще одним примером может служить отношение к эвтаназии. Правовое сознание пациента, отстаивающее «право на достойную смерть», вступает в противоречие с правом врача не только следовать профессиональному принципу «не навреди», но и исполнить заповедь «не убий».

Основным моральным принципом биомедицинской этики становится принцип уважения прав и достоинства человека.

Таким образом, морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей связаны между собой и являются реальными элементами целостной системы этического знания, составляющими ценностно-нормативное содержание биомедицинской этики как современной формы профессиональной этики медицинского сообщества и как специальной отрасли биоэтики, когда проблемы обеспечения права человека на жизнь и здоровье решаются не только на профессионально-корпоративной, но и на более широкой социальной основе, с привлечением представителей других профессий и широкой общественности.

8. Биоэтика и биомедицинская этика: социокультурные предпосылки возникновения и своеобразие предмета.

1) Становление в 60-70 годы ХХ века биоэтики и биомедицинской этики как новых форм научного знания было обусловлено необходимостью выработки этических ориентиров человеческой деятельности, основанных на ценности Живого, Человека, его жизни и здоровья.

Социокультурные предпосылки появления биоэтики весьма многообразны.

1. Обнаружившиеся к середине ХХ века негативные последствия научно-технического прогресса резко обнажили противопоставленность естестеннонаучной, социальной и гуманитарной составляющих культуры. Постепенно происходит осознание человечеством того, что технический, научный, экономический, социально-политический прогресс должен быть дополнен духовным, нравственным прогрессом. В философском и научном осмыслении это проявилось в концепциях биосферы, ноосферы и этосферы, когда, соответственно, жизнь, разум и нравственность становятся факторами коэволюции Человека и Вселенной.

2. Качественные изменения в науке привели к становлению в последней трети ХХ века постнеклассической науки, которая включила в сферу своего рассмотрения «человекоразмерные» объекты. В ткань всей современной науки входят непривычные для классической науки блага человека и человечества, морали и добра, долга и ответственности за полученные результаты. Ценности человека становятся сопряженными научной истине, а аксиологическая компонента становится неотъемлемой компонентой научного исследования. Актуализируются проблемы этики науки и социальной ответственности ученых.

3. К этому же времени становятся актуальными необходимость и потребность осмысления и нравственной оценки научных достижений в сфере биологии и медицины. Грандиозные изменения в их техническом и технологическом перевооружении, кардинальные сдвиги в медико-клинической практике, появление новейших биотехнологий, успехи генной инженерии, возможности трансплантологии и длительного поддержания жизни умирающего пациента – явственно продемонстрировали недопустимость отношения к человеку только как к объекту наблюдения, экспериментирования и манипулирования. Стала актуальной необходимость совершенствования и нового переосмысления этико-гуманистических факторов профессиональной деятельности медиков и биологов.

4. В условиях гуманизации общественной морали увеличивается внимание к правам человека. Фундаментальной проблемой современной биомедицины становится защита прав человека при его соприкосновении – вынужденном или добровольном – с медико-биологическими воздействиями и манипуляциями. Забота о жизни и здоровье начинает рассматриваться как право каждого человека, а не приоритетное право ограниченного круга лиц (медиков и биологов), которые ранее считали это своей корпоративной профессиональной привилегией.

В своей совокупности все это обусловило процесс трансформации этики вообще и медицинской этики в частности. В условиях переоценки традиционных ценностей именно этика более других гуманитарных наук подходит на роль базовой основы гуманизации всей человеческой, в том числе и биомедицинской деятельности.

2)Определение этих аспектов (Аспекты концептуальной модели БМЭ) позволяет очертить контуры проблемного поля и выявить круг нормативно-этических проблем, которыми, с одной стороны, биоэтика и биомедицинская этика призваны заниматься как наука и которые, с другой стороны, должны быть предметом особой заботы в процессе формирования моральных установок специалистов-медиков. Причем выявляется не один, а несколько «кругов» проблем, которые, переплетаясь и взаимно дополняя друг друга, определяют содержание биомедицинской этики (БМЭ).

 

9. Концептуальная модель и проблемное поле биомедицинской этики.

 

Концептуальная модель биомедицинской этики включает следующие аспекты:

- нормативный, в рамках которого исследуются специфика и «работоспособность» общечеловеческих моральных ценностей в медицине;

- ситуативный, обосновывающий необходимость морального выбора и принятия решений в различных биомедицинских ситуациях и казусах;

- экспериментальный, предполагающий распространение моральных принципов на биомедицинские исследования и их этическую экспертизу;

- деонтологический, регулирующий функции и принципы поведения медика во взаимоотношениях по вертикали (в системе «врач-больной») и по горизонтали (в системе «врач–врач»);

- институциональный, связанный с необходимостью решения социальных и профессиональных проблем здравоохранения и ролью биоэтических комитетов как специальных институтов в этом процессе.

Определение этих аспектов позволяет очертить контуры проблемного поля и выявить круг нормативно-этических проблем, которыми, с одной стороны, биоэтика и биомедицинская этика призваны заниматься как наука и которые, с другой стороны, должны быть предметом особой заботы в процессе формирования моральных установок специалистов-медиков. Причем выявляется не один, а несколько «кругов» проблем, которые, переплетаясь и взаимно дополняя друг друга, определяют содержание биомедицинской этики (БМЭ). Основными проблемными кругами БМЭ являются следующие:

1) модификация традиционных моральных принципов и ценностей в профессиональной деятельности медицинских работников и биологов – нормативно-этический круг;

2) нравственные коллизии в конкретных ситуациях – казусы, возникающие в процессе биомедицинских исследований и лечения больных – ситуативный круг;

3) «новые» межличностные отношения в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере современной медицины – деонтологический круг.

Первый круг проблем биоэтики – нормативно-этический связан с необходимостью проследить, как могут и должны проявлять себя в медицинской деятельности или биологических исследованиях – на теоретическом и практическом уровнях общечеловеческие моральные ценности и принципы, как регулируют они нормы поведения врача и исследователя, выступая основой «стратегии и тактики» их профессионального выбора. Здесь, в свою очередь, выделяются два этических аспекта.

1. Однозначное выявление сущности и критериев Жизни и Смерти человека как высших общечеловеческих ценностей. До сегодняшнего дня нет единства в их понимании, что трагически сказывается на судьбах людей, ждущих, например, пересадки донорских органов от умерших людей. Решение этой задачи, которое должно стать делом совокупных усилий медиков, философов, этиков, юристов, представителей религиозных конфессий, даст возможность определиться в решении вопроса о праве человека на достойную жизнь и праве на достойную смерть.

Решение этого вопроса, в свою очередь, выступает необходимым основанием практической деятельности специалистов в сфере трансплантации, реанимации, репродуктивных технологий и др. Особенно актуальной является проблема границы жизни и смерти. Сегодня огромное количество философских, юридических, медицинских работ посвящается так называемому праву человека на смерть, связанному с «пограничными ситуациями» его жизни.

2. Проблема активного включения в клиническую и исследовательскую практики в качестве руководства к действию высших моральных ценностей, таких как Добро и Зло, Страдание и Сострадание, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Свобода и Ответственность. Преломленные сквозь призму профессиональной деятельности медика, эти ценности обретают особую специфику, что зачастую приводит к кардинальному рассогласованию их восприятия и оценки между «обычными» людьми (пациентами) и специалистами. Сложность заключается в том, что здесь мы сталкиваемся с феноменом, который не привычен для мышления «естественника», но является атрибутом морально-этических суждений: это их субъективность и относительность.

Особенно наглядно это видно на примерах добра и зла, проявляющих в сфере медицины свою нерасторжимую связь; страдания и сострадания, демонстрирующих иногда неизбежность и даже полезность первого и сомнительное значение и опасность второго; свободы, дающей медику и биологу-исследователю право на риск, а поэтому и на ошибку, но и налагающей на них высокую ответственность. При этом большинство проблем и особенностей проявления высших моральных ценностей в медицине носят «открытый» характер: это значит, что они ставят и исследователя, и пациента перед выбором, который не является однозначным и простым и может быть одинаково мучительным для обеих сторон. Вместе с тем наличие и необходимость выбора порождает и определенное противоречие: вариативность выбора входит в конфликт с требованиями нормативной регуляции, которая, напротив, предполагает однозначность решения, особенно если речь идет о правовой регуляции.

Второй круг проблем биоэтики – ситуативный связан со спецификой, развитием и современными достижениями медицины, которые проявляются каждый раз в конкретных, неповторимых случаях и сказываются на человеческой судьбе. Одной из особенностей биоэтики как раз и является то, что она сконцентрирована преимущественно на анализе этих отдельных случаев – медицинских казусов, затрагивающих жизнь и здоровье человека, и призвана выявить и проанализировать моральные стороны конкретных ситуаций. Многочисленность и вариативность подобных ситуаций и порождает так называемые «открытые» вопросы. К их числу относятся:

- проблема эвтаназии, ставшая столь актуальной в результате небывалых достижений медицины по продлению жизни человека и зачастую его страданий;

- проблемы трансплантации и связанные с ними проблемы реанимирования;

- нравственно-правовые проблемы искусственного оплодотворения и прерывания беременности, установления критериев нормы и патологии человеческого зародыша;

- проблема предвидения и предотвращения негативных последствий медико-биологических, особенно генетических, исследований и экспериментов на человеке; определение меры ответственности исследователя и степени риска испытуемого.

Решение этих и других ситуативных проблем биомедицины во многом зависит от этической компетентности и этической позиции специалиста – гуманистической или авторитарной. Поэтому сегодня биоэтика рассматривается не только как новая отрасль теоретического и прикладного знания, но и как учебная дисциплина, овладение которой необходимо профессионалу.

К третьему – деонтологическому кругу проблем биоэтики относится определение современного характера отношений и коммуникации в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины. Вторгаясь в область медицинской деонтологии, точнее, включая ее в себя, биоэтика и БМЭ вырабатывают рекомендации по моральному регулированию человеческих отношений как в системе «врач – больной», так и в медицинском коллективе. Решение практических задач в этом направлении также во многом зависит от моделей отношений между медиками-профессионалами и их пациентами: традиционной патерналистской или новой, автономной моделей. Тенденцией современной деонтологии выступает переход от патерналистской модели к признанию автономности личности пациента или участника биомедицинских исследований.

Приоритет этих проблем определяет различие подходов к биоэтике и БМЭ в Европе и Америке. Первый – принципалистский, ориентирующий медика на рефлексию по поводу высших моральных ценностей и биоэтических принципов, обеспечивающих Благо пациента, отдает предпочтение разработке первого круга проблем. Возникает он в США, но сегодня более распространен в Западной Европе. Второй, более приземленный – казуистический (от англ. сase – казус) ситуативный подход – базируется на безоговорочном признании автономии пациента, отвечает требованиям бурно развивающейся биомедицинской науки и нацелен на выработку конкретных правил и рекомендаций в конкретных ситуациях лечения и биомедицинских исследований. Он активно разрабатывается в Северной Америке. Общим и для Европы, и для Америки, является сегодня институционально-организационный подход, соответствующий постмодернистской эпохе «управляемой» этики. Воплощающий в себе междисциплинарные ценности он более всего «озабочен» соблюдением принципа справедливости.

Особенностью БМЭ, принятой и развиваемой в Беларуси, а возможно и шире – спецификой восточноевропейской этики – является сочетанный – интегративный поход, объединяющий в деятельности врача и исследователя все эти подходы и «круги» БМЭ, что соответствует духовным традициям восточноевропейских культур и велению времени.

Концептуальная модель биомедицинской этики включает следующие аспекты:

˗       нормативный, в рамках которого исследуются специфика и «работоспособность» общечеловеческих моральных ценностей в медицине;

˗       ситуативный, обосновывающий необходимость морального выбора и принятия решений в различных биомедицинских ситуациях и казусах;

˗       экспериментальный, предполагающий распространение моральных принципов на биомедицинские исследования и их этическую экспертизу;

˗       деонтологический, регулирующий функции и принципы поведения медика во взаимоотношениях по вертикали (в системе «врач-больной») и по горизонтали (в системе «врач–врач»);

˗       институциональный, связанный с необходимостью решения социальных и профессиональных проблем здравоохранения и ролью биоэтических комитетов как специальных институтов в этом процессе.

Проблемное поле:

Первый круг проблем биоэтики – нормативно-этический – связан с необходимостью проследить, как могут и должны проявлять себя в медицинской деятельности или биологических исследованиях – на теоретическом и практическом уровнях – общечеловеческие моральные ценности и принципы, как регулируют они нормы поведения врача и исследователя, выступая основой «стратегии и тактики» их профессионального выбора. Здесь, в свою очередь, выделяются два этических аспекта.

1. Однозначное выявление сущности и критериев Жизни и Смерти человека как высших общечеловеческих ценностей. До сегодняшнего дня нет единства в их понимании, что трагически сказывается на судьбах людей, ждущих, например, пересадки донорских органов от умерших людей. Решение этой задачи, которое должно стать делом совокупных усилий медиков, философов, этиков, юристов, представителей религиозных конфессий, даст возможность определиться в решении вопроса о праве человека на достойную жизнь и праве на достойную смерть.

Решение этого вопроса, в свою очередь, выступает необходимым основанием практической деятельности специалистов в сфере трансплантации, реанимации, репродуктивных технологий и др. Особенно актуальной является проблема границы жизни и смерти. Сегодня огромное количество философских, юридических, медицинских работ посвящается так называемому праву человека на смерть, связанному с «пограничными ситуациями» его жизни.

2. Проблема активного включения в клиническую и исследовательскую практики в качестве руководства к действию высших моральных ценностей, таких как Добро и Зло, Страдание и Сострадание, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Свобода и Ответственность. Преломленные сквозь призму профессиональной деятельности медика, эти ценности обретают особую специфику, что зачастую приводит к кардинальному рассогласованию их восприятия и оценки между «обычными» людьми (пациентами) и специалистами. Сложность заключается в том, что здесь мы сталкиваемся с феноменом, который не привычен для мышления «естественника», но является атрибутом морально-этических суждений: это их субъективность и относительность.

Особенно наглядно это видно на примерах добра и зла, проявляющих в сфере медицины свою нерасторжимую связь; страдания и сострадания, демонстрирующих иногда неизбежность и даже полезность первого и сомнительное значение и опасность второго; свободы, дающей медику и биологу-исследователю право на риск, а поэтому и на ошибку, но и налагающей на них высокую ответственность. При этом большинство проблем и особенностей проявления высших моральных ценностей в медицине носят «открытый» характер: это значит, что они ставят и исследователя, и пациента перед выбором, который не является однозначным и простым и может быть одинаково мучительным для обеих сторон. Вместе с тем наличие и необходимость выбора порождает и определенное противоречие: вариативность выбора входит в конфликт с требованиями нормативной регуляции, которая, напротив, предполагает однозначность решения, особенно если речь идет о правовой регуляции.

Второй круг проблем биоэтики – ситуативный – связан со спецификой, развитием и современными достижениями медицины, которые проявляются каждый раз в конкретных, неповторимых случаях и сказываются на человеческой судьбе. Одной из особенностей биоэтики как раз и является то, что она сконцентрирована преимущественно на анализе этих отдельных случаев – медицинских казусов, затрагивающих жизнь и здоровье человека, и призвана выявить и проанализировать моральные стороны конкретных ситуаций. Многочисленность и вариативность подобных ситуаций и порождает так называемые «открытые» вопросы. К их числу относятся:

˗       проблема эвтаназии, ставшая столь актуальной в результате небывалых достижений медицины по продлению жизни человека и зачастую его страданий;

˗       проблемы трансплантации и связанные с ними проблемы реанимирования;

˗       нравственно-правовые проблемы искусственного оплодотворения и прерывания беременности, установления критериев нормы и патологии человеческого зародыша;

˗       проблема предвидения и предотвращения негативных последствий медико-биологических, особенно генетических, исследований и экспериментов на человеке; определение меры ответственности исследователя и степени риска испытуемого.

Решение этих и других ситуативных проблем биомедицины во многом зависят от этической компетентности и этической позиции специалиста – гуманистической или авторитарной. Поэтому сегодня биоэтика рассматривается не только как новая отрасль теоретического и прикладного знания, но и как учебная дисциплина, овладение которой необходимо профессионалу.

К третьему – деонтологическому кругу проблем биоэтики относится определение современного характера отношений и коммуникации в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины. Вторгаясь в область медицинской деонтологии, точнее, включая ее в себя, биоэтика и БМЭ вырабатывают рекомендации по моральному регулированию человеческих отношений как в системе «врач – больной», так и в медицинском коллективе. Решение практических задач в этом направлении также во многом зависит от моделей отношений между медиками-профессионалами и их пациентами: традиционной патерналистской или новой, автономной моделей. Тенденцией современной деонтологии выступает переход от патерналистской модели к признанию автономности личности пациента или участника биомедицинских исследований.

 

10. Универсальные принципы биомедицинской этики.

2)Принципы: Автономия личности – принцип БМЭ, основанный на единстве и равенстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом.

Добровольность – еще один принцип БМЭ, связанный с автономией пациента. Это уважение свободы волеизъявления личности, что предполагает самостоятельное принятие им решения или согласия на медицинские манипуляции или исследования при условии информированности и отсутствия внешнего принуждения – не только физического или морального давления, но и зависимости любого рода, т. е.

Информированное согласие – принцип БМЭ, требующий получения согласия больного или испытуемого на любое вмешательство в сферу его здоровья (госпитализация, назначение исследований или лечения).

Уязвимость как принцип БМЭ следует понимать в двух смыслах: Во-первых, как характеристику любого живого существа (не только человеческого), каждой отдельной жизни, по своей природе конечной и хрупкой. В этом смысле уязвимость как общая характеристика жизни может иметь более широкое значение, чем биоэтическое: она может также определяться социальным и/или морально отчуждением людей в обществе.

В определенной мере весь прогресс в области медицины и биологии может рассматриваться как борьба с человеческой уязвимостью, стремление минимизировать или «отодвинуть» ее. При этом уязвимость – в том числе смертность и конечность – оптимистически расценивается как некое обстоятельство, которое может и должно быть преодолено. Правда, здесь есть опасность лишить человека опыта боли и страданий, которые очень значимы в нашем восприятии действительности.

Второе понимание уязвимости – более узкое – относится к отдельным человеческим группам и популяциям. Уязвимые испытуемые – лица, чье добровольное согласие на участие, например, в клиническом испытании может быть результатом их чрезмерной заинтересованности, связанной с обоснованными или необоснованными представлениями о преимуществах участия в исследовании или, напротив, санкциях со стороны выше стоящих инстанций в случае отказа от участия.

Справедливость, в рамках гуманистической биоэтической парадигмы, – это принцип, предполагающий реализацию социальной программы, в соответствии с которой обеспечивается равный доступ всех слоев и групп населения к общественным благам, в том числе получению биомедицинских услуг, доступность фармакологических средств, необходимых для поддержания здоровья, защита при проведении биомедицинских исследований наиболее уязвимых слоев населения.

Толерантность – общечеловеческий моральный принцип, означающий терпимость к иным взглядам, мнениям, нормам поведения, общения и деятельности, отличным от тех, которых придерживается общество; предполагает выдержку, самообладание, способность к взаимному пониманию и согласованию разнородных интересов. В БМЭ принцип толерантности предполагает заботу о сохранении жизни и здоровья человека, предотвращении болезней и облегчении страданий больных вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания. Принцип толерантности обеспечивает также уважение к оценке и мнению коллег в процессе клинических манипуляций или научных исследований.

Принцип «Не навреди» высший принцип БМЭ, синоним принципа «святости жизни», который со времен Гиппократа стал гуманистическим идеалом врачевания и предполагает н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...