Тема 14. Правовые отношения
Понятие и признаки правоотношений. Отличие правоотношений от иных общественных отношений. Структура (состав) правоотношений.
Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособносгь.
Содержание правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности.
Объекты правоотношений и их виды.
Понятие и значение юридических фактов, их классификации.
Фактические (юридические) составы: понятие и виды. Юридические состояния.
Классификация правоотношений. Деление правоотношений по отраслевому признаку, степени определенности, способу конкретизации обязанных лиц и другим признакам.
Тема 15. Правомерное поведение, правонарушение
И юридическая ответственность
Понятие и признаки правомерного поведения. Виды правомерного поведения.
Понятие правонарушения и его признаки. Состав правонарушения. Субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона.
Виды правонарушений. Преступления и проступки.
Объективно-противоправное деяние. Злоупотребление правом. Казус.
Понятие юридической ответственности, ее признаки и функции. Принципы юридической ответственности. Неотвратимость ответственности, недопустимость двойной ответственности, презумпция невиновности и др.
Основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
Юридическая ответственность и иные меры государственно-правового принуждения. Отличие юридической ответственности от мер защиты, мер пресечения и других мер правового принуждения.
Тема 16. Юридические документы и юридическая техника
Понятие и признаки юридического документа. Виды юридических документов. Нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Документы, фиксирующие юридические факты. Деньги и ценные бумаги.
Юридическая техника: понятие, виды.
Законодательная техника. Правила подготовки нормативных правовых актов.
Правоприменительная юридическая техника. Требования к индивидуальным правовым актам.
Общие требования юридической техники к законодательным и индивидуальным правовым актам.
Тема 17. Правовые системы современности
Понятие правовой системы. Правовая система и правовая семья. Классификации современных национально-правовых систем.
Романо-германская правовая система, ее формирование, развитие, особенности. Источники романо-германского права.
Англосаксонская правовая система: ее формирование, развитие, особенности. Источники англосаксонского права.
Религиозные и традиционные правовые системы. Мусульманское право и его место в современном мире. Источники мусульманского права.
Взаимосвязи национальных правовых систем. Стремление к унификации правовых систем. Пределы унификации правовых систем.
Тема 18. Правосознание и правовая культура
Понятие правосознания, его роль в правотворческой и правореализующей деятельности. Структура правосознания. Правовая идеология. Правовая психология.
Виды правосознания. Индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Обыденное, научное и профессиональное правосознание.
Взаимодействие правосознания и права.
Деформация правосознания и ее виды. Правовой нигилизм: понятие и виды. Причины распространения и пути преодоления правового нигилизма.
Правовой романтизм (идеализм).
Понятие правовой культуры, ее структура. Правовое воспитание: понятие, задачи.
Тема 19. Правовое регулирование
Понятие правового регулирования, его предмет. Соотношение правового регулирования и правового воздействия.
Способы, типы и методы правового регулирования. Дозволение. Обязывание. Запрет. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования. Диспозитивный и императивный методы правового регулирования.
Стадии правового регулирования. Механизм правового регулирования и его элементы.
Нормативное правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование.
Тема 20. Законность и правопорядок
Понятие и значение законности. Принципы законности.
Законность и право. Законность и демократия. Законность и целесообразность.
Гарантии законности (общие и специальные юридические). Способы обеспечения законности в современном обществе.
Правопорядок и общественный порядок.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
используемые образовательные технологии (тематический план)
Тематический план
Очная форма обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические или семинарские занятия
|
| Теория государства и права как наука
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Происхождение государства и права
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс ролевая игра
|
| Понятие государства. Типы и формы государства
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс ролевая игра
|
| Функции государства. Механизм государства
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Гражданское общество и государство.
Государство в политической системе общества
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс дискуссия
|
| Правовое государство
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс дискуссия
|
| Правопонимание в юридической науке
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс дискуссия
|
| Понятие и социальная ценность права.
Право в системе социальных норм
|
|
| 6*
| Традиционный семинар плюс ролевая игра
|
| Нормы права
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правотворчество и нормативные правовые акты
|
|
| 6*
| Традиционный семинар плюс метод малых групп
|
| Система права
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс игра «Что? Где? Когда?»
|
| Реализация норм права. Правоприменение
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс
|
| Толкование норм права
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правовые отношения
|
|
| 6*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правомерное поведение, правонарушение
и юридическая ответственность
|
|
| 6*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Юридические документы и юридическая техника
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс работа в малых группах
|
| Правовые системы современности
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс дискуссия
|
| Правосознание и правовая культура
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Правовое регулирование
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Законность и правопорядок
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
|
|
| 32 часа, 26 %
|
|
Очная форма обучения
На базе СПО
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические или семинарские занятия
|
| Теория государства и права как наука
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Происхождение государства и права
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс ролевая игра
|
| Понятие государства. Типы и формы государства
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс ролевая игра
|
| Функции государства. Механизм государства
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Гражданское общество и государство.
Государство в политической системе общества
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс дискуссия
|
| Правовое государство
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс дискуссия
|
| Правопонимание в юридической науке
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс дискуссия
|
| Понятие и социальная ценность права.
Право в системе социальных норм
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс ролевая игра
|
| Нормы права
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правотворчество и нормативные правовые акты
|
|
| 6*
| Традиционный семинар плюс метод малых групп
|
| Система права
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Реализация норм права. Правоприменение
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Толкование норм права
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правовые отношения
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правомерное поведение, правонарушение
и юридическая ответственность
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Юридические документы и юридическая техника
|
|
| 4*
| Традиционный семинар плюс работа в малых группах
|
| Правовые системы современности
|
|
| 2*
| Традиционный семинар плюс дискуссия
|
| Правосознание и правовая культура
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Правовое регулирование
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Законность и правопорядок
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
|
|
| 30 часов, 31 %
|
|
Заочная форма обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические или семинарские занятия
|
| Теория государства и права как наука
| -
| -
| -
|
|
| Происхождение государства и права
| -
| -
| -
|
|
| Понятие государства. Типы и формы государства
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Функции государства. Механизм государства
| -
| -
| -
|
|
| Гражданское общество и государство.
Государство в политической системе общества
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Правовое государство
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Правопонимание в юридической науке
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Понятие и социальная ценность права.
Право в системе социальных норм
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Нормы права
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Правотворчество и нормативные правовые акты
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Система права
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Реализация норм права. Правоприменение
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Толкование норм права
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правовые отношения
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правомерное поведение, правонарушение
и юридическая ответственность
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Юридические документы и юридическая техника
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс работа в малых группах
|
| Правовые системы современности
| -
| -
| -
|
|
| Правосознание и правовая культура
| -
| -
| -
|
|
| Правовое регулирование
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Законность и правопорядок
| -
| -
| -
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
|
|
| 8 часов, 29 %
|
|
Заочная форма обучения
На базе СПО
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические или семинарские занятия
|
| Теория государства и права как наука
| -
| -
| -
|
|
| Происхождение государства и права
| -
| -
| -
|
|
| Понятие государства. Типы и формы государства
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Функции государства. Механизм государства
| -
| -
| -
|
|
| Гражданское общество и государство.
Государство в политической системе общества
| -
| -
| -
|
|
| Правовое государство
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Правопонимание в юридической науке
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Понятие и социальная ценность права.
Право в системе социальных норм
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Нормы права
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Правотворчество и нормативные правовые акты
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Система права
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Реализация норм права. Правоприменение
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Толкование норм права
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правовые отношения
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Правомерное поведение, правонарушение
и юридическая ответственность
|
| -
| 2*
| Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
|
| Юридические документы и юридическая техника
|
| -
|
| Традиционный семинар
|
| Правовые системы современности
| -
| -
| -
|
|
| Правосознание и правовая культура
| -
| -
| -
|
|
| Правовое регулирование
| -
| -
| -
|
|
| Законность и правопорядок
| -
| -
| -
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
|
|
| 6 часов, 25 %
|
|
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. Технологии традиционного обучения:
– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;
– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;
– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;
– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы;
2. Интерактивные технологии обучения:
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
Самостоятельная работа
Очная форма обучения
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной
самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе. Решение задач
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
Итого:
| |
|
Очная форма обучения
На базе СПО
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной
самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе. Решение задач
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
Итого:
| |
|
Заочная форма обучения
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной
самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе. Решение задач
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
Итого:
| |
|
Заочная форма обучения
На базе СПО
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной
самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий. Эссе. Решение задач
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий. Решение задач.
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
| Выполнение письменных заданий
|
|
Итого:
| |
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: