Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Правотворчество и нормативные правовые акты




Право как совокупность правил поведения имеет своеобразные формы выражения, знание которых необходимо в юридической практике. Для обозначения форм выражения права в юридической литературе используются термины «форма» и «источник» права. Необходимо рассмотреть соотношение этих понятий. Отметим, что выделяют внутреннюю и внешнюю форму права, а источники права рассматриваются в материальном, идеальном и юридическом смыслах.

Изучение источников права в юридическом смысле требует рассмотрения и анализа таких понятий, как нормативный правовой акт, юридический прецедент, правовой обычай, договор нормативного содержания, юридическая доктрина, религиозные памятники. Необходимо обратить внимание на особенности источников права Российской Федерации.

Основной господствующей формой права в современных государствах является нормативный правовой акт. Он более всего приспособлен к постоянному обновлению действующего права. Рекомендуется изучить данный источник права, придерживаясь изложенной ниже структуры вопроса:

А. Нормативный акт: понятие, виды. Юридическая сила нормативного правового акта.

Б. Законы: их признаки и виды. Виды законов в Российской Федерации: Основной закон, конституционный закон, обычный (текущий) закон.

В. Подзаконные акты: их признаки и виды.

Г. Классификация нормативных правовых актов в зависимости от уровня: нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты.

Студентам необходимо проанализировать нормы Конституции, предусматривающие разграничение предметов законодательства на федеральный и региональный уровни.

Действие правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц есть не что иное, как установление рамок распространения ее на отношения, являющиеся предметом регулирования.При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на следующие моменты.Действие нормативных правовых актов во времени связано с порядком вступления нормативных правовых актов в силу, порядком утраты ими юридической силы, обратной силой нормативных правовых актов (ретроспективностью) и ультраактивностью, «переживанием» нормативных правовых актов. Нужно изучить источники официального опубликования нормативных правовых актов. Действие нормативных правовых актов в пространстве зависит от распространения юрисдикции органа, принявшего нормативный акт. Необходимо уделитьвнимание принципу экстерриториальности. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц зависит от их адресности.

Правотворчество – одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. Следует иметь в виду, что правотворчество – не особая функция государства, а правовая форма, правовая «оболочка» государственной деятельности. Основными компонентами правотворчества являются: субъекты правотворчества; познавательная процедура; разработка проектов будущих нормативных правовых актов; регламенты правотворчества; прогнозирование будущих нормативных правовых актов. Правотворчество – очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (законности; демократизма; профессионализма; оперативности; научности; гуманизма; системности). Рекомендуется изучить объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс правотворчества.

Студентам необходимо знать классификации правотворчества: по субъектам правотворчества; по процедуре правотворчества; по ориентации на определенные виды нормативных правовых актов.

В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи с этим выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса. Первый – предпроектный этап – заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы и проектный этап, или этап принятия правотворческого решения. Студентам необходимо определить содержание стадий каждого этапа правотворческого процесса. Стадии предпроектного этапа: принятие решения; реализация решения; разработка проекта; экспертиза проекта; выработка окончательного текста проекта. Стадии проектного этапа: основные (законодательная инициатива; рассмотрение и принятие законопроекта; одобрение закона; промульгация закона) и факультативные (повторное рассмотрение закона).

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативных правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства – это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. Необходимо изучить виды систематизации законодательства (инкорпорация, кодификация, консолидация, учет, Свод законов РФ).

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативных правовых актов. Необходимо рассмотреть понятие, виды, средства, приемы юридической техники. Правила законодательной техники: правила внешнего оформления; правила внутренней структуры; правила относящиеся к содержанию.

Тема 11. Система права

Системность – одно из важнейших качеств права. Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Следует отметить отличительные особенности системы права от правовой системы. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура системы. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.

Рекомендуется назвать критерии деления права на отрасли, особо акцентируя внимание на предмете и методе правового регулирования, раскрыть понятие, особенности, виды отраслей и институтов права. Особо следует остановиться на характеристике отраслей материального и процессуального права, частного и публичного права, международного и внутригосударственного права. Необходимо акцентировать внимание на дискуссионность вопроса о природе комплексных отраслей права.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства. Следует рассмотреть соотношение системы законодательства и системы права исходя из следующих критериев: единства, различия, взаимодействия. Необходимо дать характеристику современного состояния российского законодательства.

Для юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен быть оптимальным для совершения тех или иных юридически значимых действий. Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера. Необходимо охарактеризовать признаки юридического процесса. Следует раскрыть принципы юридического процесса (общие, родовые и видовые), виды юридических процессов (правотворческий, правоприменительный и праворазъяснительный), элементы в структуре юридического процесса (процессуальное производство; процессуальное стадии; процессуальный режим).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...