Тема 1. Теория государства и права как наука
Семинар 1 Вопросы для обсуждения 1. Понятие и предмет теории государства и права. 2. Внутренняя структура теории государства и права. 3. Методы исследования, применяемые в теории государства и права. 4. Место теории государства и права в системе наук (гуманитарных и юридических). 5. Значение теории государства и права как учебной дисциплины для формирования профессионального сознания будущего юриста. Литература: Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 2; Российская газета. – 2009. – 21 января. – № 7; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445. (далее – Конституция РФ). 2. Федеральный закон (далее – ФЗ) от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. от 16.06.2011. № 144-ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135. 3. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с изм. от 17.06.2011. № 145-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1797. Основная литература: 1. Алексеев С.С. Право: Азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. - М.: Статус, 1999.- 712 с. 2. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 521 с. 3. *Мальков Б.Н. Основы философии права. Курс лекций.- М., 2003.- 354 с. 4. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. – Т. 1: Элементарный состав. – М.: Юстицинформ, 2000. – 506 с. Тема 2. Происхождение государства и права Семинар 2 Вопросы для обсуждения
1. Социальная власть и экономика в первобытном обществе. 2. Социальные нормы первобытного общества. 3. Отличия власти и социальных норм первобытного строя от государства и права. Семинар 3. Вопросы для обсуждения 1. Закономерности, пути и формы возникновения государства. 2. Формирование права и разрешение конфликтов в первобытном обществе. 3. Теории происхождения государства и права. Семинарское занятие проводится в интерактивной форме Семинар-игра по теориям происхождения государства и права. Группа делится на две или более команд. Одна из команд (выбор по жребию) называет ту или иную теорию происхождения государства и (или) права. Следующая команда должна назвать хотя бы одного из представителей науки, отстаивающих данную теорию происхождения. Затем третья (или первая при общем количестве в две группы) команды должна обозначать основные положения данной научной теории. Игра продолжается до исчерпания перечня теорий. Проигрывает та команда, которая исчерпала теории, их представителей или аргументы в пользу соответствующей теории. Выступление каждого из член команд должно учитываться для дифференцированного проставления баллов за занятие. Основная литература: 1. *Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов.- 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.- 528 с. 2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – 325 с. 3. Мальцев Г.В. Очерки истории раннего права и государства: Моногр. – М.: РАГС, 2010. – 320 с.
Тема 3. Понятие государства. Типы и формы государства Семинар 4 Вопросы для обсуждения 1. Научные подходы к понятию государства. 2. Основные и дополнительные признаки государства. 3. Понятие государственной власти как разновидности социальной власти и ее структура. 4. Сущность государства. Семинар 5
Вопросы для обсуждения 1. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы. 2. Форма государства: понятие, признаки, факторы влияния. 3. Форма государственного правления: понятие, виды. 4. Форма государственного устройства: понятие, виды. 5. Государственно-правовой режим: понятие, классификация. Семинарское занятие проводится в интерактивной форме Ролевая игра по проблематике формы правления. Необходимо заранее обозначить студентов, которые будут играть роль органов государственной власти при республиканской форме правления. Необходимо поставить следующие задачи: группа студентов, представляющая Конституционное Совещание, готовит краткий проект Конституции с определенной формой республики. Далее вся группа выбирает несколько студентов, которые будут выполнять роль законодательного (представительного) органа. Также вся группа избирает главу государства (если выбран проект с президентской или смешанной республикой). Либо главу государства выбирают студенты, исполняющие роль законодательного органа власти. Далее происходит формирование Правительства (студентов, которые выполняют соответствующую роль). Проведение указанной ролевой игры требует тщательной предварительной подготовки. Это касается, во-первых, определения кандидатур из числа студентов группы, которые будут выполнять соответствующие роли. Во-вторых, необходимо заранее выбрать некоторое направление в развитии общественной жизни страны, на примере которого студенты смогут показать в общей форме взаимодействие высших органов государственной власти в республике. Такое направление рекомендуется выбрать в виде конкретной задачи (к примеру, борьба с коррупцией, повышение собираемости налогов и пр.). В-третьих, студенты, которые планируются к участию в ролевой игре в качестве представителей высших органов государственной власти, должны заранее подготовить проект действий, которые они собираются осуществить (законопроект, его основные направления – предпринимаемые политические, хозяйственные, управленческие и прочие дейтсивя). После формирования «органов власти» далее участники ролевой игры приступают к реализации соответствующей, поставленной ранее, задачи.
Оценка участия студентов осуществляется как преподавателем, так и студентами группы, которые не заняты непосредственно в ролевой игре. Литература: Нормативно-правовые акты 1. Конвенция Монтевидео 1933 г. // ru.wikipedia.org/wiki/Конвенция Монтевидео. 2. Конституция РФ. 3. Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ) от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 28.12.2010. № 8-ФКЗ) // СЗ Российской Федерации. – 1997. – № 51. – Ст. 5712. 4. ФЗ от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» // СЗ РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 3996. 5. ФЗ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. от 27.06.2011. № 157-ФЗ) // СЗ Российской Федерации. – 1999. – № 42. – Ст. 5005. 6. ФЗ от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. от 18.07.2011. № 242-ФЗ) // СЗ РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4694. 7. Закон РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе РФ» (с изм. от 03.06.2011. № 116-ФЗ) // Российская газета. – 1993. – 04 мая. – № 84. Основная литература 1. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. – М.: Юристъ, 2005. – 303 с. 2. *Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 768 с. 3. *Черепанов В.А. Теория российского федерализма. Учебное пособие. - М.: МЗ - Пресс, 2005. – 320 с. 4. *Юсубов Э.С. Теория федерализма в России.- Томск, НТЛ, 1998. – 110 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|