Сущность административных правоотношений и их виды
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Предмет административного права. Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества. Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права: По субъектному признаку: · между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения); · между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения); · между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления; · между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; · между субъектами исполнительной власти и государственными служащими; · между субъектами исполнительной власти и гражданами; · между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. По признаку государственно-территориального устройства: · между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации; · между органами исполнительной власти субъектов федерации; · между органами исполнительной власти субъектов федерации и исполнительными органами местного самоуправления. В зависимости от направления действия: · внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне; · внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения. Метод административного права. Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.
Характеристика административно-правового метода: 1. представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения; 2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа; 3. чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения; 4. не исключает использования диспозитивных средств; 5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений. Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой. Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения. Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права. Источники административного права • Конституция • Международное право • Федеральные законы • Федеральные конституционные законы • Законодательные акты субъектов РФ • Указы президента • Указы высших должностных лиц субъектов РФ • Постановления правительства РФ и субъектов РФ • Нормативные акты органов местного самоуправления • Отраслевые и локальные нормативные документы
4)Исполнительная власть: понятие, место в системе разделения властей
Сущность административных правоотношений и их виды Административно-правовое отношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношений, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Установленными данной юридической нормой. 1. Основные признаки возникают, изменяются, прекращаются на основании административно-правовой нормы 2. Отличается строгой регламентацией 3. Складывается в специфической сфере 4. Обязательным субъектом являются органы гос.власти 5. Споры разрешаются в админ.порядке 6. Ответственность возникает перед гос-вом 6) Понятие административно-правовых норм, их структура и виды · гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права; · диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера; · санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений. Виды административно-правовых норм: • По назначению: материальные, процессуальные • По методу воздействия: предписывающие, обязывающие, запрещающие, управомочивающие • По форме предписания: императивные, диспозитивные • По действию во времени: срочные, бессрочные 7) Понятие и содержание административно-правового статуса гражданина
Элементы административно-правового статуса граждан: 1. принципы административно-правового статуса граждан; 2. гражданство; 3. административная правосубъектность (право(признанная государством способность физических лиц (граждан) и юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допускаемые законом. Возникает в момент рождения человека, для юридического лица - с момента утверждения (регистрации) его устава или положения (в Российской Федерации - с момента государственной регистрации).)-дееспособность(в праве способность гражданина или юридического лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за совершенное правонарушение. В Российской Федерации полной дееспособностью обладают граждане по достижении совершеннолетия (18 лет). В случае если законодательством допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.) граждан); 4. права и обязанности граждан с сфере государственного управления; 5. административная ответственность граждан; 6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан: · Конституция РФ, 12.12.1993; · Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22.11.1991; · ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», 10.10.1995; · ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», 26.02.1997; · ФЗ «Об общественных объединениях», 19.05 1995; · Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», 28.11.1991; · Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», 27.04.1993; · ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», 19.09.1997; · ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», 26.11.1996; · ФЗ «О беженцах», 19.02.1993; · ФЗ «О вынужденных переселенцах», 19.02 1993; · ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», 12.01.1996; · ФЗ «О свободе собственности и религиозных объединениях», 26.09.1996; · Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан. Виды административно-правовых статусов граждан:
1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами; 2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.); 3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей 8) Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура Указ президента от 9.03. 04 о системе и структуре фед органов исп власти. Согласно этой системе в состав исполнительной власти входят министерства федеральная служба и федеральные агентства. В соответствии с указом президента № 649 предусматривается две группы органов исполнительной власти: 1) объединенных подведомственности, соответствующим федеральным министерствам, и осуществляющим гос управление в соответствующей области. 2) самостоятельные и неподведомственный федеральным министерствам. Функции федеральных органов исполнительной власти. Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно правовое регулирование установленных актом президента РФ и правительства РФ в сфере деятельности Федеральные министерства возглавляет федеральный министр Министерства самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору а так же функции по управлению гос имуществом кроме случав установленных указом президента РФ или постановление правительства. Федеральная служба. ФС является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности а также специальные функции в области обороны, гос безопасности, защиты и охраны гос границы и т.д. Издает индивидуальные правовые акты в пределах своей компетенции. Федеральные агентства Являются федеральным органом исполнительной власти осуществляющий в определённой сфере деятельности функции по оказанию гос услуг, управление гос имуществом. ФА возглавляет руководитель, в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по надзору и контролю кроме случаев установленных президентом РФ и постановление правительства. Понятие структуры органов власти содержится в ст 112 конституции Органы включают три основных блока: 1 федеральные министерства, агентства службы руководство которых осуществляет президент РФ 2 федеральные министерства руководство которыми осуществляет правительство РФ 3 федеральные службы и федеральные агентства руководство которыми осуществляет непосредственно правительство РФ. 9)Понятие и виды государственной службы. Законодательство о государственной службе. Виды государственно службы: 1. Гражданская государственная служба 2. военная 3. правоохранительная. Государственная гражданская служба федеральный и региональный уровень, правоохранительная только федеральный уровень. Принципы построения и функционирования государственной службы: ü Принцип федерализма(единство и подчинение системы); ü Принцип законности; ü Приоритет прав и свобод человека и гражданина; ü Равный доступ граждан к государственной службе; ü Принцип единства правовых и организационных основ гос службы; ü Взаимосвязь гос службы и муниципальной службы; ü Открытость государственной службы; ü Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их должностную деятельность; Виды государственных должностей: 1. Руководители –должности замещаемые на определенный срок полномочий, либо без определения определенного срока; 2. Помощники(советники) – должности учреждающиеся для содействия лицам, замещающие гос гражданские должности. Замещаются на определённый срок, срок ограничен сроком полномочий руководителя. 3. Специалисты - должности которые учреждаются профессионального обеспечение управления гос органами и установленные функции гос замещаются без ограничения срока полномочий. Обеспечивающие специалисты – должности которые учреждаются для организационного, информационного, документального, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Без ограничения срока, к ним установлены минимальные требования. Конкурс не проходит в случаях (ст 22 закона «о гос службе»)
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином поступающим на ГГС о прохождении ГГС и замещении определенной гос должности. Срок действия служебного контракта. Он может быть заключен на определенный срок (от 1 до 5 лет) и на неопределенный срок. 10) Особенности административно-правового статуса негосударственных предприятий и учреждений 11) Виды административных правонарушений. 1. против избирательных прав (например, вмешательство в работу избирательной комиссии) 2. против вероисповедания (например, оскорбление религиозных чувств граждан) 3. против трудовых прав (например, увольнение работников в связи с объявлением забастовки) 4. против социальных прав (например, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты) 5. против прав несовершеннолетних (например, невыполнение родителями Обязанностей по воспитанию детей) 6. против здоровья (например, потребление наркотических средств) 7. против нравственности (например, занятие проституцией) 8. против собственности (например, мелкое хищение) Административные правонарушения против общественной жизни: 1. экологические (например, незаконная порубка деревьев) 2. в области промышленности (например, нарушение требованийпромышленной безопасности) 3. в области строительства (например, строительство зданий и сооружений без разрешения) 4. в области энергетики (например, повреждение электрических сетей) 5. в сельском хозяйстве (например, нарушение правил борьбы с растениями-сорняками) 6. на транспорте (например, безбилетный проезд) 7. в области дорожного движения (например, превышение скорости) 8. в области связи и информации (например, повреждение телефонов-автоматов) 9. в области рынка ценных бумаг (например, нарушение правил ведения реестра) 10. против общественного порядка (например, мелкое хулиганство) 11. против общественной безопасности (например, стрельба из оружия в населенных пунктах) Административные правонарушения против государства: 1. против государственной собственности (например, нарушение правил пользования объектов культурного наследия) 2. в области предпринимательской деятельности (например, занятие предпринимательством без государственной регистрации) 3. в области финансов (например, нарушение порядка ведения кассовых операций) 4. налоговые (например, нарушение сроков подачи налоговой декларации) 5. таможенные (например, незаконное перемещение товаров) 6. против государственной власти (например, неиспользование распоряжения судьи) 7. в области защиты государственной границы (например, нарушение правил пересечения Государственной границы РФ) 8. против порядка управления (например, проживание без регистрации) 12) Понятие административного правонарушения. Его признаки и состав. Формы вины: умысел и неосторожность. Возраст: к моменту совершения правонарушения возраст должен быть 16 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|