Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность управления: сущность, критерии и показатели




 

Эффективность управления состоит в обеспечении достижения по­ставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, ду­ховных и т. п.

Общую формулу эффективности управленческого труда (Еу) можно представить следующим образом:

Еу = эффект (результат)/затраты управленческого труда;

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, труд­но выделить результат.

Эффективное управление иногда рассматривается как способность ре­шать возникающие проблемы. Однако следует помнить, что в большин­стве случаев (за исключением природных аномалий, не зависящих от людей) именно некомпетентность в управления выступа­ют причинами самих проблем, степени их обострения и глубины по­ражающего воздействия на общество.

Следует учитывать, что на эффективность управления влияет ряд фак­торов, в том числе:

· потенциал сотрудников, их способность выполнять определенную работу;

· средства производства;

· культура организации;

· организационная структура управления

· характер взаимодействия с внешней средой и др.

 

Критерий в общепризнанном смысле - это признак, на основе кото­рого оценивается факт, определение, классификация. Критерии эффективности представляют собой признаки, сто­роны проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потреб­ностям и интересам обществам.

Показатель - это категория, отражающая ход или развитие какого-либо процесса.

Необходимо различать понятия "критерий" и "показатель эффектив­ности". Критерии обозначают объективную направленность эффек­тивности, а показатели оценивают ее уровень. Например, критерии определяются по прибыли, экономии, затратам, а показатели указы­вают на их количественные характеристики.

Каждый из видов управления имеют свои критерии эффективности. Например, социальная эффективность отличается от экономической, преж­де всего, спецификой числителя: здесь используются показатели, с раз­ных сторон характеризующие изменения качества жизни людей, - по­казатели смертности и рождаемости, реальных доходов населения, ко­личества студентов и т. д.

В качестве критерия эффективности производства исполь­зуются показатели:

обобщающие - объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.;

частные - использования отдельных видов ресурсов: труда, основных фондов, инвестиций.

К критериям эффективности социального управления можно отнести:

• уровень производительности труда, соотносимый с мировыми пара­метрами по его соответствующим видам;

• темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;

• уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой по доходам различных категорий населения, а также в сравнении со стандартами развитых стран;

• упорядоченность, безопасность общественных отношений, их воспро­изводство с нарастающим позитивным результатом.

В обществе интегрирующ им показателем эффективности управления выступает повышение качества ж изни граждан при наименьших затратах ресурсов. Именно качество жизни - основная цель общест­венного развития и главный критерий эффективности.

Критерии и показатели дифференцируются по сферам жизни: эконо­мической, социальной, политической, духовно-культурной.

К числу экономических критериев и показателей относятся:

• темпы роста экономики;

• совокупный национальный доход;

• рост производительности труда;

• техническая оснащенность производства и др.

Социальные критерии:

• душевой доход;

• семейный доход;

· минимальный прожиточный уровень;

• потребительская корзина и др.

Состояние духовно-культурной жизни общества, как правило, оцени­вается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым для развития общества в развитых странах в области об­разования является такой показатель, когда расходы на образование составляют не меньше 6% процентов государственного бюджета, ина­че неизбежна стагнация в развитии общества.

В то же время следует обратить внимание и на то, что, на взгляд неко­торых специалистов, корректной оценки эффективности социального управления пока еще нет. При этом они считают, что трудности измерения эффек­тивности управления не исключают возможности ее регулирования, опираясь на анализ, диагностику и проектирование управления. Наиболее удачной попыткой, как признают экономисты, разрабатывающие критерии и показатели эффективности, можно считать разработанный специалистами программы развитие ООН индекс человеческого развития (ИЧР), называемый также индексом развития человеческого потенциала.

ИЧР (индекс человеческого развития) стал средством измерения и оценки имеющихся возможностей для удовлетворения материальных и духовных запросов и потребностей людей. Он используется в мониторинге социально-экономического развития человека, отдельных стран и человечества в целом.

ИЧР отражает как величину благосостояния, так и качество жизни населения той или иной страны и представляет собой среднею арифметическую из трёх наиболее наглядных индикаторов уровня жизни:

Jx1 - индекс ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении; Jx2 - индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование); Jx3 - индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности (ППС) валют разных странах в долларах США.

ИЧР = (Jx1+ Jx2 +Jx3) / 3

Согласно методологии ПРООН, при расчёте каждой из составляющих сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по той или иной стране:

Jxi = фактическое значение xi – минимальное значение xi

максимальное значение xi – минимальное значение xi

 

Для индекса продолжительности предстоящей жизни за максимальный уровень принят срок в 85, минимальный 25 лет. Для индекса образования населения стандарты составляют соответственно 0 и 100 %. Для индекса реального ВВП на душа населения – 100 долларов ППС и 40 000 долларов [Теория управления / под общ. ред А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2003. - С 179- 180].

Анализ значений ИЧР достаточно наглядно показывает, сколько ещё предстоит сделать стране для достижения названых ориентиров. Чем ближе значение этого индекса к единице, тем выше степень человеческого потенциала в данной стране и тем ближе это общество на пути к желаемым целям, и социальное управление можно считать эффективным.

Диапазон значений ИЧР в «Докладе о развитии человека за 2007/2008 год» варьируется от 0,965 в Норвегии до 0,311 в Нигере (данные за 2005 г.). Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800. В группу развитых входят уже 63 страны. C 2005 г. Россия вошла в их число с индексом 0,802 (в 2001 г. — 0,779), но занимает только 67 место, между Беларусью и Албанией. Главная причина скромного места в рейтинге – не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян.

Центральная проблема методологии эффективности – согласование целей (общих и частных, стратегических, среднесрочных и оперативных), выбор приоритетов, учет сроков и достижения тех или иных результатов. Поэтому необходимым условием получения эффективности является, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития социальной системы; во-вторых, ориентация на человека, “человеческий ресурс” как цель и решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития. Критерии и показатели эффективности управления должны быть построены на одной концептуальной основе, объединены единым банком данных в рамках информационной системы и соотнесены с международными нормативами, критериями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...