Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты социальной политики




Субъектами социальной политики являются государство и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Ведущая роль государства как основного субъекта социальной политики детерминирована рядом факторов. Важнейшими из них являются:

·   государство - это центральный институт политической системы, осуществляющий управление обществом. Его решения обязательны для всех граждан. Лишь государству принадлежит право на издание законов и норм, следование которым обязательно;

·   объективно сложился примат государства в создании экономических и правовых условий активизации трудоспособных граждан на высокопроизводительный труд. Он лежит в основе личного благосостояния и процветания страны, в обеспечении баланса интересов работников, предпринимателей, нетрудоспособных граждан;

·   государство осуществляет законодательное регулирование производства и потребления, создание государственных программ образования, культуры, здравоохранения, перераспределение доходов через систему материальных компенсаций, установление льгот, целевых программ поддержки регионов и отдельных, социальных слоев;

·   ограниченные возможности коммерциализации образования, здравоохранения, науки, культуры требуют целенаправленного финансирования социально-культурных отраслей, их государственной поддержки. Контроль за уровнем занятости, инфляции, миграции - прерогатива государства. Эффективное решение этих проблем возможно на общегосударственном уровне;

·   в конкурентной рыночной экономике существует суверенитет потребителя, примат его интересов, потребностей. Это вынуждает производителей и поставщиков товаров и услуг руководствоваться и своей деятельности запросами и требованиями клиента. Однако потребитель всегда действует адекватно собственным интересам. Например, высокий уровень цен лимитирует возможность потребления высококачественных продуктов и товаров для некоторых слоев населения. Может стимулировать чрезмерное употребление низкокачественных и даже вредных продуктов (табак, алкоголь). В этом случае государство вмешивается в процесс рыночного обеспечения социальных услуг. Самоустранение же государства из этой сферы ведет к негативным последствиям, серьезным социальным издержкам;

·   важным фактором, обусловливающим государственную направленность социальной политики и усиливающим ее роль, является теоретическая и практическая проблема оптимизации, баланса свободы и равенства, экономической эффективности и социальной справедливости, идеальное решение которой без вмешательства государства невозможно. Опыт многих стран свидетельствует, что увеличение расходов на социальные программы, расширение сферы социального обеспечения за счет ограничения роста доходов ведет к снижению роста производства, эффективности. Напротив, расширение поля свободной конкуренции способствует активизации, динамизму производства, но усиливает дифференциацию в обществе, обостряет конфликты;

В сфере социальной политики, как и в целом в органах власти различают три основных уровня управления: федеральный, региональный и местный.

Применительно к основным отраслям социальной сферы данные уровни управления решают следующие задачи:

а) в области образования. Главная цель развития образования - гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.

Государство провозглашаёт гуманистический характер образования, общедоступность и адаптивность его к особенностям развития обучающихся, светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений, плюрализм в образовании, демократизм в управлении им.

Государственная сеть образовательных учреждений создается в соответствии с потребностями населения, с учетом национальных и региональных особенностей.

Комплексы среднего профессионального образования ориентируются на запросы населения и местные рынки труда.

Субъектом управленческой деятельности в области образования на федеральном уровне является Министерство образования и науки РФ. Деятельность данного субъекта направлена на определение государственной политики и нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере образования и науки.

Введение образовательной деятельности невозможно без лицензии. Она выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Право образовательного учреждения на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает после его государственной аккредитации. Право аккредитации образовательных учреждений принадлежит также данному органу управления.

Непосредственной организацией деятельности по оказанию образовательных услуг учреждениями общего, профессионального и дополнительного образования занимается Федеральное агентство по образованию.

Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования.

За счет этих средств обеспечивается общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образование на всех уровнях и ступенях системы образования, а на конкурсной основе - бесплатность среднего профессионального, высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду учреждений.

Образовательные учреждения могут оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляют государственную политику в области образования и науки на территории субъекта Российской федерации. К числу приоритетных задач, решаемых региональными органами государственного управления, относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развитие системы образования и науки, реализация федеральных программ развития образования и науки, а также разработка и реализация программ субъекта Российской Федерации в сфере образования и науки в пределах своей компетенции, совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования и др.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим федеральную и региональную политику в области образования и науки, является департамент и соответствующее управление образования и науки.

Свою деятельность данное подразделение осуществляет во взаимодействии с федеральными органами управления образованием и наукой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и научными организациями, органами по труду и занятости населения.

б) в области здравоохранения. Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. Кроме государственного ныне развивается муниципальное и частное здравоохранение.

Медицинские услуги оплачиваются из трех источников: дарственного (муниципального) бюджета, фонда обязательного медицинского страхования, средств пациента.

За счетбюджетныхсредств оплачивается гарантированный объем бесплатной медицинской помощи при сохранении ее общедоступности для всех граждан.

Обязательное медицинское страхование обеспечивает защиту интересов пациента не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Средства обязательного и добровольного медицинского страхования расходуются только на оплату услуг.

Платными могут быть услуги в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Они осуществляются по договорам с гражданами или организациями. Государство регулирует предоставление платных медицинских услуг, являющихся дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Контролируются их организация, качество выполнения, правильность взимания платы.

Предприятия и учреждения здравоохранения могут выполнять свои функции только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются на основе сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам лицензионными комиссиями.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

Деятельность по указанным направлениям осуществляется министерством во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.

Данный субъект управления осуществляет разработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия и т.д.

Функции контроля и надзора в сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Данная служба через свои подведомственные территориальные органы (управления Росздравнадзора по субъекту Федерации) в области здравоохранения осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, а также контроль:

Ø за порядком производства медицинской экспертизы;

Ø порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Ø порядком организации медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов. Такую экспертизу в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. № 1646-р осуществляют федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы - главные бюро медико-социальной экспертизы, которые имеются в каждом субъекте Российской Федерации. Данные учреждения имеют свои филиалы в городах и районах. Они подчиняются Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

Ø осуществлением судебно-медицинских и психиатрических экспертиз;

Ø производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств;

Ø производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения;

Ø проведением доклинических и клинических исследований лекарственных средств;

Ø соблюдением стандартов качества медицинской помощи;

Ø проведением экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и др.

Оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной), занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ, через подведомственные ему государственные учреждения.

Управление региональной системой здравоохранения осуществляет соответствующее министерство, департамент (управление) исполнительного органа субъекта Российской Федерации. В их подчинении находятся региональные лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в региональную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории региона.

Региональные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с собственными планами развития отрасли, сформированными с учетом особенностей регионального развития, состояния здравоохранения, анализа состояния здоровья население имеющихся региональных ресурсов отраслевой системы.

в) в области социальной защиты населения. Федеральные органы государственной власти регулируют сферу социального обслуживания, реализуют федеральные социальные программы, лицензируют деятельность по социальному обслуживанию, принимают государственные стандарты социального обслуживания, управляют федеральными учреждениями социального обслуживания.

Субъектом управления, осуществляющим государственную политику в области социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В соответствии с возложенными на него задачами оно выполняет функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, включая вопросы организации уровня жизни и доходов населения, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

Функции контроля и надзора в сфере социального развития осуществляет Федеральная служба в сфере здравоохранения и социального развития РФ через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Предоставлением государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере социального развития, в том числе: в области социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, организации предоставления социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Субъектом управления, занимающимся детьми и подростками, является Министерство образования и науки РФ. Министерство осуществляет формирование и использование федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, нормативно-правовое регулирование по вопросам опеки и попечительства над детьми; разработку и осуществление системы мер по защите прав и законных интересов обучающихся и воспитанников, повышению воспитательного потенциала образовательного учреждения, развитию государственной системы дополнительного образования детей, выявлению и поддержке одаренных детей, формированию здорового образа жизни и культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся и воспитанников, совершенствованию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей.

В субъектах Российской Федерации основные функции по социальной защите населения выполняют специальные органы (министерства, департаменты, главные управления, управления социальной защиты населения). Они образуют единую систему органов, социальной защиты населения, обеспечивающую реализацию мер государственной политики в области трудовых отношений, охраны груда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе несовершеннолетних, через сеть подведомственных им государственных учреждений социального, обслуживания населения.

В пределах установленной компетенции данные органы социальной защиты населения решают следующие задачи:

Ø реализуют государственную политику в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите их трудовых прав на территории субъекта Российской Федерации;

Ø взаимодействуют с органами местного самоуправления по реализации государственной политики в области социальной поддержки населения, трудовых отношений и охраны труда на территории муниципальных образований.

В соответствии с нормами Федерального закона №131-ФЗ о местном самоуправлении в Российской Федерации, полномочия в сфере социального обслуживания граждан отнесены в ведение субъекта Российской Федерации. Это повлекло структурную перестройку системы управления социальной защиты населения. Ныне управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях являются структурными подразделениями исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего реализацию государственной политики в области социальной защиты населения.

г) в области культуры. Субъектом управления, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, является Министерство культуры РФ.

Контрольи надзор за соблюдением массовых коммуникации и охраны культурного наследия осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Данный орган управления имеет право на выдачу лицензий на разрешение занятиями различными видами деятельности, связанной со средствами массовой информации и реставрацией объектов культурного наследия.

Оказанием государственных услуг в сфере кинематографии и культуры занимается Министерство культуры РФ. На региональном уровне органами, проводящими государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, являются министерства, департаменты или управления - структурные подразделения исполнительных органов субъектов Российской Федерации;

д) в области труда и занятости. Основные усилия государственной социальной политики в данной сфере должны быть направлены на развитие гибкого рынка труда и создание условий для возникновения эффективных рабочих мест. Это позволит обеспечить устойчивые высокие темпы экономического роста.

Для формирования гибкого рынка труда необходимо:

Ø обеспечивать совершенствование трудового законодательства;

Ø развивать территориальную мобильность рабочей силы;

Ø повышать качество занятости;

Ø повышать качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

Субъектом государственного управления, определяющим политику в области занятости населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики.

Надзор и контроль в сфере труда и занятости осуществляет Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Она же занимается оказанием услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров. На службу возложен широкий спектр полномочий по развитию трудовых отношений и формировании рынка труда.

Непосредственным трудоустройством безработных граждан, переобучением и переквалификацией, а также социальной адаптацией занимаются территориальные органы и государственные службы занятости (центры занятости) населения. Свою деятельность они осуществляют в тесном контакте с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

е) в сфере молодежной политики. Функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, а также взаимодействие с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, и мероприятия, направленные на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей, осуществляет Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), которое находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Субъектами управления молодежной политикой на региональном уровне являются организационные структуры, входящие в состав исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Анализ перечисленных выше функций, выполняемых органами управления социальной сферы различных уровней, свидетельствует, что государство выступает главным субъектом социальной политики. Оно определяет стратегическую линию развития социальной сферы, систему приоритетов социального развития как страны, так и регионов. Однако наряду с ним активную роль в социальной политике выполняют и иные субъекты.

Основными негосударственными субъектами - институтами социальной политики и в демократическом обществе, и в обществе, стремящемся перейти от тоталитаризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.

Профессиональные союзы. Это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интересов на производстве и в обществе.

Право трудящихся на объединение в профсоюзы признается международным сообществом одним из основополагающих прав в области труда, одним из условий постоянного социального прогресса и защищается международными нормами, в частности Конвенциями 87 и 98 МОТ - Конвенцией 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию, Конвенцией 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров. Согласно Всеобщей декларации прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.), "каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов" (ст. 23, п. 4).

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Мировая практика свидетельствует, что для современного как российского, так и зарубежного профсоюзного движения характерна тенденция дистанцирования от политических организаций. В России профсоюзные лидеры и активисты, опасаясь подчинения профсоюзов партийным аппаратам, вступают, как правило, лишь во временные тактические союзы с политическими партиями в период предвыборных кампаний, а также эпизодически - в порядке лоббирования своих интересов в органах государственной власти. В то же время позиции конкретных профсоюзов по актуальным социальным проблемам и в реальных социальных конфликтах в значительной мере определяются политико-идеологическими позициями их руководства.

Главная проблема и главная задача российского профсоюзного движения - превращение профсоюзов в эффективно действующий институт гражданского общества как важнейшее условие становления и устойчивости демократического социального устройства

Современные социальные движения. Возникли и развиваются как форма организованного протеста самых разных слоев населения против социально-экономических последствий неолиберальной политики национальных государств и политики международного капитала на этапе глобализации капитализма.

Современные социальные движения отличаются от традиционных форм профсоюзной и политической самоорганизации и борьбы грудящихся по социальному составу, идеологии, практической ориентации, способам действий.

В последние годы наблюдается стремление к согласованию действий, к организационному объединению вокруг тех или иных инициатив и к созданию устойчивых структур социального движения в мировом масштабе. Об этом, в частности, свидетельствует организация нескольких крупных международных встреч (в Париже, Сиэтле, Женеве, Праге и др.), в которых участвовали представители организаций и движений (в том числе представители ряда профсоюзов) всех континентов. В рамках таких встреч проходят дискуссии по теоретическим и практическим проблемам движения, организуются пикеты, митинги, демонстрации.

Общественные организации отдельных категорий граждан из числа социально уязвимых слоев населения. Происходящие в стране масштабные преобразования вызвали к жизни большое число новых социально ориентированных общественных объединений, организаций, основная цель которых - защита прав и законных интересов различных групп населения, в том числе и граждан старшего поколения. Наиболее распространенными типами общественных организаций являются:

) Российское общество Красного Креста (РОКК). Данная организация оказывает помощь беспризорным детям, беженцам и мигрантам, занимается безвозмездным донорством. Основная программа общества - служба милосердия. Служба милосердия: включает организацию медико-социальных центров, а также повседневное надомное обслуживание престарелых и людей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, преимущественно онкологическими, психическими, туберкулезом. Структура общества построена по территориальному и производственному принципам и включает Центральный комитет Красного Креста, областные, краевые, городские и окружные комитеты, а также дорожные комитеты, действующие на железных дорогах.;

) Всероссийская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Насчитывает свыше 90 тыс. ветеранских организаций - республиканских, краевых, окружных, областных, городских, районных, поселковых, а также первичных организаций ветеранов, создаваемых по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях.

Финансовыми ресурсами данной организации являются в основном спонсорские средства и доходы от лотерей, поступающие в специальный фонд, созданный Советом Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Они расходуются на культурно-массовые мероприятия и подарки ветеранам.

В первичных организациях люди работают в основном на добровольных началах. На некоторых предприятиях работники ветеранских организаций получают заработную плату благодаря политике руководства предприятий и деятельности профсоюзов.

Первичные ветеранские организации тесно сотрудничают с ЦСО, поставляя последним информацию о нуждающихся, для обеспечения адресной помощи.

На федеральном уровне Российское общество Красного Креста, Всероссийская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и всероссийское общество "Знание", создающее систему университетов "третьего возраста", являются практически единственными общественными организациями, помогающими людям старших возрастов.

Политические партии и движения. Являются прежде всего генераторами идей. Они оказывают большое влияние на формирование общественного мнения по тем или иным вопросам общественной жизни. Анализ программных документов ведущих политических партий Российской Федерации свидетельствует, что все они в той или иной степени отражают в них вопросы социальной политики. Причем несмотря на различные политические оттенки, большинство партий придерживаются схожей лексики: социальная справедливость, помощь малообеспеченным, адресная поддержка, внимание к женщинам, ветеранам труда, войны, молодежи, поддержка семьи и т.д.

Вместе с тем практика свидетельствует, что приход партий к власти отнюдь не прибавляет социальной политике приоритетности. Некоторые нормы законов, касающиеся социальной политики, зачастую "не работают" из-за отсутствия финансирования или не подкрепляются общественным мнением со стороны тех граждан, на которых распространяются данные нормы законов.

Политические партии играют в процессе подготовки и реализации социальной политики особо значимую роль. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, политическая партия является носителем определеннойидеологии- особого видения устройства мира и человека в нем.Партии активно пропагандируют и насаждают свое видение мира, определяемое интересами крупных социальных групп.

Во-вторых, политическая партия - этоорганизованное объединение людей(длительное, добровольное), структурированное на разных уровнях политики - от местного до международного. Исторически доказано, что чем лучше организована и структурирована партия, тем больших успехов может добиться.

В-третьих, выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества -социальное представительство - является одним из основных направлений в деятельности политических партий.

В-четвертых, политические партии нацелены на завоевание власти или удержание ее. Это логично и естественно, так как именно обладание властью позволяет наиболее эффективно реализовывать интересы социальных групп. Эти интересы относительно универсальны и охватывают крупные массы населения. Политическая программа партии содержит набор социальных ценностей, которые партия обещает реализовать в случае прихода к власти. Иногда отдельные части программы конкретизируются, детализируются, уделяется большое внимание частным проблемам общественной жизни. Анализ базовых документов позволяет в ряде случаев выявить уровень популизма, общей социальной и управленческой компетенции партии и ее лидеров. Программные документы отражают, как правило, социальные ориентиры и базу партий, т.е. интересы какой или каких социальных групп они будут отстаивать.

Субъектам социальной политики в нынешних российских условиях приходится считаться с новыми реалиями, значительно осложняющими осуществление социальных функций: рыночные отношения диктуют свои подходы, человек на рынке труда превращается в товар.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...