Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональные аспекты социальной политики




По многим объективным основаниям проблемы регионов и регионального развития в современной России сегодня вышли на первый план.

Существует достаточно много определений региона в разных областях знаний, каждое из которых характеризует какую-либо сторону этого понятия.

В географической литературе термин "регион" употребляется в разных значениях:

а) как синоним термина "район" в системе экономического (экономико-географического) районирования (например, Уральский регион);

б) в качестве синонима субъектов Российской Федерации (например, Московский регион);

в) для обозначения более или менее крупных территорий, включающих несколько однотипных таксонов районирования (например, Сибирский регион);

г) для обозначения территорий любого масштаба вне каких-то определенных сеток районирования (например, Арктический регион);

В Указе Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" под регионом понимается "часть Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально культурных и иных условий". В России регион может совпадать с границами территорий субъектов Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Регионализм исторически выступал всегда в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей - хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура - выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества "по горизонтали.

Усиление внимания к проблеме развития регионов России вызвало необходимость дальнейшего совершенствования региональной политики в нашей стране.

Под региональной политикой в Российской федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

При этом различаются государственная региональная политика, проводимая центральными (федеральными) органами государственной власти в отношении регионов, и собственно региональная политика, проводимая субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией.

Региональная политика в Российской Федерации строится исходя из наличия объективныхфакторов, определяющих регионализацию страны.

Во-первых, огромные размеры территорий России (известно, что по площади, равной свыше 17 млн. км2, страна занимает первое место в мире).

Во-вторых, сложные природные условия (11 млн. км2 территории находится в зоне вечной мерзлоты, пашня занимает только 8% земельной площади).

В-третьих, неравномерность расселения(75% населения сосредоточено в Европейской части, на долю которой приходится лишь четверть всей территории; при средней плотности по России - 8 человек на 1 км2 во многих регионах Сибири и Дальнего Востока этот показатель менее 1 человека на 1 км. 2

В-четвертых, Россия - не только самое крупное государство в мире по территории, но и одно из самых многоэтнических посоставу населения. Федеративное устройство России продолжаетсовершенствоваться. Все это предопределяет значимость и в то же время сложность решения региональных проблем.

В-пятых, очевидна неравномерность экономического развития регионов России: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными. К этому можно добавить и существенную разницу в территориальных размерах регионов, в численности населения.

В-шестых, разные темпы экономических преобразований, неравномерность в темпах экономического роста.

В-седьмых, большие отличия между регионами в уровне и качестве жизни населения, значительная дифференциация по уровню обеспеченности населения жильем, коммунально-бытовыми услуга медицинским и культурным обслуживанием и др.

В Концепции Стратегии социально-экономического развитии регионов Российской Федерации, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации в 2006 г., указано что основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет, являлись:

Ø формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

Ø демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа;

Ø открытие национальной экономики для внешнего рынка;

Ø изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений Центра и регионов;

Ø новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйствен жизни поверх старых административных границ;

Ø следующий этап урбанизации ("новый урбанизм"), когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной человеку среды жизни.

Региональная политика России охватывает комплекс законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий, которые должны проводиться федеральными и региональными государственными органами власти. В "Основных Положениях региональной политики в Российской Федерации" определяютсязадачи этой, политики. К ним отнесены:

·   обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

·   обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан; установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

·   выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

·   предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

·   приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

·   максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

·   становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Как система мер государственной поддержки, социальная технология, региональная политика охватывают различные направления деятельности, в том числе:

)   анализ и прогноз движущих сил и "факторов, а также механизмов регионального развития;

)   согласование общегосударственных и региональных интересов, федерального и регионального уровней управления экономическим и социальным развитием;

)   выделение и обоснование (типология) районов, нуждающихся в государственной поддержке;

)   стратегия экономического и социального развития депрессивных районов;

)   преодоление этнических конфликтов в условиях многонационального государства;

)   мониторинг демографических, миграционных, экологических и других процессов с целью преодоления кризисных ситуаций.

К числу методов государственного регулирования регионального развития относятся также: налоговое регулирование; монетаристская политика (субсидируемые кредиты, инвестиционные субвенции, дотации); тарифная политика; прямая выборочная поддержка жизнеспособности предприятий, фирм, предпринимателей; регулирование свертывания экономически бесперспективных производств; стимулирование развитие сектора услуг и др.

При формировании региональной социальной политики формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, определяются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования.

Приоритетные направления социальной политики в регионе должны исходить из общего состояния социальной сферы, определяемой на основе определенных критериев. Практика свидетельствует, что общепринятыми характеристиками при оценке социальной сферы того или иного региона являются следующие.

1. Уровень здоровья населения. Уровень и динамика здоровья, населения должны рассматриваться как важнейший компонент качества жизни, ибо выражают базовую потребность человека, представляют собой главное условие его жизнедеятельности. В данный показатель включаются:

·   ожидаемая продолжительность жизни, общая смертность (человек на 1 тыс. населения), младенческая смертность (человек на тыс. родившихся). Данные показатели непосредственно связаны " между собой и обусловлены действием ряда общих факторов. К их числу относят: ослабление здоровья населения в результате демографических сдвигов, ухудшение системы здравоохранения, питания и др.;

·   заболеваемость населения, которая характеризуется числом больных с установленным впервые в жизни диагнозом, выявленных (или взятых под диспансерное наблюдение) в течение года при обращении в медицинское учреждение или при профилактическом осмотре;

·   уровень заболеваемости - отношение числа больных с впервые в жизни установленным диагнозом к среднегодовой численности постоянного населения;

·   инвалидность - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности человека и вызывающее необходимость его социальной защиты;

·   первичный выход на инвалидность - установление инвалидности впервые в отчетном году.

Для статистической разработки данных о заболеваемости населения применяется Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, Всемирной организации здравоохранения.

2. Уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями:

1) денежные доходы населения. Денежные доходы населения (ДДН) с учетом реальной покупательной способности являются обобщающим показателем уровня жизни, характеризуя важнейшие пропорции потребления населения

2) соотношение денежных доходов населения и величины бюджета прожиточного минимума; удельный вес затрат на питание в доходах населения. Данное соотношение показывает степень удовлетворения основных потребностей, наличие материальных возможностей для удовлетворения потребностей на уровне стандартов более высокого порядка - минимального и рационального потребительских бюджетов.

Характеризуя прожиточный минимум, необходимо отметить, что он оказывает существенное влияние на уровень и качество жизни населения.

Прожиточный минимум - это стоимость минимальной потребительской корзины населения, в состав которой включаются следующие основные компоненты: продовольственные и непродовольственные товары, услуги в соответствии с установленным законом перечнем, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, выраженные в натуральных показателях, а также обязательные платежи и взносы.

Одним из показателей, наиболее полно и объективно характеризующих уровень жизни, является структура семейного бюджета. В индустриально развитых странах расходы, в частности на питание, составляют в среднем 18-21% бюджета.

3) соотношение темпов роста фиксированных доходов и средней заработной платы. Данное соотношение в мировой практике определяется так называемым коэффициентом адаптации фиксированных доходов. Регулирование данного коэффициента обусловлено необходимостью обеспечить рациональное сочетание стимулов к эффективному труду и защиту лиц с фиксированными доходами;

4) уровень социально-экономической дифференциации. Данный показатель раскрывает степень социально-экономического расслоения по уровню доходов (и потребления). Он позволяет сравнить соотношение в уровнях доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, характеризуя тем самым процессы поляризации населения по доходам, появления социально неустойчивых групп;

5) образ жизни и условия жизнедеятельности. При определении данного показателя используются следующие критерии:

Ø занятость, уровень безработицы;

Ø определение численности трудовых ресурсов;

Ø потребление продуктов питания;

3. Уровень образования и культуры. При оценке данного показателя учитываются: уровень образования населения, распределение численности обучающихся по видам государственных образовательных учреждений, а также распределение студентов государственных средних и высших профессиональных учебных заведений по отраслевой специализации учебных заведений и группам специалистов учебных заведений и группам специальностей. Обобщающим индикатором уровня образованности и культуры в мировом сообществе принято считать одну из составляющих индекса человеческого развития (ИЧР) - характеристику образования, оцениваемую по уровню грамотности и по доле молодежи, получающей образование во всех видах учебных заведений.

В числе интегральных показателей в этой сфере учитываются показатели численности занятых в отраслях культуры и образования, объемы основных фондов, обеспечивающих образование и культурное обслуживание населения.

4. Уровень общественной и личной безопасности граждан. Показатели общественной и личной безопасности во многом являются производными от состояния других показателей качества жизни. Здесь учитываются: удельный вес региона в "массиве" преступности в Российской Федерации, общий индекс преступности, удельный вес молодежной преступности.

5. Индекс человеческого развития. Это обобщающий индикатор качества жизни, исчисляемый как среднее из трех величин: уровня жизни, измеряемого доходами на душу населения с учетом уровня внутренних цен; средней предстоящей продолжительности жизни; уровня образования населения, отнесенных к уровням этих показателей, достигнутым как наивысшие в мире.

Важное значение при оценке состояния социальной сферы региона отводится характеристике жилищных условий. Вкачестве частных целевых ориентиров при оценке жилищных условий могут быть:

Ø уровень жилищной обеспеченности населения. В данном случае берется обеспеченность квадратными метрами общей площади на жителя;

Ø соответствие структуры жилого фонда составу семей. Целевым показателем в данном случае является разность между средним числом комнат и жителей, приходящихся на одну квартиру. Данный показатель измеряется для всего жилищного фонда региона и для жителей отдельных квартир;

Ø качество жилья. Определяется экспертно в соответствии с принятыми стандартами;

Ø уровень технического состояния жилищного фонда. Определяется экспертно по специальной шкале, разработанной на основе действующих нормативных документов;

Ø уровень надежности инженерных систем. Показателем по данному критерию выступает снижение числа отказов инженерных систем в год (%);

Ø обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжении, в теплоснабжении, в электроэнергии, в телефонной связи;

Ø качество коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;

Ø качество содержания улиц и внутриквартальных территорий; состояние системы санитарной очистки. Уровень чистоты определяется в баллах, степень переработки отходов - в процентах ко отходам;

Ø уровень обеспеченности населения зелеными насаждениями. Интегрированным показателем по данному критерию выступает площадь насаждений общего пользования, приходящихся на жителя города (поселка).

Таким образом, для выявления социально-экономических закономерностей, определяющих развитие системы управления социальной сферой, необходимо знать ключевые показатели, которые служат отправной точкой при планировании развития социальной сферы региона.

Важным элементом структуры социальной политики в регионе с содержательной точки зрения являются основныенаправления. Объектом их регулирования могут выступать определенные социальные процессы, действующие на территории региона, интересы социальных групп (объектов социальной политики), подсистемы социальной сферы общественной жизни (образование, наука, культура, здравоохранение, труд и быт, занятость, социальное обслуживание и др.) Направления региональной социальной политики формируются на базе основных направлений федеральной социальной политики с учетом условий регионального развития.

Для улучшения качества жизни населения в регионе реализуется всесторонне разработанная и принятая законодательным органом субъекта Российской Федерации стратегия социально-экономического развития, рассчитанная на длительную перспективу. В подобной стратегии определяются основные направления социальной политики в регионе. Они, как правило, затрагивают следующие аспекты:

1. Рост доходов населения. Этого можно добиться путем снижения численности населения с низкими доходами.

Основными предпосылками уменьшения численности населения с низкими доходами являются:

·   поддержание высоких темпов экономического роста и обеспечение макроэкономической стабильности;

·   рост денежных доходов населения, стимулирование повышения заработанной платы и сокращения дифференциации доходов между отраслями экономики и социальной сферы;

·   обеспечение социальной поддержки и гарантий работникам бюджетной сферы;

·   повышение эффективности программ социальной защиты и совершенствование механизмов социального партнерства;

·   развитие на территории области негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе дополнительного пенсионного обеспечения;

·   повышение уровня финансовой грамотности населения в части инвестирования сбережений граждан в инструменты финансового и фондового ранка.

2. Улучшение демографической ситуации в регионе. В основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны, лежат демографические процессы.

Сложившиеся тенденции изменения показателей естественного движения населения во многих регионах свидетельствуют о том, что преодолеть депопуляцию населения можно за счет таких факторов, как:

Ø увеличение рождаемости;

Ø снижение смертности населения в трудоспособном возрасте;

Ø реализация миграционной политики;

Одной из приоритетных задач демографической региональной политики является увеличение продолжительности жизни населения. Значение данного интегрального показателе характеризует уровень и качество жизни и определяется ими. При этом одним из факторов снижения смертности и увеличения продолжительности жизни является уровень развития здравоохранения.

3. Решение задач стратегии здравоохранения. Развитие здравоохранения осуществляется в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и иных федеральных проектов, рассчитанных на среднесрочную перспективу.

Стратегическая цель реализации проекта "Здоровье" на территории региона - повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Доминантами в этой области выступают:

·   развитие первичной медико-санитарной помощи;

·   усиление профилактической направленности здравоохранения;

·   удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи.

Реализацию мероприятий в сфере здравоохранения целесообразно осуществлять с учетом территориальных особенностей того или иного региона, сложившегося уровня развития здравоохранения, состояния материально-технической базы, динамики заболеваемости населения, реальной потребности населения в медицинской помощи, а также финансовых, материальных и трудовых ресурсов и степени интенсивности лечебно-диагностического процесса.

4.Развитие системы образования. Образовательная система призвана вобрать в себя самые современные знания и технологии.

В ближайшие годы будет обеспечен переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной ин инновационной экономики.

Основные направления развития системы образования в регионе:

·   обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для всех жителей региона;

·   создание условий для повышения эффективности и качества общего (начального и среднего) образования;

·   усиление социальной направленности системы образования, обеспечивающей укрепление здоровья всех воспитанников и обучающихся;

·   обеспечение адресной поддержки детей и подростков из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·   обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;

·   формирование эффективных экономических механизмов в сфере образования;

·   повышение эффективности и качества профессионального образования, создание системы профессионального образования, обеспечивающего потребности регионального рынка труда;

·   реализация системы мер по обеспечению участия учреждений профессионального образования в Болонском процессе с целью повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

5. Жилищное строительство. Реальный вклад жилищного строительства в повышение качества жизни населения будет достигнут за счет реализации стратегических действий в рамках приоритетно национального проекта "Доступное и и комфортное жилье - гражданам России" и региональных программ.

Приоритетное направление реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в стратегии развития региона:

Ø повышение доступности жилья для молодых семей (включает мероприятия по предоставлению государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы);

Ø увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

Ø увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

Ø выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Культура, спорт, общественная безопасность и правопорядок, обеспечение доступности и гарантий оказания услуг социальной сферы, социально-трудовые отношения, обеспечение прав граждан в сфере информации.

Содержание и основные направлений реализации социальной политики в данных сферах предполагают:

·   сохранение единого культурно-информационного пространства, улучшение условий доступа к культурным ценностям для большинства населения. Этого можно добиться путем обеспечения конституционного права граждан на свободный, оперативный, бесплатный доступ к информационным ресурсам библиотек и знаниям; привлечение к чтению возможно большего числа жителей; обеспечение прав граждан на свободный доступ к лучшим произведениям отечественного и мирового киноискусства;

·   сохранение, развитие и пропаганда лучших образцов академического искусства и народного творчества, повышение качественного уровня культурно-досугового обслуживания населения, повышение конкурентоспособности достижений искусства региона в РоссийскойФедерации и за рубежом;

·   обеспечение сохранения и эффективного использования движимого и недвижимого историко-культурного наследия, в том числе и вовлечение их в оборот туристско-рекреационной деятельности;

·   развитие физической культуры и спорта;

·   обеспечение общественной безопасности и предотвращение угроз возникновения социальной нестабильности;

·   обеспечение доступности услуг на всей территории региона, прежде всего в таких отраслях, как торговля, финансовые и бытовые услуги, услуги в сферах культуры и досуга, связи и телекоммуникаций;

·   развитие социальной инфраструктуры, модернизация материально-технической базы социальной сферы региона в соответствии с современными стандартами;

·   обеспечение гарантий оказания услуг социальной сферы и соответствия их государственным стандартам: доступность, качество, наличие необходимых инфраструктур, материально-технической базы и гарантий финансирования;

·   совершенствование социально-трудовых отношений;

·   обеспечение надежного эфирного вещания программ региональных государственных телерадиокомпаний на всей территории субъекта Российской Федерации путем реализации технологий теле- и радиовещания и расширения информационного пространства;

·   обеспечение доступности для населения региона краевых, городских и районных периодических печатных изданий, выпускаемых предприятиями, находящимися в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

·   обеспечение выпуска изданий о регионе публицистической, энциклопедической, научно-технической, образовательной, культурной тематики.

Таковы основные направление региональной социальной политики. Они находят свое концентрированное выражение в стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу и служат исходной точкой отсчета при разработке программ развития субъекта Российской Федерации. Динамика индикаторов неравенства показывает, что экономический рост сам по себе не способен существенно сократить региональные различия, во всяком случае в среднесрочной перспективе, требуются целенаправленные усилия государства в социально - экономической и других сферах общественной жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...