Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и особенности казахской философии.




Особенности казахской философии

Начиная с древнейших времен, основанием для са­мобытности культуры народа были имманентные формы ду­ховности, являющиеся содержанием этой культуры. Поиск внут­ренней логики казахского самосознания предопределяет саму постановку общих проблем, познавательные подходы к ним и саму предметность этого сознания. Понимание самобытности культуры казахов выражает самостоятельность, качественную определенность общества, что основано на общности и своеоб­разии жизненных доминант его членов. Здесь слились воедино различные стороны общественного бытия, онтологические и гно­сеологические аспекты общественного сознания, непреходящие элементы существования и внутренние источники развития. Самобытность оказывается одним из движущих принципов ис­тории, жизненным ядром культуры, стержнем и динамическим принципом развития общества.

Казахская цивилизация здесь предстает как крупномасштаб­ная форма организации социальной жизни, имеющая большую устойчивость во времени и пространстве, основанная на всеоб­щей связи индивидов и групп в материальном и духовном ас­пектах. Особенное значение приобретают духовные формы об­щественной взаимосвязи, которые имеют всеобщую значимость и реализуются в необходимых структурных компонентах. Со­циальными носителями этой цивилизации обеспечивается ее целостность, которая предстает как единство духовных ценнос­тей, идей, знаний, ориентации, норм и символов. Именно ци­вилизация обеспечивает преемственность в развитии общества, его связь с будущим, подчиняет общество своей динамике, что проявляется в различных периодах формирования, расцвета и застоя.

Духовный аспект цивилизации в Казахстане оказался столь весомым потому, что ни экономический, ни политический ра­курсы общества не могут исполнить той роли хранителя и транс­лятора исторической памяти, каковую с успехом выполняет ду­ховная структура. Она позволяет постоянно воспроизводить ис­торический опыт, формулирует прецеденты, которым следует общество, является сосредоточием культурного наследия. Ду­ховность задает образцы, «паттерны», которым необходимо сле­довать, в рамках которых только и можно иметь надлежащую траекторию социального поведения.

Казахская цивилизация занимает свое место в многообразии различных типов социального развития, в плюрализме путей эволюции, когда общество на Востоке и Западе идет различны­ми путями. Эта непохожесть, уход от стереотипов говорят о раз­личных динамиках развития обществ, о многовариантности по­тенций развития, о независимой собственной истории общества Востока, которая выражена в культуре и философии данного общества. Ранее, в отличие от современной постановки пробле­мы, в мировой истории культуры господствовал европоцент­ризм, гипостазировавший решение вопроса на Западе и нега­тивно расценивающий восточные версии философии, рециди­вы чему существуют и поныне. Согласно этому на Востоке су­ществовала единообразная философия, характерными чертами которой были пессимизм, интровертность, иррационализм, иде­ализм. Долгие века колониализма отмечены пренебрежитель­ным отношением к восточной мысли ввиду ее инертности и

пассивности, что было зарегистрировано в концепции Гегеля. С другой стороны, население Востока в ходе борьбы с колони­ализмом сформулировало различные способы борьбы с «куль­турным империализмом», которые были обобщены в разных формах национализма.

 

Становление казахской философии

Для казахского общества характерно философство­вание в нефилософских формах на уровне универсалий миро­воззрения, которые формируют человеческую деятельность. Здесь философемы утопают в.традиционных художественных и религиозных текстах, что побуждает историков философии ис­следовать философские системы в социокультурном плане, изу­чать тексты мировоззренческого характера.

В философском отношении важно то, что чем слабее госу­дарственность, а она всегда слаба и у казахов, и у протоказахов, тем большее влияние на этническую общность имеет природ­ная среда. Природа всегда выглядела для насельников Казах­стана как абсолютное и вечное начало, единственная реальность, которая самодеятельна, имеет имманентные причины и факто­ры существования, располагает основами активности и эволю­ции. Людям вначале оставалось лишь подчиняться природным закономерностям, постигать их причины и строить на этом бы­тие себя, избегая природных катаклизмов. Природа здесь вы­ступает как Вселенная, имеющая неисчерпаемые глубины и логику своего существования, которая диктует индивидам формы и способы их бытия.

Архаические времена побуждали человека ежедневно под­тверждать свою верность мировоззренческим установкам рода и племени, ибо суровые условия существования не позволяли соплеменникам пренебрегать социальными ориентирами и обы­чаями, иначе им угрожало изгнание из рода, что означало в подавляющем большинстве случаев верную смерть. Мироощу­щение становилось явным, миропонимание толкало на вполне определенные поступки, мировоззрение было обусловленным, реальным и ясным. Природа выступала как законченный ми­ропорядок, а человек пока является лишь частью природы.

Непосредственная близость казахов к реалиям бытия, чув­ственное отношение к наблюдаемому и воспринимаемому миру, укорененность в этом бытии выразились в понимании времени, пространства, внутреннего мира человека, иных миров суще­ствования, смысла бытия, нравственных устоев. Все это имеет реальные корни в общественном бытии казахов, отсюда проис­текает национальный образ мира, мировоззрения, которое нельзя спутать ни с одним миропониманием.

Обращение к истории культуры казахов позволяет понять то место, которое в ней занимает понятие менталитета этноса, г. е. коллективно формируемого в обществе строя мышления и пси­хики, который присутствует у всех членов этого общества и проявляется на индивидуальном уровне. Этот «феномен» куль­туры играет решающую роль в социальном поведении каждого, ибо, будучи заложенным в нем, он задает ему траекторию об­щественного движения, ориентируется в многообразном мире, задает основу выбора спектра объективно имеющихся возмож­ностей. Если на уровне бессознательного выбор совершается на базе архетипических форм и проявляется в инстинктах и им­пульсах, то менталитет диктует ориентир выбора на основе «ген­ного поведения», совокупности навыков и привычек, заданных в ходе воспитания, образования и т. д.

Основные мировоззренческие ориентиры и категории бытия у казахов были основаны на предметно-практической деятель­ности. Уже с древних времен выбор орудий труда осуществлял­ся сообразно их качеству. Человек расселялся по отрогам Кара-тау и памятники шелльашелльского времени показывают, что здесь были архаичные каменные орудия из кремния с большим ударным бугром, в чем можно видеть прообраз позднего шокпара, или соила. Найдены древние двусторонние рубящие ору­дия, скребла и остроконечники. В ашедъмустерьский период орудия усложняются, к кремнию прибавляется халцедон, для обработки каменных орудий применяются костяные и роговые орудия в виде наковаленок и ретушеров. Обнаружение новых качеств и свойств предмета стало основным путем вовлечения их в предметную деятельность людей.

Качество потому есть категория сферы непосредственного бытия, связанная с областью материального производства и за­фиксированная в памятниках материальной культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...