Традиций и инновации в казахской философии.
В данной культуре традиции приобретают самодовлеющее значение, связь поколений идет от старших к младшим, будущее однозначно определяется прошлым. Проходят столетия и даже тысячелетия, но «все старо под луной». «Я поступаю так, как поступали мои отцы, деды и прадеды» - провозглашает представитель постфигуративной культуры. В ракурсе смены типов мировоззрений в культурологической литературе выделяются мифологический, традиционный и инновационные периоды. А.Х. Касымжанов в духовной культуре казахского народа различает периоды: «1 Мифология. 2. Ренессанс. 3. Просвещение» 1. На наш взгляд, традиционная культура казахов складывается в период этнической консолидации тюркских племен Живая сила этнических процессов разорвала соединительный обруч Исламского Ренессанса. По разному можно оценить этот процесс. С позиции формирующихся этносов (казахов, кыргызов, узбеков и т.д.) распад кочевых центральноазиатских империй был благоприятным событием. Но в то же время соседние оседлые империи начали поднимать головы и готовились к завоеванию номад. Традиционное время казахской культуры наиболее полно воплощает в себе сущность тюркского номадизма, т.к. оно до начала XX века в основном сохраняло кочевое скотоводство. Соотношение традиции и инновации в культуре, прежде всего связано с пониманием времени как основы жизнедеятельности определенного социума. В традиционной культуре казахов время не отчуждено от человека и выражение «убить время» совершенно чуждо ей. Традиционная культура вырабатывает не линейное, а циклическое измерение времени и в его основе лежат естественные природные ритмы. Например, возьмем казахские названия месяцев - «кокек» - время возвращения птиц, «мамыр» - время обновления, «отамалы»- скот доходит до кондиции, «казан» - бестравие, «кантар»- минимизация солнца и т.д. Вместо линейных измерений как минута, час, секунда казахи предпочитали: «ат шаптырым» - пробег лошади, «ет асым» - время приготовления мяса, «сут писирим» - время кипичения молока, «бие сауым» - время дойки кобыл.
Если в Западной культуре (основанной на идее пустого пространства и абсолютной длительности) человек был подавлен «серыми буднями», то номад смог решить данную проблему. Человеку, оставшемуся наедине с природой, каждый миг является ценным и это позволяет ему сохранять гармоничность своего бытия в мире. На вопрос «Как дела?» кочевник отвечал с приподнятым настроением «Как обычно (адеттегiдей)». Традиционная культура номада акцентирует внимание и на виртуальные (тылсым дуние) личностные ритмы бытия. Жизнь человека рассматривается как переход от текущего, поверхностного состояния к «баки дуние». Человеку в этой жизни дается шанс приобщения к вечности. Главное условие - быть человеком («Адам бол» - Абай). Известный 12 летний цикл годоисчислений применим прежде всего, к самой личности. Особенное значение имеют пограничные между циклами возраста (мушел жас -13, 25, 37, 49, 61...). Вполне вероятно, что 11 летние циклы активности Солнца могут изменять ритмы жизнедеятельности. Другой пример: Российский профессор А. Жабин изучая биографии 11842 известных деятелей пришел к выводу о существовании 15 летних циклов творческой активности людей 1. Кроме 12 летнего цикла годоисчисления у казахов существовали представления о возрасте ягненка (10-«козы жасы»), овцы (15 - «кой жас»), лошади (25 - «жылкы жасы») и царя (40 -«патша жасы»). Время в традиционной культуре не является само-давлеющим и подвержено к инновациям. Так, традиционный бог кочевников Тенгри со временем сливается с образом Аллаха, демон Албасты постепенно приобретает свойства исламских злых духов, покровитель Тукти Баба Шашты Азиз превращается в мусульманского святого. В данном контексте эту проблему интересно рассматривает А. Байтурсынов в статье «Женщина по киргизской былине Кобланды» «Обширны пространством... и почти полной недоступностью для непривычных к ней незнакомцев, киргизская степь помогла своим сынам долгое время сохранять в неприкосновенности и первоначальной чистоте, национальный характер и обособленный народный облик. Огражденные матерью-степью от постороннего влияния, киргизы сохранили обычаи, привычки и своеобразный образ жизни народа (номада)» 2.
Существовали несколько вариантов эпоса «Кобланды» (см. Хасенов А. Истории культуры и искусства Казахстана, ч. 2, Алматы, 1986). Кипчакский вариант эпоса носит в себе множество элементов тенгрианства и шаманизма, что является отражением переходного состояния казахов к исламу Воплощением прежних верований выступает мать героини Коктен кемпыр - какое-то мифическое существо. В эпосе ощущается глубокая симпатия народа к своим старым верованиям, поневоле уступающим место и значение новым, мусульманским. Мать героя - Аналык является символом женщины- мусульманки «Это - женщина, живущая чужими радостями и печалями». (А. Букейханов). К счастью муж ее не желает забыть старые порядки номад, предания и верования предков. Он не может и не хочет усвоить мусульманский взгляд на женщину как на зависимое существо. При рассмотрении традиционной культуры казахов напрашиваются некоторые исторические параллели. После падения Западной Римской империи в Европе наступают героические века (А. Тойнби «Постижение истории». М., 1991). Но главная слабость героического кодекса состоит в том, что он носит личный, а не институциональный характер. Преданность вождю опирается на индивидуальную социальную систему. Герои не способны создать устойчивые длительные социальные и политические институты. Примером может служить падение западных гуннов после смерти Атиллы. Доминирующей формой самосознания традиционного времени казахской культуры был героический эпос. Мир эпоса как правило традиционен. В нем выражены нормы поведения в предельных ситуациях (отражения агрессии, побед над ст_e8хией и т.д.). Эпическое традиционное пространство основывается на оппозиции: «наше и не наше», «друзья-враги». И это принимает вполне определенные формы. Так, в казахских героических эпосах «нашими» являются бескрайняя степь, а высокие горы выполняют функцию естественных границ, за которыми могут находиться враги. Героическое время всегда событийно, при напряженных ситуациях оно сгущается.
Относительно направленности времени этнокультуры, их можно разделить на реликтовые и динамические, на архаические, актуальные и футуристические (Л.К, Гумилев, А. Тойнби). Здесь мы не собираемся давать моральные оценки. Например, в тоталитарной системе настоящее приносилось в жертву во имя утопического будущего (коммунизма). И некоторые современные политические деятели успокаивают терпящий бедствие народ утверждениями типа: «Потерпите, наступит светлое будущее - рынок». Но, в принципе, ориентированные на будущее динамические системы оказываются более жизнеспособными Подобно тому, как время протекает от прошлого через настоящее к будущему, так и инновационные культуры достигнут многого. Вернемся к объекту нашего исследования. Исторический анализ свидетельствует о том, что казахская традиционная культура от утопии была вынуждена ориентироваться на антиутопии. Несмотря на героические века идею «Гюлстана» (страна цветов) и «Жеруюка» (земля благоденствия) сменила идея «Зарзамана» (эпоха печали). Казахская утопия берет начало с периода кризиса номадических улусов чингизидов (Сайф Сараи. Гюлстан). Свое классическое выражение эта идея получила воплощение в творчестве «первого казахского философа» (Ч. Валиханов) Асан Кайгы. «Жеруюк» Асана характеризуется особой амбивалентностью: «рай земной» является Гармонией Хаоса и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|